Современные школьники о логичности речи и логических ошибках в речи: опыт анкетирования
статья по русскому языку
Предварительный просмотр:
Современные школьники о логичности речи и логических ошибках в речи: опыт анкетирования
Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Поэтому обучение учащихся устному и письменному речевому общению приобретает особую значимость в современной ситуации, особенно когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка.
В последнее время все чаще и чаще отечественные школы заявляют о наличии серьезных недостатков в развитии коммуникативной компетентности детей. Это прежде всего связывают со снижением уровня читательской культуры. Педагоги отмечают, что подростки не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Большинство педагогов–филологов отмечают, что ребята затрудняются в создании самостоятельных, свободных, корректных, связных устных и письменных высказываний. И как следствие этого - большое количество в речи учащихся ошибок, приводящих к противоречивости, структурной непоследовательности, нестройности высказывания, затрудняющих понимание каждого предложения и текста в целом, т.е. логико-речевых.
Вышесказанное подтверждается исследованием "Логична ли ваша речь?", проведённым среди учащихся 5-11 классов школ г. Саранска в 2015-2016 уч. г.г.. Данное исследование проводилось с целью определить уровень знаний о логико-речевых ошибках, а также уровень владения школьниками умением обнаруживать логико-речевые ошибки в высказываниях и не допускать подобные ошибки в собственных высказываниях.
Всего в анкетировании приняло участие 326 школьников (5-6 кл.- 236, 7-8 кл. - 59, 9-11 кл. - 31 учащихся). Анкетирование состояло из двух частей. В теоретической части учащимся нужно было ответить на вопросы: 1. Какую речь вы считаете логичной? 2. Часто ли вы контролируете свою устную и письменную речь с точки зрения логичности её построения? 3.Что нужно знать человеку, чтобы логично выражаться? 4. Что нарушает логичность речи? 5. Что такое логическая ошибка? В чём она проявляется?
Практическая часть и исследования (её сложность зависела от уровня речевого развития учащихся) была рассчитана на самостоятельное обнаружение и исправление логико-речевых ошибок.
Следует отметить, что в самом начале исследования у учащихся возникли трудности с определением логичности речи. Без ознакомления учеников с коммуникативными качествами речи, в частности с логичностью, с определением логико-речевых ошибок и причинами их появления, с приёмами их нахождения и исправления, исследование, возможно, не дало бы положительного результата. В связи с этим работа начиналась с беседы с учащимися о коммуникативных качествах речи.
Формулировка понятия логичности речи вызвала у учащихся затруднения. Можно выделить следующие наиболее удачные определения: логичная речь - "хорошо продуманная речь", "речь, в которой есть логика", "чёткая, последовательная", "речь, в которой умозаключение вытекает из посылок, а каждая посылка аргументирована", "речь закономерная, разумная, последовательная", "это последовательная, связная, понятная речь", "это последовательное расположение мысли", "это последовательная, точная передача мысли". Количество подобных определений, близких к правильному, составляет 43 %. 26% респондентов оставили данный вопрос без ответа. Среди оставшегося числа (31%) были такие ответы: логичная речь - "это правильная", "речь, в которой содержится смысл", "упорядоченная речь", "внятная", "русская", "эпическая", "литературная", "такая, которая говорит с 1 по 2 события", "древняя", "рациональная" и многие другие.
На вопрос "Часто ли вы контролируете свою устную и письменную речь с точки зрения логичности её построения?" ответили: "всегда" - 41%, "иногда" - 45%, "никогда" - 14% участников.
Ответы на вопрос "Что нужно знать человеку, чтобы логично выражаться?" были следующими: "больше читать книги" (14%), "контролировать ход мыслей" (9% ), "пополнять словарный запас" (8%), "нужно знать всё о предмете речи" (5%), "хорошо знать русский язык и литературу" (2%), "знать риторику" (1%), "уметь связывать слова по смыслу" - (12%), "грамотно строить предложения" (6%), (прочие ответы - 27%). 16% учащихся затруднились ответить.
На вопрос анкеты "Что нарушает логичность речи?" ответ попытались дать 73% испытуемых. Учащиеся видели следующие причины нарушения логичности высказывания: "непоследовательность изложения мысли, несвязность " (37%), "неправильное расположение обособленных конструкций" (2%), "неправильное употребление форм слова" (1%), "неправильный порядок слов" (14%), "небольшой словарный запас" (8%), "дефекты в речи" (3%), "нецензурные слова и слова-паразиты" (5%), "необдуманность высказывания" (3%).
В числе ответов на вопрос "В чём проявляется логическая ошибка?" были такие: "в неправильном употреблении слов" (15%), "в несвязности мыслей" (24%), "в неправильном порядке слов" (29%), "в путанной, сбивчивой речи" (4%). 28% учащихся не ответили на вопрос.
Как уже отмечалось, у учащихся возникли трудности и в практической части работы, а именно в обнаружении и исправлении логико-речевых ошибок. Ученики не всегда могли самостоятельно найти ошибку, но при указании учителем вида ошибки, делали это достаточно быстро. Внешний контроль и указание ошибки служили толчком к её исправлению и дальнейшей самостоятельной работе. Поэтому работа над каждым заданием начиналась с предварительного анализа образца с логико-речевой ошибкой, подобной в данном упражнении. Далее анализ и исправление ошибки учащиеся выполняли самостоятельно. Но стоит отметить, что учащиеся 9-11 классов проявили большую самостоятельность в обнаружении ошибок.
Результаты исследования представлены в таблицах №№ 1 -3.
Таблица №1
5-6 классы (236 учащихся)
Вид ошибки | Справились | Справились частично | Не справились |
1.В построении предложений с однородными членами | 44 | 93 | 99 |
2. В нарушении порядка слов в предложении | 125 | 90 | 21 |
3. Нарушение связи между местоимениями и словами, на которые они указывают | 86 | 69 | 81 |
4.Расположение предложений в логической последовательности в тексте | 68 | 33 | 135 |
5.Нарушение взаимосвязи и взаимообусловленности мыслей в тексте | 34 | 40 | 62 |
Вывод: учащиеся 5-6 классов показали средний уровень речевого развития (справились с работой - 30%, справились частично - 28%, не справились - 42%). Обнаружение и исправление логико-речевых ошибок у них занимало большую часть времени. Не все учащиеся данных классов испытывают потребность улучшить текст или высказывание. Это говорит о недостаточном уровне самоконтроля над качеством текста и речевого развития школьников.
Таблица № 2
7-8 классы (59 учащихся)
Вид ошибки | Справились | Справились частично | Не справились |
1.В предложениях с причастным и деепричастным оборотами | 10 | 33 | 16 |
2.В употреблении средств связи в предложении | 11 | 31 | 17 |
3.В построении предложений с однородными членами | 8 | 20 | 31 |
4.Нарушение взаимосвязи и взаимообусловленности мыслей в тексте | 7 | 16 | 36 |
5.Логико-речевые ошибки, приводящие к противоречивости в предложении | 2 | 8 | 17 |
Вывод: учащиеся 7-8 классов показали низкий уровень речевого развития. Справились с работой - 15% учащихся, справились частично - 42%, не справились - 43%.
Таблица № 3
9-11 классы (31 учащихся)
Вид ошибки | Справились | Справились частично | Не справились |
1.В предложениях с причастным и деепричастным оборотами | 17 | 10 | 4 |
2.В употреблении средств связи в предложении | 16 | 10 | 5 |
3.Логико-речевые ошибки, приводящие к противоречивости в предложении | 5 | 11 | 15 |
4.Нарушение взаимосвязи и взаимообусловленности мыслей в тексте | 4 | 9 | 18 |
Вывод: уровень речевого развития и самоконтроля над логичностью речи среди учащихся старших классов более высокий. Ученики самостоятельно (иногда после указания учителем типа ошибки) находили и исправляли алогизмы в предложениях и тексте. Работа занимала у них наименьший промежуток времени. Однако следует констатировать, что справились - 34%, справились частично - 32%, не справились - 34% учащихся.
Проведённый анализ результатов констатирующего среза позволяет сделать вывод не только о недостаточном представлении учащихся о логичности речи, но и, как следствие, о невысоком уровне их речевого развития и умения анализировать исходный текст, понимать роль языковых единиц в обеспечении логичности высказывания, а также уровне строить собственные высказывания в устной и письменной форме. Такие умения должны формироваться на протяжении всего обучения в школе. Учащиеся должны овладеть целым комплексом знаний, среди которых не только знания о роли языковых единиц в речи, о средствах связи предложений в тексте, но и знания о языковых средствах, выражающих логику речи, о логико-речевой норме, характере логико-речевых ошибок и другие знания, позволяющие соблюдать логичность речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильность речи (об ошибках в речи при употреблении слов).
В статье кратко излагаются основные сведения о культуре речи. Одним из основных показателей грамотной речи является правильное употребление слов. В русском языке их тысячи, но кажд...
Упражнения для развития словесно-логического мышления и речи младших школьников.
Упражнения для развития словесно-логического мышления и речи младших школьников...
Методисты прошлого о подходах к обучению логичности речи
В данной статье рассмотрена история обучения учащихся логичности речи в отечественном языкознании и методике....
Опыт работы. Тема: «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода, развития творческих способностей и социализации личности современного школьника».
Идея опыта. Ведущей педагогической идеей опыта является использование системно-деятельностного подхода в организации проектно-исследовательской деятельности для обеспечения повышения уровня внут...
Презентация "Ошибки письменной речи младших школьников с ОВЗ"
Коррекционная педагогика...
Киноуроки в школах России и мира» - важная составляющая воспитания и образования современных школьника. Опыт проведения социальной практики».
Из опыта работы в проекте "О будущем," реализующем систему воспитания "Киноуроки в школах России и мира"...
Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме «Композиция сочинения-рассуждения. Логические ошибки»
Разработка урока русского языка по теме "Композиция сочинения-рассуждения. Логические ошибки" для 8 класса. Урок составлен в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку....