технологическая карта урока русского языка в 9 классе
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Тема урока: "Сочинение на лингвистическую тему (15.1)"
Образовательные цели урока:обощение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче ОГЭ. Развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить анализ исходного текста, отбирать фактический материал и на этой основе создавать свой текст публицистического характера.Воспитывающие: формирование таких нравственных качеств учащихся, как доброжелательность, совестливость, уважение друг к другу.
Тип урока: урок развития речи, закрепления и развития имеющихся знаний, умений, навыков
Планируемый результат: формирование УУД (задавать вопросы, уточняя непонятное, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, доказывать свою точку зрения, делать выводы).
Разработка урока станет подспорьем молодому педагогу, перед которым стоит задача подготовить обучающихся к экзамену по русскому языку в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku_v_9a_klasse.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку в 9А классе
12.04.2019
Учитель: Шилова Мария Борисовна
Тема: Сочинение на лингвистическую тему (15.1)
Цели урока:
1) Образовательные: повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче ГИА.
2) Развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить анализ исходного текста, отбирать фактический материал и на этой основе создавать свой текст публицистического характера.
3) Воспитывающие: формирование таких нравственных качеств учащихся, как доброжелательность, совестливость, уважение друг к другу.
Оборудование: презентация с теоретической информацией, сборники для подготовки к ГИА по русскому языку, таблица для заполнения в ходе подготовки к сочинению, опору для написания сочинения для слабых учащихся.
Тип урока: урок развития речи, закрепления и развития имеющихся знаний, умений, навыков
Планируемый результат: формирование УУД (задавать вопросы, уточняя непонятное, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, доказывать свою точку зрения, делать выводы).
Этап урока | Форма работы | Конкретные виды деятельности (учителя и ученика) | Формируемые УУД |
Организационно – мотивационный Актуализация Подготовка к написанию сочинения Работа с текстом Написание сочинения (самостоятельная работа) Рефлексия Домашнее задание | Коллективная Коллективная Парная Коллективная Самостоятель ная работа | 1.Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Упражнение «Я есть, я живу. Я делаю, я имею, я есть» 2.Вводная часть - О чем говорит дата 28.05? - Считая сегодняшний день, до экзамена осталось _______дней. Пусть сегодняшний день не пройдет зря, станет шагом к успеху на экзамене. - ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей. Назовите. - Сегодня мы готовимся к написанию сочинения. Пробный экзамен показал, что сочинение 15.3 выбрали большинство: из 32 - 31 ученик писал на морально-этическую тему. Обстоятельства могут сложиться так, что эта тема окажется сложной. Значит, вы должны быть готовы к написанию всех трёх вариантов. 3.Определение темы урока. - Итак, сегодня мы готовимся к написанию сочинения на лингвистическую тему. Это задание 15.1 -Что это значит? (Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика» -Что такое «лингвистика»? Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. -Что будет содержанием нашего сочинения? Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д. Вы должны продемонстрировать знания и в области лингвистики, и умение создавать текст. - Как может быть сформулировано задание? Откроем сборники. Сегодня работаем с вариантом 21. Стр. 128. Читаем задание 15.1 - Это требование к написанию сочинения. Их надо выполнить, иначе потеряете баллы. - Обговорите в парах эти требования. Запишите.
Готовясь к написанию сочинения, мы обязательно должны учитывать критерии оценки. Откроем критерии. Перечислите критерии и баллы 1 ответ, 2 примеры, 3 цельность, 4 стройность. Всего 9 баллов На шкале обозначьте, где вы? Написав сочинение, оцените себя в конце урока ещё раз. Анализ высказывания. - О чем? Что такое метафора? Благодаря метафоре создается художественный образ. Работа с текстом. Автор? (ПОРТРЕТ- слайд) Отрывок из повести «Последний поклон» Чтение текста подготовленным учеником в сопровождении музыки – Шопен) Вопросы по содержанию - О чем? О ком? Что можете сказать о рассказчике? Какое влияние на него оказала музыка? Найдите строки о том, как музыка отозвалась в душе героя. Завозня - Большая плоскодонная лодка для переправы людей и грузов через реку. - О чем пишем сочинение? О метафоре. О её роли. - Найдите метафоры в тексте. 17, 27, 30 - Как строим текст сочинения? - Работаем с таблицей (Приложение 1) - Вступление (проговариваем варианты, записываем) -Каков комментарий? (учащиеся проговаривают, записывают) - Как перейти к основной части, к аргументам? (учащиеся говорят, записывают) - Как сделать вывод (тоже проговаривают , записывают) - Приступаем к написанию сочинения (звучит музыка) Опоры для работы слабым учащимся. О.М.Бушко писал: «….». Да, действительно, метафора … В.П.Астафьев говорит, что … (первый пример). Так он подчёркивает влияние музыки на героя. Метафора есть в предложении (второй пример). Услышанное так сильно воздействует на рассказчика, поэтому скрытое сравнение сердца с … очень хорошо подчеркивает роль музыки. В итоге хочу …(сказать, подчеркнуть, заметить), что без метафор … Проверка работы. Предлагаю прочитать работу 3-4 учащимся. - Назовите, где вы? Что видим? (отмечаем свой результат на шкале) - Что ещё необходимо сделать для успеха? Выбрать любой вариант и дома написать работу. 15.1 Окончание урока. Упражнение. «Сегодня самый счастливый день в моей жизни» | Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы). Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества). Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование). Познавательные (освоение базовых понятий; умение использовать ранее полученную информацию, овладение алгоритмом структуры сочинения-рассуждения; Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, умение слушать и слышать). Личностные (понимание значимости приобретенных знаний и умений) Познавательные (умение понимать мысль, выраженную в высказывании; умение структурировать информацию, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку доказательства и делать вывод, умение правильно, логично и связно представлять учебную информацию, умение применять ранее приобретенные знания, умения, навыки при выполнении конкретного задания) Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, умение слушать и слышать). Личностные (умение понимать нравственные идеи текста, использование приобретенных знаний, умений, навыков в учебной деятельности). Познавательные (работа с текстом, анализ, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения) Логические операции: умение анализировать объект, осуществлять сравнение, устанавливать аналогии. Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и самооценка). Регулятивные (осмысленное действие). Коммуникативные (контроль и оценка своих действий). Личностные (смыслообразование). |
Приложение1. Таблица, которая заполняется в ходе коллективной работы.
тезис | Слова О.М.Бушко. Комментирование цитаты. | Предложение с ПР, с вводным словом. О.М.Бушко утверждал, что «метафора – одно из главных средств создания художественного образа. Характерная особенность метафоры – отсутствие претензии на буквальное сходство» |
Доказательство | примеры из текста. 17,27,30 | В тексте В.П.Астафьев использует метафору для того, чтобы показать , как музыка воздействует на героя. Писатель говорит, что «музыка льется», а у него «отпускает сердце». А предложение 27 – это развернутая метафора. Читая его, мы представляем, что сердце рассказчика трепещет от восторга, подобно птице. |
вывод | Еще раз другими словами скажем о роли метафоры. | В заключение хочется сказать, что метафоры всегда позволяют автору создать яркие, неповторимые образы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...