урок русского языка в 6 классе по теме "словообразование"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: Основные способы образования слов в русском языке (урок открытия нового знания).
Цели урока: а) деятельностная: выявление причин затруднений в собственной деятельности, формирование у учащихся навыков работы со словами, образованными приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами, сложением и переходом из одной части речи в другую; формирование у учащихся познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с типом урока (урок открытия новых знаний); б) содержательная: коррекция изученных алгоритмов.
Задачи урока: расширение понятийного аппарата (основные способы образования слов); формирование представления о существующих способах образования слов.
Планируемые результаты:
Предметные: запомнить, что в русском языке несколько способов образования новых слов, уметь распознавать способы образования слов; указывать, от чего и с помощью чего образованы слова. Личностные: доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую (изображение ˗ в словесную форму).
Познавательные универсальные учебные действия (УУД): самостоятельное формулирование познавательной цели, владение приемами анализа и систематизации материала.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, внесение необходимых коррективов и дополнений в план работы.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, плакат.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Самоопределение к деятельности.
4. Постановка учебной задачи.
5. Открытие нового знания.
6. Первичное закрепление.
7. Физминутка.
8. Самостоятельная работа.
9. Рефлексия.
10. Подведение итогов урока.
11. Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент. (2 минуты) Добрый день, ребята. Рада вас видеть. Посмотрите на плакат (на доске). Наш девиз: «Ошибок не пугайся, с ошибками справляйся!» Как вы понимаете эти слова? Ответы детей. Выдача индивидуальных карточек учащимся. Цель этапа: создание мотивации к обучению, формирование доброжелательной атмосферы сотворчества, исследования. УУД: личностные, коммуникативные.
- Актуализация знаний. (10 минут) 1). Запись под диктовку учителя отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Узник». Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном. 2). Совместная проверка, оценка результатов (учащиеся фиксируют отметку в индивидуальных карточках). Цель этапа: повторение изученного материала для открытия нового знания, повторение трудных случаев орфограмм. УУД: познавательные, регулятивные. Задание. 1). Найдите слова с орфограммой: проверяемая безударная гласная в корне слова. Сижу, темнице, вскормленный, молодой, махая, кровавую, (под) окном. Совместная проверка, оценка результатов (учащиеся фиксируют отметку в индивидуальных карточках). 2). Найдите слова с орфограммой: непроверяемая безударная гласная в корне слова. Решётка, орел. Совместная проверка, оценка результатов (учащиеся фиксируют отметку в индивидуальных карточках). 3). Найдите слово с непроизносимой согласной в корне. Грустный. Совместная проверка, оценка результатов (учащиеся фиксируют отметку в индивидуальных карточках).
- Самоопределение к деятельности. (3 минуты) 1). Объясните лексическое значение слова неволя. 2). Как образовалось данное слово? (Неволя ← воля). 3). А как образовано слово грустный? (Грустный ← грусть). 4). Исходя из двух последних выполненных вами заданий, назовите тему урока. - Как образуются новые слова и при помощи чего? Учащиеся называют тему урока. 5). Запись на доске: «Основные способы образования слов в русском языке». Цель этапа: выявление затруднений и их обсуждение. УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные.
- Постановка учебной задачи. (1 минута) Что же мы с вами ещё не знаем? (Способы образования новых слов в русском языке). Цель этапа: мотивация учебной деятельности. УУД: регулятивные, познавательные.
- Открытие нового знания. (6 минут) (Новые знания учащиеся получают в результате самостоятельного исследования). Работа со словами (индивидуальные карточки). Задание. Запишите, от каких слов образовались данные слова (укажите способ образования). Решетка ← решето – суффиксальный Неволя ← воля ˗ приставочный Грустный ← грусть ˗ суффиксальный Кровавая ← кровь ˗ суффиксальный Ребята, передайте с последних парт индивидуальные карточки учителю. Чтение определения по учебнику (1, с.94-95). Цель этапа: приобретение знаний в ходе самостоятельного исследования, сравнение с образцом (правилом). УУД: познавательные, регулятивные.
- Первичное закрепление. (10 минут) 1). Материал для самостоятельного наблюдения: осознанное чтение образца рассуждения «Как определить способ образования слова?» (1, с.95). 2). Выполнение упражнения № 168 «Как растут слова» (1, с.95). Ребята, откроем учебники и прочитаем задание. Давайте составим алгоритм выполнения заданий к упражнению (устно). Ответы детей. (1. Выразительно прочитать стихотворение. 2. Ответить на вопросы.) Цель этапа: проверить первичный уровень усвоения нового материала. УУД: познавательные, коммуникативные.
- Физминутка. (1 минута) Встаньте, закройте глазки и представьте себе словесный сад. Представили? Садитесь. Какой словесный сад у вас получился? Ответы учащихся. Выразительное чтение стихотворения (упражнение 168). Запись выделенных слов (с указанием способа образования). Рассада ← сад ˗ приставочный Посадки ← сад ˗ приставочно-суффиксальный Садовод ← сад, водить ˗ сложение основ Садовник ← садовый ˗ суффиксальный Цель этапа: поиск информации из источника. УУД: коммуникативные, регулятивные.
- Самостоятельная работа. (3 минуты) 1 уровень. Записать по 2 примера слов, образованных различными способами по теме «Школа» (в тетради). 2 уровень. Выполнение упражнения № 169 (1, с.96). Цель этапа: учащийся делает вывод, что он уже умеет. УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные.
- Рефлексия. (4 минуты) Оцените свою работу по данному началу: выберите любые понравившиеся вам начала предложений и продолжите их (записано на доске): ˗ Сегодня я узнал… ˗ Я научился… ˗ Теперь я могу… ˗ Я оцениваю свою работу на уроке… ˗ У меня возникли затруднения… Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности. УУД: коммуникативные, личностные, познавательные, регулятивные.
- Подведение итогов урока. (2 минуты) ˗ Какие задания вам понравилось выполнять? ˗ Что вы положили в вашу копилку знаний после сегодняшнего урока? Цель этапа: самооценка результатов. УДД: регулятивные, коммуникативные, познавательные.
- Домашнее задание (дифференцированное). (3 минуты) 1 уровень. Параграф 33; подобрать по 2-3 примера слов из текстов произведений художественной литературы, образованных приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами, сложением и переходом из одной части речи в другую (с указанием автора и названия произведения). 2 уровень. Параграф 33, упражнение № 174 (1, с.97) . Цель этапа: разъяснение вариантов выполнения домашнего задания на основе реализации дифференцированного подхода в обучении (каждому по силам). УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Литература
1. Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. В 2ч./ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 32 изд. – М.: Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....