Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
(6класс, автор М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская)
учителя русского языка и литературы Басовой Светланы Вячеславовны,
Тема урока: Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных - ЧИК (- ЩИК)
Тип урока: изучения нового материала
Цель: изучение правописания букв Ч и Щ в суффиксах -чик, -щик; формирование умений отличать суффиксы –чик, -щик, грамотно писать слова на данную орфограмму.
Предметные: выделение условий выбора орфограммы Ч и Щ в суффиксах существительных -ЧИК (- ЩИК); подведение обучающихся к выводу о постановке букв Ч и Щ в суффиксах -ЧИК (- ЩИК).
Метапредметные: совершенствование умения видеть проблему, затруднение; выдвигать предположения, делать выводы.
Задачи:
Предметные: выстраивать алгоритм действия на основе правила; формировать умение запоминать правило.
Метапредметные: объяснять постановку букв Ч и Щ в суффиксах – ЧИК (- ЩИК) с проговариванием во внешней речи, развивать умение составлять ориентировку действия, закреплять знания в процессе самостоятельной работы с учебником; переосмыслять материал и преобразовывать его в другую форму - краткую запись; овладевать основами самоконтроля; формировать умение работать в паре.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | На доске слова: груз…ик, перепис…ик, лет…ик, свар…ик, бакен…ик. Учитель: - Что можете сказать об этих словах? - Прочитайте слова. Можно ли по произношению определить выбор букв Ч или Щ в суффиксах –ЧИК (-ЩИК)? - Какими новыми знаниями мы должны овладеть? - Какова тема урока? - Где нам могут пригодиться знания и умения? - Знания нужны при выполнении диктантов, тестов, упражнений. Это средство в овладении языком. | Предполагаемые ответы учеников: - имена существительные; - люди определенной профессии; - по произношению нельзя определить выбор букв Ч и Щ; - при каком условии писать Ч или Щ в суффиксе –ЧИК , -ЩИК; - тема урока: Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК (-ЩИК); - знания могут пригодиться при написании диктантов, сочинений, изложений, тестов | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений | Учитель: - Можем вставить пропущенные буквы в словах? - Вернемся к этим словам в конце урока. | - Можно предположить, но точно нельзя сказать… - Нет, возникли трудности… | Коммуникативные УУД: умение высказывать предположения |
3. Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности | - В чем причина затруднения? - Почему вы не можете объяснить, какую букву писать Ч или Щ в суффиксах -ЧИК, -ЩИК - Выходим на цель… задачи… | - Не знаем, при каких условиях писать Ч или Щ. Задачи: - узнать, когда пишутся буквы Ч, Щ; при каких условиях; -знать способ действия при выборе написания букв Ч и Щ в суф. –ЧИК, -ЩИК; - познакомиться с правилом; - научиться видеть орфограмму, различать суффиксы –ЧИК, -ЩИК в именах сущ.; - писать грамотно слова; связывать условия написания буквы Ч и Щ мгновенно, в момент письма. | Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания | - Рассмотрим языковой материал: 1.Объездчик, прокатчик, грузчик, разносчик, перебежчик; обойщик, фонарщик, танцовщик, прицепщик, съемщик. 2.Стульчик, пильщик. - После каких согласных пишется суффикс –ЧИК? - После какой буквы пишется суффикс –чик, -щик? - Соотнесем новое знание с правилом учебника, стр.153, параграф 52 - оформите краткую запись Соотнесение действий с алгоритмом: - Смотрим образец рассуждения на стр.153 учебника | Ученики работают в паре: - После д-т, з-с и ж пишется буква Ч. - Чик, -щик. Буква Ь перед суффиксом –чик, -щик только после Л. - Ученики читают правило на стр. 153, орфограмма № 33 - оформляют кратко, схематично: После д-т, з-с, ж / ЧИК остальные случаи / ЩИК после Л - буква Ь - Ученики читают образец рассуждения в учебнике на стр.153 | Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, проговаривают последовательность действий, сотрудничество в паре; познавательные УУД: извлечение информации из анализа языкового материала; |
5.Первичное закрепление | Учитель: - Чтобы усвоить новый способ действия при решении учебной задачи будем вслух проговаривать, рассуждать. Образец: рез…ик – слово образовано от глагола резать. Является названием лица по профессии, роду деятельности. Перед суффиксом есть буква З, значит, в суффиксе надо писать букву Ч. | - ученики выполняют упражнение № 292 на стр.153, записывают слова на доске, проговаривают во внешней речи, обозначают условия выбора орфограммы. (По цепочке 11 человек). Извозчик, обходчик (путей), резчик (по кости), летчик, грузчик, уборщица, разведчик, атомщик, перебежчик, укладчица, формовщица. (Образец в правиле) | Коммуникативные УУД: умение выражать мысли |
6. Самостоятельная работа( с самопроверкой по эталону) | - Самостоятельно выполним упр. 293 (п). Списать, Ч или Щ? Обозначить суффикс. - Проверим по эталону (на слайде) - Выполняем упр.294 (у) | - Ученики самостоятельно выполняют упражнение 293. - Сличают с эталоном на слайде презентации: Буфетчица, копировщик, экскаваторщик, переписчик, сортировщица, расфасовщик, стекольщик, автоматчик, пулеметчик, объездчик, разносчик, возчик, рассказчик, автопогрузчик, прессовщица, сварщик, компьютерщик - Объясняют задание, упр.294 | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном; коррекция (исправление ошибок) |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | - Вернемся к словам, которые написаны на доске (в начале урока): груз…ик, перепис…ик, лет…ик, свар…ик, бакен…ик. - Какие буквы Ч и Щ вставим в словах? Объясним постановку букв. - Итог урока. | Ученики пишут и объясняют написание слов: - грузчик, переписчик, летчик, сварщик, бакенщик. - Обучающиеся высказываются: Сегодня я узнал… Я понял, что… Теперь я знаю, что… Мне захотелось… Я смогу … | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия Регулятивные: оценка (выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено) Личностные УУД: действие смыслообразования (смогу выполнить тест) |
8. Домашнее задание | Задает домашнее задание с учетом уровня подготовленности обучающихся | - Обсуждение и запись домашнего задания (Упр.297, Упр.296. Инструктаж домашних упражнений) | Коммуникативные УУД: прогнозированте, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...