Программа элективных курсов "Основы речевой культуры"
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Подгорбунская Лариса Викторовна

Программа элективных курсов рассчитана на учащихся 10 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности

 «Основы речевой культуры»

       В Концепции преподавания русского языка и литературы отмечается, что «многие выпускники образовательных организаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного и речевого этикета». Безусловно,  развитие речевой культуры учащихся является одним из актуальных аспектов обучения русскому языку. Выдающийся лингвист и методист ХХ века В. И. Чернышев писал: «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным». Однако базовый курс русского языка на протяжении всех лет обучения учащихся  прежде всего формирует навыки орфографической и пунктуационной грамотности, менее уделяя внимания развитию речи, умению создавать грамотные монологические высказывания, писать тексты различных стилей и жанров. Оставляют желать лучшего и публичные выступления учащихся. Кроме того, в рамках школьной программы не предусмотрены уроки по культуре речевого общения.

Усугубляется эта проблема еще и тем фактом, что подрастающее поколение в настоящее время мало читает художественную литературу, являющуюся  образцом правильной речи, и ориентируется на СМИ. Но зачастую средства массовой информации не могут научить грамотно выражаться. Сплошь и рядом перед нами неправильное словоупотребление, невыдержанность стиля, несоблюдение норм языка. Дело в том, что наше общество всё больше слушает и всё меньше читает. А речь звучащая оставляет желать лучшего. Одним из ярких примеров является телевидение. Оттуда мы «впитываем» речь, не всегда отличающуюся литературностью, правильностью, уместностью, разнообразием, логичностью, точностью, эмоциональностью.

Все вышеперечисленные причины способствовали снижению уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции. Сейчас можно с полной уверенностью говорить о необходимости возрождения непрерывной языковой подготовки школьников, начиная с первого класса  и заканчивая высшей школой.

     Нельзя отрицать тот факт, что современное общество ценит людей, владеющих искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи. Активность выпускников во всех сферах общественной жизни напрямую зависит от того, насколько свободно они смогут пользоваться языком как средством общения в своей будущей жизни.

   Предлагаемая программа «Основы культуры речи» подготовлена для учащихся 10 класса, ориентирована на школьников с различным уровнем сформированности коммуникативных навыков и  призвана развить и закрепить способности владения устной и письменной речью, тем самым обеспечить более высокий уровень языковой подготовки.

Цель курса «Культура русской речи»– повышение уровня коммуникативной компетентности учащихся.

Основные задачи курса:

  1. Расширить представления учащихся о нормах современного русского литературного языка.
  2. Научить различным видам анализа текста.
  3. Выработать навыки свободного пользования языковыми средствами в процессе речевого общения.

Основные  формы  организации  занятий  –  лекции-беседы,  выступления учащихся, практические  занятия,  самостоятельная  работа, ролевые игры, тренинги, семинары

Ожидаемые результаты

В процессе освоения курса старшеклассники получат возможность научиться

  • соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные, этикетные)
  • уметь правильно, выразительно, эмоционально читать прозаические и поэтические тексты, демонстрируя понимание их идейного содержания и авторского замысла, осуществляя  речевой самоконтроль;
  • анализировать текст, уметь его интерпретировать;
  • создавать текст,  используя при этом изобразительные средства языка.
  • совершенствовать и редактировать свой текст;
  • уметь выбирать интересную и злободневную тему для публичного выступления;
  • владеть навыками  публичного выступления; 
  • строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, оценивая свою речь и чужую с точки зрения её правильности, находить речевые и грамматические ошибки и исправлять их.


Новизна состоит в создании системы занятий по освоению учащимися основ публичного выступления, навыков владения литературной правильной речью, развитию коммуникабельности.

Содержание программы

Введение.

Предмет, цели, задачи курса.

Раздел 1.

Культура речи как наука и как учебный предмет.

 Понятие «культура речи». Основные аспекты речевой культуры. Нормы  литературного языка в его устной и письменной форме. Функция языка. Коммуникативная целесообразность, запрет на сквернословие. 

Раздел 2.

2 Понятие о речевом этикете. Этикетные формулы речи.

Правила общения. Формулы речевого этикета.  Фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора.

Раздел  3.

Коммуникативные качества речи.

Нормативный, этический и коммуникативный аспекты культуры  речи. Информативная насыщенность речи. Речевые ошибки. Правильность, разнообразие (богатство) речи: фонетические, лексические, грамматические ресурсы. Чистота речи говорящего: слова-паразиты, речевые штампы, канцеляризмы, жаргонизмы, сленг, иноязычные слова и выражения. Точность и логичность речи: логические ошибки, употребление омонимов и многозначных слов, грамматическая и стилистическая сочетаемость слов. Выразительность и образность речи: стилистические фигуры, приемы, тропы.

Раздел  4.

Речевая деятельность и её виды.

Аудирование и чтение:  виды  чтения  текстов разных стилей и жанров; информационная переработка прочитанного текста. Сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

 Говорение и письмо: воспроизведение в устной и письменной форме прослушанного и прочитанного  текста с заданной степенью свернутости (план, пересказ, тезисы); свободное изложение своих мыслей в устной и письменной форме, соблюдение нормы построения текста, выражение своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

 Создание устных и письменных текстов разных типов, жанров и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения.

Овладение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников.

Раздел  № 5.

Нормативность современного русского литературного языка

Правильность речи, знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Нормы речи. Виды норм, корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации.

Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных ситуациях общения.

Осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Планирование преподавания тем в курсе «Культура речи».

Раздел

Количество часов

1.

Введение.

1

2.

Культура речи как наука и как учебный предмет.

4

3.

Понятие о речевом этикете. Этикетные формулы речи.

4

4.

Коммуникативные качества речи.

11

5.

Речевая деятельность и её виды.

9

6.

Нормативность современного русского литературного языка.

6

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Форма работы

Введение.

1.

Предмет, цели, задачи курса.

1

Лекция с элементами беседы.

Культура речи как наука и как учебный предмет.

2.

Понятие о культуре речи. Из истории возникновения культуры речи.

1

Работа в группах. Подготовка

презентации, буклета о культуре речи.

3.

Основные аспекты речевой культуры.

1

Беседа, ролевая игра. Работа в парах.

4.

Функция языка.

1

 Работа в парах. Лекция психолога. Ролевая игра.

5.

Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.

1

Составление памятки «Признаки культурной речи».

Понятие о речевом этикете. Этикетные формулы речи.

6.

Правила общения.

1

Формулировка правил общения

7.

Принципы культуры общения.

1

Лекция

8.

Формулы речевого этикета.

1

Деловая игра

9.

Три стадии разговора

1

Практикум

Коммуникативные качества речи.

10.

Нормативный, этический и коммуникативный аспекты культуры  речи.

1

Беседа. Отбор и классификация русских пословиц и поговорок с точки зрения этикетных правил, которые в них утверждаются.

11.

Информативная насыщенность речи.

1

Лекция

12.

Речевые ошибки.

1

Практикум

13.

Правильность как основное коммуникативное качество речи. Чистота речи.

1

Практические работы:

- составить таблицу «Качества хорошей речи»;

14.

Слова-паразиты.

1

Театральная миниатюра «Вали кулем»

15.

Богатство и разнообразие лексикона говорящего.

1

Лекция. Синонимия односоставных предложений.

Интонация речи. Многозначность слова.

16.

Точность и логичность речи. Логические ошибки

1

Лекция «Точность- одно из главных достоинств речи» Подготовить сообщение «Что значит говорить правильно».

17.

Яркость, выразительность и образность речи.

1

Практическая работа «Изобразительные средства языка»

18.

Стилистические фигуры, приемы, тропы.

1

Сочинение.

19.

Уместность речи.

Доступность и действенность.

1

Лекция. Игра.

20.

Коммуникативные качества речи в речевой практике обучающихся.

1

Игра

Речевая деятельность и её виды.

21.

 Просмотровое, ознакомительное, изучающее чтение.

1

Лекция. Практикум..

22.

Информационная переработка текста.

1

Практикум.

23.

Формы речи. Разновидности речи.

1

Семинар.

24.

Процессы говорения, аудирования, письма, чтения как виды речевой деятельности.

1

Семинар.

25.

Комплексный анализ текста.

1

План, пересказ, тезисы

26.

Тексты как речевые произведения. Речевые жанры.

1

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Практическая работа:

определение жанра текстов.

27.

Диалогическое и монологическое высказывание

1

Анализ монологов из литературных произведений. Создание монологического высказывания на заданную тему

28.

Тексты с учетом замысла и ситуации общения .

1

Сочинение текстов по заданной теме

29.

Публичное выступление.

1

Конкурс ораторского искусства

Нормативность современного русского литературного языка.

30.

Правильность речи.

1

Лекция с элементами беседы. Практикум: упражнение «Выбор слова».

31.

Правила языкового поведения в конкретных ситуациях.

1

Лекция с элементами беседы.

32.

Владение нормами литературного языка –показатель культуры личности. Виды норм.

1

Практикум. Исследование словообразования глаголов.

33.

Норма в устной и письменной речи обучающихся.

1

Практическая работа: - изучить фрагмент Б.Н. Головина «Основы культуры речи», озаглавить его, составить тезисный план.

34.

Редактирование текста.

1

Практикум

35.

Заключительное занятие.

1

Итоговый семинар – защита исследовательского  проекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В.И. Деловая риторика – М., 1995

2. Аристотель. Риторика – М., 2000

3. Безменова Н.А. Теория и история риторики. М.: Наука, 1991

4. Варгапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.,1999

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов н/Д, 1999.

6. Голуб КБ. Стилистика современного русского языка. — М., 1996.

7. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. — М., 1978.

8. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., Эксмо, 1999.

9. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. — М., 2000.

10. Львов М.Р. Риторика. — М, 1996.

11. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. — М., 2004.

12. Поварнин СИ. Спор. О теории и практике спора. — М., 2002

13. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: «Русское слово», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Речевой этикет"

Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический. Комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творчески хспособностей ...

Рабочая программа (элективный курс) по культуре и истории Санкт-Петербурга.9 класс.

Этот материал разработан мной для элективного курса по истории города....

Рабочая программа элективного курса "Речевой этикет" 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая прграмма элективного курса "Речевой этикет" 3 класс Коррекционния школа VIII вида...

Программа элективного курса "Речевые нормы "

Программа предусматривает  работу с текстом по выявлению речевых ошибок , нарушению стилистических норм.......

Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса

Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса...

Программа элективного курса по культуре речи 9 класс

Программа элективного курса по культуре речи 9 класс....

Рабочая программа элективного предмета "Речевой этикет"

Рабочая программа элективного предмета  "Речевой этикет" для 7-х классов...