Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока на тему "Текст. От чего зависит порядок расположений предложений в тексте". Матермал для 5 класса, к учебнику под ред. М.М.Разумовская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tku_5_klass.tekst_.doc | 210.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 «б» классе.
Учитель: Щербакова Юлия Евгеньевна
Класс: 5
УМК: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М.М. Разумовская и др.;под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012.
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: урок развития речи
Тема урока: Текст. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте.
Цели урока:
деятельностная: формирование у учащихся способов действия, связанных с анализом текста, поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию, выстраивать группу предложений в текст, определять смысловые отношения между предложениями), проблемной и коммуникативной.
содержательная: создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстом, определять смысловые отношения между предложениями
УУД
Личностные: Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные: Определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность деятельности на уроке, учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности на уроке.
Коммуникативные: Правильное построение речевых высказываний
Метапредментые: Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания.
Предметные: Умение находить различие между текстом и группой предложений. Умение определять тему текста и основную мысль. Грамотно строить высказывания.
Этап урока | Создание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | ||
| Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, оформление записей в тетради. | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. | Формирование эмоционального настроя на урок. (Л) Взаимодействие с учителем.(К) Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.(Р) |
| Прогнозирование по названию темы - Ребята, как вы думаете, сможете ли вы по названию темы предположить, о чем пойдет речь сегодня на уроке?Что вы знаете о тексте? Как связываются предложения в тексте? | Вовлекаются в работу по определению признаков текста, смысловых отношений. Ученики отвечают на вопросы. Дают определение понятию текст. Примерные ответы: Текст это – речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных в целое единством темы, основной мыслью и с помощью различных языковых средств. Текст это – группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. | Умение прогнозировать (П). Умение отбирать и сопоставлять полученную информацию (П), |
| Учитель организует чтение теории с.58-59 с остановками. По мере чтения предлагает учащимся вносить записи в кластер «Текст»Ребята, прочитайте теорию в учебнике внимательно, затем мы с вами будем составлять опорную схему на доске.. | Читают с.58 правило Затем один ученик читает вслух, все остальные внимательно слушают. По прочтению правила ,учащиеся высказывают предположения, рассуждают. Один ученик выходит к доске. Все остальные помогают сконструировать схему. Состоит из предл.
ТЕКСТ предл. связ. по смыслу Полученную схему заносят себе в тетради. | Умение составлять схему по теоретич.материалу (П). |
| Задание №1.Понаблюдайте с.58Письменно.- Ребята, прочитайте задание. Скажите, являются ли эта группа предложений текстом? Что нужно нам сделать, что бы превратить эту группу предложений в текст? Чем будет определятся последовательность предложений?Фронтальный опрос. Ребята формулируют ответы на вопросы, отвечают, дополняют друг друга. Корректируют.- Ребята, теперь запишите себе полученный текст в тетрадь.- Скажите, чего не хватает еще в тексте, что бы он был завершен?- Ребята, что нам необходимо еще внести в нашу схему? Какой главный элемент еще мы с вами запишем? | Примерные ответы учеников:- нет, эта группа предложений не является текстом.- нужно все предложения расположить по смыслу, что бы получился текст.- найти среди предложений такое, содержание которого понятно без других, и поэтому оно может быть началом текста.- затем найти сигналы зависимости от других предложений.1)Учащиеся превращают группу предложений в текст.2)Определяют смысловые отношения между предложениями 3)списывают предложения в определённой последовательности - Заглавие Предлагают варианты заглавия текста, выбирают наиболее подходящий, записывают себе тетрадь.
Дополняют схему Состоит из предл. Заглавие ТЕКСТ предл. связ. по смыслу | Выстраивание своих действий в определённой последовательности(Р) |
| Работа с учебником на стр. 59. - Ребята, прочитайте правило, затем мы с вами выделим самое главное и внесем в нашу таблицу. - Скажите, пожалуйста, что вы узнали из правила? Ученики отвечают на вопрос, анализируют, дополняют друг друга | Читают теорию, внимательно вдумываясь в каждое слово.Затем один ученик читает в слух, делает выводы.- Смысловые отношения между предложениями, зависимыми друг от друга могут быть различны.- Содержание предложения может быть противопоставлено содержанию другого.- Одно предложение может указывать причину, следствие цель того, о чем говорится в другом. | Выполняют учебно – познавательные действия, анализируют, делают выводы. (П) Слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. (К) |
Задание № 2 Упр.159 устно - Что бы закрепить и посмотреть как работает наше правило, небходимо выполнить упражение 159 на стр. 59. Прочитайте текст сначала про себя. А затем мы с вами ответим на ряд вопросов. - Ребята, скажите, пожалуйста, являются ли эти предложения текстом? Посмотрите на текст и на правло, которое мы с вами прочитали. И скажте, как оно работает? Сможем ли мы изменить последовательность предложений? Почему нельзя это сделать? - Ребята, теперь посмотрите на наш текст и скажите, какие части текста мы с вами можем выделить? - Давайте внесем в нашу схему недостающие элементы. - Ребята, вот теперь у нас получилась готовая схема и глядя на нее, мы можем ответить на главный вопрос нашего урока – от чего зависит порядок расположений предложений в тексте | Внимательно читают текст про себя.Затем ученик читает вслух текст, остальные слушают.- Да, эти предложения являются текстом, потому что связаны между собой по смыслу и грамматичеси.- Изменить последовательность предложений в тексте нельзя, потому что нарушаются смысловые связи.- Каждое предложение указывает на причину, следствие и цель дркгого. Эти смысловые отношения выявляются постановкой впросов почему? при каком условии? и т.д.Коллективное обсуждение.Учащиеся анализируют каждый из предложенных вариантов ответа, выбирают верный- Текст имеет структуру- Вводная часть, основная часть, концовка (заключение)Состоит из предл. Заглавие ТЕКСТ предл. связ. по смыслу
несамост. самост. структура ввод.часть осн.часть. концовка Ученик выходит к доске, вписывает в схему недостающие элементы. Остальные себе в тетрадь. Ученики, опираясь на схему, на те знания, которые приобрели в ходе урока формулируют выводы. | Умение выделять основную мысль в тексте, понимать цель высказывания (П, К) Умение эмоционально реагировать на прочитанное (К). | |
| Работа в парах. Каждой паре раздаю таблички, которые необходимо заполнить. | Заполняют таблицу, опираясь на конспект урока. После, коллективно проверяем. | Умение работать в парах,прислушиваться к мнению своих одноклассников. Корректировать ошибки, устранять недочеты. |
| Ребята, теперь составьте свой текст, который буде содержать в себе все пройденные элементы. Тема текста : «Зачем учить русский язык» | Работают самостоятельно. | Уменние применять полученные знания на практике. |
Рефлексия | Организация рефлексии учащихся.- Оцените свою работу. Оцените результаты собственной деятельности на уроке: чему научились, над чем задумывались во время работы, что нового открыли для себя во время чтения с остановками? Учитель комментирует высказывания ребят, дает оценку работы класса, объявляет отметки, полученные в процессе работы. | Отвечают на вопросы учителя. | Умение осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.(Р) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействовать в паре. (К) Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.(Л) |
| Упр.160Превратить группу предложений в текст. | Ученики записывают домашнее задание себе в дневники. |
Между предложениями в тексте устанавливаются различные смысловые отношения. Предложение может быть____________________ от других предложений. Тогда его содержание понятно и вне текста. Предложение может быть _________________ от других предложений. Сигналом ________________________ являются разные слова: ____________________________________. Первое предложение текста обычно бывает ______________. Другие же могут быть как ___________________, так и ________________. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...