Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме «Композиция сочинения-рассуждения. Логические ошибки»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Кузьмицкая Елена Валентиновна

Разработка урока русского языка по теме "Композиция сочинения-рассуждения. Логические ошибки" для 8 класса. Урок составлен в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_8_kl.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 65 с углубленным изучением французского языка Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Конспект урока русского языка в 8 классе

по теме

«Композиция сочинения-рассуждения. Логические ошибки»

 Подготовила учитель русского языка

и литературы Кузьмицкая Е.В.

Г.Санкт-Петербург

2024

 

Цели урока: научиться выявлять логические ошибки и анализировать композицию текста-рассуждения        

Планируемые результаты:

Предметные:

Определить структуру текста, находить аргументы, тезисы

Строить схему текста

Формулировать определение

Находить ошибки в построении текста-рассуждения

Метапредметные: 

Научиться проводить самоанализ сочинения

Формулировать четко и ясно мысли 

Личностные:

Усвоить  нравственные  понятия красоты и зависти

Ход урока:

 

  1.  Мотивационно-целевой этап

Смотрим эпизод из фильма. Что ребята делают? (обсуждают тему сочинения). Как вы думаете, какое это имеет отношение к теме нашего урока? (на уроке будем обсуждать сочинение). Мы посмотрели с вами отрывок. С позиции авторов фильма, что есть сочинение? (работа мысли, умение четко, ясно сформулировать позицию)

  1. Ответьте на следующие высказывания «да»-«нет».

Мне всегда понятны критерии оценки за сочинение.

Я понимаю, что оценивается в оценке за содержание.

Я понимаю, что такое аргумент и тезис.

Я понимаю, что значит всесторонне «раскрыть тему сочинения».

Какие оценки ставятся за сочинение? За что ставится первая оценка, за что вторая? Как вам кажется, какую оценку труднее объяснить? Какова цель урока? (научиться анализировать текст с точки зрения содержания)

  1. Актуализация знания.

Какова структура рассуждения? (тезис – аргумент – вывод). Как оценивается сочинение за содержание? (построение текста, логика, раскрытие темы, речевые ошибки).

                                                                                         

Содержание сочинения:                                            

● Полнота раскрытия темы

         ● Соблюдение законов логики

         ● Отсутствие речевых ошибок

 Логика – что это за наука? (наука о законах мышления)

  1. Этап изучения нового знания   

Читаем текст сочинения. Построим схему текста. Найдите тезис большой, затем аргументы-примеры с микротезисами. Определите тему сочинения.

Сочинение

Что такое красота? Каждый ответит на этот вопрос по-своему. Я думаю, что красота человека – это не только привлекательная внешность, но и добрая душа.

В тексте П. Васильева показано, что внешняя привлекательность далеко не всегда признак истинной красоты. И действительно, человек с лицом и фигурой голливудской звезды может оказаться черствым, бездушным и даже жестоким.

Как показывает писатель, девушка «редкой, бросающейся в глаза красоты» бесцеремонно ведет себя в очереди у телефона-автомата, оказывается настолько бездушной, что даже не замечает болезни родной бабушки. Сам автор в названии рассказа («Уродина») даёт безжалостную оценку героине.

Примеры настоящей красоты можно найти в русской литературе. Героя рассказа А.Платонова «Юшка» все оскорбляют и обижают. Только после его смерти окружающие люди смогли по-настоящему оценить Юшку как жалостливого, бескорыстного, чуткого к чужому несчастью человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что истинная красота человека в его душе, в делах и поступках.

  1. В сочинении часто приходится давать объяснение какие-либо понятиям. Вспомните, как строится определение понятия (дефиниция). Научное понятие: через род и вид. Риторическое определение может строиться более свободно. Как дано определение в предыдущем сочинении?

Найдите ошибки в подаче примеров-определений. Обсуждаем.

А) Какой может быть любовь? Конечно же, она может быть счастливой. Что такое счастливая любовь? Каждый определяет счастье по-своему: для кого-то это спокойная, безмятежная, четко распланированная жизнь, как, например, для Веры и Берга. Можно ли назвать эту любовь настоящей? В любви  Берга и Веры не было ни теплоты, ни естественности.

Б) Для меня дружба – это прежде всего поддержка близкого человека, который всегда будет рядом в трудную минуту, всегда посоветует, как правильно поступить в той или иной ситуации и никогда не оставит тебя одного. Что же такое настоящая дружба? Бывают такие ситуации, когда два человека постоянно общаются, проводят время вместе, делятся своими секретами, веселыми моментами, но иногда наступает такой момент, когда у одного из друзей случается горе, и другой отворачивается от него, потому что ему не интересно решать проблемы друга.

В) Многие века люди задаются вопросом, что такое дружба? Обратимся к определению слова дружба. С.И.Ожегов так определяет значение этого слова: «Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». Значит, друг – это человек, которому можно доверить самое сокровенное, ты привязан к нему, тебе трудно прожить и день, чтобы не встретиться с другом, потому что вам интересно вместе. Друг – это очень глубокое определение взаимоотношений людей. Многие писатели в своих произведениях описывали настоящую жертвенную дружбу.

  1. Проанализируйте представленные сочинения с точки зрения полноты раскрытия темы, соблюдения законов логики.

Сочинение 1

Чем страшна зависть?

Зависть – это негативное чувство, одолевающее человека, когда у него что-либо не получилось, а у других получилось. Обычно зависть не доводит до хорошего, а как раз наоборот.

Можно взять в пример произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении я возьму в пример зависть Швабрина к Гринёву. Швабрин любил Машу, а она в свою очередь испытывала к нему обратные чувства его чувствам. И когда Швабрин увидел, как складываются отношения у Гринёва с Машей, Швабрин стал завидовать ему. После чего Швабрин украл Марию. Но в итоге Гринёв освободил Машу, а Швабрина отправили на каторгу.

Из всех вышеприведённых примеров можно сделать вывод, что зависть может погубить человека.

Сочинение 2

Чем страшна зависть?

Зависть является ключевым эпизодом в «Капитанской дочке». Автор романа показывает зависть Швабрина к Гринёву.

Зависть страшна тем, что у человека всегда недовольство к себе и другим, напряжение, постоянная тревога. На примере Швабрина мы можем увидеть зависть к тому, чего ты не «получил», а не «получил» Швабрин любовь Марии Мироновой. Узнав, что Гринёву нравится Маша и он ей пишет стихи, Алексей Швабрин начинает издеваться колким образом над творчеством Гринёва. После «разборов» стихов Гринёва он начинает распускать про Машу грязные слухи. Швабрин завидует Петру, потому что Мария отвечает Гринёву взаимностью, а его отвергает. В этом эпизоде Швабрин показывает, что он не умеет слышать отказы и принимать их. Также можно сделать вывод, что у Алексея низкая самооценка, и каждый отказ, несогласие с ним приводит к обиде и мести.

Я думаю: зависть страшна тем, что вызывает постоянное сравнение себя с тем, кто лучше тебя, недовольство собой. Всё время сравнивая себя с кем-то и будучи недовольным собой, личность может разрушиться и потерять себя.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Домашнее задание: Может ли жалость унизить человека?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"

Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".

 Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"...

Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"

Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...