Рабочая программа элективного курса "Речевой этикет" 3 класс Коррекционная школа VIII вида
рабочая программа по теме
Рабочая прграмма элективного курса "Речевой этикет" 3 класс Коррекционния школа VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_etiket_3kl_gladkikh.docx | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебной работе ____________Т.В. Колтунова _____________ 2014г. | РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук Протокол № _____________ 2014г. Руководитель МО _______________ Т.Б. Сидельникова
| УТВЕРЖДАЮ: Директор образовательной организации ____________В.И. Часнык _______________ 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»
ДЛЯ 3 КЛАССА
НА 2014 -2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы: Гладких Галина Викторовна, учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории. Педстаж – 35 лет. |
с. Александровское
2014 г.
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы элективного курса «Речевой этикет» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы элективного курса «Речевой этикет» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету по элективному курсу «Речевой этикет» в 3 классе.
3.Учебно-тематическое планирование занятий элективного курса «Речевой этикет» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.
4. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья элективного курса «Речевой этикет» в 3 классе.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы элективного курса «Речевой этикет» в 3 классе.
- Пояснительная записка.
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы элективного курса «Речевой этикет»:
1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
3. Конституция Российской Федерации (1993 года).
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).
6. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).
7. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373).
8. ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью (проект).
9. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
10. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
11. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.
12. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
13. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.
14. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
15. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
16. Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10 VIII вида».
17. Учебный план для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1-4 классы) ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида» на 2014-2015 учебный год.
18. Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). — Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.-192 с.
19. Программа "Этикет". Обучение младших школьников правилам общения
Исрафилова Галина Юрьевна, педагог-психолог, г. Нижнекамск, средняя школа №11
20. Рабочая программа «Речевой этикет» автор-составитель: Воронина Раиса Васильева, учитель начальных классов, учитель высшей категории (Московская область, Ступинский район, «МОУ Ситне-Щелкановская СОШ»).
1.2.Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы элективного курса «Речевой этикет» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.
Настоящая Программа составлена на основе Программы "Этикет". Обучение младших школьников правилам общения, автор Исрафилова Галина Юрьевна, педагог-психолог, г. Нижнекамск, средняя школа №11, учебного пособия по развитию коммуникативных способностей ребенка «Веселый этикет», Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.-192 с., Рабочей программы «Речевой этике» автор-составитель: Воронина Раиса Васильева, учитель начальных классов, учитель высшей категории (Московская область, Ступинский район, «МОУ Ситне-Щелкановская СОШ»)
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться обучающимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Введение элективного курса «Речевой этикет» необходимо на первой ступени обучения и непрерывное его продолжение в течение всего пребывания обучающихся в образовательной организации.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность обучающихся были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.
Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.
Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте обучающийся сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать обучающемуся знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя обучающийся. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».
Актуальность и социальная значимость элективного курса состоит в том, что он призван помочь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.
Цель: формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
- познакомить обучающихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
- развивать коммуникативные способности обучающихся;
- содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
- формировать устойчивую положительную самооценку обучающихся.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья элективного курса «Речевой этикет»
В 3 классе.
Рабочая программа элективного курса «Речевой этикет» - это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками и взрослыми. Знания, полученные детьми на таких занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у обучающихся сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Обучающиеся приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и подготовке его к жизни.
Занятия элективного курса «Речевой этикет» в 3 классе проводятся 1 раз в неделю
Адресат: рабочая учебная программа элективного курса «Речевой этикет» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Срок реализации настоящей программы элективного курса «Речевой этикет» - 1 учебный год.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).
Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.
Формы и виды деятельности
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
- сюжетно - ролевые игры;
- просмотр мультфильмов;
- конкурсы;
- посещение библиотек;
- праздники.
Содержание программы элективного курса «Речевой этикет»
Авторская программа | Рабочая программа |
Не ссориться и не обижать друг друга (1 час). Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.). | Не ссориться и не обижать друг друга (2 часа). 1.Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.). 2. Как помириться после ссоры. |
У меня зазвонил телефон (1 час). Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Жанр телефонных разговоров. Официальный разговор. Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить. | У меня зазвонил телефон (2 часа).
|
3 класс
34 часа (1 час в неделю)
Знакомство (1час). Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени. Игровой тренинг «Здравствуй, это я»
Школьный этикет (2часа). Этикет школьной жизни. Правила этикетного поведения на уроке. Вежливый диалог учителя и ученика.
Речь (3часа). Значение речи в жизни человека. Речь письменная и устная. Грамотность, как свойство устной речи. Общение людей. Связь поведения и речи. Слова-чувства.
Волшебные слова (5 часов). Правила хорошего тона. Обращение с просьбой. Употребление вежливых слов в общении людьми. Правила приветствия и прощания, умение сформулировать суть просьбы. Реализация вежливой просьбы в различных ситуациях (магазин, кафе). Чтение книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Добрые слова»).
Учимся говорить (5 часов). Разговор. Как нужно вести себя во время разговора. Разговор с незнакомым на улице. Формулы обращения к незнакомому человеку. Обращение к взрослому. Начало разговора, умение говорить и слушать других. Участники и ситуации общения. Проигрывание речевых ситуаций.
Учимся писать письма (2часа). Поздравительные письма. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Этикетные формулы обращения в письменной речи. Правила и вежливые формы переписки. Значение переписки в жизни людей. Чужое письмо. Занятие практикум «Я вам пишу…».
Гость – хозяину радость (2часа). Правила приема гостей. Приглашение в гости и благодарность за приём.
Искусство слушать (2 часа). Этикет говорящего и слушающего. Представление о правилах хорошего слушания, восприятие собеседника, проявление доброжелательности к людям. Умение внимательно выслушивать взрослых.
Мимика и жесты в устной речи (2часа). Понятия «мимика», «жесты», их роль в общении. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям. Ролевая игра «Угадай по мимике мое настроение».
Об уступчивости (2часа). Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями. Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение.
Не ссориться и не обижать друг друга (2 часа). Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.).
Пожелания (3часа). Составление поздравлений. Пожелание друзьям. Слова благодарности. Соотношение представления о праздничных днях и словах. Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность.
У меня зазвонил телефон (2 часа). Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Жанр телефонных разговоров. Официальный разговор. Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить.
Итоговое занятие (1 час). Устный журнал «О невежах и вежливости»
3.Учебно-тематическое планирование занятий элективного курса «Речевой этикет» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.
3 класс
(34 часа)
№ урока | Тема занятий | Количество часов | ||
Дата | теоретических | практических | ||
Знакомство. Игровой тренинг «Здравствуй, это я» | 1 | |||
Этикет школьной жизни | 1 | |||
Разрешите мне «сказать» | 1 | |||
Культура речи | 1 | |||
Значение речи в жизни человека | 1 | |||
Грамотность, как свойство устной речи | 1 | |||
Поговорим о вежливости | 1 | |||
Для чего быть вежливым | 1 | |||
Правила хорошего тона | 1 | |||
Обращение с просьбой | 1 | |||
Волшебные слова. Чтение книги «Уроки этикета» | 1 | |||
Разговор. | 1 | |||
Как ты говоришь | 1 | |||
Как нужно вести себя во время разговора. Проигрывание речевых ситуаций | 1 | |||
Разговор с незнакомым на улице | 1 | |||
Обращение к взрослому | 1 | |||
Учимся писать письма | 1 | |||
Занятие – практикум «Я вам пишу…» | 1 | |||
У тебя в гостях подруга | 1 | |||
«Не для того идут в гости, что дома нечего обедать» | 1 | |||
Умение слушать собеседника | 1 | |||
Вежливый слушатель | 1 | |||
Мимика и жесты в устной речи | 1 | |||
Мимика и жесты в устной речи. Ролевая игра «Угадай по мимике моё настроение» | 1 | |||
Об уступчивости | 1 | |||
В кругу друзей | 1 | |||
Не ссориться и не обижать друг друга. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. | 1 | |||
Как помириться после ссоры | 1 | |||
Пожелания друзьям | 1 | |||
Составление поздравлений | 1 | |||
Слова благодарности | 1 | |||
«У меня зазвонил телефон…» Практикум по телефонному этикету | 1 | |||
Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить. | 1 | |||
Итоговое занятие. Устный журнал «О невежах и вежливости» | 1 | |||
Всего | 27 | 7 |
4. Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья элективного курса «Речевой этикет» в 3 классе:
-обогащение личного опыта общения обучающихся;
-ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
-овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
-овладение обучающимися культурой общения в системе «учитель ↔ обучающийся», «обучающийся ↔ обучающийся», «взрослый ↔ обучающийся».
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы элективного курса «Речевой этикет» в 3 классе.
Технические средства:
Литература
- Богуславская, Н.Е. Веселый этикет [Текст]: /методическое пособие/
Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997
- Герасимова, В.А. Классный час играючи [Текст]: /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.
- Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.
- Парусникова, И.В. Речь и культура общения [Текст] /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996.- №10.
- Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр [Текст] / Е.В. Баландина // Педсовет.- 2007. - №11
- Курьянова, Е.Н. Авторизированная программа кружка «Юный риторик» с элементами театральной культуры. (http://festival.1september.ru/)
- Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)
- Стихи для детей с картинками о правилах этикета. (http://umm4.com/stories_tales_poems/pravila-etiketa-dlya-samyx-malenkix.htm)
Разработчик программы:
Гладких Галина Викторовна,
учитель начальных классов ____________
подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс
Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 8 класс
Данный материал содержит: пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике для специальной коррекционной школы VIII вида 8 кл....
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 9 класс
Данны материал содержит пояснительную записку, тематическое, календарно-урочное планирование по математике 9 кл. для специальной коррекционной школы VIII вида...
Программа адаптации обучающихся 1 класса коррекционной школы VIII вида в условиях школы интерната
Предлагаемая программа групповой работы с обучающимися 1 класса поможет облегчить процесс адаптации детей к условиям школы-интерната, быстрее и успешнее войти в новую школьную жизнь.Игры и упражнения ...
Рабочая программа по математике 3 класс Коррекционная школа VIII вида
Рабочая программа по математике 3 класс Коррекционная школа VIII вида...
Рабочая программа по математике 4 класс Коррекционная школа VIII вида
Рабочая программа по математике 4 класс Коррекционная школа VIII вида...
Рабочая программа по обществоведению. 10 класс. Коррекционная школа VIII вида.
Рабоча программа по обществоведению. 10 класс . Коррекционная школа VIII вида....