Проект "Хочу научиться говорить красиво!"
проект по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Басырова Румия Рашидовна

    Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми грамотной и культурной речью. Подростки не любят читать, не интересуются классической литературой. Плюс ко всему часто употребляют слова из жаргонной речи. А когда приходит пора расставаться с детством и вступать в период взросления, мы имеем человека, который не умеет правильно, чётко и красиво выразить свою мысль. А ведь умение искусно выражать свои мысли – это залог успешности в будущем.

     Чтобы исключить эту проблему, я разработала Проект «Хочу говорить красиво!», смысл которого состоит в развитии у подростков речевой культуры через элементы риторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_hochu_govorit_krasivo.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа

им.И.Н.Никифорова» Вурнарского района Чувашской Республики

                           

                                   

                                                                 Автор: Басырова Румия Рашидовна,

                                                           

п. Вурнары, 2015

Пояснительная записка

    Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми грамотной и культурной речью. Подростки не любят читать, не интересуются классической литературой. Плюс ко всему часто употребляют слова из жаргонной речи. А когда приходит пора расставаться с детством и вступать в период взросления, мы имеем человека, который не умеет правильно, чётко и красиво выразить свою мысль. А ведь умение искусно выражать свои мысли – это залог успешности в будущем.

     Чтобы исключить эту проблему, я разработала Проект «Хочу говорить красиво!», смысл которого состоит в развитии у подростков речевой культуры через элементы риторики.

     Для реализации Проекта была поставлена следующая цель: усовершенствовать речевую культуру детей 11-15 лет с помощью занятий по риторике и сценической речи.

     Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 

  • овладеть методическими рекомендациями по риторике и сценической речи;
  • повысить уровень мотивации обучения красноречию;
  • предотвращать употребление подростками слов-паразитов;
  • обогатить словарный запас подростков;
  •  совершенствовать навыки выразительной речи;
  • развивать и укреплять у подростков навыки публичных выступлений и ведения дискуссий.  

 Возраст детей

    Проект рассчитан на детей 11 – 15 лет.

Психолого-педагогическое сопровождение реализации Проекта

    Качество реализации данного Проекта зависит от совместной работы учителей-предметников, педагогов учреждений дополнительного образования, школьного библиотекаря и родителей.

 Сроки и этапы реализации Проекта

Проект реализовывается в следующие сроки: сентябрь 2015 г. – май 2020 г. Все временные рамки определены условно.

    Работа по реализации Проекта проводится поэтапно.

Этапы

Содержание

Ожидаемый результат

 1-й этап

Подготовительный

- Изучение методической литературы по риторике;

- определение круга проблем, связанных с речевой культурой подростков.

- Составление программы по реализации проекта.

 2-й этап

Основной

Организация мероприятий по реализации данного Проекта:

- использование активных форм внеклассной работы с учетом возрастных особенностей учащихся;

-  постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся во внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам;

- проведение школьных выставок;

- театрализованные представления;

-  видеопоздравления;

- дебаты.

- Увеличение уровня охваченности обучающихся, соблюдающих правила речевого этикета;

- увеличение уровня охваченности обучающихся, свободно владеющих нормами речи;

- увеличение количества участников при проведении массовых внеклассных мероприятий, проводимых как в школе, так и в районе;

- рост потребности в самореализации;

- рост потребности творческой и интеллектуальной самореализации.

3-й этап

Обобщающий

Презентация проекта.

 Итоги реализации данного Проекта.

Формы и методы работы

Формы:

  • фронтальные;
  • групповые;
  • индивидуальные;
  • тематические занятия;
  • дебаты;
  • театральные постановки;
  • видеопоздравления.

 Методы:

  • анкетирование;
  • беседы;
  • выступления.

Ожидаемые результаты и способы их определения:

  • повышение уровня речевой культуры подростков;
  • возрастания количества подростков, охваченных чтением;
  • возрастание показателей участия детей в открытых праздничных мероприятиях;
  • возрастание показателей успеваемости обучающихся;
  • возрастание показателей персональных достижений учащихся.

План – график реализации Проекта

Основные мероприятия

Форма проведения

Сроки реализации

1.

Собеседование «Рассказ на свободную тему»

Методика «Я начну, а ты продолжи»

Сентябрь 2015 г.

2.

Родительское собрание «Каким я вижу своего ребенка в будущем»

Круглый стол

Октябрь 2015 г.

3.

«Великий и могучий русский язык»

Лингвистическая игра

Ноябрь 2015 г.

4.

«Принципы выразительного чтения текста»

Просмотр видеороликов с декламациями С. Безрукова, Р. Курковой, А. Фрейндлих и др.

Декабрь 2015 г.

5.

 «Ставим ударение правильно!»

Практическое занятие

Январь 2016 г.

6.

«Пересказ по всем правилам»

Практическое занятие

Февраль 2016 г.

7.

«Культура речи. Грамматические нормы»

Практическое занятие

Март 2016 г.

8.

«Культура речи. Лексические нормы»

Практическое занятие

Апрель 2016 г.

9.

«Василий Тёркин»

Театрализованное представление

Май 2016 г.

10.

«Будь вежлив»

Игра по речевому этикету

Сентябрь 2016 г.

11.

«Я хочу вам объявить…»

Практическое занятие (объявление)

Октябрь 2016 г.

12.

«Что произошло хоть раз»

Практическое занятие (пересказ)

Ноябрь 2016 г.

13.

«Что такое спор и как его избежать?»

Практическое занятие (правила ведения дискуссии)

Декабрь 2016 г.

14.

«По строкам А.С. Пушкина»

Театрализованное представление

Январь 2017 г.

15.

«Не просто беседа»

Практическое занятие (интервью)

Февраль 2017 г.

16.

«Прекрасных женщин имена» (интервью у мам и бабушек)

Видеопоздравление

Март 2017 г.

17.

«Ловушка для диктора»

Знакомство с труднопроизносимыми словами

Апрель 2017 г.

18.

«Разрешите обратиться!»

Практическое занятие (обращение к незнакомым людям)

Май 2017 г.

19.

«Великая сила голоса»

Практическое занятие (работаем с тембром)

Сентябрь 2017 г.

20.

«Пойми меня правильно»

Практическое занятие (работаем с жестами)

Октябрь 2017 г.

21.

«Штамп или находка?»

Практическое занятие (работаем с речевыми штампами)

Ноябрь 2017 г.

22.

«Сладкие речи»

Практическое занятие (сочиняем комплименты)

Декабрь 2017 г.

23.

«Просить – умолять - клянчить»

Практическое занятие (обращаемся с просьбой)

Январь 2018 г.

24.

«Как сказать НЕТ»

Практическое занятие (вежливый отказ)

Февраль 2018 г.

25.

«Как давать советы без навязчивости»

Практическое занятие (учимся давать советы)

Март 2018 г.

26.

«Ораторская речь»

Практическое занятие (разновидности ораторской речи)

Апрель 2018 г.

27.

«Учимся говорить так, чтобы вас слышали»

Практическое занятие по ораторскому мастерству

Май 2018 г.

28.

«Дебаты. Что это такое?»

Ознакомительное занятие с просмотром видеороликов

Сентябрь 2018 г.

29.

«Мужчины и женщины равны для выполнения любой работы?»

Дебаты

Октябрь 2018 г.

30.

Организация видеопоздравления ко Дню матери

Видеопоздравление

Ноябрь 2018 г.

31.

«Речь и средства массовой информации»

Наблюдение и мониторинг ошибок, допускаемых в СМИ

Декабрь 2018 г.

32.

«Мы - экскурсоводы»

Практическое занятие (экскурсионная речь)

     Январь 2019 г.

32.

«Весь мир – театр, а люди в нем – актеры»

Театрализованная постановка

Февраль 2019 г.

33.

«Времена года в творчестве разных писателей»

Видеоролики с декламациями любимых стихотворений

Март 2019 г.

34.

«Диспут»

Игра

Апрель 2019 г.

35.

«Культура цитирования»

Практическое занятие (способы передачи чужой речи)

Май 2019 г.

36.

«Поговорим о фотографии»

Практическое занятие (монолог-описание по фотографии)

Сентябрь 2019 г.

37.

«Я хочу вам рассказать…»

Практическое занятие (монолог-повествование)

Октябрь 2019 г.

38.

«Только так, и никак иначе…»

Практическое занятие (монолог-рассуждение)

Ноябрь 2019 г.

39.

«Культура диалога»

Практическое занятие в парах

Декабрь 2019 г.

40.

«Речевые промахи»

Практическое занятие (исправление речевых ошибок)

Январь 2020 г.

41.

«Я расскажу вам о себе…»

Практическое занятие (составление автобиографии)

Февраль 2020 г.

42.

«Самооценка как фактор успешного выступления»

Тренинг

Март 2020 г.

43.

«Время убеждать…»

Круглый стол

Апрель 2020 г.

44.

Защита Проекта

Подготовка презентации и мониторинг дел

Май 2020 г.

Методическое обеспечение Проекта

   Реализация Проекта  осуществляется созданием условий разных речевых ситуаций и вовлечением подростков в разнообразную деятельность. В процессе такого образования создаются ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностных достоинств.

Ресурсное обеспечение Проекта

    Финансирование Проекта осуществляется за счет собственных средств МБОУ «Вурнарская СОШ №1 имени И.Н.Никифорова» и спонсорских средств.

   Для проведения тренингов и практических занятий:

- бумага для принтера – 500 рублей;

- краска для принтера - 900 рублей.

    Для проведения мероприятий:

- диски – 60 рублей;

- грамоты для награждения победителей конкурсов – 100 рублей;

- призы – 1000 рублей.

 

Итого: 2 560 рублей

Список использованной для разработки Проекта литературы

  1. Львова С.И. Язык в речевом общении.  М., 2004.
  2. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 2002.
  3. Смелкова З.С. Азбука общения. Самара,2008.
  4. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 2006.
  5. Волков А.А. Основы риторики. М.,2009.
  6. Сычёв О.А. Обучение риторике в эпоху компьютеров. М., 2006.
  7. Иванова С.Ф. Риторика завоёвывает место в школе. М.,2009
  8. Школьная риторика под редакцией Т. А .Ладыженской, М.,2009.
  9. Кохтев Н.Н. Риторика. М.,2007.
  10. Львова С.И. Язык в речевом общении. М.,2001.
  11. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» Речевой этикет в нашем общении. М., 2006.

Приложение.

 Упражнение по риторике «Алфавит»

Цель: Упражнение развивает такие риторические навыки, как креативность и ассоциативность в речи

Время: 20–30 минут

Количество участников: любое

Проведение упражнения:

На доске пишутся буквы алфавита (или дается распечатка), кроме «сложных» букв (ъ, ё, й). Участники называют слова на каждую букву. Если группа продвинутая, тогда проводим вторую ступень упражнения — участники делают связанный рассказ. Условия те же — все слова на одну букву.

Упражнение можно проводить в мини-группах или в общей группе.

Итоги упражнения:

  • Легко ли получалось?
  • Что понравилось?
  • Что необходимо добавить?
  • Был ли прогресс во время выполнения упражнения?

Упражнение по риторике «Нарисуй предметы»

Цель: Упражнение развивает важный для риторики навык жестикуляции

Время: 25–35 минут

Количество участников: любое

Проведение упражнения:

Участник ведет рассказ на свободную тему, делая описательные жесты для каждого слова, которое он произносит. Например, участник рассказывает про поездку на автомобиле и жестами «рисует» автомобиль.

Каждый участник выступает ровно 5 минут. Удобнее всего проводить это упражнение в мини-группах по 4–5 человек, чтобы успели потренироваться все участники тренинга.

Если участнику сложно и формулировать рассказ, и одновременно тренировать жесты, то стоит дать ему абсолютно известный текст, например, «В лесу родилась елочка…»

Итоги упражнения:

  • Легко ли получалось?
  • Был ли прогресс за время упражнения?
  • Как вы думаете, почему мы делали жестикуляцию именно на каждое слово?
  • Нужно ли делать так в реальном выступлении?

Упражнение по риторике «Рассказ на свободную тему»

Цель: Упражнение развивает навык креативности в речи

Время: 30–35 минут

Количество участников: любое

Проведение упражнения:

Ведущий дает вводную участнику. К примеру: «Я пришел домой и увидел в кресле зеленого человечка. Он повернулся ко мне и сказал…. «Дальше участник продолжает рассказ в течение 2-х минут. После этого подводим итоги выступления:

  • Что понравилось в выступлении участника?
  • Что запомнилось?
  • Что вы рекомендовали бы добавить?

А затем вызываем нового участника. Каждому участнику даем новую вводную.

В этом упражнении можно вызвать на общий круг 3–4 участника, а затем запустить упражнение в парах, чтобы участники сами давали друг другу вводные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Как научиться говорить красиво" для учащихся 9 класса

Элективный курс "Как научиться говорить красиво" создан как учебный курс предпрофильной подготовки  учащихся 9  класса с ориентацией на гуманитарный профиль....

Сценарий речевого праздника "Я могу, хочу говорить красиво" ( для учащихся 5-9 классов школ I и II вида)

Наша школа для слабослышащих детей. Ежегодно в  школе  проводятся речевые праздники  в классах, но учителя- дефектологи решили проводить ещё и общешкольные мероприятия по рсв. На уроках...

Занятие «Учимся говорить красиво» для учащихся 6 – 7 классов

Занятие с учащимися направлено на развитие лингвистических умений. Детям представляются результаты опроса, проведенного заранее. затем предлагается ряд упражнений, направленных на развитие творческих ...

Викторина "Говору красиво".

Расширение и обогащение словарного запаса. Развитие правильной, выразительной образной речи....

«Красиво говорить – красиво мыслить» Сетевой урок по теме: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Каждому учителю, работающему в условиях нашего сурового северного климата, приходилось сталкиваться с такой проблемой, как выполнение учебных программ.  Что делать, если ударили морозы и объявлен...

Логопедическое занятие «Научим Буратино красиво говорить»

Сценарий интегрированного занятия «Научим Буратино красиво говорить»...

Как научить ребёнка красиво писать

Несколько простых упражнений помогут ученику научиться каллиграфическому письму....