Технологическая карта урока "Буквы И-Ы после Ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок построен на основе принципа действенного подхода к обучению, принципа сотрудничества, принципа обоснованного ответа.
Проблемно-диалогическая технология способствует обеспечению актуализации предметных знаний и умений учащихся, развития критического мышления, формирования коммуникативной культуры.
Применение информационной технологии способствует созданию наглядной опоры для обучения приемам анализа текста, созданию проблемно-диалогической ситуации, формированию исследовательских умений школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока русского языка | 32.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 5 Предмет: Русский язык Тема: «Буквы И-Ы после Ц»
Цели урока:
- познакомить с новым опознавательным признаком – наличием звука Ц перед гласным звуком;
- выяснить условия выбора написания букв И или Ы после Ц;
- научиться применять правило написания на практике;
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
- вызвать интерес к урокам русского языка.
Роль урока в достижении результата.
Урок построен на основе принципа действенного подхода к обучению, принципа сотрудничества, принципа обоснованного ответа.
Проблемно-диалогическая технология способствует обеспечению актуализации предметных знаний и умений учащихся, развития критического мышления, формирования коммуникативной культуры.
Применение информационной технологии способствует созданию наглядной опоры для обучения приемам анализа текста, созданию проблемно-диалогической ситуации, формированию исследовательских умений школьников.
Полноценное диалогическое общение на уроке возможно при соблюдении следующих условий:
- равенство личностных позиций учителя и ученика;
- приобретение нового знания в процессе рассуждения;
- предоставление возможности определить собственную позицию при наличии различных точек зрения;
- стимулирование самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
Результатом урока являются глубоко осмысленные выводы учащихся, полное раскрытие замысла автора, высокий эмоциональный подъём и выход на нравственные ценности, составляющие духовность личности, её образовательную среду.
Результаты урока
Получат опыт планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, оформлять свои мысли в письменной форме.
Научатся анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую (в таблицу, схему).
Научатся опознавать орфограммубукву И-Ы, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы.
Этап урока | Содержание этапа | Деятельность обучающихся | Результаты урока | ||
Личностные | Предметные | Метапредметные | |||
Организационный | - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим работу в нашей маленькой лаборатории. К концу урока мы узнаем, кто из вас самый внимательный, находчивый, активный на уроке. | Настраиваются на урок | Мотивация к учебной деятельности на личностно-значимом уровне | Включение в учебный процесс | |
Целеполагание | Проблемно-диалогическая технология, групповая форма работы - Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока. - На доске вы видите картинки, назовите предметы, которые изображены на них. – Какой звук слышится во всех этих словах? - Дайте характеристику согласному звуку (Ц). Этот звук сегодня будет гостем нашего урока. А вот и слова, в которых живёт этот звук. (Переворачиваю картинки, там написаны слова, буквы И-Ы пропущены) СТАНЦ…Я Ц…РКУЛЬ ОГУРЦ… Ц…ПЛЕНОК ЛИСИЦ…Н - Какова же тема нашего урока? Помогите мне сформулировать ее. «Правописание и-ы после ц». А теперь сформулируем цели и задачи урока. | Отвечают на вопросы. Определят тему урока. Записывают тему урока в тетрадь. Выдвигают формулировки целей и задач урока, обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей. | Планирование учебного сотрудничества и последовательности действий | Анализ объектов с целью выделения признаков Совершенствование видов речевой деятельности | Создание проблемной ситуации Умение самостоятельно определять цели, формулировать задачи урока, планировать собственную деятельность |
Актуализация | Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, продолжим наши наблюдения. Подумайте, какие буквы мы должны вставить вместо точек, предположите, почему. | По одному выходят к доске, прикрепляют буквы И или Ы, объясняют свой выбор | Интерес к познавательной деятельности | Навык морфемного анализа слова, умение обосновать свой выбор | Умение отстаивать свое мнение, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи |
Основной | Обучение в сотрудничестве Продолжим наблюдения. Прочитайте выразительно стихотворение (написано на доске). Цыплёнок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут ЦИ, где ЦЫ. ( И.Козловский) –К какому стилю относится этот текст? –Что такое цимбалы? Обратимся к толковому словарю, прочитаем значение слова. –Назовите слова с Ы и И после Ц, запишите их в тетрадь. ( цыпленок, цирк, цимбалы, мотоцикл, цифр, огурцы). –Цыпленок не знал, где пишутся ЦЫ, где ЦИ. - А вы знаете? Попробуйте сформулировать правило, подобрать примеры. Работаем в парах. (Учитель выбирает ассистентов, которые проверят написанные на листах правила у детей) Посмотрим, что у вас получилось, кто лучше справился с заданием. А сейчас мы обратимся к правилу на странице 128 нашего учебника и сравним ваши варианты с правилом в учебнике. Прочитайте правило. ––Когда же после Ц пишется Ы, а когда –И? - У кого формулировка правила совпала? Запишем в тетради примеры слов, когда пишется Ы: 1) В окончаниях слов: птицы, огурцы, куцый. 2) В суффиксе ЫН: сестрицын, лисицын, волчицын. 3) В корнях слов-исключений: цыган, цыплёнок, цыкнуть, на цыпочках, цыц, цып-цып). Эти слова нужно запомнить. –А чтобы вы не забыли, я прочитаю вам ещё одно стихотворение, в которое входят все эти слова. Цыган цыплёнка увидал, Заиграл на скрипочке, А цыплёнок услыхал— Станцевал на цыпочках. Цыц, ребята, не шуметь, А то цыган собьётся, Перестанет скрипка петь, Наш урок сорвётся. – Ну что, цыплята, вам всё понятно? Прозвучал для вас, ребята, Наш урок про ЦИ и ЦЫ. Кто не понял, те цыплята, Кто запомнил, молодцы! – Цыган подошел на цыпочках к цыплёнку и цыкнул «цыц»- формула общеизвестная. – А когда же пишем после ц И? 1) В корнях слов: цирк, цифра. 2) В словах на –ция: лекция, секция, коллекция и другие. Эти слова оканчиваются на – ция, а окончание Я, а –ЦИ –входит в состав корня. Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения. Какой вопрос (признак) возьмем за основу в алгоритме? А теперь сравним с готовым алгоритмом Плакат перед учащимися | Выразительно читают стихотворение, отвечают на вопросы. Работают со словарем. Выписывают слова с орфограммой в тетрадь. Формулируют правило в парах. Сильные ученики оценивают работу детей. Высказывают свою точку зрения, приводят примеры. Работают с учебником, читают правило вслух. Исследуют теоретический материал, сравнивают свои записи. Записывают примеры в тетрадь. Работают над составлением алгоритма. Сравнивают результаты с готовым алгоритмом. Записывают алгоритм в тетрадь | Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности | Смысловое чтение стихотворного текста, знание стилей текста, умение объяснять значение слова, работа с толковым словарем, работа с учебником | Выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений Умение структурировать знания, преобразовывать информацию, систематизировать материал в виде схемы |
Контроль на закрепление | - Выполним задания на закрепление нового материала.
Распределите слова на две группы в зависимости от написания Ы-И: Циферблат, цинга, спицы, белолицый, куницын, цыкнуть, конституция.
Узнать слово по лексическому значению и записать в тетрадь. 1) Детёныш курицы (цыплёнок). 2) Знак для обозначения числа на письме (цифра). 3) Одноглазое мифологическое существо (циклоп). 4) Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль). 5) Человек, наблюдающий за порядком на улице (милиционер). 6) Встать на кончики пальцев (на цыпочки). 7) Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы). - Проверим написанное. | Записывают слова, объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом. Отгадывают слово по его лексическому значению, самостоятельно записывают в тетрадь слова. Проговаривают правильное написание слова, объясняя выбор орфограммы | Оценивание усваиваемого материала Формирование интереса к познавательной деятельности | Включение нового знания в систему знаний Закрепление нового знания, умение действовать по алгоритму | Усвоение нового способа знания, практического его применения Умение логически мыслить |
Рефлексия | Беседа - Исследование какой темы вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке, работу класса. Домашнее задание на выбор:
| Отвечают на вопросы Оценивают свою деятельность и деятельность класса Записывают домашнее задание, выбирают задание соответствующего уровня | Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Расширение и систематизация знаний | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности успешности работы Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе,8 класс. «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе»(технологическая карта)
Тема урока: «Л.Н.Толстой. «После бала». Приём контраста в рассказе» Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Цели урока: Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтерес...
Технологическая карта урока русского языка в пятом классе по теме " Правописание-ы-и- после ц"
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая построить урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его це...
Технологические карты занятий по предмету "Английский язык", 1 курс (после 9 класса), 1 полугодие
Данные технологические карты занятий по предмету "Английский язык", являются приложением к Рабочей программе по английскому языку для студентов 1 курса медицинского училища № 13 по специальности 06010...
Технологические карты занятий по учебной дисциплине ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией", 1 курс (после 11 класса)
Данные технокарты написаны к Рабочей программе по учебной дисциплине ОП.01 "Основы латинского языка с медицинской терминологией" для специальности 060501 ФГОС СПО "Сестринское дело"....
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных».
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Тип урока- урок "открытия" нового знания. Вид урока - урок-исследование. Структура урока включает самоопределение деятельности обуч...
Технологическая карта "Буквы о-ё после шипящих в корне слова"
В помощь учителю....
технологическая карта урока "Восстановление экономики после Великой Отечественной войны" 9 класс , автор Шулепова Е.Г.
технологическая карта урока по истории России...