Технологическая карта урока русского языка. Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Класс: 9 «а».
Цели урока:
Образовательные:
- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;
- повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.
Развивающие:
- развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать;
- развитие творческих способностей.
Воспитательные:
- воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: беседа, тестирование, упражнение.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, индивидуальные карточки с заданием, распечатки таблиц, тестов.
Учебник: "Русский язык. 9 класс" Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – М.: Просвещение, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 59 КБ |
Презентация к уроку | 687 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.
Класс: 9 «а».
Цели урока:
Образовательные:
- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;
- повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.
Развивающие:
- развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать;
- развитие творческих способностей.
Воспитательные:
- воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: беседа, тестирование, упражнение.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, индивидуальные карточки с заданием, распечатки таблиц, тестов.
Учебник: "Русский язык. 9 класс" Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – М.: Просвещение, 2011.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент, мотивация учебной деятельности Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | - Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки, которые нам загадали пословицы: Оно - сила. Земля освещается солнцем, а человек им. Оно – половина ума. (Знание). Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведет. (Язык). Делу оно, а потехе час Оно – лучший лекарь. Оно – деньги. (Время). - Итак, не будем терять время и перейдём к процессу познания. Как говорится, красна птица перьями, а человек – знанием. | -Приветствие учащихся. -Отгадывают загадки: Знание Язык Время
Настрой на активную познавательную деятельность | Коммуникативные: поддерживать необходимые контакты с учителем, с одноклассниками, уметь слушать, вести диалог. Регулятивные: настрой на познавательную деятельность. |
2.Постановка цели и темы урока Цель: Подведение учащихся к формулированию темы и постановке целей урока | - Выполните следующие задания и сформулируйте тему урока:
- Кто озвучит тему нашего урока? Записываем в тетрадях сегодняшнее число и тему урока. - Теперь подумайте, какие цели стоят перед нами на этом уроке? - Но существуют другие функции этого знака препинания касательно простых предложений. И их надо знать, чтобы правильно найти БСП с тире в тексте. Значит, нам сегодня надо еще и повторить другие условия употребления тире. | Устно выполняют задания и формулируют тему урока: Тире в бессоюзном сложном предложении. Записывают число и тему урока. Определяют цели урока: 1.Узнать об условиях постановки тире в БСП 2.Повторить правила употребления тире в простом предложении. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: постановка целей и планирование работы. |
3.Актуализация знаний. Цель: актуализация знаний о правилах употребления тире в простом и неполном предложении для дальнейшего углубления и совершенствования навыков | - Ребята, давайте вспомним изученные правила употребления тире. Прочитайте эти предложения и расскажите о правилах: Язык – душа нации. (А.К.Толстой) Язык – это история народа. (А.Куприн) Гибкий, пышный, неисчерпаемо богатый, умный, поэтический – такие качества русского языка выделял А.Н.Толстой. «Необыкновенный язык наш есть еще тайна», - говорил Н.В.Гоголь. У мысли нет дна, у слова – предела. - Какие еще правила употребления тире вы вспомнили? Хочешь узнать человека – вслушайся в его речь. | Читают предложения, вспоминают правила постановки тире: - между подлежащим и сказуемым. -перед «это» -после ряда однородных членов перед обобщающим словом. -после прямой речи, в цитатах -в неполных предложениях Отвечают: в диалогах, при вставных конструкциях и др. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: доказывать свое мнение. |
4. Изучение нового учебного материала Цель: способствовать формированию умственной культуры труда, развитие умений получать информацию из различных источников, систематизировать и обобщать информацию 1)Тестирование. 2)Исследовательская работа | -Мы повторили разные случаи употребления тире, но прежде чем начать изучение условий постановки тире в БСП, вспомним с вами, какие же еще знаки препинания используются в БСП. -Расскажите вкратце об условиях постановки этих знаков препинания в БСП. -Давайте устно выполним небольшой тест по употреблению двоеточия в БСП. -Предлагаю вам, пользуясь учебником, выполнить небольшую исследовательскую работу по парам. Заполнение таблицы. Исследование смысловых отношений между частями БСП, где ставится тире. Прочитайте предложения и попробуйте определить смысловые отношения между частями БСП, какие союзы или союзные слова можно вставить: а/ Труд человека кормит – лень портит б/ Любишь кататься – люби и саночки возить. в/ Назвался груздём – полезай в кузовок. г/ Я за свечку – свечка в печку! д/ Молвит слово – соловей поет. | Отвечают: запятые, точки с запятой, двоеточие. Рассказывают о правилах. Выполняют тест устно. Работа с учебником. Исследуют и определяют смысловые отношения между частями БСП. Заполняют таблицу: а/противопоставление, можно вставить противительный союз а б/в 1 предложении содержится условие совершения действия во 2 предложении, можно вставить союз если в/ второе предложение заключает в себе следствие или вывод того, что говорится в первом предложении, можно вставить союз поэтому г/ быстрая смена событий или неожиданный результат д/ сравнение, можно вставить союз как | Познавательные: использование необходимой информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Коммуникативные: готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения, умение доказывать свое мнение. Регулятивные: целеобразование, коррекция, контроль. |
5.Закрепление Цель: выполнять учебные задания с целью совершенствования знаний, умений, навыков. 1)Работа в парах. 2)Работа по учебнику | -Определите смысловые отношения между частями БСП.
-Выполните упражнение 231, 235. | Устно и письменно выполняют задание в парах. Выполнение упражнений. | Коммуникативные, регулятивные. |
6. Рефлексия деятельности. Цель: повторение, закрепление, осознанность изученного на уроке 7. Подведение итогов. Цель: подвести итог по развитию аналитических навыков и логического мышления учащихся; отметить, что и как учащиеся сделали на уроке по решению этапных задач и основной учебной цели; поощрить каждого за работу на уроке, поддержать морально «слабых», вселить уверенность в своих учебных возможностях каждого | Фронтальный опрос - Чему научились? - Что взяли для себя с урока? . Анализ работы учащихся и проставление оценок | Отвечают на вопросы Проставляют оценки в дневники | Регулятивные |
8. Задание на дом. Цель: совершенствовать умения |
| Выбирают и записывают домашнее задание в дневниках. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выполните задания и сформулируйте тему урока Один из знаков препинания, именовавшийся сначала «молчанка», «черта», затем – «знак мыслеотделительный» Определите вид предложения: Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей.
Т ире в бессоюзном сложном предложении Цель: 1.Узнать об условиях постановки тире в БСП; 2.Повторить правила употребления тире в простом предложении.
Прочитайте предложения, вспомните правила постановки тире. Язык – душа нации. Язык – это история народа. Гибкий, пышный, неисчерпаемо богатый, умный, поэтический – такие качества русского языка выделял А.Н.Толстой. «Необыкновенный язык наш есть еще тайна», - говорил Н.В.Гоголь. У мысли нет дна, у слова – предела.
Какие еще знаки препинания употребляются в БСП?
1. Жутко выйти на дорогу: непонятная тревога под луной царит. 2. Мрачно было: дождь капал, ветер выл уныло. Определите смысловые отношения между простыми в составе бессоюзного сложного. Причина. Пояснение.
Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. 2. Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть БСП указывает причину того, о чем говорится в первой части.
Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. 3. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть БСП указывает причину того, о чем говорится в первой части.
Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. 4. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть БСП указывает причину того, о чем говорится в первой части.
Тире в БСП Предложение- пример Союз при замене Смысловые отношения между простыми предложениями в БСП
Определите смысловые отношения между частями БСП а/ Труд человека кормит – лень портит б/ Любишь кататься – люби и саночки возить. в/ Назвался груздём – полезай в кузовок. г/ Я за свечку – свечка в печку! д/ Молвит слово – соловей поет.
Определите смысловые отношения между частями БСП Лето припасает – зима поедает. Кончил дело – гуляй смело. Раздался выстрел – зверь упал. Скажет слово – соловей запоёт. Дети стали большими – им надо серьёзно учиться. Посеешь ветер – пожнешь бурю.
1. На дворе палил зной - в доме было прохладно. 2. Тише едешь - дальше будешь . 3. Пришла беда - отворяй ворота. Определите смысловые отношения между простыми в составе бессоюзного сложного. Противопоставление. Условие. Время.
Домашнее задание: §17 повторить. Выполнить упражнение 235 или 236 Или найти и выписать из художественного произведения 10 БСП с тире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе "Бессоюзные сложные предложения"
Урок обобщает и закрепляет знания по теме, содержит задания, способствующие подготовке к ЕГЭ....
Разработка урока русского языка в 9 классе "Бессоюзное сложное предложение"
Урок изучения нового материала.На уроке формируются умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях, использовать различные синонимические кон...
Урок русского языка в 11 классе. Бессоюзное сложное предложение.
Презентация к уроку русского языка в 11 классе. Тема: "Бессоюзное сложное предложение"....
Урок русского языка в 9 классе "Бессоюзное сложное предложение"
В соответствии с базисной программой под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта на изучение бессоюзного сложного предложения в 9-ом классе отводится 6 часов. Тема следует сразу за материалом, посвяще...
Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе: «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них».
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе: «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них»....
Презентация к уроку русского языка "Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях"
Презентация к уроку русского языка "Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях"...