Словарная работа как способ развития речи.
методическая разработка по русскому языку по теме

Савиденова Гульжан Галимовна

Здесь вы можете найти формы, методы и приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_metodicheskaya_kopilka.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

 

« МОЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА»        

                                                ТЕМА РАБОТЫ:

« СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ           РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ПОДГОТОВИЛА

 УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

САВИДЕНОВА ГУЛЬЖАН ГАЛИМИВНА

        О необходимости развивать речь ребёнка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. Развивать речь детей – значит работать над его содержанием, учить детей построению предложений, выбору подходящего слова и его формы, работать над грамотным  

оформлением мыслей. Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка.

        Анализ программ четырехлетней начальной школы по русскому языку показал, что одной из центральных проблем в современной начальной школе является языковое образование и речевое развитие младших школьников.

        Обзор учебников русского языка С. В. Иванова для начальных классов показал, что главной идеей современного построения содержания курса является взаимосвязь языкового образования учащихся. В связи с этим автор учебника предлагает больше заданий и упражнений  на развитие речи. Таким образом, словарная работа является важной составной частью деятельности учеников и учителя.

        Цель моей работы определить значимость словарной работы для развития речи.

Объектом является процесс развития речи ребёнка, а предметом – приёмы словарной работы, способствующие развитию речи младшего школьника.

        В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что включение конструктивных заданий  и упражнений со словом в ходе проведения словарной работы на уроках русского языка будет способствовать развитию речи.

        В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью исследования выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу по теме;
  2. Изучить содержание программы и учебников по русскому языку с т. з. наличия материала для проведения словарной работы;
  3. Обобщить практический опыт по теме;
  4. Разработать рекомендации по проведению словарной работы.

  Практическая значимость работы состоит в том, что собранные мною формы проведения словарной работы, направленные на развитие речи, могут быть использованы учителями начальных классов на уроках русского языка.

        Моё исследование состояло из 3 этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

        На констатирующем этапе я определяла уровень развития речи учащихся. Детям была предложена письменная работа, состоящая из 7 заданий, каждое из которых было направлено на определение словарного запаса детей. Например: соотнести пословицы с их исходными значениями; прочитать пословицы и вставить пропущенные слова; заменить развернутое определение одним словом и т. п.

        Предложенные мною задания помогли выявить уровень знаний детьми пословиц, фразеологизмов; позволили узнать, могут ли учащиеся определить значение слов исходя из морфемного состава.

        Результаты оказались следующими: 30 % Учащихся выполнили задания на «отлично», столько же – на отметку «хорошо», и 40 % с большинством заданий не справились.        

        На формирующем этапе решалась задача развития речи младших школьников посредством проведения словарной работы: на каждом уроке русского языка использовались её различные формы – отгадывание загадок, ответами которых являются словарные слова; выяснение лексического значения слова с использованием различных способов объяснения; активная работа с пословицами, фразеологизмами, были использованы  и упражнения из учебника русского языка для 3 класса, авторы которого Л. М. Зеленина и Т. Е. Хохлова.

        Словарная работа проводилась на разных этапах урока: в начале урока с целью проверки домашнего задания, уточнения и конкретизации знаний школьников; в середине урока по ходу объяснения нового материала, введения очередных словарных слов; в конце урока при отработке навыков, при выполнении практической работы.

  1. Формы и приёмы проведения словарной работы использовались разные: орфографические, словообразовательные, морфологические, фонетические, лексические и синтаксические упражнения со словарными словами;
  2. Задания на замену развернутого определения одним словом;
  3. Стихи – опоры и рифмы – подсказки;
  4. Упражнения – наблюдения за многозначностью и омонимичностью словарных слов, их прямым и переносным значением, антонимами и синонимами, над фразеологизмами;
  5. Упражнения с использованием пословиц и поговорок со словарными словами;
  6. Загадки для словарного диктанта.

        Основной задачей контрольного этапа являлась проверка эффективности проведения конструктивных упражнений со словом в ходе проведения словарной работы для развития речи и соотнесение полученных результатов с исходными данными констатирующего этапа.

        Ученикам была предложена подобная письменная работа, которая предлагалась на констатирующем этапе. Результаты были следующими: 30 % учащихся выполнили задания на «отлично», и 70 % - на «хорошо». Полученные данные подтвердили  правильность гипотезы. Сравнивая результаты, можно сделать вывод, что уровень знаний повысился на 40 %.

         Но необходимо отметить, что эта работа не может считаться законченной, а требует продолжения, т. к. развитие речи – это долгий и кропотливый процесс. Успех словарной работы будет зависеть от соблюдения целого ряда условий, главными из которых являются следующие:

  1. Четкое планирование слов и выражений , подлежащих изучению;
  2. Сочетание словарной и словарно – орфографической работы с изучением основных программных тем;
  3. Использование тренировочных упражнений опирающихся на зрительные, двигательные, слухоартикуляционные восприятия;
  4. Систематичность и разносторонний характер работы с толковым, этимологическим и орфографическим словарём;
  5. Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов и введением их в активный словарный запас.

Таким образом, важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей, т. е. необходимо постоянное педагогическое руководство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Изучение фразеологизмов как один из способов развития речи обучающихся"

Проблеме развития речи учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции развития речи школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыт...

Фольклор как способ развития речи умственно отсталых детей.

В статье анализируются особенности детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями. Раскрывается коррекционно – развивающее значение использования малых форм фольклора для развития речи детей с и...

Использование метода проектов в логопедической работе как способа развития коммуникативной функции речи детей-логопатов

Реализация проекта в условиях  специальной (коррекционной) школы  VIII вида сопряжена с определёнными трудностями, что обусловлено интеллектуальными и психофизическими особенностями обучающи...

Статья:"Сочинение - миниатюра как способ развития речи учащихся ." (из опыта работы)

Как  повысить уровень речевых способностей ребенка? Помочь ему говорить и писать выразительно, логично, точно,  научить его не просто соединять слова в предложения, а придавать им при этом р...

Словарная работа как способ повышения грамотности

Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, способствует глубокому у...

презентация на тему РАБОТА НАД ТЕКСТОМ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

В данной работе тезисно представлены ключевые моменты, на которые должен опираться учитель иностранного языка, работая над текстом с целью развитием речи учащихся....

Словарная работа как средство развития речи школьников-билингвов

В статье рассмотрены методические аспекты и педагогические приемы, используемые в развитии речи школьников-билингвов...