Словарная работа как способ повышения грамотности
методическая разработка по русскому языку

Скиданова Галина Сергеевна

Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Словарная работа118 КБ

Предварительный просмотр:

Словарная работа

как один из способов повышения орфографической грамотности учащихся

Овладеть словом -  значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.

Работа по обогащению лексического запаса учащихся возможна лишь при наличии словарного перечня, который позволит современному учителю организовать планомерную, целенаправленную пропедевтическую работу над словом.

Программа по русскому языку требует проведения систематических словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую подготовку учащихся. Включение в нее тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» создает благоприятные условия в организации речевой практики, предусматривающей совершенствование словарных знаний школьников.

Работа над словом сложна и многообразна. Необходимо воспитывать у детей внимание к незнакомому и малознакомому слову. С этой целью целесообразно практиковать задания, требующие от учащихся указать новые и малознакомые слова, встретившиеся в тексте или упражнении, и объяснять их значение.

        Особую важность приобретает работа над семантикой слова. В школьной практике рекомендуется использовать различные приемы ознакомления учащихся с новым словом и его значением: 1) выяснение значения слова по толковому словарю; 2) подбор синонимов (лозунг – призыв); 3) подбор антонимов (любовь – ненависть); 4) словообразовательный анализ, 5) этимологический анализ (лукавить – от лука – «изгиб, кривизна»), перевод (ветеран – «старый»).

        Виды словарных заданий разнообразны.

1. Использование слов из упражнений учебника в словарных диктантах (комментированных, словообразовательных, выборочных и т.д.)

2. Включение дополнительного лексического материала в упражнение, взятое из учебника.

3. Подбор слов на орфографическое правило.

4. Составление упражнений, диктантов, включающих тематически близкие слова.

Составление с подобранными или записанными словами словосочетаний или предложений.

Составление связных текстов по опорным словам.

         Грамотно писать, постоянно расширять свой лексический запас - одна из задач уроков русского языка. В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное правило.

       Русская орфография справедливо считается одной из лучших, однако в ней есть трудные случаи. Одним из путей решения этой орфографической задачи является словарная работа. Чтобы пополнить словарный запас учащегося, мало просто прочитать или записать слово, надо уяснить его лексическое значение, вычленить составные части, подобрать родственные слова, определить грамматические признаки.

Мы работаем по программе под редакцией М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской, созданной более 30 лет тому назад. Следовательно, учебник для 6 класса, которым обеспечена программа, выверен временем. Поэтому доверяюсь опыту методистов и основную словарную работу провожу с теми словами, которые встречаются в параграфах и упражнениях. Эту работу начинаю с 5 класса. Мы заводим словарики и пополняем их по мере выполнения упражнений параграфа. Эти слова составляют основу словарных диктантов, они являются опорными для творческих работ.

Тема «Имя существительное» - одна из главных в морфологии, в 6 классе завершается ее изучение. Следовательно, надо выучить, закрепить, обобщить изученное, чтобы понимать, уметь писать правильно, то есть обогатить свою речь: уметь грамотно, четко, ясно выражать свои мысли устно и письменно.

Одно из важнейших требований к организации учебной деятельности учащихся состоит в единстве процессов приобретения знаний и отработки умений и навыков. Практическое назначение знаний в том, что они должны вооружить учащихся правильным способом действия при решении языковых задач.

Овладение языковым материалом происходит в процессе сознательной и активной деятельности учащихся, поэтому успех в решении практических задач во многом зависит от того, насколько эффективно организована эта деятельность в учебном процессе, правильно ли идет работа над усвоением основополагающих понятий курса, над формированием ведущих умений и навыков.

В статье описана система тренировочных упражнений, позволяющих   спланировать работу учащихся, способствующих успешному формированию умений и навыков. Предлагаемые формы работы, предусматривая повторение и закрепление усвоенного способа решения орфографической задачи, нацеливает и на речевое развитие.

Хотя, по утверждению М.М. Разумовской, в корнях глаголов учащиеся делают ошибок в 2 раза больше, чем в корнях существительных и прилагательных, вместе взятых, надо помнит, что на 100 слов приходится 40 существительных, которые являются однокоренными как с прилагательными, так и с глаголами.   Будут учащиеся правильно писать существительные – это залог повышения грамотности вообще.

На уроках большое внимание уделяется правописанию безударных гласных в корне слова (надо сказать, что эта ошибка является типичной с 1 класса по 11-ый), словарным словам, число которых можно уменьшить путем кропотливой работы со словом. Кроме того, ведется постоянная работа с орфограммой «О - Е после шипящих», повторяются правила правописания приставок, суффиксов и окончаний существительных и прилагательных, глаголов. На уроках используются разнообразные формы работы с сиюминутными результатами: работа с перфокартами (буквенные, графические диктанты); предупредительное, объяснительное, комментированное письмо; попутное объяснение; творческая работа по опорным словам; тесты (частично, полностью, по вариантам); диктанты «Проверь себя»; уроки – зачеты; уроки-тесты; игровые уроки («Домино», «Выбери нужное», «Третий (четвертый) лишний»; кроссворды; составление таблиц.

Как уже говорилось, в 6 классе необходимо закрепить умение видеть орфограммы в связном тексте, уметь классифицировать их, объяснять написание, определять вид орфограмм на слух. С этой целью подбираются тексты и отдельные предложения.

С годами выработалось правило, обязательное для работы с орфограммами:

  • определи признаки орфограммы,
  • определи часть слова, в которой находится орфограмма,
  • определи часть речи (если это надо),
  • примени правило.

Признаки орфограмм:

- безударное положение гласной,

- сомнительная согласная,

- гласные после шипящих и Ц,

- разделительные Ъ и Ь,

- предлоги – приставки,

- частицы – приставки.

Ни для кого не является секретом, что, чтобы писать грамотно, надо чувствовать «опасную» букву. Многим трудно дается орфограмма, потому что они не видят возможной ошибки. Нужно рекомендовать таким детям проговаривать шепотом все диктуемое в классе, записываемое самостоятельно (рекомендация эколога Н.Л. Берн).

Когда ребенок научился сомневаться, тогда уже можно работать по описанному выше плану.

Слова, с которыми целесообразно поработать, выучить при изучении темы «Имя существительное» в 6 классе берем из упражнений темы.

Оформляем это так: «Словарик. Имя существительное (Имя прилагательное)». Составляются карточки, которые хранятся в «Памятках» учащихся. Эти слова являются основой поурочных словарных диктантов.

Считаю, что написанное, прочитанное, отработанное в классе и дома запоминается легче и прочнее.

На первом уроке изучения имени существительного повторяем лексического значение имен существительных. Уместно вспомнить слова К.Г. Паустовского о том, что существительное дает «название всем предметам». Какие же названия предметам дает существительное?

На доске записано:

1)   живые существа: инженер, солдат, сверстник, ровесник;

2)  явления природы: иней, заря, рассвет, ураган;

3)  явления общественной жизни: расследование, митинг, возражение, беседа;

4)   отвлеченные понятия: доблесть, чувства, истина, наслаждение;

5)   действие как предмет: сияние, размежевка, корчевка;

6)   множество предметов как одно целое: молодежь, косьба;

7)   предмет во множественном числе: перила, макароны, щипцы.

Имя существительное изучается с 5 класса, в 6-ом  завершается  работа по изучению этой части речи. Поэтому слова подобраны специально   для расширения активного словаря учащихся.  Уяснив значение слов, их лексическое своеобразие, обращаем внимание на орфограммы. Перенеся в тетрадь запись, составляем словосочетания со словами доблесть (солдатский), (восстановить) истина, размежевка (поле). На дом учащиеся получают задание дописать в каждый ряд по 2-3 слова с орфограммами; записать отсутствующие слова в словарики, выучить, устно составить с ними словосочетания.

По рекомендации Г.А Богдановой («Уроки русского языка в 6 классе. М. «Просвещение».2004г) пишем сочинение со словами «бездельник, лодырь, лентяй, прогульщик», которые будут внесены в словарик.

«А слова-то у нас ра-а-зные…».

      Вот что написала ученица 6 класса Галя Комиссарова: «Есть в русском языке два слова: «труженик» и «бездельник». Это слова-антонимы, а это значит, что они противоположны по смыслу.   Но не только лексическое значение этих слов разное, и звучат они по-разному: весомо, значимо - слово «труженик» и легко, звонко - «бездельник». У этого «пустого» слова есть сообщники: «лодырь» и «лентяй». Они такие же непривлекательные, даже отталкивающие. Да, вот еще одно, у них есть родственник по значению и звучанию - «прогульщик». Так и веет от них тоской!».

Поработав с упражнением 177, пополним словарик словами «болонья, рентген, превращение, информация». Особое внимание на этом уроке уделяется словам «аппарат, ущелье, приземление, преграда, привычка, спортсмен, программа», с которые записываются, с ними составляются словосочетания или предложения (по вариантам или по группам).

В конце урока пишем словарный диктант по 20 слов для каждого варианта.

1 вариант

2 вариант

ронять

картофель

экспедиция

детство

причудливый

диалект

циркуль

оттепель

сияние

фамилия

поглощение

ветеран

косьба

Евгений

поляна

состязание

акация

инженер

наслаждение

акварель

смородина

рояль

станция

лоснятся

сверстник

багрянец

собачонка

рожь

воробышек

сознание

горючее

генерал

молотьба

здание

дисциплина

мягкость

лишайник

иней

сложение

гербарий

Работу можно усложнить указанием типа склонения – 1,2,3, на -ия, -ий или -ие).

На следующем уроке записываются слова, группируются по орфограммам, новыми словами пополняются словарики: гербарий предположение территория академия прикосновение превращение агрессия горение сессия сражение троллейбус одиннадцатилетка преподаватель  привычка   спортсмен.

В конце урока пишем сочинение-миниатюру по опорным словам: значимость, университет, скрежет, лемех, пятерня, лоснятся, пригоршня, драгоценность, по-отцовски, бережливость.

К началу урока на доске записываются слова с пропущенными буквами, например: сияние, иней, солдатская   доблесть, китель,  ветеран,  воробышек,  лишайник,  поляна,  акация, горючее,  возражение,  ранняя  заря,  раскорчевка,  участковый,  караван,  низина,  труженик,  лодырь,  превращение, причудливый.

С ними можно проводить самую разнообразную работу: записать под диктовку, а затем проверить по заготовке, списать, вставив буквы, устно объяснить написание этих слов и т.д.

Для коллективной, индивидуальной работы используются следующие задания:

1. Подобрать слова - антонимы, которые имеют форму только единственного числа:

сила (слабость), правда (ложь), богатство (бедность), радость (грусть), слезы (радость), веселье (горе), старость (молодость), злость (доброта), белизна (чернота), свет (тьма).

2. Объяснить окончание существительных (указать род, склонение, падеж):

об успеваемости, к чаще, от радости, от бремени, около площади, у площадки, в санатории, в решении, до деревни, на трибуне, в гербарии, в варежке, от деловитости, в отрасли, в кроссовке, до времени, у Марии.

3. Сигнальный диктант. Окончания имен существительных можно проверить на данных словах:

О смелости, к жизни, о родине, от станции, на стеллаже, в россыпи, в решении, без лени, из семени, в почерке, на здании, в шепоте, на абонементе, в картотеке, в этимологии, у Клавдии, по памяти. (Эти слова можно использовать и для орфографического диктанта).

В своей работе часто использую взаимоконтроль. Эта форма проверки приучает к ответственности, дает возможность оценить знания, сравнить их с достижениями товарищей.

На каждого учащегося у нас заведены зачетные карточки, в которых записаны виды орфограмм, дата проведения рабаты, результат. Посмотрев в нее, можно увидеть ошибки учащегося.  И так как слова находятся на контроле, то при взаимозаинтересованности ученика и учителя можно добиться выработки наблюдательности или зоркости, а затем и автоматизма написания. Насколько осознанно учащийся будет писать данные слова, зависит от многого, но в основном от желания научиться.

Любимым видом работы учащихся является буквенный диктант, или работа с перфокартой. Для этого приготовлено много заданий, которые периодично повторяются, пополняются новыми словами, видоизменяются.

Буквенные диктанты.

1. О – Е после шипящих и Ц.

Храбрецом ужом черствый отцов медвежонок удачей обжора трещотка жернов челка сгущенка плащом в продаже овцой под крыльцом царевичем борщом бородищей силищей в шепоте, чопорный грачонок. (Считаю, что самым оптимальное количество слов для таких диктантов –20).

2. Ь на конце слов.

Горечь брешь картечь паралич роскошь хвощ сургуч царевич испечь упряжь лещ богач мелочь из–за туч овощ сборищ из задач плащ знаешь брешь.

3. И – Ы после Ц (2 варианта по 13 слов).

Дисциплина цилиндр цитата с улицы иллюстрация сестрицын циклоп цыплячий циновка акация цитрусовые панцирь цыганенок ножницы под уздцы цыкнуть  циферблат  цыц  цикорий   из–за дверцы   грациозно  Турция  Сицилия   цивилизация  на цыпочках   станция.

4. Орфографический диктант.

Расстилать скатерть, запереть калитку, проложить к тропинке, расчищают, звонким ключом, вспыхнул пламенем, тяжелый желудь, громкий шепот, узкий брод, правильное воспитание, узкий гардероб, веская причина, узкие рукава, жуткий обжора, в проросшем семени, на покосившемся абажуре, не чувствовать опасности, в тягостном раздумье.

5. Словарный диктант.

Записывая слова, выделяйте орфограммы, укажите склонение существительных.

Рояль предатель отрасль клеят сочетание грамматика сверстник причудливый гербарий стелем варежка вестибюль равнина предание деловитость лоснятся рецепт матч экспедиция профессор агроном трибуна величина, ворота.

  • Склонение каких слов нельзя определить, почему?

6. И – Е в окончаниях существительных.

Мысли о подписи, говорить о препятствии, верить в предсказание, лететь на скатерти - самобранке, учебник по истории, побывать в Сибири, призывать к осторожности, дошел до чащи, на темени, лечиться в госпитале, приветствовать генерала, воспитывать в уважении, беседовать о Евгении, телеграмма с пристани, показать преподавателю, ошибаться в расчете, шелковым ковром, огромные прибыли.

         В диктанты включены слова – существительные. По необходимости можно добавить слова других частей речи.

         Работа по лексике всегда уместна.

7. Подобрать синонимы.

Путь – дорога, открытие – изобретение, битва – сражение, беспокойство – волнение, раздор – ссора, истина – правда, завоеватель – захватчик, агрессор, страсть – увлечение, иго – угнетение, угнетатель – притеснитель, поработитель, аллегория – иносказание, реальность – действительность.

Иногда, чтобы обратить внимание на написание одного слова, надо дать его в списке с другими. Частой ошибкой является написание буквы Е в суффиксе ИН в словах трещина, жемчужина. Поэтому находим время и записываем слова с этим суффиксом: проталина, говядина, баранина, картофелина, соломина, царапина, изюмина, горошина завалина, величина - от них образовываются слова с суффиксами –ин +к. С этими словами мы работали в 5 классе, повторяем в 6, они даются в сравнении с суффиксом –енк-: песня, вишня, спальня, черешня, француз, нищий, пашня, купальня.

Мы собрали слова, которые без «не» не употребляются:

невежа, невзгоды, неверие, незнайка, недотепа, негодяй, небылицы, недостача, невод, невеста, нелепость, неуч, неделя, ненастье, неряха, непоседа, несуразица. С ними можно составить предложения, словосочетания, небольшие тексты.

Обращение к истории языка позволяет понять многие явления, повысить грамотность, развить мыслительную и творческую деятельность.

Когда мы работаем со словами, то часто обращаемся к этимологическому словарю, чтобы понять, как, когда, где образовалось слово. Использование этимологического анализа, который мобилизует мыслительную, сознательную деятельность учащихся в работе со словом, развивает их орфографическую зоркость. При анализе исконной лексики (с полупрозрачной этимологией) существенно обращение к морфемному составу, выявлению словообразовательного значения корней и аффиксов.

Так мы узнали, что слово ровесник однокоренное слову ровня; сверстник - со словом верста, версты; слова возражение, сражение, выразить – однокоренные словам разить, поражать, заразный, что дает основание проверять безударную гласную; наслаждение проверяется словом сладок, услада; препятствие и пятка – однокоренные слова; преодолеть – изменить долю (судьбу); пригоршня и горсть – родственники. А еще мы знаем, что многие русские слова можно проверять старославянскими корнями: слово лягушка образовалось от старославянского «ляга» – нога; стрекоза от «стрек»- сверчок (дать стрекача); кочан, кочка, кочерыжка  -  от слова «коча»- возвышенность; посетитель – от «сет» - гость; смородина- от «смород», «смрад» - запах; достижение – «стезя» – тропка, путь; говядина – от «гов» – скот; состязание и тянуть - родственники; отвращение – от воротить, вращать.

Нужно сказать, что учащиеся всегда заинтересованно работают со словарем, а мы часто этот вид работы недооцениваем. Тем самым мы не способствуем развитию интереса ребенка к слову.

В учебнике предлагается работа со словарем – упражнение 76, в котором они знакомятся с латинскими корнями «ветус» (ветхий - ветеран), «вентус» (ветер - вентилятор), «аква» (вода - акваланг) и «фонс» (родник - фонтан). К этим корням  можно добавить корни «агрос» (гр.- поле); «терра» (гр. – земля);  «циге» (нем.) коза - цигейка); «сигнум»(лат.) – знак, сигнал; «багр» (ст.слав) – красный цвет- багрянец; «герба»(лат.) – растение- гербарий ; «вита»(лат.) – жизнь- витамин, Виталий; «монос»(гр.) – один – монумент, монограмма; «милли»(лат.) -  тысяча – миллениум, миллиметр; «грамм» (греч.) – буква, запись – грамматика, «солдо»(ит.) - монета (солдатам платили жалование), «пакен» (нем.) – упаковывать, наполнять – пакет.

На уроках изучения имен существительных нужно дать задание на образование форм И. и Р. падежей множественного числа слов, например:

1. Матрос (матросы, матросов), торт (торты, тортов), свадьба, свадьбы, свадеб), грамм (граммы, граммов), мандарин (мандарины, мандаринов), сапог (сапоги, сапог); гектар (гектары, гектаров); турок (турки, турок); армянин (армяне, армян);  солдат (солдаты, солдат); простыня (простыни, простынь), блюдце (блюдца, блюдец), яблоко (яблоки, яблок), колено (колени, коленей - сустав.; колена, коленей – пение, танцы; коленья, коленьев - звено), договор (договоры, договоров), носок (носки, носков), чулок (чулки, чулок), партизан (партизаны, партизан), камень (камни, камней и каменья, каменьев), кишка (кишки, кишок), вишня (вишни, вишен), кухня (кухни, кухонь), ружье (ружья, ружей), статья (статьи, статей), барышня (барышни, барышень), метла (метлы, метел), кочерга (кочерги, кочерег), серьга (серьги, серег), вожжи (вожжей), гостья (гостьи, гостий).

2. Какое окончание в именительном падеже множественного числа имеют следующие существительные:

автор(ы), выговор(ы), рупор(ы), договор(ы), месяц(ы), директор(а), токарь(и), шофер(ы), адрес(а), доктор(а), редактор(ы), желоб(а), жернов(а), инспектор(ы), катер(а), кондуктор(а), парус(а), пекарь(и), профессор(а), якорь(я), трактор(а и ы).

3. Интересна информация о словах, имеющих в И. п. множественного числа разные окончания.

Меха - выделанные шкуры зверей, мехи - кузнечные приспособления для нагнетания воздуха. 2) Ордена – знаки отличия, ордены – средневековые общества рыцарей и монахов, 3) Повода – поводья, поводы – побуждения. 4) Пояса – опояски, поясы – (географические) – части земной поверхности. 5) Провода (электрические) – проволока, проводы – прощание с кем – либо. 6) Тормоза – приборы, тормозы -  препятствия. 7) Соболя - меха, соболи – зверьки. 8) Хлеба – зерновые растения, хлебы – пищевой продукт. 9) Цвета – окраска, цветы – растения.10) Пропуска – документ, пропуски – непосещение.

Написание некоторых слов прямо зависит от самых обиходных корней, надо только еще и еще раз обратить на это внимание: пятерня – пять, деловитость – дело, лоснятся – лоск, поляна – поле, долина – дол, взимать – иметь, пренебрежение – беречь, превращение – ворочать, вращать, драгоценный – дорогой, благословить – благое слово сказать, также благозвучие, благодарение.

Одним из приемов, используемых нами на уроках,- прием проверки корней с непроверяемыми гласными сокращенными словами: лаборатория-лаб., кабинет – каб., командир батальона – комбат, командир дивизии – комдив,  секунда – сек., минута -  мин., моргать – морг (междометие), мелькать – мельк (междометие), генеральный секретарь – генсек, собственный корреспондент – собкор.

Необходимой при изучении имени существительного является работа с удвоенными согласными. Предлагаю провести викторину.

Замени лексическое значение словом:

  1. Стиль плавания – брасс.
  2. Скорый поезд – экспресс.
  3. Бег по пересеченной местности – кросс.
  4. Развитие событий во времени – процесс.
  5. Движение общества вперед – прогресс.
  6. Помещение для занятий детей – класс.
  7. Документ об окончании школы – аттестат.
  8. Вес, равный 1 тысяче кг – тонна.
  9. Шестой день недели – суббота.

10.Приспособление для управления животными – вожжи.

11.Группа людей, объединенных идеей, - коллектив.

12.След после ушиба мягких тканей – ссадина.

13.Приспособление для мытья в помещении -  ванна.

14.Часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов, - суффикс.

15.Широкая асфальтированная дорога – шоссе.

 По окончании работы с именем существительным можно провести зачет, тест, контрольную работу.

Зачет по теме «Имя существительное».

1) Буквенный диктант. Окончания имен существительных.

На неделе, из пламени, в решении, на перине, в полене, по лестнице, в поленнице, по геометрии, в решении, по темени, в свидании, в гербарии, на крыше, к дивизии, в ссоре, у решетки, в плаще, к Дарье, у Евдикии.

2) Запишите слова в именительном и родительном падежах множественного числа.

Сверстница, сокровище, средство, директор, кондуктор, трактор, мать, архитектор, извинение, почерк, доктор, хлеб, мех, счет.

3) Поставьте в родительном падеже множественного числа:

Ботинки, яблоки, солдаты, килограмм, тонна, апельсины, решение, кружево, грабли, жилища, край, грузины, простыни, носки, чулки, окоп.

4) Определи род имен существительных.

Кенгуру, депо, пэр, рояль, яблоко, тюль, трюмо, купе, пони, Гёте, туфли, госпиталь, пюре, картофель, маэстро, ломака, повидло, шимпанзе, какаду, ТЮЗ, ГЭС, подлиза.

5) Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфоргаммы.

1 вар.- Ст..рики  пр..помн..ли довольно сильное земл..тр..сение, вызвавш..е  ч..стичное  разрушение почти всех ж..лищ(?).

2 вар.- Бе..покойная стайка птич..к  с ж..лтым  оп..рением  соб..ралась в густых зар..слях  ..решника.

6) Укажите слова с буквой Е:

щ..чки   ш..ры   руч..нка    ч..рствый    врач..м   ш..ссе  ч..лка  трещ..тка  конц..м  ш..пот. (По 5 на вариант)

7) К данным словам подберите синонимичные существительные с приставкой НЕ.

Болезнь (недуг), враг (недруг), горе (несчастье), бессилие (немощь),  поспешность (необдуманность).

8) К данным существительным подберите антонимы с приставкой НЕ, составьте с ними словосочетания.

Удача (неудача), ловкость (неуклюжесть), доверие (недоверие), удобство (неудобство), знание (незнание).

9)  Напишите по 3 имени существительных всех типов склонения, включая слова на -я, -ий, -ие, -мя.

10). Какое происхождение слов портфель, ладонь или облако?

          Большое значение приобрела сейчас работа со словом в связи с подготовкой к ЕГЭ.  Чтобы успешно сдать экзамены, надо, чтобы на всём пути подготовки в среднем звене велась работа по развитию  культуры речи. Список слов, которые можно использовать для этих целей в 5, 6 классах:

А’вгустовский

Алфави’т, по алфави’ту

Анало’гия

Апостро’ф

Арбу’з, арбу’зы, арбу’зов

А’тлас (географический)

Атла’с (вид ткани)                                                    

Аэропо’рты,  в аэропорту’, аэропо’ртов

Ара’хис

Афе’ра [ф’]                                                          

Бало’ванный

Балова’ть, балу’ю, балу’ет

Б’аловень

Баловно’й

Бассейн [с’]

Безу’держный (устар. безуде’ржный)

Бензопрово’д

Би’нт – бинта’

Без у’молку

Берёста

Благоволи’ть, благоволю’, благоволи’т

Брело’к, брело’ка (не брелка)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Бу’лочная [шн] доп.[чн]

Бу’нт – бу’нта, бу’нты                                            

Была’, не была’, в классе не’ были, не’ было

Бытие’ (не бытиё)

Ве’ресковый (мёд)

Водопрово’д

Воро’та

вы’здоровею

Газопрово’д

Гастроно’мия

Гра’бли, гра’бель и  гра’блей, гра’блям

Гре’йпфрут                                                            

Двусоста’вный                                                                                                                        

Дека’да [д’]

Дефи’с [д’]

Де’ньги, де’нег,  деньга’м

Деньга’ми (де’ньгами), о де’ньгах

Диало’г    

Диспансе’р [сэ]

Догово’р

Докрасна’

Докуме’нт                                                              

Доне’льзя

Доска’, на до’ску (повесь)

Досу’г

До’сыта и досы’та

Е’здить, е’зжу, е’здит, е’зди (повел. форма)

Е’хать, поезжа’й (повел. форма), (не е’зди)

Жалюзи’

Жизнеобеспе’чение

Запасно’й и запа’сный

Запле’сневеть, запле’сневелый

заржаве’ть, заржа’вевший, заржа’вленный

Занята’

Звони’шь

И’кс – и’кса, и’ксов (не иксо’в, иксы’)

И’конопись, и’конописи

Иконоста’с                                                                                                                            Каза’ки  и казаки’-разбойники

Ка’мбала

Катало’г

Каучу’к

Кашне’ [нэ[

Кварта’л

Ке’та и кета’

Кибернетика [нэ]

Килогра’ммовый и килограммо’вый

Киломе’тр,

Кладова’я

Класть, кла’ла

Коне’чно [шн]

Коричневее [чн]

Корнет [н’] доп. [нэ]

Коры’сть, коры’стный

Коттедж [тэ]

Ко’фе [ф’э] (крепкий)

Краси’вее, краси’вейший  

Кра’шение

Крем [э]

Кружково’й,   не кружко’вый

Кулина’рия

Ку’хонный

Ле’чо (не лечо’)

Мальчико’вый

Мастерски’, мастерско’й

Медикаме’нты

Ме’льком

Метони’мия

Ми’зерный и мизе’рный мизе’рность

Микрово’лновый и микроволно’вый

Можжевёловый

Можжеве’льник, можжевёловка

Музе’й [з’э]

Мусоропрово’д

Мышле’ние

На’бело и набело’

Набалова’ть, набалу’ю, набало’ванный, набалова’вший

Надо’лго

Надеть (что-то на кого-то)

Назва’ный (брат)

Назло’

Наме’рение

Наро’чно [шн]

На’рочный [чн]

Нача’ть, на’чал, начала’, на’чало, на’чали

Нача’вший

На’чатый, на’чат, начата’, на’чато, на’чаты

Начался’ (урок), начало’сь

Не’нависть

Нечто [чт]

Обеспе’чение

Облегчи’ть, облегч’ит,  облегчи’м

Опто’вый

О’трасль, о’траслей, доп. отрасле’й

Партер [э]

Планёр, доп. пла’нер

Плесневе’ть

Повтори’шь, повтори’м (правило)

Повторё’нное (правило), рён, доп. –рено’, -рены’

Повторена’ (орфограмма)

По’нял, поняла’

Премирова’ть, премиро’ванный

Прида’ное

Приня’ть, приняла’, при’нял, при’няли

При’няться, принялся’, доп. приня’лся, приняло’сь

Пустячный [шн]                                                                                

Развито’й (ребёнок), развито’е (чутьё), (сеть),

Ра’звитая деятельность, в умственном отношении,

Разви’тый (канат), разви’тые (волосы)

Реме’нь

Ржаве’ть – ржа’вить, ржа’вление

Салатный (не салатовый)

Свёкла, не свекла’

Свобо’днее

Скворечник [шн]

Си’лос

Сиро’ты

Ску’чно [ш]

Соболе’знование

Ско’льких, ско’лькие

Сли’вовый

Созы’в

Среда’ (день недели), сре’ду, по сре’дам и по среда’м

Среда’ (окружающая), сре’ды, сре’дам

Сре’дства

Стака’ны

Стенд [тэ]

Столя’р, столяро’м

Тво’рог и творо’г

Тент [тэ]

Термин [т’]

Те’фтели и тефте’ли

Тире [рэ]

То’рты, то’ртов

То’тчас же

Трае[э]ктория

Ту’фли, ту’фель, ту’фля, (нельзя туфля’)

Тю’ль, тю’ля

Углуби’ть

Украи’нский, украи’нцы

Фарфо’р

Фено’мен, фено’мена

Фолькло’р [л’]

Фонема [нэ]

Фо’рзац (учебника)

Хода’тайствовать

Хода’тайство

Хозя’ева

Цеме’нт

Шатен [тэ]

Шинель [н’]

Шофё’р, шофё’ров

Щаве’ль, щавеля’

Юморе’ска [р’]

Языкова’я (личность)

Языко’вая (колбаса)

Языково’е (явление)

Яичница [шн]

Грамматические нормы:

Килограммов              чулок            потёмок

Томатов                       яблок            коленей  

Апельсинов                 мест              яблонь

Носков                         дел                вишен

Гольфов                       кочерег         цапель

Заморозков                  свадеб          кружев

Мандаринов                басен            сапог

Граблей и грабель      блюдец         турок            

Камней и каменьев    солдат           партизан

                                     сумерек        барышень

Множественное число:

директора’, доктора’,

инжене’ры, шофё’ры, реда’кторы, офице’ры,

отпуска’, якоря’, фа’кторы, догово’ры,

вы’боры, ле’кторы, по’черки,

то’рты, до’нья, супы’,

порты’, о по’рте, в порту’, по’рты, порто’в

дно – донья; брелок – брелоки; лист - листья (листьев); лист - листы (листов).

Грущу (скучаю) по Вас

одеть – надеть

поскользнуться

м.р. -  тюль, кофе, рояль, картофель,

ж.р. - мозоль, вуаль, картошка, фамилия,

ср.р.- повидло, яблоко,

обоих – обеих

форма повелительного наклонения:

ляг

клади (не ложь)

положи

поезжай, езжай (не ездяй)

ездят, езжу (не ездию)

Основная цель обучения русскому языку в школе – помочь школьникам овладеть богатством русского литературного языка, развить точную, выразительную речь. На достижение этой цели орфография оказывает, по мнению Л.А. Тростенцовой, опосредованное влияние. Всякий владеющий орфографией и пунктуацией узнает части речи и их формы мгновенно. Значит, ученики, закончившие изучение какого-либо раздела морфологии,  должны владеть не только морфологическими умениями, но и навыками, а помочь им в достижении этого должна работа со словом, проводимая на уроках и дома.

Использованная литература.

  1. Баранов М.Т. Работа по орфографии в 1У-У классах. – РЯШ, 1980, №3.
  2. Ветвицкий В.Г., Иванова ВА.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо. М.: Просвещение. 1974.
  3. В.Ф. Иванова Трудные вопросы орфографии. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1982.
  4. Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. Книга для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение. 1990.
  5. Разумовская М.М. Проблемы обучения орфографии и пути их решения. – РЯШ, 1981, №5.
  6. Тростенцова  Л.А. Развитие морфологических умений и навыков.- Работа над умениями и навыками по русскому языку  в 4-8 классах. Книга для учителя. Из опыта работы. М. Просвещение. 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа как способ развития речи.

Здесь вы можете найти формы, методы и приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в 3 классе...

Творческие работы как способ повышения речевой культуры младших школьников.

В данной статье рассматривается работа по развитию связной речи учащихся, включающая в себя совершенствование ключевых речевых умений ребенка, повышение культуры речи, всех ее выразительных возможност...

Словарная работа на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования грамотности у учащихся

В этой статье раскрывается  небольшой опыт работы по повышению грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы....

«Словарно-орфографическая работа – эффективный способ повышения грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку»

Мастер – класс на тему: «Словарно-орфографическая работа – эффективный способ повышения грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку»...

"Дифференцирование и индивидуализация подходов в коллективной и групповой работе,как способ повышения мотивации к здоровому образу жизни и самостоятельным занятиям физическими упражнениями."

Актуальность данной темы заключается в социальном заказе: современное общество заинтересовано в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои способности, решать общественно значим...

Организация парной работы как способ повышения эффективности обучения

Организация работы в парах используется не только при обучении диалогической речи. Ученики объединяются в пары для повторения материала, изученного на уроке. Обычно эта работа организуется в явля...