Технологическая карта урока русского языка в 5 классе: Сжатое изложение «Хитрый заяц».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Антипина Пелагея Васильевна

Тема урока:сжатое изложение «Хитрый заяц» (2ч). 

Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания об алгоритме подробного изложения по заданному тексту, обучать    редактировать текст, устранить повторы. 

Тип урока: урок развития речи.

 Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте); уметь

составлять текст из разрозненных предложений; озаглавить текст; выделять части текста; составлять простой план.

Метапредметные: применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на метапредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемной ситуации; индивидуальная, групповая и фронтальная работа.

Основные понятия: текст, тема и основная мысль текста, сжатое изложение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_r.ya_._5_kl.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сулгачинская средняя общеобразовательная школа

им. Константинова И.И.- ДэлэгээтУйбаан»

 МР «Амгинский улус (район)»

Технологическая карта урока

Антипина Пелагея Васильевна

Учитель русского языка и литературы

Стаж: 7 лет

Квалификационная категория: CЗД (апрель, 2016)

Предмет: русский язык

Тема урока: сжатое изложение.

Класс: 5

Тема урока:сжатое изложение «Хитрый заяц» (2ч)

Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания об алгоритме подробного изложения по заданному тексту, обучать    редактировать текст, устранить повторы.

Тип урока: урок развития речи

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте); уметь

составлять текст из разрозненных предложений; озаглавить текст; выделять части текста; составлять простой план.

Метапредметные: применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на метапредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемной ситуации; индивидуальная, групповая и фронтальная работа.

Основные понятия: текст, тема и основная мысль текста, сжатое изложение.

Организационная структура урока

 Этапы             Этапы урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания, упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

УУД

  1. 1. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала

Вступительное слово:

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку

фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению,  приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

  1. 2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей, прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

Хитрый заяц

Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

(Учитель читает текст. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы)

Что значит сжатое изложение?

- Прослушайте текст и определите, какое из перечисленных названий ярче всего отражает содержание текста : «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц»?

- Какие чувства вызвало у вас чтение рассказа Г.Скребицкого?

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Воспринимают на слух информацию, выделяют микротемы, озаглавливают текст. Обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: могут понимать информацию, представленную в различных формах, выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Прослушивание текста, выделение микротем

  1. 3. Выявление места и причины затруднения

Обсуждение содержания текста, осмысление

Анализ текста

- О чем говорится в тексте(его тема)?

- Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

- Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.

- от какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? («Раз со мной…»)

- Опишите внешний вид зайца.

- Как вы понимаете выражение «глазенки так и впились в меня»?

- Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий охотника?

- При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования?

- как автор связывает предложения?

- Подберите синонимы к слову «заяц» (беляк, русак, косой, животное, грызун, длинноухий, зайчонок, зайчик, зайка т.д.)

- Почему автору стало стыдно убивать зверька?

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности

Работают над заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют план работы над изложением

Индивидуальная, групповая

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач

3.физминутка.

сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».

Процесс здоровьесберегающих технологий

  1. 4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Составление плана, осмысление содержания текста по микротемам

Работа над планом

Примерный план

  1. Случай на охоте
  2. Куда зайцу спрятаться?
  3. «Не выдавай меня»
  4. Экзамен на хитрость сдал

Учитель повторно читает текст изложения, дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся

Составляют план изложения совместно с учителем

Групповая, индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию

Регулятивные: контролируют учебные действия

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа

Написание изложения

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование нужно вести от 3 лица. Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске.

Самоконтроль

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные им тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия

самооценка учениками

собственной учебной деятельности

Фронтальная, индивидуальная

  1. Д.з.

Упр. 71. Устные определения известных частей речи.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.Особенности письменного пересказа. Сообщение темы и целей урока.
  2. Чтение текста рассказа и беседа по содержанию.

Вопросы:

1. Понравился ли вам этот небольшой рассказ? О чем он? Как можно озаглавить текст? Какова тема текста? Отразилась ли она в заглавии?Как вы думаете, этот рассказ только о хитром зайце, понимающем охотнике и глупых собаках или еще о чем-то? Чему он учит? Какова идея рассказа?определите, какое из перечисленных названий ярче всего отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц»?

2. Какой тип речи вы распознали? Докажите.

3. Найдите основные три части текста: вступление, основную часть, заключение.

4. Почему охотнику стало стыдно убивать зверька?

5. Как вы понимаете выражение «экзамен на хитрость сдал»?

6. Что значит сжатое изложение? (Различают три вида: подробные (развёрнутые, близкие к тексту), сжатые, выборочные.

Подробные изложения. Работая над подробным изложением, надо пересказать текст, сохранив последовательность повествования и языковые особенности автора. Изложение можно вести как от первого лица, так и от третьего (но излагать можно только в каком-то одном лице).

Сжатое изложение текста — это пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла. Для этого в тексте нужно выделить главное. Умение пересказывать содержание кратко — это необходимый навык для работы над текстом. Для того чтобы научиться сжато пересказывать текст, следует придерживаться определённой последовательности действий:

разделить текст на части;

выделить те предложения, без которых нельзя обойтись, отсутствие которых приведёт к искажению смысла или его непониманию;

исключить несущественный материал, без которого можно обойтись, чтобы понять смысл текста;

если потребуется, перестроить некоторые предложения: из нескольких предложений составить одно (то есть сжать их).

Выборочные изложения

При выборочном изложении требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть, то есть отобрать материал, связанный с определённым персонажем, темой, явлением.

При выборочном изложении нужно выделить в тексте отдельные темы, вычленить материал, относящийся к той или иной теме, построить высказывание на основе собранного материала и передать его подробно.)

7. Какие чувства вызвало у вас чтение рассказа Г. Скребицкого?

- от какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? («Раз со мной…»)

- Опишите внешний вид зайца.

- Как вы понимаете выражение «глазенки так и впились в меня»?

- Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий охотника?

- При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования?

- как автор связывает предложения?

- Почему автору стало стыдно убивать зверька?

III. Словарная работа.

- Подберите синонимы к слову «заяц» (беляк, русак, косой, животное, грызун, длинноухий, зайчонок, зайчик, зайка т.д.)

Что значит «хитрый»? Можно ли его одновременно считать умным?

(Хитрость6 – ремесло, мастерство, уменье, искусство, художество; умственная ловкость, изворотливость, тонкость и острота соображений, уменье достигать своей цели, нередко обманом; лукавство, коварство.

Хитрить – мудрить, придумывать замысловатое, хитрое, искусное; лукавить, обманывать, вводить других умышленно в ошибки.

Умный – человек, обладающий проницательным умом, понимающий, постигающий не всякому доступное; рассудительный, разумный, смышленый.)

-  Слово гончие.

-Гончий, о собаках – выжлец, выжловка или гончая, – особая порода головастых и вислоухих собак.

- «Уму-разуму учит» – (поговорка) значит: передает жизненный опыт.

IV. Составление плана рассказа и схемы строения текста. (Можно воспользоваться готовым планом, данным в учебнике.)

ПЛАН

I.Гончие выследили зайца.

II.  «Не выдавай меня».

III. Охотник пощадил зайца.

V. Повторное чтение текста и языковой разбор.

1. Первое предложение включает в себя сообщение о каком-то происшествии с автором рассказа на охоте. Мы, читатели, заинтригованы, никакой информации более не представлено. Но! Внимание ваше уже сосредоточено на вопросе: «Что же это за случай?»

Уже следующее предложение уточняет, на какую охоту отправился герой. И наше воображение рисует лес, цветущие поляны, вечнозеленые ели, редкие лиственные деревья, старые пни.

В третьем предложении автор, используя предлог «через», дает возможность понять, как долго собаки искали свой охотничий трофей («Через час…»). А вот словами «нашли и погнали» писатель создает момент целеустремленной погони собак за зайцем.

Далее читатель понимает, как идет охота. Собаки должны выгнать зверя, охотник же выстрелить в нужный момент.

Вступление из первых четырех предложений окончено. Отметим, что вступление начинается со слов «Раз со мною…» Такое начало предложения характерно для повествования.

Обычно в начальных предложениях повествовательных текстов используются подобные слова: один раз, как-то, некогда, как-то раз, однажды и т. п.

Далее начинается рассказ о конкретных событиях охоты. Здесь берет начало действие, которое, развиваясь, составит содержание всего текста.

2. Первое предложение основной части вновь заставляет читателя подумать: куда же делся заяц? Обратите внимание на синтаксическое построение предложения и момент противопоставления (погоня собак и исчезнувший заяц). Охотника заинтересовало отсутствие зайца. И опять автор наблюдает замешательство собак. Это хорошо показано в последующих предложениях. Обратите внимание! В этом абзаце автор задает читателю два вопроса. Такой прием усиливает интерес к происходящему, держит в напряжении уже сочувствующих зайцу и переживающих за него ребят. И вновь незнакомая конструкция предложения «Гляжу: носятся мои собаки…». (Учитель объяснит написание данного предложения.)

При знакомстве с началом следующего абзаца читатель по-прежнему пребывает в непонимании: где же возможно спрятаться на лесной вырубке. (Объяснить слово «вырубка».)

Г. А. Скребицкий написал: «случайно глянул». Это словосочетание очень точно определило нечаянный взгляд, т. е. брошенный случайно, без надежды увидеть зайца. (Обратить внимание учащихся на союз «да», пояснить значение.)

Именно употребленное словосочетание  «случайно глянул» неожиданно открывает картину: испуганный заяц, притаившийся на пне. Мастерство автора помогло ему в создании момента неожиданности раскрытия действия.

Значение этого словосочетания можно проверить на эксперименте: или обойтись без него, или заменить (например) глаголом поглядел. Уже той скорости происходящего, быстрой смены событий мы не получим. (Запомните! При составлении текста любого типа нужно внимательно относиться к значению слова и грамотно выбирать для него место в предложении.) Последнее предложение абзаца завершает все повествование рассказа. Оно сложное и требует внимательного рассмотрения его строения.

3. В следующей части автор меняет тип речи. Он рассуждает и сообщает о том, что убивать рядом стоящего, ничем не защищенного зверька, стыдно! Читатель понимает: эта охота недостойная. Подчеркнуто уважение человека к маленькому лесному зверьку, собравшему все силы для спасения своей жизни. Бесспорно, такой пример поведения может научить зайчат «уму-разуму», а этот заяц «трудный экзамен на хитрость сдал».

VI. Орфографическая подготовка.

Обратить внимание детей на слова: случай, случайно, произошел, дорожке, лесной, вырубке, верхушка, ружье, гончих, экзамен, зайчат, уму-разуму.

VII. Повторное чтение текста, пересказ, написание первого варианта работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...