Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Подготовка к ВПР. Работа с текстом».
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Цели урока:
Обучающая: совершенствовать навык работы с текстом; умение определять основную мысль и тип речи. отвечать на поставленный вопрос, определять лексическое значение слова, стилистическую окраску слова, объяснять смысл пословицы.
Повторение ранее полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_podgotovka_k_vpr_v_7_klasse.docx | 34.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе
«Подготовка к ВПР. Работа с текстом».
Цели урока:
Обучающая: совершенствовать навык работы с текстом; умение определять основную мысль и тип речи. отвечать на поставленный вопрос.
Повторение ранее полученных знаний.
Ход урока
1 слайд. I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Добрый день! Сегодня в рамках Недели семьи проводится урок русского языка.
Урок я хочу начать словами:
Как хочется жить не печалясь,
Друг другу улыбки даря,
Чтоб все на планете встречались,
Во имя любви и добра.
-Давайте улыбнемся друг другу, ведь добрая улыбка поднимает настроение и располагает к дружескому общению. А общение на сегодняшнем уроке, надеюсь, будет полезным и интересным.
II. Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности.
Мы продолжаем путешествовать по стране знаний. Сегодня вы будете оценивать свою работу на уроке сами. У каждого тексты с заданиями и лист самооценки, за правильное выполнение заданий вы будете ставить плюсы, неправильные – минус. Начнём наш урок с лингвистической разминки.
III. Лингвистическая разминка.
2 слайд. Узнай часть речи.
3 слайд. 1) Назовите предложения, в которых выделенные слова являются предлогами. Задание 3 ВПР.
1) Несколько раз (в)течени.. ночи гроза уходила в море и снова возвращалась.
2) (На)встречу выбежало много людей и собак.
3) Одним из увлекательных занятий мальчиков было стоять (по)среди двора, наблюдая за волшебным искусством паяльщика.
4) (В)последстви.. из рассказов бабушки я узнал, что мать приехала как раз в те дни, когда её братья делили имущество.1 и 3 предложения.
Докажите, что это предлоги. Связывает слова уходила в течение ночи, стоять посреди двора. Можно заменить другими предлогами: за ночь, стоять во дворе.
Можно предлоги убрать из предложения? (нет). Попробуйте. А наречия? (можно). Прочитайте без них, понятен смысл предложения? (да).
Как пишутся производные предлоги?
4 слайд. 2) Назовите предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) И велел государь, что(бы) вёз блоху особый курьер.
2) На прилавке находилась корзина, а так(же) стояли банки с сахарной пудрой.
3) Тучи ползли по небу так(же) медленно и скучно, как и раньше.
4) Всё, на что(бы) они ни обратили взоры, — всё сводилось к еде.
Как определили, что это союзы? Чтобы связывает простые предложения в составе сложного. Бы нельзя убрать из предложения. Также можно заменить союзом и, связывает простые предложения в составе сложного, же нельзя убрать. В 3 предложении же частица, можно переставить на другое место, смысл предложения не изменится, бы-частица, можно переставить на другое место.
5 слайд. 3) Поставьте знак ударения в следующих словах.
Завидно, торты, сливовый, балуясь. Зави́дно, то́рты, сли́вовый, балу́ясь.
6 слайд. IV. Определение темы урока.
Когда-то римский философ Сенека сказал: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Поэтому я хотела бы узнать, а вы знаете, куда держите путь? (Нам предстоит сдать ВПР). Значит, нашей пристанью будет ВПР. Давайте вспомним, какие задания встречаются в работе и что вам кажется наиболее сложным. - Выполнение заданий по тексту. Давайте запишем тему урока «Подготовка к ВПР. Работа с текстом».
7 слайд. V. Формулирование целей урока.
Тему урока мы с вами определили. Но прежде, чем продолжим свой путь, нам необходимо знать, зачем мы собираемся совершить путешествие. Скажите, какую цель вы ставите перед собой? - Научиться находить верный ответ на поставленный вопрос. – Уметь определять основную мысль текста. Повторить знания о типах речи и уметь определять их в указанной части текста.
VI. Работа с текстом.
Сейчас, когда мы определили цели урока, можем отправляться в путь. И вот перед нами Текст. Вы продолжаете оценивать свою работу. Как вы реально готовы к выполнению ВПР. Каждая группа выполняет своё задание, затем один представитель группы обосновывает ответ.
Ваши родители тоже вместе с вами сегодня будут работать.
Выразительное чтение текста.
(1) Имя Козьмы Пруткова можно увидеть на обложках книг. (2) Иногда на них даже изображают портрет этого писателя. (3) Многие думают, что это был весьма известный автор с удивительным чувством юмора. (4) В журнале «Современник» в 1863 году в опубликованном некрологе можно было даже прочитать о кончине этого человека. (5) Складывается впечатление, что Козьма Прутков на самом деле существовал, был известным философом, поэтом и политическим деятелем своего времени.
(6) Но на самом деле такого писателя не было. (7) Козьма Прутков - вымышленный писатель. (8) И очень сложно поверить в то, что такой писатель никогда и не существовал, так как в книгах написана его биография, есть достаточно фактов о его литературном творчестве. (9 ) Но люди, интересующиеся литературой и разбирающиеся в ней, прекрасно знают, что Козьма Прутков -сборный псевдоним, под которым творили такие мастера слова, как А. Толстой и братья Жемчужниковы. (10) Появление благодушного и напыщенного Козьмы Пруткова позволило настоящим писателям, скрываясь под маской своего героя, посмеяться над пороками людей, высказать свое отношение к обществу.
(11) Несмотря на вымышленность и загадочность Козьмы Пруткова, до сих пор широко употребляются многие его изречения. (12) Его цитаты не потеряли своей актуальности и в современном мире: «Нельзя объять необъятное!», «Что имеем - не храним, потерявши - плачем», «Хочешь быть счастливым, будь им!» и другие. (13) В настоящее время Козьма Прутков - это гениальный писатель, который, хоть и никогда не существовал, по праву считается одним из известных классиков русской сатиры. (14) Этот вымышленный персонаж настолько прочно вошел в литературу, что ему вполне мог бы позавидовать реально существующий писатель.
8 слайд. 3). Работа в группах, по рядам.
Каждая группа выполняет своё задание, затем один представитель группы обосновывает ответ.
1-я группа.
Определите и запишите основную мысль текста.
Козьма Прутков - вымышленный писатель, придуманный А.Толстым и братьями Жемчужниковыми. Многие считают, что он действительно существовал. Высказывания Козьмы Пруткова не потеряли своей актуальности и в современном мире.
Как определить основную мысль текста?
2-я группа
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6–9 текста. Запишите ответ. Рассуждение. Тезис, доказательства, вывод.
Назовите типы речи. Как мы их определяем?
3-я группа
Почему, по мнению автора текста, Козьму Пруткова некоторые считают настоящим, а не вымышленным писателем? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
Сложно поверить, что Козьмы Пруткова не было, так как в книгах написана его биография, есть достаточно фактов о его литературном творчестве. Однако все это миф, созданный А. Толстым и братьями Жемчужниковыми..
Написана его биография; достаточно фактов о его литературном творчестве; изображают портрет писателя.
9 слайд. Физминутка.
VII. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.
1. 2 Мир - это весь земной шар, все страны и народы.
2. Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 8–9, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
Мастер - специалист, профессионал, знаток.
3. Объясните значение пословицы «Что написано пером, не вырубишь топором», запишите Ваше объяснение.
Данная пословица означает: все, написанное на бумаге и ставшее известным людям, уже нельзя изменить или исправить так, чтобы это было незаметно. Поэтому ко всему написанному надо относиться серьёзно, ответственно.
4. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
Начав заниматься музыкой, у меня появилось много интересных знакомых.
Анализируя стихотворный текст, помните об особенности поэтической речи.
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.
Начав заниматься музыкой, я приобрёл много интересных знакомых.
Узкая дорожка была покрыта снегом, проваливающимся под ногами.
ИЛИ
Начав заниматься музыкой, я приобрёл много интересных знакомых.
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся под ногами снегом.
10 слайд. Определите значения просторечных слов, замените стилистически нейтральными, общеупотребительными.
Богатей - богач, теперича - теперь, манатки – пожитки, вещи, тутошний - здешний, небось- вероятно, пожалуй, умаяться – устать переутомиться, выбиться из сил, сызмала – с малых лет, с малолетства, смотаться –уйти, исчезнуть, шибко -быстро, сдрейфить -испугаться, расфуфыриться –одеться пышно, нарядно.
Морфемный и словообразовательный разборы слова
задребезжало(2)
задребезжало ← дребезжать (приставочный способ)
Морфологический разбор слова
Проваливающимся снегом.
1.Снегом (каким) проваливающимся. Н.ф.- проваливающийся.
2.Пост.-действит., несов. Вида, возвр. Наст. Вр. Непост.-твор. П., м.р., ед.ч.
3.Снегом (каким?) проваливающимся.
Синтаксический разбор предложения
В то утро впервые в моей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено необособленным определением, выраженным причастным оборотом.
11 слайд. IX. Подведение итогов урока.
Какую цель мы ставили перед собой? Достигли её?
Выразите своё мнение об уроке с помощью синквейна.
Существительное. Название.
Два прилагательных. (описание-какой)
Три глагола (действия, что делали.)
Предложения из 4 слов (отношение к уроку, к теме урока)
Одно слово. Синоним повторение сути темы.
Урок Интересный, познавательный
Повторяли, узнавали, закрепляли
С интересом изучали тему
Понравился
Лист самооценки.
Ф.И………………………………………………
1 группа
Вид задания | Выполнение задания | |
Лингвистическая разминка. | + | - |
1 Назовите предложения, в которых выделенные слова являются предлогами. | ||
2 Назовите предложения, в которых выделенные слова являются союзами. | ||
3 Поставьте знак ударения в следующих словах. | ||
Работа с текстом | ||
1 Определите и запишите основную мысль текста. | ||
2 Определите и запишите лексическое значение слова «мир» из предложения 12. | ||
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). | ||
Морфемный разбор | ||
Словообразовательный разбор | ||
Морфологический разбор | ||
Синтаксический разбор | ||
Оцените себя |
Выразите своё мнение об уроке с помощью синквейна.
Существительное. Название. Урок
Два прилагательных. (описание-какой)
Три глагола (действия, что делали.)
Предложения из 4 слов (отношение к уроку, к теме урока)
Одно слово. Синоним повторение сути темы.
Лист самооценки.
Ф.И………………………………………………
2 группа
Вид задания | Выполнение задания | |
Лингвистическая разминка. | + | - |
1 Назовите предложения, в которых выделенные слова являются предлогами. | ||
2 Назовите предложения, в которых выделенные слова являются союзами. | ||
3 Поставьте знак ударения в следующих словах. | ||
Работа с текстом | ||
1 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6–9 текста. | ||
2 Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 8–9, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову. | ||
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). | ||
Морфемный разбор | ||
Словообразовательный разбор | ||
Морфологический разбор | ||
Синтаксический разбор | ||
Оцените себя |
Выразите своё мнение об уроке с помощью синквейна.
Существительное. Название.Урок
Два прилагательных. (описание-какой)
Три глагола (действия, что делали.)
Предложения из 4 слов (отношение к уроку, к теме урока)
Одно слово. Синоним повторение сути темы.
Лист самооценки.
Ф.И………………………………………………
3 группа
Вид задания | Выполнение задания | |
Лингвистическая разминка. | + | - |
1 Назовите предложения, в которых выделенные слова являются предлогами. | ||
2 Назовите предложения, в которых выделенные слова являются союзами. | ||
3 Поставьте знак ударения в следующих словах. | ||
Работа с текстом | ||
1 Почему, по мнению автора текста, Козьму Пруткова некоторые считают настоящим, а не вымышленным писателем? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ. | ||
2 Объясните значение пословицы «Что написано пером, не вырубишь топором», запишите Ваше объяснение. | ||
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). | ||
Морфемный разбор | ||
Словообразовательный разбор | ||
Морфологический разбор | ||
Синтаксический разбор | ||
Оцените себя |
Выразите своё мнение об уроке с помощью синквейна.
Существительное. Название. Урок
Два прилагательных. (описание-какой)
Три глагола (действия, что делали.)
Предложения из 4 слов (отношение к уроку, к теме урока)
Одно слово. Синоним повторение сути темы.
(1) Имя Козьмы Пруткова можно увидеть на обложках книг. (2) Иногда на них даже изображают портрет этого писателя. (3) Многие думают, что это был весьма известный автор с удивительным чувством юмора. (4) В журнале «Современник» в 1863 году в опубликованном некрологе можно было даже прочитать о кончине этого человека. (5) Складывается впечатление, что Козьма Прутков на самом деле существовал, был известным философом, поэтом и политическим деятелем своего времени.
(6) Но на самом деле такого писателя не было. (7) Козьма Прутков - вымышленный писатель. (8) И очень сложно поверить в то, что такой писатель никогда и не существовал, так как в книгах написана его биография, есть достаточно фактов о его литературном творчестве. (9 ) Но люди, интересующиеся литературой и разбирающиеся в ней, прекрасно знают, что Козьма Прутков -сборный псевдоним, под которым творили такие мастера слова, как А. Толстой и братья Жемчужниковы. (10) Появление благодушного и напыщенного Козьмы Пруткова позволило настоящим писателям, скрываясь под маской своего героя, посмеяться над пороками людей, высказать свое отношение к обществу.
(11) Несмотря на вымышленность и загадочность Козьмы Пруткова, до сих пор широко употребляются многие его изречения. (12) Его цитаты не потеряли своей актуальности и в современном мире: «Нельзя объять необъятное!», «Что имеем - не храним, потерявши - плачем», «Хочешь быть счастливым, будь им!» и другие. (13) В настоящее время Козьма Прутков - это гениальный писатель, который, хоть и никогда не существовал, по праву считается одним из известных классиков русской сатиры. (14) Этот вымышленный персонаж настолько прочно вошел в литературу, что ему вполне мог бы позавидовать реально существующий писатель.
1 Определите и запишите основную мысль текста.
2 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6–9 текста.
3 Почему, по мнению автора текста, Козьму Пруткова некоторые считают настоящим, а не вымышленным писателем? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
4 Определите и запишите лексическое значение слова «мир» из предложения 12.
5 Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 8–9, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
6 Объясните значение пословицы: Что написано пером, не вырубишь топором, запишите Ваше объяснение.
7 Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
Начав заниматься музыкой, у меня появилось много интересных знакомых.
Анализируя стихотворный текст, помните об особенности поэтической речи.
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....
Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.
Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»
разработка урока русского языка "Диалог"...
Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста
Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....