«Словарно-орфографическая работа – эффективный способ повышения грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку»
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Мастер – класс на тему: «Словарно-орфографическая работа – эффективный способ повышения грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс71 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему: «Словарно-орфографическая работа – эффективный способ повышения грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку»

1. Установление контакта с участниками.

- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.

- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?

- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?

- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать?

– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

2. Сообщение темы мастера-класса.

Свое выступление я хочу начать с небольшой истории.

Около века тому назад на одной итальянской фабрике в Неаполе работал мальчик лет 10. Он страстно хотел петь. Но его первый учитель разбил его мечты, сказав: «Ты не можешь петь. У тебя совершенно нет голоса». 

Но мать мальчика, бедная крестьянка, обняла его, похвалила и сказала, что он обязательно будет петь, и что у него уже неплохо получается. Похвала и ободрение матери изменили жизнь ребёнка, вдохновили его.

Благодаря тому, что в мальчика вселили веру, мир может наслаждаться чарующим голосом Энрико Карузо.

Успех – как птица, может коснуться своим крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо… Быть учителем – значит создавать ситуацию успеха для ребят на уроке.

Успех учащегося на уроке русского языка – грамотное письмо. Тема моего Мастер – класса «Словарно-орфографическая работа – эффективный способ повышения грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку»

3. Актуальность словарно-орфографической работы.

Учебный предмет «Русский язык» многогранен. Но из всех направлений больше всего затрудняет и тех, кто учит, и тех, кто учится «Орфография». Среди языковых умений и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль. Орфография изучается в I-VI классах, в VII-VIII классах – повторяется, обобщается. Материал по орфографии не выделен в школе как отдельный самостояте6льный раздел, а дается вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию и опирается на него.      Орфографические ошибки – это один из видов ошибок по русскому языку. Эти ошибки могут быть самыми разнообразными и природа их                                                                                                                                

различна. Поэтому внутри этой категории ошибок должна быть проведена более детальная классификация .

       Работа над орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися, - важный этап в формировании у них орфографических умений. Она должна проводиться учителем регулярно в определенной системе.      Я думаю, что работа по предупреждению орфографических ошибок имеет две формы: самоконтроль учащихся за выполнением работы и организуемая учителем словарно-орфографическая работа.

        Самым важным в старших классах, мне кажется, должен быть самоконтроль ученика. Самоконтроль - намеренное перечитывание учеником написанного с целью нахождения возможных ошибок и их исправления.

       Самоконтроль у школьников развивается с помощью следующих приемов: послогового орфографического проговаривания; пословного сравнения написанного с печатным текстом; проверка написанного с помощью орфографического словаря; морфемное членение слова с целью нахождения орфограмм в выделенных частях слова.

         Послоговое проговаривание, одновременно сопровождаемое зрительным восприятием написанного, позволяет найти описки и орфографические ошибки, нарушающие фонемный состав слов. Оно используется как при списывании,  написании диктантов, так и в тестовых заданиях при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Полезно оно и при проверке изложений и сочинений. Следует добиться того, чтобы учащиеся постоянно использовали послоговое орфографическое проговаривание при проверке написанного.

Одной из глобальных проблем современного общества является неумение четко и грамотно выражать свои мысли. Многолетняя работа и анализ словарной работы в школе привел к выводу о том, что наши школьники имеют скудный словарный запас. А это в свою очередь  мешает и успешной работе в области орфографии. Например, при проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов  потому, что их нет в активном словарном запасе учащихся.  И поэтому, главной задачей учителя-словесника является научить правильно и свободно использовать все богатства родного языка.

Качество владения устной и письменной речью заключается в обилии словарного запаса, оборотов речи и умении выстроить логически верное синтаксическое единство (текст). И с этой точки зрения словарная работа является оптимальным средством овладения грамотной речью, так как решает одновременно несколько задач:

– во-первых, расширяет словарный запас учеников;

– во-вторых, переводит слова из пассивного словаря в активный;

– и, в-третьих, учит правильно и грамотно излагать свои мысли при письме. 

4. Формулировка цели работы.

И сегодня мы рассмотрим различные приемы словарной и орфографической работы на уроках русского языка и попробуем использовать данные методы для повышения эффективности работы по обогащению словарного запаса и орфографической грамотности учащихся.

5. Приёмы словарно-орфографической работы.

1)Из огромного количества орфограмм выделим наиболее важные, сгруппируем их:

    1.Гласные в корне (корни с чередованием, гласные проверяемые и             непроверяемые).

    2 .Согласные в корне (непроизносимые, парные глухие и звонкие согласные  проверяемые и непроверяемые).

    З. Гласные и согласные в приставках (пре- и при-, приставки на з- (с-), единообразное написание прочих приставок).

    4. Разделительные ъ и ь .                                                                                                          

    5. О — ё после шипящих.    

  6. ь после шипящих на конце слова.

    7. е и и в окончаниях существительных (+ ошибки в образовании

  пад. множ. числа некоторых существительных; ошибки в

    образовании род. пад. множ. числа некоторых существительных.

  1. Гласные в личных окончаниях глагола. Гласные в суффиксах глаголов в формах инфинитива и прошедшего времени.

 9.- Н- и -нн- в разных частях речи.

10.Не или ни?

11..Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

12. Слитное, раздельное и дефисное написание приставок в наречиях; отличие наречий от омонимичных частей речи.

13.Слитное и дефисное написание сложных слов.

14.Правописание производных предлогов и союзов.

15.Правописание числительных (+ правильное образование форм числительных в различных падежах).

Я предлагаю «Крупноблочное» рассмотрение орфографических тем, что  предполагает составление обобщающих таблиц и схем. Участие  старшеклассников при составлении таблицы или схемы обязательно: только в этом случае логические связи помогают удержать в памяти образ таблицы, в нужный момент она возникает в зрительной памяти ученика, как фотография.

 Итак, возьмём несколько орфограмм, в которых ошибки встречаются наиболее часто.

1.   0 — ё после шипящих.                                                                                            

(см. приложение - табл. № 1)

После того как таблица составлена, необходимы тренировочные упражнения:

  1. почему различается правописание таких внешне сходных по структуре слов, как: ручонка, печёнка, тушёнка, книжонка?

                       ножовка, размежёвка, ночёвка, дешёвка, решётка, трещотка?

  1. вставить пропущенные буквы:

уч . ный        реш . тка

ч . лн        трущ . ба

ш . рох        изж . га

ш . рстка        ш . мпол

ш. пот        щ. тка и т.д.

  1. найти ошибки:

чёрный

решётка

трещётка

                    кошолка

                    чёпорный

          шорох

          холщёвый

          мячом

          щёголь

          сгущёнка

                              тушонка и т.д.

2. Приставки пре- , при

При подготовке к ОГЭ  по теме: «Правописание приставок»(шуточная форма)

Неизменяемые (постоянные) приставки

Представьте на мгновение, что слово — это человек, а значит, корень — его тело, приставки, суффиксы, окончания — его одежда. Чем тогда будет приставка? Конечно, головным убором, так как идёт с «головы» слова.

Чем отличается кепка, например, от платка? Вот кепка на полке, а вот она на голове. Есть разница? Нет, кепка всё та же. Так и с постоянными приставками — к какому корню вы их не прикрепите — они всё равно выглядят по-обычному.

Посмотрите: прибавим к разным корням приставки об-, от-, под-, над-. (Обступили, отпросился, подставил, надпилил).

И вы можете быть уверены, что в русских словах приставки останутся именно такими и никогда не будет какой-нибудь приставки «оп-» или «од-».

Парные приставки

1. Приставки на -з, -с. В них попарно все приставки делятся на оканчивающиеся буквой «з» или «с»: раз-рас, вз-вс, без-бес. Это как раз тот платок, который меняет форму, когда его «надевают на голову». И зависит всё от «головы»: если корень начинается на глухой согласный (о них читайте в этой статье), в приставке будет глухой С, если на звонкий — то звонкий З.

Например, разбирать — расклеился, взбить — всходит.

Внимание: одиночная приставка С- является непарной, то есть постоянной.

А теперь вопрос на засыпку: почему в слове «несдобровать» пишется с, хотя д — звонкий звук?

2. Приставки Пре- и При-.

Их написание зависит от значения. В вопросах теста вам придётся разграничивать тонкости в значениях каждой из этих приставок. Какие же это значения?

Основные значения для  «При-»: приближение (пришёл — приблизился к месту), присоединение (пришил — соединил одно с другим), нахождение вблизи (пригород — около города), неполнота действия (приоткрыл — чуть-чуть открыл).

Основные значения для «Пре-»: близость к приставке «пере» (преступил = переступил), близость к слову «очень» (преогромный — очень огромный).

Работая над этой орфограммой в старших классах, учитель должен довести до автоматизма правописание словарных слов: президиум, престиж, привилегия, приоритет, презент, примитивный, преамбула, прерогатива, претендовать и т.д.

     Но самое главное - должна быть составлена полная таблица написания слов, в которых гласная в приставках пре- и при- зависит от значения слов (см. приложение - табл. № 2). В учебнике же даётся только несколько  примеров.

Тренировочные упражнения на правописание  этих приставок такие же:

  1. вставить пропущенные буквы:

пр . вилегия

пр . ступить к занятиям

пр . кращение споров

пр . зирать труса        и т.д.;

  1. контрольные диктовки словарных слов:

             пр . людия

             пр . амбула

             пр . рогатива

             пр .словутый

             пр . стиж

             пр . оритет

             пр . тензия         и т. д.;

3)  найти ошибки:

премудрый пескарь                                                                 премитивный взгляд                                                                    привозмочь усталость                                                                               преамбула договора                                                                                            претерпеть изменения                                                                         претерпеться к боли

3. Одна из труднейших орфограмм - правописание -Н- и -НН-.

 

  (см. приложение - табл. № 3, 4).

4. Написание частиц не и ни. 

Приведенная таблица поможет объяснить все трудные  случаи написания не и ни (см. приложение - табл. № 5).

  5.Работая над орфограммой «Слитное и раздельное написание не»,  тоже можно воспользоваться таблицей (см. приложение - табл. № 6.7).

Как тренировочные можно использовать тесты:

указать раздельное написание частицы не:

 (не) склоняемые в русском языке слова;

 (не) проходимая в весеннюю пору грязь;

 (не) стерпимая для ребёнка боль;

 (не) делимое на три число;

(не) видимые (не) вооружённым глазом микроорганизмы;

(не) приемлемые для нас условия;

(ни) чем (не) возместимая потеря        и т.д.

5. Правописание омонимичных элементов

(потому -

по тому

затем

- за тем

тоже

- то же

также

- так же

чтобы

- что бы

зато

- за то

притом

- при том)

  (см. приложение - №8).

2) Известно, что одна из самых сложных тем курса русского языка является тема “Непроверяемые гласные и согласные в корне слова”, иными словами, правописание словарных слов, т.к. эти слова нельзя проверить, а нужно “запоминать или проверять по словарю”. А как же запомнить такое огромное количество слов? Разумеется, легче тем, у кого хорошая зрительная память, кто много читает. К сожалению, среди сегодняшних школьников таких немного. Что же делать им? Я предлагаю следующие приемы работы в старших классах.

1 ЭТАП – знакомство со словарными словами
Слова для запоминания нужно каким-то способом группировать. Например, так.
Слова, в которых в “опасных” местах пишутся

А-А

О-О

АвАнгард

кАбАла

дОскОнально

АрмАтура

кАтАкомбы

кОмпОновка

БАлАган

кАтАклизм

кОрпОрация

ВАндАл

кАвАлерия

кОнглОмерат

ВАкАнсия

мАкулАтура

кОпОшиться

ДиАпАзон

мАлАхит

нОвОкаин

КАрАкатица

нАвАждение

рОтОнда

КАрАвай

нАфтАлин

кОгОрта

ТрАнспАрант

пАрАдокс

 

-А-

-О-

бАнальный

кАвычки

бОгема

кОнверсия

бАгровый

пАмфлет

бОйкот

вАтрушка

пАритет

бОрдюр

кОрифей

гАлактика

пАром

вОлынка

кОлибри

кАлач

пАродия

кОнфорка

кОралл

кАлитка

кАнтата

кОбура

пОртьера

кАморка

стрАтегия

кОчан

пОрхать

кАбала

ярмАрка

кОрдон

спОнтанный

-Е-И-

-И-Е-

вЕнтИлятор

бИссЕктриса

вЕстИбюль

вИнЕгрет

вЕрнИсаж

дИлЕтант

дЕлИкатес

гИпотЕза

пЕрИферия

дИрЕктива

пЕрИскоп

дИссЕртация

пЕрИпетии

дИвЕрсант

прЕзИдент

ИнтЕллект

сЕмИнар

лИнолЕум

фЕстИваль

стИпЕндия

 

-Е-Е-

-И-И-

вЕтЕран

дИвИзия

дЕзЕртир

дИрИжабль

мЕцЕнат

дИвИденд

прЕтЕндент

дИрИжер

прЕцЕдент

дИскрИмИнация

рЕпЕтиция

ИждИвение

рЕвЕранс

ИнцИдент

рЕфЕрендум

лИквИдация

тЕмпЕрамент

нИгИлист

фЕдЕрация

прИвИлегия

-Л-

-ЛЛ-

аЛюминий

артиЛЛерия

интеЛЛигент

аЛогизм

аЛЛергия

иЛЛюминация

баЛанс

аЛЛигатор

иЛЛюзия

баЛюстрада

апеЛЛяция

дистиЛЛированный

вентиЛяция

баЛЛон

кораЛЛ

гаЛерея

бациЛЛа

баЛЛада

диЛер

баЛЛ

бюЛЛетень

коЛичество

баЛЛаст

коЛЛектив

кристаЛьный

беЛЛетристика

капиЛЛяр

эЛегия

интеЛЛект

коЛЛаж и т.д.

То же самое можно сделать и с другими согласными.
Кроме того, есть целый ряд слов, в которых 
прибавляют ненужный гласный или согласный. Такие слова я даю отдельно (с кратким пояснением).

Благословение (после В нет Л)

нюанс (после Н нет Ь)

Вдохновение (после В нет Л)

прецедент (перед Д нет Н)

Дерматин( после А нет Н)

продюсер (после Д нет Ь)

Дикобраз(после О нет второго О)

стипендиат (перед конечным Т нет Н)

Интриган, интриганка (после второго Н нет Т)

ханжество (после Е нет Н)

Инцидент(после второго И нет Н)

эскорт (после Э нет К)

Компрометация (после Е нет Н)

юрисконсульт (после первого С нет Т)

Констатация (после первого А нет Н)

Блеснуть(без «Т»)

мюзикл ( после М нет Ь)

военачальник ( после Е нет НО )

(Слова , в которые “вставляют” ненужный согласный, взяты из книги Т.Ф. Ивановой, Т.А, Черкасовой “Русская речь в эфире” - М.: Рус. яз., 2002)

2 ЭТАП – заучивание (домашнее задание).
Предлагаю для заучивания слова по группам. Например: задание №1 слова на –А-А-; -О-О-; задание №2 слова на –А-; -О- и т.д. Когда записываю на доске (или распечатываю для каждого) слова, то обязательно объясняю значение каждого слова. Учащимся нужно не только знать написание слов, но и их лексическое значение.
В качестве домашнего задания можно также предложить самим составить связный текст, используя как можно больше словарных слов. Например. Закончите предложенный текст.
Однажды бывший 
импресарио Иннокентий в очередной раз досконально изучал страничку в утренней прессе с предложениями о вакансияхДиапазон предлагаемых профессий был широк: от банального водителя троллейбуса до продюсера мюзикла

3 ЭТАП – проверка усвоения.
Проверку можно проводить:

а) в виде словарного диктанта (при этом проверяется не только то, как ребята усвоили правописание этих слов, но и то, как они знают их лексическое значение).
Например:
Словарный диктант № 1: Богема, багровый, ватрушка, кочан, кордон, порхать, кантата, ярмарка, пародия, спонтанный, корифей, колибри, каблук, кавычки, когорта, банальный, коралл, бойкот, волынка, кабала, галактика, памфлет, каморка, калитка, конфорка, конверсия, кобура, паритет, стратегия, портьера, паром, калач.

Задание к диктанту.

  1. Подчеркните волнистой линией слово, значение которого следующее: “искусство планирования какой-либо деятельности на длительную перспективу” (стратегия).
  2. Подчеркните пунктиром слово, значение которого “злободневное публицистическое произведение остросатирического характера, создаваемое с целью социально-политического обличения кого-либо или чего-либо” (памфлет).
  3. Подчеркните одной чертой слово, значение которого “прекращение отношений с кем-либо в знак несогласия с чем-либо”(бойкот)
  4. Подчеркните двумя чертами слово, значение которого “самопроизвольный, возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне” (спонтанный)
  5. Подчеркните “точкой-тире” (-.-.-.) слово, имеющее значение “слой творческой интеллигенции, не имеющей устойчивого дохода, ведущей беспорядочную, беспечную жизнь” (богема).

Словарный диктант № 2: алогизм, дилер, количество, бюллетень, балласт, галерея, коралл, баллада, коллега, коллежский, коллоквиум, интеллект, элегия, баллон, стеллаж, троллейбус, иллюзия, баланс, кристальный, апелляция, атолл, аллегория, бацилла, колледж, алюминий, беллетристика, коллектив, каллиграфия, коллаж.

Задание к диктанту.

  1. Подчеркните волнистой линией слово, значение которого следующее: “обжалование решения суда в вышестоящей инстанции; обращение за поддержкой” (апелляция).
  2. Подчеркните пунктиром слово, значение которого “наклеивание на какую-либо основу материалов разного цвета и фактуры для получения изображения” (коллаж).
  3. Подчеркните одной чертой слово, значение которого “художественная повествовательная литература, “легкое чтиво” (беллетристика).
  4. Подчеркните двумя чертами слово, значение которого “ беседа преподавателя со студентами с целью выяснения и повышения их знаний” (коллоквиум).
  5. Подчеркните “точкой-тире” (_._._.) слово, значение которого “равное соотношение между чем-либо; средства, находящиеся в распоряжении какого-либо предприятия” (баланс).

б) в виде теста.
Тесты могут быть двух видов: можно проверять только усвоение правописания слов или еще и знание их лексического значения.

Тест № 1. Укажите номера слов, в которых нет пропущенных букв.

1. дил…ер

4. драм…а

7. конъю…ктура

  10.        интриган…ка

2. юрис…консульт

5. дерма…тин

8. э..скорт

11. искус…ный

3. эл…егия

6. ил…юзия

9. эм…грация

12. деф…ект

(Ответ: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12)

Тест № 2. Укажите номера слов, в которых пропущена буква А.

1. б…йкот

4. п…ритет

7. нафт…лин

10. б…рдюр

2. п…рхать

5. к…морка

8. к…нфорка

11. к…вычки

3. кат…клизм

6. доск…нально

9. сп…нтанный

12. ярм…рка

(Ответ: 3, 4, 5,7, 11, 12)

Тест № 3. Укажите номера слов, в которых пропущена буква И.

1. пер…петии

4. д…зертир

7. д…рижер

10. д…версант

2. д…ликатес

5. реп…тиция

8. дир…жабль

11. ижд…вение

3. л…нолеум

6. инт…ллект

9. мец…нат

12. прив…легия

(Ответ: 1, 3, 7, 8, 10, 11, 12)

Тест № 4. Укажите номера слов, в написании или толковании которых есть ошибка.

1. Cпонтанный (ответ) – тщательно продуманный;
2. Индифферентный (человек) – безразличный;
3. Банальный (ответ) – обычный, заурядный;
4. Кашемир – тонкая шерстяная ткань;
5. Колосальный – огромный, громадный;
6. Компоновать-складывать в тару, убирать;
7. Беллетристика – повествовательная литература ,“легкое чтиво”;
8. Парадокс – неожиданность;
9. памфлет – злободневная сатирическая статья;
10.паритет – соглашение.

(Ответ: 1, 5, 6, 8, 10)

1. Спонтанный – возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне.
5. КолоССальный (от слова колоСС – статуя, колонна громадных размеров).
6. Компоновать – складывать из частей целое.
8. Парадокс – мнение, расходящееся с общепринятым.
10. Паритет – равенство, равноправие сторон.


3). Важный момент на многих уроках  – словарная подготовка к сочинениям. На этом этапе идет ознакомление с необходимой лексикой, ведется работа по толкованию значений слов на морально-этическую тему, работа по подбору синонимов к этим словам.  Например, после изучения романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» учащиеся написали  сочинения-рассуждения, давая свое определение морально-этическим понятиям, таким  как «честь», «долг», «достоинство», «предательство» и т. е. На уроках составляется «Словарик понятий для написания сочинения  ОГЭ».

 4). Знакомя детей с лексическим значением слова, часто обращаюсь к этимологическим словарям. Этимология помогает понять, откуда пришло слово, как оно появилось в языке, почему именно так пишется. Работа такого рода повышает интерес не только к изучаемому слову, но и к языку в целом. Она углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии.

5). Также на уроках ведется работа со словами в переносном значении: синонимами, антонимами, омонимами.

         

 

 

Упражнения  "Подбор синонимов, антонимов и омонимов"

А)А теперь попробуйте  ответить на следующие вопросы, в которых должны учас

твовать слова-омонимы:

 

  1. Каким патроном не зарядишь ружье? (Патроном, в который ввертывается электричес

кая лампочка.)

  1. В какой клетке не держат птиц и зверей? (В грудной.)
  2. Из какого крана не берут воду? (Из подъемного.)
  3. Каким поясом нельзя подпоясаться? (Земным.)
  4. Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем? (Роман.)

    6.   Какие корни не нужны растению? (Корни, которые встречаются в словах или математические)

 

    7. Как называется деталь автомобиля и кухонная одежда домохозяйки: фартук, передник,

слюнявчик? (Фартук.)

    8. Что можно одновременно делать и с обедом, и с газовой трубой: жарить, кушать или

варить? (Варить.)

 

 

Б) Подберите к данным словам-омонимам  понятия.

Понятие 1

 

Понятие 2

 

Слова омонимы

 

Утренние физические    упражнения

 

Насыщение энергией аккумулятора

 

 Зарядка

Вагонный кондуктор

 

Вещество, обладающее большой                 электропроводностью

 

Провод

 

ник

Рыба

 

Приспособление для чистки бутылок

 

Ерш

Личинка бабочки

 

Движитель трактора

 

Гусеница

Стая рыб, птиц

 

Боковые брусья рамы 

                                      Косяк

                                      Шашка

Холодное оружие

 

Фишка для игры в шашки

 

 

В) Определите слова по их описанию.                                         

- В одном значении синоним слова изъян, в другом - синоним слова дефицит. НЕДОСТАТОК

- Один из антонимов слова свет и омоним слова, обозначающего большое количество. ТЬМА

- В одном значении синоним слова уникальный, в другом — антоним слова густой. РЕДКИЙ

- В одном значении антоним слова тесный, в другом — синоним слова размашистый. ШИРОКИЙ

- Антоним слова строгость и омоним слова, обозначающего пушного зверя. ЛАСКА

- Синоним слова лес и омоним слова, обозначающего сверло, бурав. БОР

- Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к одежде и к реке. РУКАВ

- Имя существительное, которое в разных значениях может относиться к оружию и к дереву. СТВОЛ

Вывод: Действительно,  такие упражнения,  как  «Подбор подходящих синонимов, антонимов, омонимов» способствуют повышению эффективности работы по обогащению словарного запаса учащихся.

6)А) Продолжите предложения словарными словами. Поставьте в них ударения.

1. Безмятежную, счастливую жизнь можно назвать ... идиллия

2. Для обсуждения общественно-политических вопросов люди собираются на ... митинг

3. На месте братских могил часто воздвигают ... обелиск

4. О недостойном человеке говорят, что он не стоит и ... мизинца

5. Получая от учебного учреждения постоянное денежное пособие, становишься ... стипендиатом

6. Тот, кто готовится к избранию, назначению или приёму куда-либо, называется ... кандидат

7. Человеку свойственно стремиться к высокому ... идеалу 

Б) Разгадывание кроссворда. По лексическому значению узнать слово и записать его.

  1. Человек, который противится нововведениям (Консерватор).
  2. Направление развития (Тенденция).
  3. Система взглядов на природу и общество (Мировоззрение).
  4. Одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Демократия).
  5. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Эмансипация).
  6. Синоним к слову “первенство” (Приоритет).
  7. Антоним к слову “лаконичный” (Многословный). 

Вывод: Таким образом, путём постепенных и регулярных упражнений учащиеся усваивают правила написания словарных слов.

7) Работа с текстами.

  1. Ребята получают карточки. На скорость: вставить пропущенные буквы и запятые (писывать не надо). За скорость-бонус- 1балл

Над степью разг..ралась утренняя за..ря. Первые лучи ярко бл..стая  прик..снулись к расст..лающейся  р..внине. Белый туман еще клубился в зар..слях шиповника когда подр..стающие д..ревца  покл..нились солнцу. Ж..лтые  лютики распол..жившиеся  у ручья обм..кнули листья в прозрачную воду. Пор..внявшись с ручьем зам..рла проб..равшаяся к норке ящерица. Капли р..сы бл..стели на вым..кшей за ночь траве. Степь оз..ренная солнцем предст..вляла собой уд..вительное соч..тание красок. 

Проверка (дети меняются работами) Ответы- на доске в презентации.


Над степью разгоралась утренняя заря. Первые лучи , ярко блистая, прикоснулись к расстилающейся равнине. Белый туман еще клубился в зарослях шиповника, когда подрастающие деревца поклонились солнцу. Жёлтые лютики, расположившиеся у ручья, обмакнули листья в прозрачную воду. Поравнявшись с ручьем, замерла пробиравшаяся к норке ящерица. Капли росы блестели на вымокшей за ночь траве. Степь, озаренная солнцем, представляла собой удивительное сочетание красок. 

Итоги проверки.

- Какие орфографические правила вам встретились? Объясните их.

-В каких словах другая орфограмма? (деревца,представляла) Проверьте.

-Какие пунктуационные правила вы можете объяснить?

  1. То же самое:

Маленький мыш..нок с кош..лкой в руч..нках бродил по чащ..бе. Жуя струч..к ф..соли он огорч..нно рассматривал круж..чек копч..ной колбасы завернутый в холщ..вую тряпч..нку. Истощ..нный после ноч..вки в лесу мыш..нок думал о том как мама горяч.. обнимет его намеч..т ему пирожков откроет банку туш..нки. Тогда все ему будет нипоч..м! Вскоре пош..л дождь. Укрывшись плащ..м и надев капюш..н он повел плеч..м и наступая на ж..луди помчался домой.

 Проверка

Маленький мышонок с кошёлкой в ручонках бродил по чащобе. Жуя стручок фасоли, он огорчённо рассматривал кружочек копчёной колбасы, завернутый в холщовую тряпчонку. Истощённый после ночёвки в лесу, мышонок думал о том , как мама горячо обнимет его, намечёт ему пирожков, откроет банку тушёнки. Тогда все ему будет нипочём! Вскоре пошёл дождь. Укрывшись плащом и надев капюшон, он повел плечом и, наступая на жёлуди, помчался домой.

Итоги.

-Найдите «лишнее»  слово (фасоли) Почему оно лишнее?

5. Найдите 4 лишнее (  за каждый правильный ответ- по 1 баллу)

  1.  В…лна, призн…вать, зак…ляться, п…литический (политический)
  2.  Прибл…жаться, стр…ла, разъед…нять, проб…раться. (пробираться)
  3.  Заг…рали, з…рница, распол…гала, х…лода (холода)
  4.  Деш…вый, щ…тка, ш…колад, скл…ниться. (склониться)

Ответы:  1-политический, 2- пробираться,3- холода,4- склониться.

Около ак..уратно стрижен..ого мож..евелового куста опираясь на колон..у расположилась директрис..а картин..ой гал..ереи автор дис..ертации по искусству импрес..ионизма. Слушая жуж..ание пчел она изучала эф..ектную програм..ку новой экспозиции и я..ственно предст..вляла себе натюрморты с изображением изыскан..ых  я..ств, груп..овые портреты эпохи Ренес..анса и полотна с ал..егорическими сюжетами. Поприветствовав свою кол..егу профес..ора – ис..кус..твоведа директрис..а уверен..о проше..ствовала по ал..ее направляясь на дис..кус..ию посвящен..ую живописи гол..андского барок..о. 

Около аккуратно стриженного можжевелового куста, опираясь на колонну, расположился  директор картиной галереи, автор диссертации по искусству импрессионизма. Слушая жужжание пчел, он изучал эффектную программку новой экспозиции и  явственно представлял себе натюрморты с изображением изысканных яств, групповые портреты эпохи Ренессанса и полотна с аллегорическими сюжетами. Поприветствовав свою коллегу- профессора – искусствоведа- директор  уверенно прошествовал по аллее, направляясь на дискуссию, посвященную живописи голландского барокко. 

6.Заключение.

В заключение хочется привести высказывание Т.А. Злобиной, с которым я полностью согласна: «Нельзя добиться глубоких знаний и прочных навыков, если в памяти учащихся систематически не воспроизводится изученное, если старые навыки не закрепляются на всё новом и новом языковом материале…И хотя значение повторения обосновано сейчас с предельной полнотой, хотя методисты и учителя единодушно признают значение целенаправленного и систематического повторения ,это всё же не избавляет нас от необходимости на каждом этапе  развития нашей школы, на каждом этапе уточнения содержания русского языка снова и снова ставить вопросы: что повторять? как повторять? когда повторять? - и каждый раз отвечать на них по-новому, учитывая достижения современной методики и психологии, учитывая передовой учительский опыт».

  1. Рефлексия.

Выберите себе статус после сегодняшнего занятия:

Я ангел, честное слово! Просто на метле быстрее.

Говори, говори... Я всегда зеваю, когда мне интересно...

Моя совесть чиста, я ею не пользуюсь.

Трудно быть скромным, когда ты лучший!

Обладание чувством юмора позволяет легче пережить отсутствие всего остального.

Я конечно не зефир, но тоже не против побыть в шоколаде.

Я не ленивый. Я экономлю силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения по русскому языку.

Рефлексивное слушание необходимо при подготовке и при написании экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе, изложения. Приведённая таблица представляет содержание и логику обучения школьников...

Клише сочинения задания "С" при подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку

  Материал представляет собой клише сочинения "С", используя которое можно научить создавать текст собственного сочинения с обязательным выполнением всех критериев , по которым проверяется...

Отчет по теме самообразования «Тестирование на уроках русского языка как метод подготовки учащихся к ОГЭ И ЕГЭ по русскому языку»

Проблема тестирования по русскому языку чрезвычайно осложнена спецификой самого предмета. До сих пор теория тестирования и технология его использования - недостаточно изученные области отечественной н...

Публичный доклад на тему "Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку"

Публичный доклад на тему "Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку"...

Словарная работа как способ повышения грамотности

Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, способствует глубокому у...

Система работы по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку

Система работы по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку...

«Блочно-событийные погружения» как способ повышения результативности предметной подготовки учащихся по математике

Практика показывает, что содержание математического образования остается формальным и оторванным от жизни. Фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах, в ...