Программа элективного курса "Речевой этикет"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический. Комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творчески хспособностей обучающихся. Методика "мозгового штурма" позволяет отработать, углубить и систематизировать знания о языке, повыситькультуру речи, обогатить словарный запас, научиться пользоваться справочной литературой.
Цель этого курса– обобщение и углубление теоретических знаний по русскомуязыку, усвоение учащимисяосновных этикетных формул и умение правильноиспользовать их в своей речи, в том числе и с учётом последних изменений в речевом этикете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_kulture_rechi.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
(А. Сент-Экзюпери)
Речь - одна из важнейших психических функций. Она оказывает решающее влияние на наблюдательность, развитие логического и образного мышления, воображения, эмоции детей. Поэтому развитие речевых навыков учащихся является одной из главных задач школьного курса русского языка. Считаю, что развитие речи предполагает целенаправленную работу в области культуры речи. К сожалению, ученики нередко допускают грубые ошибки, отступления от норм литературного языка, не всегда точно, логично и последовательно выражают свои мысли.
Цель этого курса – обобщение и углубление теоретических знаний по русскому языку, усвоение учащимися основных этикетных формул и умение правильно использовать их в своей речи, в том числе и с учётом последних изменений в речевом этикете.
Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический. Комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика "мозгового штурма" позволяет отработать, углубить и систематизировать знания о языке, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, научиться пользоваться справочной литературой.
Каждое занятие включает обязательные формы работы: практикум (работу с тестами), задания по развитию речи.
Основные задачи курса:
- познакомиться с историей русского речевого этикета;
- уметь употреблять этикетные формулы в различных речевых ситуациях собеседнику;
- научиться правильно вести спор;
- выявить роль в общении интонации, невербальных средств общения (жестов, мимики, позы, телодвижений);
- уметь анализировать художественный текст с точки зрения особенностей речи персонажей в диалогах;
- составлять тексты различных стилей, используя этикетные формулы.
Оборудование и материалы:
- учебники, лингвистические словари, справочники;
- тестовые задания по русскому языку;
- памятки по культуре речи.
Оборудование и материалы:
- учебники, лингвистические словари, справочники;
- тестовые задания по русскому языку;
- памятки по культуре речи ( некоторые составляют дети).
№ | Темы занятий | Основные вопросы | Основные понятия | Формы работы | Проверка знаний: виды контроля | Часы |
Правила речевого этикета. Вежливость и этикет. | Для чего нужны этикетные слова? | Этикет, речевая ситуация | Беседа, анализ предложенного текста | Сочинение “вредных” советов. | 1 | |
Из истории русского этикета. | Как обратиться к собеседнику? | Исторические изменения | Лекция, конспектирование, | Сообщения учащихся, работа со словарями различных типов. | 1 | |
Использование этикетных формул в различных речевых ситуациях | Как обращаться к собеседнику? Умеем ли мы разговаривать по телефону? | Ситуация знакомства. Ты и вы, семья и вежливость, поведение в общественных местах. | Работа в группах. Ролевая игра. | Написание писем. Индивидуальные задания, наблюдение над знакомыми людьми, героями кинофильмов. | 1 | |
Умение спорить. Разговоры со взрослыми. | Спорим или ссоримся? Как правильно вести диалог? | Части спора | Решение проблемных ситуаций. Работа в группах. | Составление предложений и диалогов с использованием обращений, вводных слов. | 1 | |
Формулы вежливости: просьба, извинение, утешение, поздравление, пожелание, приглашение. | Умеем ли мы пользоваться формулами вежливости? | Формулы вежливости. | Работа в группах. Ролевая игра. Работа с фразеологизмами. | Составление диалога. | 1 | |
Роль мимики и жестов в жизни человека. | О чём расскажут мимика и жесты? | Мимика, жесты, позы, телодвижения. | Анализ текста художественного произведения | Сообщения учащихся. | 1 | |
Роль интонации в речевом общении, речь героев в художественных произведениях. | Знаем ли мы правила литературного произношения? | Интонация логическое ударение, пауза, мелодика речи, | Словарная работа Работа в группах. | Индивидуально: расставить паузы и логические ударения в тексте. | 2 | |
Речевой этикет других народов. | Зачем надо знать речевой этикет других народов? | Речевые ситуации. | Заочное путешествие. Сообщения учащихся. | Сформулировать практические рекомендации туристам. | 1 | |
Изменения в речевом этикете. Общение в Интернете. | Нужны ли орфографические правила? | Урок – практикум: работа в Интернете Работа в группах. | Написать заметку “Новое в русском речевом этикете” | 1 | ||
Речевой этикет – культура общения – воспитанность. | Как говорить? Как вести диалог? Как выступать? Как писать? | Культура общения – воспитанность. | Урок – диалог по итогам изучения речевого этикета. | Сочинение-миниатюра «Я и этикет». | 1 |
Ожидаемые результаты обучения:
- учащиеся должны усвоить, что в общении очень важны вежливость и тактичность, при этом складывается мнение о воспитанности и образованности собеседника, его характере;
- иметь представление об истории и современных тенденциях в русском речевом этикете;
- знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;
- владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения;
- иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении;
- уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях;
- уметь давать характеристику персонажа художественного произведения с учётом речевой характеристики и манеры разговаривать с другими персонажами.
Информационно-методическое обеспечение программы:
- Ивашкина О.В. Новое в русском речевом этикете. // Русская словесность. – 2003. – №5.
- Львова С.И. “Позвольте пригласить вас…”, или Речевой этикет. – М., 2005.
- «Русский язык и культура речи: Практикум» //Под ред. В.И.Максимова. – М., 2000.
- Занимательная грамматика русского языка.
- Лингвистические словари.
- Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка».
- Учебники русского языка.
- С.И.Львова «Язык в речевом общении» - М., «Просвещение», 1992
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. «Секреты стилистики» - М., 2004.
- Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи: Учебное пособие». - М.: Университетская книга, Логос, 2006
- Л.Т.Григорян «Язык мой – друг мой» М., 1988
МОУ «Мелеховская средняя общеобразовательная школа №1»
Единственная роскошь настоящая роскошь-
это роскошь человеческого общения.
А. Сент – Экзюпери.
Учитель: Анисимова Елена Валерьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса «Речевой этикет»
Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уваже...
программа элективного курса "Имидж и этикет делового человека" 9 класс
авторская программа по технологии для 9 класса...
Программа элективного курса по русскому языку "Деловой этикет, или Язык деловых отношений"
Программа элективного курса для профильного обучения в старших классах предусматривает рассмотрение вопросов, связанных с особенностями делового стиля общения....
Рабочая программа элективного курса "Речевой этикет" 3 класс Коррекционная школа VIII вида
Рабочая прграмма элективного курса "Речевой этикет" 3 класс Коррекционния школа VIII вида...
Программа элективного курса "Деловой этикет, навыки делового общения"
Программа «Деловой этикет, навыки делового общения» носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учител...
Рабочая программа элективного предмета "Речевой этикет"
Рабочая программа элективного предмета "Речевой этикет" для 7-х классов...
Рабочая программа элективного курса "Этикет"
для учителей...