Проект "Хочу научиться говорить красиво!"
проект по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми грамотной и культурной речью. Подростки не любят читать, не интересуются классической литературой. Плюс ко всему часто употребляют слова из жаргонной речи. А когда приходит пора расставаться с детством и вступать в период взросления, мы имеем человека, который не умеет правильно, чётко и красиво выразить свою мысль. А ведь умение искусно выражать свои мысли – это залог успешности в будущем.
Чтобы исключить эту проблему, я разработала Проект «Хочу говорить красиво!», смысл которого состоит в развитии у подростков речевой культуры через элементы риторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_hochu_govorit_krasivo.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа
им.И.Н.Никифорова» Вурнарского района Чувашской Республики
Автор: Басырова Румия Рашидовна,
п. Вурнары, 2015
Пояснительная записка
Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми грамотной и культурной речью. Подростки не любят читать, не интересуются классической литературой. Плюс ко всему часто употребляют слова из жаргонной речи. А когда приходит пора расставаться с детством и вступать в период взросления, мы имеем человека, который не умеет правильно, чётко и красиво выразить свою мысль. А ведь умение искусно выражать свои мысли – это залог успешности в будущем.
Чтобы исключить эту проблему, я разработала Проект «Хочу говорить красиво!», смысл которого состоит в развитии у подростков речевой культуры через элементы риторики.
Для реализации Проекта была поставлена следующая цель: усовершенствовать речевую культуру детей 11-15 лет с помощью занятий по риторике и сценической речи.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- овладеть методическими рекомендациями по риторике и сценической речи;
- повысить уровень мотивации обучения красноречию;
- предотвращать употребление подростками слов-паразитов;
- обогатить словарный запас подростков;
- совершенствовать навыки выразительной речи;
- развивать и укреплять у подростков навыки публичных выступлений и ведения дискуссий.
Возраст детей
Проект рассчитан на детей 11 – 15 лет.
Психолого-педагогическое сопровождение реализации Проекта
Качество реализации данного Проекта зависит от совместной работы учителей-предметников, педагогов учреждений дополнительного образования, школьного библиотекаря и родителей.
Сроки и этапы реализации Проекта
Проект реализовывается в следующие сроки: сентябрь 2015 г. – май 2020 г. Все временные рамки определены условно.
Работа по реализации Проекта проводится поэтапно.
Этапы | Содержание | Ожидаемый результат |
1-й этап Подготовительный | - Изучение методической литературы по риторике; - определение круга проблем, связанных с речевой культурой подростков. | - Составление программы по реализации проекта. |
2-й этап Основной | Организация мероприятий по реализации данного Проекта: - использование активных форм внеклассной работы с учетом возрастных особенностей учащихся; - постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся во внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам; - проведение школьных выставок; - театрализованные представления; - видеопоздравления; - дебаты. | - Увеличение уровня охваченности обучающихся, соблюдающих правила речевого этикета; - увеличение уровня охваченности обучающихся, свободно владеющих нормами речи; - увеличение количества участников при проведении массовых внеклассных мероприятий, проводимых как в школе, так и в районе; - рост потребности в самореализации; - рост потребности творческой и интеллектуальной самореализации. |
3-й этап Обобщающий | Презентация проекта. | Итоги реализации данного Проекта. |
Формы и методы работы
Формы:
- фронтальные;
- групповые;
- индивидуальные;
- тематические занятия;
- дебаты;
- театральные постановки;
- видеопоздравления.
Методы:
- анкетирование;
- беседы;
- выступления.
Ожидаемые результаты и способы их определения:
- повышение уровня речевой культуры подростков;
- возрастания количества подростков, охваченных чтением;
- возрастание показателей участия детей в открытых праздничных мероприятиях;
- возрастание показателей успеваемости обучающихся;
- возрастание показателей персональных достижений учащихся.
План – график реализации Проекта
№ | Основные мероприятия | Форма проведения | Сроки реализации |
1. | Собеседование «Рассказ на свободную тему» | Методика «Я начну, а ты продолжи» | Сентябрь 2015 г. |
2. | Родительское собрание «Каким я вижу своего ребенка в будущем» | Круглый стол | Октябрь 2015 г. |
3. | «Великий и могучий русский язык» | Лингвистическая игра | Ноябрь 2015 г. |
4. | «Принципы выразительного чтения текста» | Просмотр видеороликов с декламациями С. Безрукова, Р. Курковой, А. Фрейндлих и др. | Декабрь 2015 г. |
5. | «Ставим ударение правильно!» | Практическое занятие | Январь 2016 г. |
6. | «Пересказ по всем правилам» | Практическое занятие | Февраль 2016 г. |
7. | «Культура речи. Грамматические нормы» | Практическое занятие | Март 2016 г. |
8. | «Культура речи. Лексические нормы» | Практическое занятие | Апрель 2016 г. |
9. | «Василий Тёркин» | Театрализованное представление | Май 2016 г. |
10. | «Будь вежлив» | Игра по речевому этикету | Сентябрь 2016 г. |
11. | «Я хочу вам объявить…» | Практическое занятие (объявление) | Октябрь 2016 г. |
12. | «Что произошло хоть раз» | Практическое занятие (пересказ) | Ноябрь 2016 г. |
13. | «Что такое спор и как его избежать?» | Практическое занятие (правила ведения дискуссии) | Декабрь 2016 г. |
14. | «По строкам А.С. Пушкина» | Театрализованное представление | Январь 2017 г. |
15. | «Не просто беседа» | Практическое занятие (интервью) | Февраль 2017 г. |
16. | «Прекрасных женщин имена» (интервью у мам и бабушек) | Видеопоздравление | Март 2017 г. |
17. | «Ловушка для диктора» | Знакомство с труднопроизносимыми словами | Апрель 2017 г. |
18. | «Разрешите обратиться!» | Практическое занятие (обращение к незнакомым людям) | Май 2017 г. |
19. | «Великая сила голоса» | Практическое занятие (работаем с тембром) | Сентябрь 2017 г. |
20. | «Пойми меня правильно» | Практическое занятие (работаем с жестами) | Октябрь 2017 г. |
21. | «Штамп или находка?» | Практическое занятие (работаем с речевыми штампами) | Ноябрь 2017 г. |
22. | «Сладкие речи» | Практическое занятие (сочиняем комплименты) | Декабрь 2017 г. |
23. | «Просить – умолять - клянчить» | Практическое занятие (обращаемся с просьбой) | Январь 2018 г. |
24. | «Как сказать НЕТ» | Практическое занятие (вежливый отказ) | Февраль 2018 г. |
25. | «Как давать советы без навязчивости» | Практическое занятие (учимся давать советы) | Март 2018 г. |
26. | «Ораторская речь» | Практическое занятие (разновидности ораторской речи) | Апрель 2018 г. |
27. | «Учимся говорить так, чтобы вас слышали» | Практическое занятие по ораторскому мастерству | Май 2018 г. |
28. | «Дебаты. Что это такое?» | Ознакомительное занятие с просмотром видеороликов | Сентябрь 2018 г. |
29. | «Мужчины и женщины равны для выполнения любой работы?» | Дебаты | Октябрь 2018 г. |
30. | Организация видеопоздравления ко Дню матери | Видеопоздравление | Ноябрь 2018 г. |
31. | «Речь и средства массовой информации» | Наблюдение и мониторинг ошибок, допускаемых в СМИ | Декабрь 2018 г. |
32. | «Мы - экскурсоводы» | Практическое занятие (экскурсионная речь) | Январь 2019 г. |
32. | «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры» | Театрализованная постановка | Февраль 2019 г. |
33. | «Времена года в творчестве разных писателей» | Видеоролики с декламациями любимых стихотворений | Март 2019 г. |
34. | «Диспут» | Игра | Апрель 2019 г. |
35. | «Культура цитирования» | Практическое занятие (способы передачи чужой речи) | Май 2019 г. |
36. | «Поговорим о фотографии» | Практическое занятие (монолог-описание по фотографии) | Сентябрь 2019 г. |
37. | «Я хочу вам рассказать…» | Практическое занятие (монолог-повествование) | Октябрь 2019 г. |
38. | «Только так, и никак иначе…» | Практическое занятие (монолог-рассуждение) | Ноябрь 2019 г. |
39. | «Культура диалога» | Практическое занятие в парах | Декабрь 2019 г. |
40. | «Речевые промахи» | Практическое занятие (исправление речевых ошибок) | Январь 2020 г. |
41. | «Я расскажу вам о себе…» | Практическое занятие (составление автобиографии) | Февраль 2020 г. |
42. | «Самооценка как фактор успешного выступления» | Тренинг | Март 2020 г. |
43. | «Время убеждать…» | Круглый стол | Апрель 2020 г. |
44. | Защита Проекта | Подготовка презентации и мониторинг дел | Май 2020 г. |
Методическое обеспечение Проекта
Реализация Проекта осуществляется созданием условий разных речевых ситуаций и вовлечением подростков в разнообразную деятельность. В процессе такого образования создаются ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностных достоинств.
Ресурсное обеспечение Проекта
Финансирование Проекта осуществляется за счет собственных средств МБОУ «Вурнарская СОШ №1 имени И.Н.Никифорова» и спонсорских средств.
Для проведения тренингов и практических занятий:
- бумага для принтера – 500 рублей;
- краска для принтера - 900 рублей.
Для проведения мероприятий:
- диски – 60 рублей;
- грамоты для награждения победителей конкурсов – 100 рублей;
- призы – 1000 рублей.
Итого: 2 560 рублей
Список использованной для разработки Проекта литературы
- Львова С.И. Язык в речевом общении. М., 2004.
- Кохтев Н.Н. Риторика. М., 2002.
- Смелкова З.С. Азбука общения. Самара,2008.
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 2006.
- Волков А.А. Основы риторики. М.,2009.
- Сычёв О.А. Обучение риторике в эпоху компьютеров. М., 2006.
- Иванова С.Ф. Риторика завоёвывает место в школе. М.,2009
- Школьная риторика под редакцией Т. А .Ладыженской, М.,2009.
- Кохтев Н.Н. Риторика. М.,2007.
- Львова С.И. Язык в речевом общении. М.,2001.
- Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» Речевой этикет в нашем общении. М., 2006.
Приложение.
Упражнение по риторике «Алфавит»
Цель: Упражнение развивает такие риторические навыки, как креативность и ассоциативность в речи
Время: 20–30 минут
Количество участников: любое
Проведение упражнения:
На доске пишутся буквы алфавита (или дается распечатка), кроме «сложных» букв (ъ, ё, й). Участники называют слова на каждую букву. Если группа продвинутая, тогда проводим вторую ступень упражнения — участники делают связанный рассказ. Условия те же — все слова на одну букву.
Упражнение можно проводить в мини-группах или в общей группе.
Итоги упражнения:
- Легко ли получалось?
- Что понравилось?
- Что необходимо добавить?
- Был ли прогресс во время выполнения упражнения?
Упражнение по риторике «Нарисуй предметы»
Цель: Упражнение развивает важный для риторики навык жестикуляции
Время: 25–35 минут
Количество участников: любое
Проведение упражнения:
Участник ведет рассказ на свободную тему, делая описательные жесты для каждого слова, которое он произносит. Например, участник рассказывает про поездку на автомобиле и жестами «рисует» автомобиль.
Каждый участник выступает ровно 5 минут. Удобнее всего проводить это упражнение в мини-группах по 4–5 человек, чтобы успели потренироваться все участники тренинга.
Если участнику сложно и формулировать рассказ, и одновременно тренировать жесты, то стоит дать ему абсолютно известный текст, например, «В лесу родилась елочка…»
Итоги упражнения:
- Легко ли получалось?
- Был ли прогресс за время упражнения?
- Как вы думаете, почему мы делали жестикуляцию именно на каждое слово?
- Нужно ли делать так в реальном выступлении?
Упражнение по риторике «Рассказ на свободную тему»
Цель: Упражнение развивает навык креативности в речи
Время: 30–35 минут
Количество участников: любое
Проведение упражнения:
Ведущий дает вводную участнику. К примеру: «Я пришел домой и увидел в кресле зеленого человечка. Он повернулся ко мне и сказал…. «Дальше участник продолжает рассказ в течение 2-х минут. После этого подводим итоги выступления:
- Что понравилось в выступлении участника?
- Что запомнилось?
- Что вы рекомендовали бы добавить?
А затем вызываем нового участника. Каждому участнику даем новую вводную.
В этом упражнении можно вызвать на общий круг 3–4 участника, а затем запустить упражнение в парах, чтобы участники сами давали друг другу вводные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Как научиться говорить красиво" для учащихся 9 класса
Элективный курс "Как научиться говорить красиво" создан как учебный курс предпрофильной подготовки учащихся 9 класса с ориентацией на гуманитарный профиль....
Сценарий речевого праздника "Я могу, хочу говорить красиво" ( для учащихся 5-9 классов школ I и II вида)
Наша школа для слабослышащих детей. Ежегодно в школе проводятся речевые праздники в классах, но учителя- дефектологи решили проводить ещё и общешкольные мероприятия по рсв. На уроках...
Занятие «Учимся говорить красиво» для учащихся 6 – 7 классов
Занятие с учащимися направлено на развитие лингвистических умений. Детям представляются результаты опроса, проведенного заранее. затем предлагается ряд упражнений, направленных на развитие творческих ...
Викторина "Говору красиво".
Расширение и обогащение словарного запаса. Развитие правильной, выразительной образной речи....
«Красиво говорить – красиво мыслить» Сетевой урок по теме: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Каждому учителю, работающему в условиях нашего сурового северного климата, приходилось сталкиваться с такой проблемой, как выполнение учебных программ. Что делать, если ударили морозы и объявлен...
Логопедическое занятие «Научим Буратино красиво говорить»
Сценарий интегрированного занятия «Научим Буратино красиво говорить»...
Как научить ребёнка красиво писать
Несколько простых упражнений помогут ученику научиться каллиграфическому письму....