Программа элективного курса "Речевые нормы "
элективный курс по русскому языку (7 класс) на тему

Высоких Алла Викторовна

 Программа предусматривает  работу с текстом по выявлению речевых ошибок , нарушению стилистических норм....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_normy.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МОУ « Средняя общеобразовательная школа   № 3»

Программа элективного курса по русскому языку

Тема : Речевые нормы и экспрессивные ресурсы

             русского литературного языка.

Предназначена для учеников 7- 9 общеобразовательных классов.

                         

                           Пояснительная записка

     В современных условиях , когда нормы литературного языка претерпевают негативные изменения , речь носителей языка засорена неоправданными заимствованиями , профессиональными жаргонизмами ,стилистика должна стать «душой» языка , способствовать реализации его могучего творческого потенциала.

    Предлагаемая программа углубляет изучение базового курса русского языка и позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку. В первую очередь программа направлена на формирование  языковой и духовной культуры , речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

      Стилистическая ( экспрессивно-эстетическая ) нагрузка языковых единиц определяет-  ся через художественный текст , где все элементы языковой структуры выступают как изобразительно- выразительные средства.

    Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения , обще интеллектуального , культурно-исторического  развития учащихся на основе совершенствования их творческих способностей в речевом процессе.

Задачи курса: - углубить представления учащихся об экспрессивно- эстетических функциях каждой языковой единицы , их дополнительном  семантическом подтексте  в разных типах речи , речевых ситуациях ;

                           -   совершенствовать умение проникать в глубинные пласты идейно-художественного содержания литературного произведения через анализ языковых единиц;

                         -  способствовать овладению  учащимися    исследовательско- экспериментальными  способами  в познавательном  процессе.

         Изучение элективного курса рассчитано на 34 часа(1 ч. в неделю)

       Основные организационные формы проведения занятий

-семинары-практикумы,   - лабораторные занятия ,-лекции,-  редакторско -аналитические      практикумы ,      деловые игры.

     Ведущими видами деятельности на занятиях элективного курса являются :

-классификация речевых и грамматических ошибок с точки зрения их источников  и способов устранения ;

-лингвостилистический анализ;

 - наблюдение за процессом авторедактирования текстов писателей – классиков,

-продуцирование текстов по аналогии с использованием заданных языковых средств ,имеющих определенную стилистическую нагрузку,

- продуцирование текстов творческого характера.

                          Учащийся должен знать:

-предмет ,структуру ,задачи практической стилистики как лингвистической дисциплины,

-типологию речевых , грамматических и стилистических ошибок, причины  возникновения и способы их устранения,

-стилистическую нагрузку языковых единиц, явлений и феноменов в условиях художественно организованного текста,

- различие между нарушением  речевой и грамматической нормы и стилистически оправданным  отклонением от неё

- важнейшие показатели уровня речевой культуры личности и основные критерии языко- вого качества текста,

- аспекты синонимии языковых средств как основы структурного содержания практической стилистики.

                          Учащийся   должен  уметь:

-классифицировать речевые и грамматические ошибки с точки зрения причин и условий их возникновения,

- определять стилистическую нагрузку языковых единиц и грамматических форм в условиях лингвостилистического анализа .

- использование знаний стилистических ресурсов языка и стилистических норм при продуцировании и интерпретации  текстов,

- проводить сопоставление синонимичных языковых средств для правильного варианта.

                          Учащийся должен иметь навыки :

-стилистической правки  текста,

- лингвостилистического анализа текста,

- творческого осмысленного использования стилистических ресурсов языка в речевой практике в зависимости от функциональных и жанрово-ситуативных форм,

- спонтанной нормативной устной и письменной речи  в процессе общения и передачи или получения информации.

                                Тематическое планирование

                                     1 полугодие

1.   Вводное занятие. Стилистика как особая научная лингвистическая дисциплина.

2.   Понятие стилистической нормы. Классификация речевых ошибок.

3.   Виды речевых ошибок. Неправильный выбор слова.

4.    Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка и как стилистический приём.

5.    Речевая избыточность (плеоназм) и речевая недостаточность как вид и причина речевой ошибки. Что такое повторение и тавтология.

6.    Речевые ошибки ,связанные с неоправданным употреблением синонимов, антонимов, омонимов и паронимов.

7.    Смешение стилей . Канцеляризмы и речевые штампы.

8.    Речевые ошибки на основе стилистически не оправданном  употреблении слов ,имею – щих ограниченную сферу распространения  ( диалектизмы, профессионализмы, устарев-  шие сл., неологизмы).

9     Речевые ошибки , связанные с употреблением фразеологизмов.

10    Отличие речевых и грамматических ошибок.

11.    Грамматические ошибки в употреблении дуплетных форм

12.     Грамматические ошибки при употреблении синонимичных форм кратких прилагат.

13.    Ошибки в согласовании сказуемого и подлежащего .Варианты грамматической  координации форм подлежащего и сказуемого.

14.    Ошибки в управлении в условиях вариативности форм управления.

15.     Устранение речевых ошибок при употреблении однородных ЧП , причастных и деепричастных оборотов.

16.    Устранение речевых и грамматических ошибок при употреблении сложных предло-  жений , предложений с прямой речью.

                                                   2  полугодие..  

17     .Основные и дополнительные функции языковых единиц и языковых явлений и средств в  условиях художественно организованного текста .  

18.-21. Стилистическое  использование лексических явлений в речи (синонимия, антонимия, полисемия, омонимия, паронимия)

22.   Роль стилистически окрашенной лексики.

23.  Использование фразеологизмов в публицистической и художественной речи.

24.  Полисемия как источник образности речи. Характеристика основных тропов.

25.  Значение звуковой организации речи.

26   Стилистическая нагрузка фонетических средств языка.

27.  Роль грамматических категорий отвлеченных, конкретных и собственных существ.

28   Стилистическая оценка разрядов имён прлагат. и кратких форм прилагательных.

29. Использование семантических групп глаголов и грамматических категорий вида и времени.

30.  Стилистические ресурсы простых односоставных предложений, простых предлож. с осложняющими элементами.

31. Стилистическая нагрузка разных способов передачи чужой речи.

32. Стилистическое использование различных типов сложных предложений.

33. Роль семантических фигур в художественной речи.

34.Обобщение материала. Контрольная работа.

                                       Литература:

  1. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. – М. 1986.
  2.  Большой энциклопедический словарь. Языкознание .-М.1998
  3. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М.1990
  4. Голуб И.Б. Стилистика русского языка: в 2-х томах. –М.1997
  5. Львов М.Р. Основы теории речи.- М. 2000
  6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- М.,1968
  7. Солганик Г.Я. Стилистика  русского языка. – М. 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права»

     Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права» предназначена для изучения учащимися 10 классов, рассчитана на 17 часов. ...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Нормы русского литературного языка

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащен...

Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма» 9 класс

Программа предусматривает углубленное изучение языко­вых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В...

Программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы"

      Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит соответствующее в сознании чел...

Программа элективного курса " Нормы современного русского литературного языка".

АннотацияВ данном курсе рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, морфологически, синтаксических, стилистических, лексических). Особое внимание обращается ...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"

Рабочая программа и тематическое планированеи элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"...

рабочая программа элективного курса "Нормы русского литературного языка" 11 класс

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания курса , календарно-тематического планирования...