технологическая карта урока русского языка в 9 классе
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Шилова М.Б.

Тема урока: "Сочинение на лингвистическую тему (15.1)"

Образовательные цели урока:обощение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче ОГЭ. Развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить анализ исходного текста, отбирать фактический материал  и на этой основе создавать свой текст публицистического характера.Воспитывающие: формирование таких нравственных качеств учащихся, как доброжелательность, совестливость, уважение друг к другу.

Тип урокаурок развития речи, закрепления и развития имеющихся знаний, умений, навыков

Планируемый результат: формирование УУД (задавать вопросы, уточняя непонятное, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, доказывать свою точку зрения, делать выводы).

Разработка урока станет подспорьем молодому педагогу, перед которым стоит задача подготовить обучающихся к экзамену по русскому языку в 9 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку в 9А классе

12.04.2019

Учитель: Шилова Мария Борисовна

Тема: Сочинение на лингвистическую тему (15.1)

 Цели урока:

1) Образовательные: повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче ГИА.

2) Развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить анализ исходного текста, отбирать фактический материал  и на этой основе создавать свой текст публицистического характера.

3) Воспитывающие: формирование таких нравственных качеств учащихся, как доброжелательность, совестливость, уважение друг к другу.

Оборудование: презентация с теоретической информацией, сборники для подготовки к ГИА по русскому языку, таблица для заполнения в ходе подготовки к сочинению, опору для написания сочинения для слабых учащихся.

Тип урока: урок развития речи, закрепления и развития имеющихся знаний, умений, навыков

Планируемый результат: формирование УУД (задавать вопросы, уточняя непонятное, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, доказывать свою точку зрения, делать выводы).

Этап урока

Форма работы

Конкретные виды деятельности (учителя и ученика)

Формируемые УУД

Организационно – мотивационный

Актуализация

Подготовка к написанию сочинения

Работа с текстом

Написание сочинения (самостоятельная работа)

Рефлексия

Домашнее задание

Коллективная

Коллективная

Парная

Коллективная

Самостоятель

ная работа

1.Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Упражнение «Я есть, я живу. Я делаю, я имею, я есть»

2.Вводная часть

- О чем говорит дата 28.05?

- Считая сегодняшний день, до экзамена осталось _______дней. Пусть сегодняшний день не пройдет зря, станет шагом к успеху на экзамене.

- ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей. Назовите.

-  Сегодня мы готовимся к написанию сочинения. Пробный экзамен показал, что сочинение 15.3 выбрали большинство: из 32 - 31 ученик писал на морально-этическую тему. Обстоятельства могут сложиться так, что эта тема окажется сложной. Значит, вы должны быть готовы к написанию всех трёх вариантов.  

3.Определение темы урока.

- Итак, сегодня мы готовимся к написанию сочинения на лингвистическую тему. Это задание 15.1

-Что это значит? (Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика»

-Что такое «лингвистика»? Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

-Что будет  содержанием нашего сочинения? Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Вы должны продемонстрировать  знания и в области лингвистики, и умение создавать текст.

- Как может быть сформулировано задание?

Откроем сборники.  Сегодня работаем с вариантом 21. Стр. 128. Читаем задание 15.1

- Это требование к написанию сочинения. Их надо выполнить, иначе потеряете баллы.

- Обговорите в парах эти требования. Запишите.

  1. Сочинение –рассуждение (поясните : тезис-доказательство-вывод)
  2. Объяснение смысла высказывания.
  3. Аргументация (два примера из текста)
  4. Стиль публицистический или научный.
  5. Объем 70 слов
  6. Пишем разборчиво

Готовясь к написанию сочинения, мы обязательно должны учитывать критерии оценки.

Откроем критерии.

Перечислите критерии и баллы

1 ответ,

2 примеры,

3 цельность,

4 стройность.

Всего 9 баллов

На шкале обозначьте, где вы?

Написав сочинение, оцените себя в конце урока ещё раз.

Анализ высказывания.

- О чем? Что такое метафора? Благодаря метафоре создается художественный образ.

Работа с текстом. Автор? (ПОРТРЕТ- слайд) Отрывок из повести «Последний поклон»

Чтение текста подготовленным учеником в сопровождении музыки – Шопен)

Вопросы по содержанию

- О чем? О ком? Что можете сказать о рассказчике? Какое влияние на него оказала музыка? Найдите строки о том, как музыка отозвалась в душе героя.

Завозня - Большая плоскодонная лодка для переправы людей и грузов через реку.

- О чем пишем сочинение? О метафоре. О её роли.

- Найдите метафоры в тексте. 17, 27, 30

- Как строим текст сочинения?

- Работаем с таблицей

(Приложение 1)

- Вступление (проговариваем варианты, записываем)

-Каков комментарий? (учащиеся проговаривают, записывают)

- Как перейти к основной части, к аргументам? (учащиеся говорят, записывают)

- Как сделать вывод (тоже проговаривают , записывают)

-

 Приступаем к написанию сочинения (звучит музыка)

Опоры для работы слабым учащимся.

О.М.Бушко писал: «….». Да, действительно, метафора …

В.П.Астафьев говорит, что … (первый пример). Так он подчёркивает влияние музыки на героя. Метафора есть в предложении (второй пример). Услышанное так сильно воздействует на рассказчика, поэтому скрытое сравнение сердца с … очень хорошо подчеркивает роль музыки.

В итоге хочу …(сказать, подчеркнуть, заметить), что без метафор …

Проверка работы.

Предлагаю прочитать работу 3-4 учащимся.

- Назовите, где вы?  Что видим? (отмечаем свой результат на шкале)

- Что ещё необходимо сделать для успеха?

Выбрать любой вариант и дома написать работу. 15.1

Окончание урока.

Упражнение.

«Сегодня самый счастливый день в моей жизни»

Регулятивные

(умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Личностные

(понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).

Познавательные

(освоение базовых понятий; умение использовать ранее полученную информацию, овладение алгоритмом структуры сочинения-рассуждения; Коммуникативные

(умение полно и ясно выражать свои мысли, умение слушать и слышать).

Личностные

(понимание значимости приобретенных знаний и умений)

Познавательные

(умение понимать мысль, выраженную в высказывании; умение структурировать информацию, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку доказательства и делать вывод, умение правильно, логично и связно представлять учебную информацию, умение применять ранее приобретенные знания, умения, навыки при выполнении конкретного задания)

Коммуникативные

(умение полно и ясно выражать свои мысли, умение слушать и слышать).

Личностные

(умение понимать нравственные идеи текста, использование приобретенных знаний, умений, навыков в учебной деятельности).

Познавательные

(работа с текстом, анализ, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения) Логические операции: умение анализировать объект, осуществлять сравнение, устанавливать аналогии.

Коммуникативные

(умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и самооценка).

Регулятивные

(осмысленное действие).

Коммуникативные (контроль и оценка своих действий).

Личностные (смыслообразование).

Приложение1. Таблица, которая заполняется в ходе коллективной работы.

 

тезис

Слова О.М.Бушко. Комментирование цитаты.

Предложение с ПР, с вводным словом.

О.М.Бушко утверждал, что «метафора – одно из главных средств создания художественного образа. Характерная особенность метафоры – отсутствие претензии на буквальное сходство»

Доказательство

примеры из текста.

17,27,30

В тексте В.П.Астафьев использует метафору для того, чтобы показать , как музыка воздействует на героя. Писатель говорит, что «музыка льется», а у него «отпускает сердце».

А предложение 27 – это развернутая метафора.  Читая его, мы представляем, что сердце рассказчика трепещет от восторга, подобно птице.

вывод

Еще раз другими словами скажем о роли метафоры.

В заключение хочется сказать, что метафоры всегда позволяют автору создать яркие, неповторимые образы.

                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...