Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Второстепенные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Второстепенные члены предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Второстепенные члены предложения (обобщение)

Технологическая карта урока

Цель деятельности учителя

Актуализация и восстановление изученного ранее материала о второстепенных членах предложения, повторение и углубление знаний о второстепенных членах предложения

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать основные единицы языка и их признаки; уметь находить в тексте дополнение, обстоятельство, определение, определять их роль

Метапредметные: умение использовать приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении школьного образования

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Дополнение, обстоятельство, определение, синтаксические функции, второстепенные члены предложения

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания

и упражнения

Деятельность учителя

Осущест-

вляемая дея-тельность учащихся

Формы организации совзаимо-действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Контроль результатов учебной деятель-ности

1.Мотивация

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Здравствуйте!

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности

Познавательные: осознают познавательную задачу

Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия

2.Актуализация и пробное

учебное действие

Лингвистический эксперимент

-Отгадайте загадку: Мальчишка шныряет.

-Почему вы не можете дать однозначного ответа?

-Давайте подберём подходящие по смыслу слова, которые помогут нам отгадать загадку, и получившееся предложение запишем:

Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает.

-Подчеркните главные члены предложения. Помогли ли они нам отгадать загадку? А какие члены предложения помогли это сделать?

-Какой мы можем сделать вывод? Зачем нужны второстепенные члены предложения?

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнёра высказывания; в сотрудни-честве с учителем и одноклас-сниками делают вывод

Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

3.Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, фомули-рование правила,

составление схемы-помощ-ницы

Задания по группам:

-Пользуясь полученными на предыдущих уроках знаниями, коллективно заполните опорную схему.

Виды второстепен-ных членов предложения и их признаки

Дополнение

Обстоятельство

Определение

Что обозначает?

Предмет

Место, время, причину, образ действия

Признак предмета

На какие вопросы отвечает?

Вопросы косвенных падежей

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Каким образом?

Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё?

Чем выражено?

Существи-тельное, местоимение

Наречие, существительное

Прилагате-льное, местоимение

От каких частей речи зависит?

От глагола

От глагола

От существи-тельного

Как подчеркива-ется?

    - - - - - - -

 —  • —  • —

волн. линия

-Выделите второстепенные члены в записанном

 предложении-загадке

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудни- честве с учителем и одноклас-сниками делают выводы

Групповая, индивидуальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познаватель-ные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи, осознают недостаточность своих действий.

Коммуникатив-ные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Вопросы для уточне-ния инфор-мации

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Подбор примеров, иллюстри-рующих природу изучаемого языкового явления,

составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа

-Ребята, сейчас нам предстоит работать в группах со словарными словами: карнавал, костюм, выражать, поражать, выразительный, поразительный. Каждой группе предлагается, используя данные слова, составить предложение и разобрать его по членам; после выполнения работы представитель от каждой группы выходит к доске и защищает работу группы.

-Индивидуальное задание:

Разобрать по членам предложение: "Тявка поднял голову и увидел на заборе соседского кота"

Учитель дополняет ответы учащихся, организует и сопровождает их деятельность.

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнёра высказыва-ния

Групповая, индиви-дуальная

Познаватель-ные:

извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Регулятивные: планируют необходимые действия, действуют по плану

Коммуникативные:

осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы, выполне-ние письмен-ных заданий

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Обучающая игра

Эстафета

-Каждой группе предлагается по одному предложению, записанному на доске, для разбора по членам. Победит та группа, которая быстрее и правильнее произведёт разбор.

1-я  группа: За рекой опять грохочет гром.

2-я группа: Завтра будет отличная погода.

3-я группа: Весёлый ветерок пролетел по полю.

4-я группа: Радостно сияло утреннее солнце.

Отвечают на вопросы, под руководством педагога участвуют в выполнении задания

Групповая, индивидуальная

Регулятивные: 

контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Коммуникативные:

осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последо-вательности работы

Вопросы для уточне-ния инфор-мации

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Беседа по теме урока, выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

– А сейчас я предлагаю каждому из вас побыть в необычной роли – роли конструктора. А конструировать мы будем предложения.

Запишите 1-е предложение:
Осенью птицы улетают на юг.

Из этого предложения возьмите наречие, являющееся обстоятельством времени, употребив его как существительное в И.п. ед. ч. (Осень)

Запишите 2-е предложение:
Осенний морозец разрумянил щёки.

Возьмите 2-е сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени. (Румянит)

Запишите 3-е предложение:

Кисти винограда свисают до земли.

Возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребите его в качестве дополнения. (Кисти)
Запишите 4-е предложение:

Рябины украшают наши леса.

Возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив в родительном падеже (Рябины)

Какое предложение у вас получилось?

(Осень румянит кисти рябины.)

Подчеркните второстепенные члены предложения.

Работают с заданием, формулируют собственные мысли, делают выводы

Индивидуальная, фронтальная

Познаватель-ные: выполняют учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме

Вопросы для уточнения информации

7.Самостоятельная работа с само-проверкой

Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления

В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности

Работают с заданием, отвечают на вопросы

Индивиду-альная

Регулятивные: 

адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Выполне-ние пись-менных упраж-нений

8.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений

– Итак, что сегодня на уроке мы повторили о второстепенных членах предложения?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценива-ние работы учащихся

9.Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам;

– Что нового узнали на уроке?

– Что повторили?

– Какое у вас настроение?

– Дайте оценку нашей работе, продолжите фразы:

Сегодня на уроке у меня вызвало затруднение…

Мне было интересно, когда…

Я узнал…

Отвечают на вопросы; определяют своё эмоциональное состояние

Индивидуаль-ная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования

Познаватель-ные:

устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и умений

Регулятивные: оценивают свою работу

Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»

Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.

Класс: 9 «а».Цели урока:Образовательные:- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;- повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.Разв...