Программа элективного курса по культуре речи 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Программа элективного курса по культуре речи 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravilno_li_ya_govoryu._9_klass.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Лексикология как самостоятельная лингвистическая дисциплина возникла сравнительно недавно, 50-е г.г. двадцатого века. Её развитие связано с работами крупнейшего отечественного языковеда В.В. Виноградова, который определил задачи изучения лексических единиц, установил основные их типы и тем самым заложил основы лексики и фразеологии.
Практическая значимость изучения данного раздела школьниками заключается прежде всего в повышении их культуры речи. Одновременно ее изучение даёт материал для выполнения исследовательской работы, так как происхождение многих лексических и фразеологических единиц русского языка тесно связано с историей нашего народа, его бытом и характером, поэтому на решение данной задачи учителю необходимо постоянно обращать внимание.
Данный элективный курс относится к пробному виду и является его предметно-ориентационным подвидом.
Основные функции курса:
- дать возможность учащимся апробировать разное предметное содержание с целью самоопределения;
- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору.
Задачи:
- создать условия для проявления коммуникативных возможностей школьников, для раскрытия их творческого потенциала;
- обеспечить овладение лингвистической компетенцией, развивать языковое чутьё, предоставить возможность лучше постигнуть язык и более сознательно им пользоваться;
- активизировать приёмы побуждения к языковой дискуссии, к мыслительной деятельности, способствовать расширению словарного запаса учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны:
1) Знать место лексикологии в общей системе языка, основные группы слов, выделяемые по разным основаниям, способы образования слов, функции фразеологизмов в речи, причины изменения лексического состава русского языка, основные словари и справочники русского языка.
2) Уметь выделять в тексте фразеологизмы, определять их синтаксическую роль в предложении, в доступных случаях определять лексическое значение фразеологизмов, использовать их в речи с учётом стилистических особенностей, пользоваться фразеологическими словарями и справочниками.
Программа разработана на основе программы элективного курса по русскому языку «Правильно ли я говорю?» Е. Б. Меркуловой, Ж. Ю. Титовой,
Г. Н. Евтюхиной и др. Элективный курс рассчитан на 17 часов, по 1 часу в неделю в течение полугодия.
Учебно-тематический план
№ п/п | Перечень тем | Всего часов | Вид занятия |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Вводное занятие. Роль языка в жизни человека В мастерской слова. Пути появления слов. Как мы говорим? Трудности речевой культуры. "Биография" слова: "В честь и по поводу". "Биография" слова: загадки этимологии. Слово и его имя. Лексическое разнообразие. Почему так говорят? Возникновение и жизнь фразеологизмов. Заимствованное богатство. Мудрость в портативной форме. Слова - "пришельцы". Значение неологизмов. Ещё раз о словарях. Итоговая конференция. Защита проектов | 1 2 2 1 2 1 2 1 1 1 1 2 | лекция лекция практикум практикум лекция лекция практикум семинар лекция практикум практикум семинар практикум практикум семинар |
Содержание курса
№ п/п | Темы занятий | Описание | Виды работы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Вводное занятие. Язык и общество. В мастерской слова. Пути появления слов. Как мы говорим? Трудности речевой культуры. "Биография" слова: "В честь и по поводу". "Биография" слова: загадки этимологии. Слово и его имя. Лексическое разнообразие. Почему так говорят? Возникновение и жизнь фразеологизмов. Заимствованное богатство. Мудрость в портативной форме. Слова - "пришельцы". Значение неологизмов. Ещё раз о словарях. Итоговая конференция. Защита проектов | Лекция учителя о богатстве русского языка, его роли в нашей жизни, о том, что свободное владение русским языком - надёжная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Знакомство учащихся с целями и задачами курса, темами итоговых рефератов. Беседа с учащимися о том, как рождаются слова, как изменяется словарный состав языка, о словообразовании как науке, об основных способах образования слов в современном русском языке. Обсуждение причин активизации процесса образования аббревиатур. Разговор об аффиксации как о самом активном способе обогащения лексики. Трудности морфемики. Решение предложенных задач. Беседа с учащимися о причинах нарушения норм устной речи, снижения общей культуры нации. Рассказ учителя о качествах хорошей речи, о способах общения, этикете как совокупности правил поведения человека в обществе. Работа над совершенствованием орфоэпических норм, обсуждение методов борьбы за чистоту языка. Лекция - рассказ о том, как имена людей, фамилии, географические названия перешли в названия вещей. Проследить процесс перехода имён собственных в нарицательные. "Фамильные" этимологии в названии предметов, терминов, понятий. Топонимика как раздел лексикологии. Лекция учителя об этимологии как науке, о происхождении слов, принципах исследования, о трудностях этимологического анализа. Творческий поиск учащихся при исследовании данного раздела языкознания. Выступления творческих групп учащихся с результатами исследовательской деятельности. Реализация групповой работы учащихся, выступления с докладами: о явлении синонимии в русском языке, о трудностях омонимии, об антонимах - словах, выражающих контрастные понятия и антагонистическую непримиримость изображаемого. Понятие о паронимах. Рассказ учителя о способе выражаться посредством кратких, метких и образных иносказательных выражений, о путях их появления в языке и жизни в нашей речи. Сообщения учащихся об источниках фразеологизмов и их употребляемости в речи. Рассказ учителя о неисчерпаемом источнике образования новых слов, о грецинизмах и латинизмах. Самостоятельная работа учащихся по "расшифровке" слов, имеющих в своём составе иноязычные морфемы. Работа с таблицей - ключом к тайне многих международных слов. Выступления учащихся с докладами о значении крылатых выражений и их роли в русском языке и литературе. Конкурс на лучшее знание пословиц, поговорок. Авторские афоризмы, их значение и употребление вне литературного контекста.
Слово учителя о роли неологизмов в современном русском языке. Беседа с учащимися о причинах заимствований на современном этапе, об основных сферах жизни общества, которые активно пополняются новыми словами (политика, экономика, наука, культура и т.п.). Работа над толкованием неологизмов, их стилистической окраской. Обсуждение причин речевых ошибок. Практическое занятие: работа со справочной литературой. Работа над построением текста (в том числе словарной статьи), поиск логической последовательности и средств связи. Подведение итогов занятий курса. Защита проектов учащимися на выбранные темы | Лекция. Беседа. Практикум. Диспут. Сообщения учащихся. Лекция. Работа с текстом. Доклады учащихся. Лекция. Практикум. Выступления учащихся. Семинар. Работа в группах. Выступления учащихся. Лекция. Практикум. Индивидуаль- ные сообщения. Лекция. Практикум. Семинар. Соревнование. Беседа. Практикум. Решение поисковых задач. Практикум. Деловая игра. Семинар. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | |
По плану | фактическая | |||
1. | Вводное занятие. Роль языка в жизни человека | 1 | 07.09 | |
2. | В мастерской слова. Пути появления слов. | 2 | 14.09 21.09 | |
3. | Как мы говорим? Трудности речевой культуры. | 2 | 28.09 05.10 | |
4. | "Биография" слова: "В честь и по поводу". | 1 | 12.10 | |
5. | "Биография" слова: загадки этимологии. | 2 | 19.10 26.10 | |
6. | Слово и его имя. Лексическое разнообразие. | 1 | 09.11 | |
7. | Почему так говорят? Возникновение и жизнь фразеологизмов. | 2 | 16.11 23.11 | |
8. | Заимствованное богатство. | 1 | 30.11 | |
9. | Мудрость в портативной форме. | 1 | 07.12 | |
10. | Слова - "пришельцы". Значение неологизмов. | 1 | 14.12 | |
11. | Ещё раз о словарях. | 1 | 21.12 | |
12. | Итоговая конференция. Защита проектов | 2 | 28.12 |
Список литературы
Для учителя
1. Ашукин Н.С. Ашукина М.Г. Крылатые слова. - М. 1986.
2. Боброва Т А. Снова в мире слова.- М. 2001.
3. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. - М. 1981.
4. Виноградов В. В Лексикология и лексикография. Пр. 1999.
5. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. - М. 1995.
6. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. М. 2001.
Для учащихся
1. Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2т. / А.И. Федоров. М., 1997.
2. Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". - Ростов н/ Д. 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
элективный курс по культуре речи
Элективный курс по культуре речи: "Условия успешной коммуникации"....
Элективный курс "Стилистика. Культура речи."
Элективный курс «Стилистика. Культура речи.» предназначен для учащихся 9-го класса. Данный курс тесно связан с основным, обязательным программным материалом, но обладае...
Программа элективного курса «Мир родной речи» для учащихся 10 классов
Развитие речи, владение словом, формирование языковых знаний, умений и навыков необходимы каждому культурному человеку для реализации интеллектуальных и творческих способностей....
Рабочая программа. Элективный курс«Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров» 9 класс
Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечен...
Программа элективного курса для учащихся старших классов «Деловая речь на английском языке»
Востребованность английского языка в современном мире сейчас очевидна для всех. Английский язык играет исключительно важную роль в таких областях человеческой деятельности, как наука, техника, экономи...
Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса
Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса...