Словарная работа на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования грамотности у учащихся
статья на тему

Гимадеева Глюса Ренатовна

В этой статье раскрывается  небольшой опыт работы по повышению грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovarnaya_rabota_na_urokakh.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 175

Советского  района города Казани»

Выступление

на тему:

«Словарная работа на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования грамотности у учащихся»

Учитель русского языка и литературы

Гимадеева Глюса Ренатовна

Казань 2013 г.

Словарная работа на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования грамотности у учащихся

              Формирование грамотности у учащихся  - это система учебных действий, связанных с сознательным применением правил правописания. Формируемое в процессе обучения языку орфографическое действие для нас прежде всего состоит в том, чтобы, во- первых, научиться видеть орфограммы, т. е. орфографическую задачу ,и, во- вторых,  научиться её решать , причём способы её решения могут быть различны.

1. Можно проверить нужную орфограмму, применив закон русского письма;

2. Если орфограмма не поддаётся проверки, можно пользоваться словарём.

3. Можно написать орфограмму по памяти.

Последний способ - письмо по памяти, самый удобный и быстрый в применении, т. к., вспомнить, как оно пишется гораздо быстрее, чем подобрать проверочное слово или справиться о его написании в словаре. Но как развивать память на слова?

Известно, что память бывает разная — зрительная, слуховая и рукодвигательная. На уроках русского языка нашим ученикам нужны разные виды памяти. Есть, конечно, среди учеников счастливчики, которым достаточно посмотреть на страницу, и они помнят каждое слово, даже где и как оно напечатано. Но таких мало. Но чтобы память по-настоящему помогала, о ней надо заботиться: тренировать и развивать. Ведь хорошая память — результат собственных усилий любого человека. В течение учебного года ученики постоянно пишут словарные диктанты, выполняя домашние задания, они также задумываются над правильным написанием непроверяемых слов, и, наконец, словарные слова включены в зкзаменационные задания. Нашим ученикам к тому же нужно не только запомнить написание словарных, непроверяемых слов, но также знать их произношение, поставить правильное ударение. Без тренировок не обойтись.

Как же развивать память на слова?

Обычный совет — нужно больше читать! Но, увы, наши ученики сейчас больше заняты компьютером и телевизором, не слишком «обременяют» себя чтением.  И когда читают, им важнее не то, как пишутся слова, а то, о чем рассказывается в книжке.  Для укрепления зрительной памяти надо больше и чаще «разглядывать» словарные слова: как они написаны, как написаны в них трудные («ошибкоопасные») места. Когда человек что-нибудь или кого-нибудь пристально разглядывает, говорят, что он «ест глазами».  Давайте «есть глазами» слова!   Именно это и имел в виду Д. Н. Ушаков, говоря, что взрослому грамотному человеку для письма нужны более точные воспоминания зрительных образов слов. Если присмотреться, как пишет ребенок, нетрудно заметить, что у него это действие устроено точно также, только « образы слов» у него не такие прочные, как у взрослого и поэтому ему приходится постоянно пользоваться двумя другими способами решения орфографической задачи (подбором проверочного слова и словарём). Причём как при подборе проверочных слов, так и при пользовании словарём происходит постоянное пополнение того запаса « образов слов», которые содержатся у ребёнка в памяти. Надёжным средством формирования орфографического навыка является способ проговаривания. В ряду экспериментов, исследующих применение приёма орфографического проговаривания, заслуживает быть отмеченной методика П. С. Тоцкого. Он предлагает целую систему упражнений, основанную на речевых кинестезиях, утверждая, «что если слово повторять многократно, то движение органов речи останутся в памяти». А чтобы  накопить в памяти запас нужных речедвижений, он считает выработать у себя привычку к орфографическому чтению, причём обучать ему надо детей с 1 класса. Также он считает, что для проговаривания надо давать не только отдельные слова, но и « включать их в словосочетания». Хотя он считает, что нужно уйти от текста, чтобы отвлечь внимание от содержания и приковать его к слову, его звучанию и звуковой форме. А между тем такой подход, игнорирующий содержание текста, с которым работает ребёнок, неминуемо вызывает дух противоречий у многих учителей, недаром ещё Д. Н. Ушинский выступал за то, что «нужно, чтобы учащийся при списывании отдавал себе отчёт в смысле того, что списывает».

Одним из путей формирования грамотности учащихся является — орфографическая зоркость. Орфографическая зоркость - это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие). Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза - выделение звуков и букв (корня, приставки, суффиксов, окончаний), при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на её выработку. Орфографическая зоркость опирается на запоминание буквенного состава слова, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, различных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть (и представлять на основе «внутреннего зрения») все буквы в слове. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического действия: обнаруживание и распознавание орфограммы. Орфографическая зоркость создаёт основу успешной самопроверки письменных работ учащихся.

      Некоторые ученики запоминают со слуха гораздо лучше, чем при чтении. Поэтому и классический прием так называемого орфографического проговаривания давайте также учитывать при работе с трудными словами. Проговаривая вслух слова на «тренировках памяти», решаем сразу несколько задач. Во-первых, ученики услышат правильно произнесенное слово; во-вторых, учитель обратит внимание на правильное ударение; в-третьих, ученики звена постарше поневоле вспомнят правильное деление слова на слоги.

Проводя каждодневно «тренировку памяти», я учитываю и то, что, помимо слуховой и зрительной памяти, будет работать и память рукодвигательная. Речь идет о памяти руки. Эта память работает тогда, когда ученик водит рукой по бумаге. У некоторых людей память руки настолько сильная, что, если их спросить, как пишется слово, они сначала его напишут, потом смотрят, как получилось, и только тогда отвечают, как его следует писать. Я сама, например, встретив слово, в написании которого сомневаюсь, пишу его несколько раз в разных вариантах, а внутренний голос подсказывает, какой из вариантов правильный. Чем больше ученики пишут и видят трудные слова, тем больше они к ним привыкают.

Как проводится тренировка памяти?

В начале каждого урока (диктанты и контрольные работы, естественно, в такие уроки не входят) я заранее из ящичка (в нем слова сгруппированы по классам) достаю 10 слов для тренировки зрительной и 10 слов для тренировки слуховой памяти.

Алгоритм проведения тренировки зрительной памяти

1. «Дети, положите ручки на тетради и постарайтесь запомнить как можно больше слов, которые я вам сейчас покажу, как бы сфотографируйте их глазами».

2. Затем в полной тишине показываю классу карточки со словами (в течение 1 минуты).

З. «Ребята, а сейчас в любом порядке запишите в тетрадь как можно больше запомнившихся слов (в течение 1—2 минут)».

4. «Поднимите руку те, кто запомнил и записал все 10 слов... 9 слов... 8 слов?..» Ученик, показавший наилучший результат, читает вслух четко, по слогам свои слова. Проверяю, ставлю оценку (по желанию) в журнал.

Если «блестящего» результата нет ни у кого, а самый лучший написал всего 5—б слов из 10, оценка «5» не ставится.

Ученики на полях своих тетрадей напротив написанных слов оценивают в процентах свою память на данном уроке.

I0слов—100%; 9слов —90%; 8слов--80% и т.д.

Например, акварель, громадный, эшелон, олимпиада, пессимист, восстание, великан.  70% (на полях)

Намерение, столяр, экстренный, тотчас, простыня, парашют.     60% (на полях)

Алгоритм проведения тренировки   слуховой памяти

Порядок действий такой же, но только карточки со словами не показываю, а четко, по слогам проговариваю вслух 10 новых слов.

В это упражнение можно включить слова, в которых написание не совпадает с произношением (скучно, чтобы и т.д.), или слова, в которых ученики часто ошибаются в ударении (обеспечение, щавель и т.д.).

Ученики любят «тренировки памяти», т.к. они похожи на игру. Плюсы в этой работе я вижу и в том, что лучший результат может показать совсем не отличник по русскому языку, а любой из учеников.

Иногда после «тренировки памяти» могу спросить, что обозначает какое-либо слово, какое слово самое трудное, какое слово по-особому звучит, и т.д. Таким образом, обогащается и словарный запас учеников.

На самых первых тренировках ученики пытались «подглядеть или тайком записать предъявляемые на карточке слова, или спросить у соседа незапомнившееся слово. Потом в этом отпала необходимость, т.к. ребята поняли, что их результат, какой бы он ни был, не оценивается без их жела-

ния, а любопытство проверить именно свою память взяло верх.

Каждый учитель без труда сможет создать свою словарную базу, обращаясь к орфографическим и орфоэпическим словарикам в конце учебников, к подготовительным тестам для учеников разных классов, а также опираясь на собственный опыт работы.

В свою базу (см. далее) я включаю словарные слова так: просматривая учебник, тестовые задания, тексты произведений, выписываю особо трудные слова. После проверки тетрадей обнаруживаю, что почти весь класс в упражнении неправильно написал слово. Обязательно в свой «ящичек» положу и это слово. Это может быть и не словарное, проверяемое слово, и все-таки оно появится на карточке — ведь это слово оказалось трудным для моих учеников.

В этот ящичек часто попадают и слова-термины (анапест, ремарка, пароним, оксюморон, гипербола и т.д.). Люблю слова с двояким написанием: детям они очень запоминаются (ноль — нуль; тоннель — туннель; оксиморон - оксюморон и т.д.).

Карточки оформляют и сами ребята: раскрашивают их, записывают ручкой — даже попросили меня, чтобы слова не были написаны на компьютере. Я думаю, это потому, что компьютерные шрифты приелись: они безлики и однообразны, не запоминаются так, как ярко написанные разными цветами, разными печатными буквами.

«Тренировка памяти». Разные варианты упражнений

1 вариант

В предъявляемую классу карточку включаем слова с пропущенными буквами. Дети должны будут вставить пропущенную букву и написать правильно слово. В этот вариант попадают слова, которые уже показывались ранее.

2 вариант

В карточку отбираем слова, имеющие трудности в произношении (мягкий или твердый согласный перед [э} ), и просим ученика их произнести вслух.

(Например: тест, интервью, интенсивный и т.д.: [т’э или тэ]?)

3 вариант

На доске заранее записываем 10 слов, начинающихся на одну и ту же букву, открываем запись на минуту, потом доску закрываем и предлагаем ученикам написать их по памяти. Например: береза, бирюзовый, бордовый, бензин, белизна, баобаб, багряный, бамбук, балкон, бегемот.

Обратите внимание, что слова, начинающиеся на одну и ту же букву, запоминаются ребятами легче и всегда почти в полном объеме.

4 вариант

Список словарных слов висит в течение длительного времени (2—З недели) на стенде. Потом этот список снимаем или закрываем листом. Предлагаем записать запомнившиеся слова и вспомнить, в какой «компании» они находились. (При выполнении этих заданий развивается и наблюдательность ученика.)

5 вариант

В предъявляемой карточке есть слова, в которых буква закрыта полоской. При помощи сигнальных карточек ученики показывают, какая буква должна быть в слове.

Как проверить результаты запоминания трудных слов?

1. При помощи словарных диктантов.

2. При помощи конкурса. От каждого ряда к доске идет один ученик и под диктовку учителя записывает слова. Допустивший ошибку садится на место, его заменяет сосед по ряду. Выигрывает тот ряд, который продержался у доски дольше всех.

З. Устроить не соревнование по рядам, а «личное первенство». Напишешь без ошибок 10 очень трудных слов — освобождаешься от домашнего задания по русскому языку в этот день. Чтобы выиграть «личное первенство», надо справиться с ловушками, т.е. правильно записать особенно трудные слова.

Таким развитием словарной памяти систематично я начала заниматься только в этом году в своем 6А классе, хотя некоторые упражнения  применяю и 6Б,8Б,В классах, где я работаю. Показать результаты в процентах я пока не могу, но пришла к выводу, что для тренировки слуховой памяти слова нужно брать покороче  (имеется в виду количество букв): результат намного лучше.

Не каждый урок дает хорошие результаты. Это зависит от того, на какой по счету урок дети пришли ко мне, начало это или конец четверти. По результату запоминания слов сразу видно, устали дети или нет.

       Эта работа подстегивает и учителя: приходится совершенствовать свою устную речь, постоянно обращаться к словарям и справочникам, прислушиваться к речи дикторов телевидения (программы «Время», (<Новости»). Дикторы этих телепередач владеют нормами правильного произношения иноязычных слов, имен собственных иностранных, географических названий и т.д. Постоянно записываю новые, незнакомые слова, перепроверяю себя по словарям.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Словарный минимум

6 класс, 1 четверть

Соединить

шимпанзе

олимпиада

спецкурс

гитарист

Разъединить

ралли

крупье

Морфология

колибри

вдали

частица

микрорайон

сгоряча

Ситцевый

трущоба

следопыт

кинофестиваль

яровой

Холщовый

соревнование

значение

Поезжайте

отечество

очарование

научно-популярный

Лихорадка

репертуар

обращение

недостает (сил)

подчинить

гипербола

Простыня

прочь

негодование

пародия

рассеянный

Политический

туфля

насквозь

полемика

дискуссия

Грамм

роскошь

невежа

Могущественный

политика

шампунь

мадемуазель

поколение

карикатура

пятитонка

Лингвистика

атташе

пропаганда

территория

эгоизм

Подлежащее

казенный

чувствовать

долина

пахучий

Кожаный

цитадель

участвовать

гармоника

стремглав

зависеть

полуавтомат

Ромашка

брезжить

универмаг

интернат

металлург

Премьер-министр

назло

поддаваться

рассвет

расцвет

Конструировать

интересоваться

горнолыжник

фельдшер

увечье

Прельщаться

лежебока

невежда

безмятежный

непоседа

Конферансье

воображение

посягнуть

уважительный

жужжать

отчизна

маэстро

Исследование

терраса

издали

тотчас

чемпион

Прекрасный

какаду

компания (друзей)

Румяный

двоеточие

ориентация

кампания (избирательная);

древнерусский

сокращение

обжора

антисанитарный

рябина

Нарицательное

репетиция

удовольствие

засухоустойчивый

Бандероль

фарфор

сверхмощный

корысть

могущество

Избиратель

фаянс

тревога

театр

недоумевать

Шинель

въедливый

Багровый

недоразумение

непреодолимый

досье

шевелиться

Багряный

подоконник

интерес

значение

багрянец,

решение

Очаровательный

Эксплуатация             контрастный              экономика          эстетика

Поколение                 ограниченный            лауреат                внимание

Деепричастие            ограничить                 великолепный   элемент

Эмблема                     оттепель                      в общем               охрана

Экстренный                очевидец                     впечатление        эшелон

Генерал                        громоздкий               искусный              общежитие

Интеллигентный     электрошок                 искусственный     орфоэпия

Неразбериха             телепередача            орфография           подданный

Грамота                      земледелец                безмятежный       орфограмма

Территория               знаменитый                 анализ                   фонетика

Сэкономить                 величина                      коллектив             иллюстрация

Великан                        двуязычный                 жжет                          недооценка

Недоразумение              гостиная                      сожженный гiрожорливый

Ванная                        подлежащее                 конференция       парашют

Намерение                морфема                        кухонный              обеспечение

Столяр                        конфедерация               изображение      консерватизм

Воззвание                 столяр                               простыня              сокровище

Консервы                   подражать                       привилегия          притворяться

Хронология               хроника                          хронологический   подражание

Подражать               дисциплина                зарница              демократия

Иметь в виду           демократ                      демонстрация  колоссальный

Фиолетовый             фрегат                        демонстративный  гладиолус

Словосочетание      исчезновение          опасность           багровый

Кавычки                  юный                          парламент         президент

Тотчас                     студеная                     интонация           антоним

Громадный             хворост                      синоним               олицетворение

Косынка                 агроном                      стремление         мечтательный

Большинство         сочетание                  ураган                    оптимизм

Оптимист                гигантский                 пессимизм           пессимист

8-й класс, 1 четверть (учебник Разумовской М.М.)

Прародитель благовоние отрицательный двусоставное

древнерусский старославянский тотчас отчасти

По-видимому фольклор современность профессор

Академик секретарь синтаксис ни при чем

Пунктуация дефис окрестность метафора

Эпитет каланча инфинитив горизонт

Созерцание интонация легенда вначале

Лазоревый предание чертоги опенок

Компьютер лиловый вероисповедание колыхание

Захолустье иван-да-марья благосостояние гениальный

Многонациональный партер простор расстояние

вдали в течение вразброд

Организм соединительная интервью полноправный

Жюри аккорд вовремя насмерть

Матрос

Подчинительный

досада

Прим ы кан и е

Аплодисменты

Промышленность Покровитель

Коллега

Редактор

делегат

Инженер

Композитор

Тренер

Кар м ан

словосочетание

на ощупь чувствовать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной  системой, адекватной нашей жизни.   И современный учитель - эт...

План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции».

План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции»....

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся.

В статье даётся не только общая информация по технологии  проблемного обучения, но и представляется опыт работы по данной технологии на  уроках русского языка и литературы, приводятся пример...