Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осущест- вляемая дея-тельность учащихся |
Формы организации совзаимо-действия |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Контроль результатов учебной деятель-ности |
1.Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Здравствуйте! Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы на урок всем нам Захотелось вновь прийти! | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности Познавательные: осознают познавательную задачу Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия |
|
2.Актуализация и пробное учебное действие | Лингвистический эксперимент | -Отгадайте загадку: Мальчишка шныряет. -Почему вы не можете дать однозначного ответа? -Давайте подберём подходящие по смыслу слова, которые помогут нам отгадать загадку, и получившееся предложение запишем: Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. -Подчеркните главные члены предложения. Помогли ли они нам отгадать загадку? А какие члены предложения помогли это сделать? -Какой мы можем сделать вывод? Зачем нужны второстепенные члены предложения?
| Отвечают на вопросы, строят понятные для партнёра высказывания; в сотрудни-честве с учителем и одноклас-сниками делают вывод | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
3.Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, фомули-рование правила, составление схемы-помощ-ницы | Задания по группам: -Пользуясь полученными на предыдущих уроках знаниями, коллективно заполните опорную схему. Виды второстепен-ных членов предложения и их признаки |
Дополнение |
Обстоятельство |
Определение | Что обозначает? | Предмет | Место, время, причину, образ действия | Признак предмета | На какие вопросы отвечает? | Вопросы косвенных падежей | Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Каким образом? | Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? | Чем выражено? | Существи-тельное, местоимение | Наречие, существительное | Прилагате-льное, местоимение | От каких частей речи зависит? | От глагола | От глагола | От существи-тельного | Как подчеркива-ется? |
- - - - - - - |
— • — • — |
волн. линия |
-Выделите второстепенные члены в записанном предложении-загадке | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудни- честве с учителем и одноклас-сниками делают выводы | Групповая, индивидуальная | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познаватель-ные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи, осознают недостаточность своих действий. Коммуникатив-ные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
| Вопросы для уточне-ния инфор-мации |
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Подбор примеров, иллюстри-рующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа | -Ребята, сейчас нам предстоит работать в группах со словарными словами: карнавал, костюм, выражать, поражать, выразительный, поразительный. Каждой группе предлагается, используя данные слова, составить предложение и разобрать его по членам; после выполнения работы представитель от каждой группы выходит к доске и защищает работу группы.
-Индивидуальное задание: Разобрать по членам предложение: "Тявка поднял голову и увидел на заборе соседского кота"
Учитель дополняет ответы учащихся, организует и сопровождает их деятельность. | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнёра высказыва-ния | Групповая, индиви-дуальная
| Познаватель-ные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания Регулятивные: планируют необходимые действия, действуют по плану Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач | Устные ответы, выполне-ние письмен-ных заданий |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Обучающая игра | Эстафета
-Каждой группе предлагается по одному предложению, записанному на доске, для разбора по членам. Победит та группа, которая быстрее и правильнее произведёт разбор.
1-я группа: За рекой опять грохочет гром. 2-я группа: Завтра будет отличная погода. 3-я группа: Весёлый ветерок пролетел по полю. 4-я группа: Радостно сияло утреннее солнце. | Отвечают на вопросы, под руководством педагога участвуют в выполнении задания | Групповая, индивидуальная
| Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последо-вательности работы | Вопросы для уточне-ния инфор-мации |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Беседа по теме урока, выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | – А сейчас я предлагаю каждому из вас побыть в необычной роли – роли конструктора. А конструировать мы будем предложения. Запишите 1-е предложение: Осенью птицы улетают на юг. Из этого предложения возьмите наречие, являющееся обстоятельством времени, употребив его как существительное в И.п. ед. ч. (Осень) Запишите 2-е предложение: Осенний морозец разрумянил щёки. Возьмите 2-е сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени. (Румянит) Запишите 3-е предложение: Кисти винограда свисают до земли. Возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребите его в качестве дополнения. (Кисти) Запишите 4-е предложение: Рябины украшают наши леса. Возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив в родительном падеже (Рябины) Какое предложение у вас получилось? (Осень румянит кисти рябины.) Подчеркните второстепенные члены предложения. | Работают с заданием, формулируют собственные мысли, делают выводы | Индивидуальная, фронтальная | Познаватель-ные: выполняют учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме | Вопросы для уточнения информации |
7.Самостоятельная работа с само-проверкой | Подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления | В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности | Работают с заданием, отвечают на вопросы | Индивиду-альная | Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения
| Выполне-ние пись-менных упраж-нений |
8.Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений | – Итак, что сегодня на уроке мы повторили о второстепенных членах предложения? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
| Оценива-ние работы учащихся |
9.Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам;
| – Что нового узнали на уроке? – Что повторили? – Какое у вас настроение? – Дайте оценку нашей работе, продолжите фразы: Сегодня на уроке у меня вызвало затруднение… Мне было интересно, когда… Я узнал…
| Отвечают на вопросы; определяют своё эмоциональное состояние
| Индивидуаль-ная
| Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования Познаватель-ные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и умений Регулятивные: оценивают свою работу | Листы обратной связи |