Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Антонова Елена Владимировна

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_russkiy_yazyk_10_klass.doc263 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гашейская СОШ»

«СОГЛАСОВАНО»   _______                                                                                                                      «Утверждаю»___________

Заместитель директора по УВР                                                                                                                  Директор школы Ф.И.О. Бухольцева П.Н.

Антонова Е.В.                                                                                                                                          № и дата приказа.___________________

Рабочая программа

по предмету «Русский язык »

для  10  класса

(  70  кол-во часов)

        

        Учитель: Антонова Елена Владимировна

                                                                  Категория: 1

                                                                             с. Гашей

 

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Назначение и  адресат программы:

для обучающихся программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

- для педагогических работников: программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации: программа является основанием для определения качества реализации ООО. 

Тип программы: программа основного общего образования.

Основная идея программы:

Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Новизна и значимость программы:

Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все функции:

  • культурно-историческую (человек-история, человек-культура);
  • социально-правовую (человек-общество, человек-человек);

информационно-методологическую (человек-информация).

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути, соответствующий способностям, общественным потребностям профессии

Необходимостью разработки рабочей программы является  процесс быстрого обновления знаний, требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Русский язык относится к разделу «Филология» изучается на всем протяжении обучения в средней школе.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 учебный год.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся 10  класса

должны знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

должны уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
    текста;

должны владеть:

  • коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Познавательная деятельность:

Определяет структуру объекта познания, ищет и выделяет значимые функциональные связи и отношения между частями целого.

Разделяет процессы на этапы, выделяет характерные причинно-следственные связи.

Определяет адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Сравнивает, сопоставляет, классифицирует объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

Различает факт, мнение, доказательство, гипотезу.

Исследует несложные практические ситуации, выдвигает предложения, понимает необходимость их проверки на практике.

Творчески решает учебные и практические задачи: умеет мотивированно отказаться от образца, ищет оригинальные решения, самостоятельно выполняет различные творческие работы, участвует в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность:

Адекватно воспринимает устную речь и передает содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде.

Осознанно читает тексты различных стилей и жанров.

Владеет монологической и диалогической речью.

Создает письменные высказывания с заданной степенью свернутости (кратко, полно).

Составляет план. Приводит примеры, подбирает аргументы, формулирует выводы. Отражает в устной или письменной форме результаты своей деятельности.

 Перефразирует мысль.

Выбирает и использует знаковые системы (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использует для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность:

Владеет навыками контроля и оценки своей деятельности.

Ищет и устраняет причины возникших трудностей.

Оценивает свои учебные достижения, поведение.

Может совместно работать: согласовывать и координировать деятельность с другими участниками, объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.

Система оценки достижений учащихся:

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающихся планируемых результатов по отдельным предметам.

Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «3».

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «4».

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «5».

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

• пониженный уровень достижений, оценка  «2».

• низкий уровень достижений, оценка «1».

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10%) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.                                     

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку                                          

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

        

        Оценка диктантов.

Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Контрольный словарный диктант проверяет усвоение  слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

     В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.

Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:

Отметка «5» ставится, если:

1) содержание работы полностью соответствует теме;

2) фактические ошибки отсутствуют;

3) содержание излагается последовательно;

4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4» ставится, если:

I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);

2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;

3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка «3» ставится, если:

1) в работе допущены существенные отклонения от темы;

2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;

5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если:

1) работа не соответствует теме;

2) допущено много фактических неточностей;

3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;

4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

5) нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка качества знаний и умений учащихся по русскому языку 10  класса проводится в форме:

  • плановых контрольных работ (согласно календарно-тематическому планированию);
  • срезовых контрольных работ, выявляющих степень усвоения учебного материала по одной теме или всему курсу;
  • диагностических контрольных работ;
  • тестов, помогающих изучить различные аспекты учебной деятельности;
  • зачетов;
  • экзаменов;
  • творческих работ;

Достижения учащихся 10 класса определяются:

  • по результатам контроля знаний,
  • по динамике успеваемости от первой четверти к окончанию года,
  • по результатам экзаменов.

Формы итогового контроля в 10  классе:

  • итоговая контрольная работа;
  • итоговый опрос (письменный или устный);   тестирование;
  • зачет.

Материалы итогового контроля для учащихся разрабатываются учителями  школы, обсуждаются на заседаниях методических объединений, методического совета, согласовываются с администрацией школ. В конце года итоговые контрольные работы проводятся по текстам, подобранным руководителями школьных методических объединений.

Раздел №1

Общая характеристика учебного предмета:

       Календарно-тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы      Н.Г. Гольцовой. Данная программа рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности, способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Преподавание ведется по учебнику: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2013 г.

Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 2 часа в неделю вместо 1 часа, предусмотренного программой Н.Г.Гольцовой.

Планирование составлено на основе

  • стандарта среднего (полного ) общего образования по русскому языку (базовый уровень)
  • примерной программы для среднего (полного)  общего образования по русскому языку (базовый уровень)  
  • образовательной программы МБОУ «Гашейская СОШ»
  •  сборника нормативных  документов «Русский язык» - М., «Дрофа»

Общие цели и задачи  ООО  с учетом специфики курса

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для средней  школы направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;
  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2004 г. в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
  • овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;
  • освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

.

Общая характеристика учебного процесса:

(основные технологии, методы, формы обучения):

       Технологии, используемые в учебном процессе:

1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.

2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.

3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.

4. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

5. Технологии системно-деятельностного подхода в учебном процессе.

Типы урока по образовательной цели:

1.урок усвоения новых знаний.

2.урок усвоения навыков и умений

3.урок применения ЗУН

4.урок обобщения и систематизации знаний

5. урок контроля

6. комбинированный урок.

Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу; фронтальный опрос;

- индивидуальный устный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи; уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Виды и формы контроля:  сочинения, изложения, тесты.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане:

Русский язык относится к разделу «Филология» изучается на всем протяжении обучения в средней школе.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе среднего общего образования в объёме 70 часов.


Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе

(2 часа в неделю, всего 70 часов)

Название раздела программы

№ урока

Тема урока.

К-во

часов

Элементы обязательного минимума

Домашнее задание

Дата

1.

Слово о русском языке.

1

Знать смысл понятий “современный русский литературный язык», «языковая норма!; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном, о  функциях  русского языка в школьном изучении.  Уметь извлекать необходимую информацию из источников, развернуто обосновывать собственные суждения,  строить   монологическое высказывание   в виде рассуждения.

упр. 2, с.  8.

Лексика. Фразеология.  

(6 час. +1 р/р)

2.

Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.

1

Повторить и обобщить знания о слове как центральной единице речи; уметь объяснять лексическое значение слов разными способами; углубить знания о многозначности слова

§  1-2, упр.4,

 с. 12.

3.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

1

Отработать навыки распознавания тропов в текстах, проводить анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

§  3, выписать примеры на каждый троп из худ. текста.

4.

Р/Р. Практическая работа. Лингвистический анализ  текста.

1

Наблюдение за использованием в художественных текстах специфических языковых средств: фонетических ( звукопись), словообразовательных (индивидуально-авторские неологизмы, повторы), лексических и фразеологических); использование средств выразительности художественной речи.

5.

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы  и их употребление. Работа со словарями.

1

Знать смысл понятий «контекстуальные синонимы и антонимы», познакомить с изобразительными возможностями  синонимов, антонимов, паронимов, омонимов;  уметь пользоваться разными видами словарей; повышать культуру речи учащихся.

§ 4 -7  , упр.18,

 с. 17.

6.

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Р/к Диалекты Бурятии

1

Рассмотреть, как соотносятся между собой разные пласты лексики в рамках национального языка с точки зрения ее происхождения и употребления

§  8-10, подготовить устн. сообщения слова (по выбору)

7.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

1

Знать о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении; уметь правильно употреблять в речи фразеологизмы в соответствии со значением и стилистическими свойствами.

§  11 , упр.44,

47, с. 30 -31.

8.

Контрольная работа № 1. Лексический анализ текста с решением тестовых задач.

1

Проверить сформированность у учащихся умений и навыков, связанных с разделом “Лексика и фразеология”.

Ознакомить с принципами и основными особенностями экзаменационного тестирования; отработать навыки выполнения заданий ЕГЭ по теме“Лексика и фразеология”

Вопросы и задания на с.32.

9.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями.

1

Владеть основными нормами ударения в современном русском языке, уметь работать с орфоэпическим словарем, оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

  упр.50-51,

 с.40.

 

Морфемика и словообразование. Состав слова (5 час.)

10.

Состав слова. Система морфем русского языка.

Контрольный словарный диктант № 1.

1

Изучить стилистические ресурсы морфемики: синонимичные и омонимичные морфемы; владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре.

§ 15 , упр.59, с. 45 .

11.

Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования.

2

Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова;  определять способы словообразования разных частей речи, ; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования.

§ 16 , упр. 72, с.52

12.

§  16,

упр.79, с. 55.

13.

Словообразовательный разбор слова. Формообразование

1

 

Уметь проводить словообразовательный разбор и  пользоваться разными видами морфемных и  словообразовательных  словарей,  различать словообразование и формообразование; использовать в собственной речевой практике стилистические возможности частей слова.

§  17,

упр. 84., с. 57

14.

Контрольный  диктант № 1.

1

Проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся.

 

Орфография.

(12 час. + 4 р/р)

15.

Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Познакомить с основными принципами русской орфографии; отработать навыки правописания безударной гласной в корне слова, условий ее выбора.

§  18-19,

упр.94, с. 64.

16.

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

2

Уметь применять в практике письма нормы правописания чередующихся безударных гласных

§ 20, упр.105,с. 70

17.

 упр.107, с. 71.

18.

Употребление гласных после шипящих и Ц.

1

Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность.

§ 21-22 ,

упр.116, с.77 .

19.

Правописание звонких, глухих и двойных согласных.

1

Отработать знания о слабых позициях согласных

§ 23-25,

упр137., с.86.

20.

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

Знать основные принципы написания  гласных  и

 согласных    в  приставках,  различать   приставки  пре-при-на семантической основе, обнаруживать орфограммы  приставках   слов, группировать   слова   по   видам орфограмм, использовать орфографический  словарь  с  целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов.

§ 26, упр. 138,

с. 87.

   21.

Правописание приставок пре-при-

1

§ 27 , упр.144-145, с.91 .

  22.

Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь.

1

§ 28-29 , упр.148, с.93 .

23.

Готовимся к ЕГЭ.

Практическая работа. Обобщающий тренинг по орфографии.  

1

Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания; уметь применять полученные знания на практике.

повт. §  15-29

24.

Контрольный словарный диктант № 2.

Употребление прописных букв.

Р/к. Топонимы Мухоршибирского  района

Правила переноса.

1

Отработать навыки правописания орфограммы «Прописная буква», условий ее выбора.

§ 30-31,

 упр.163, с. 103.

25.

Контрольный  диктант № 2.

1

Проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся; владеть практическими навыками материала.

26.

Р/Р. Текст как речевое произведение.

1

Соблюдение требований к построению текста: соответствие теме ,четкое выражение и логическое развитие основной мысли, строгая последовательность в изложении фактов, использование языковых средств связи предложений.

27.

Р/Р. Смысловая и композиционная целостность текста.

1

§  , упр., с. .

28.

Р/Р. Р/к. Анализ синтаксических структур художественного текста

(на примере произведений бурятских авторов)

1

§  , упр., с. .

29.

Готовимся к ЕГЭ.

Р/Р. Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста. Средства связи предложений в тексте.

1

Знать основные средства связи предложений в тексте: местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты и т.д.; закрепить полученные знания на практике.

§  , упр., с. .

30.

Резервный урок.

1

31.

Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы.

1

Повторение  лексико-грамматической категории « имя существительное»; распознавание существительного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли.

§ 32-33 , упр.174, с.115.

32.

Гласные в суффиксах имен существительных.

1

Повторить способы образования существительных при помощи суффиксов и правописание типичных суффиксов существительных.

§ 34,

упр.185, 190,

с. 120-121.

Морфология

(33 + 5 р/р)

 

33.

Р/Р. Текстоведческий анализ

1

Знать основные признаки текста, типы речи;

уметь анализировать текст, определяя его типовую принадлежность, создавать тексты различных типов речи, работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи.

 упр.197, с. 125.

34 -35

Имя прилагательное как часть речи.

2

Распознавание прилагательного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли; различение постоянных и непостоянных признаков прилагательного.

§  36, упр.204,

 с.131 .

36-37

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

2

Знать особенности правописания Ни НН в суффиксах имён прилагательных, морфологические нормы употребления прилагательных;  уметь применять полученные знания на практике, выполнять тестовые задания

§ 39, упр.214 (2), с.137 .

38.

Правописание сложных имен прилагательных и существительных.

1

Знать особенности правописания сложных имён прилагательных и существительных.; расширить словарный запас учащихся, активизировать употребление сложных слов в их речи; закрепить навыки работы с лингвистическими словарями.

§ 35, 40,

 упр.219, с. 141.

39.

Готовимся к ЕГЭ.

Практическая работа по теме «Имя существительное и имя прилагательное».

1

Повторить и обобщить изученное по теме «Имя существительное и имя прилагательное»; закрепить навыки работы с экзаменационными тестами.

40.

Имя числительное как часть речи. Правописание имен числительных.

1

Распознавание числительного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли; закрепить навыки склонения и правописания количественных и порядковых числительных.

§  41-43,

упр.223, с.148.

41.

Р/Р Употребление в речи имен числительных.

1

Наблюдение за употреблением числительных в речи; употребление числительных в соответствии с основными лексическими и грамматическими нормами.

§ 44 ,

упр.230, с. 151.

42 -43.

Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.

2

Распознавание числительного на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли. Знать особенности правописания местоимений, морфологические нормы употребления местоимений

§ 45-46,

упр.231, с. 153.

44-45.

Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола.

2

Повторить основные лексико-грамматические разряды глагола; знать правила написания суффиксов и личных окончаний глагола; уметь определять спряжение глаголов пот суффиксам.

§ 47-48,

 упр.253, с.167.

упр.258, с.169.

46.

Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий.

1

Уметь распознавать причастия на основе структурно-семантического и грамматического анализа; знать правила правописания суффиксов причастий; уметь аргументировать выбор суффикса причастия в зависимости от спряжения глагола.

§ 49-50, упр.260, 262, с. 172.

47-48.

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Контрольный словарный диктант № 3.

2

Систематизировать и обобщить правила правописания Н и нН  в  суффиксах прилагательных и причастий; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

§ 51 ,

 упр.269, с. 176.

49.

Р/Р Сочинение – рассуждение о книге.

1

Обобщить  и расширить  сведения о рассуждении как типе речи; создать  условия  для расширения знаний о рассуждении как типе речи, развития речи и творчества, логического и образного мышления, нравственного воспитания.

 упр.271, с.177 .

  50.

Деепричастие как глагольная форма.

1

Уметь распознавать причастия на основе структурно-семантического и грамматического анализа, определять глагольные признаки у деепричастий,; уметь проводить аргументированный анализ отличий деепричастия от слов других частей речи.

§  52,

упр. 275., с.180.

51.

Готовимся к ЕГЭ.

Практическая работа по теме «Глагол и глагольные формы»

1

Проверить сформированность у учащихся орфографических умений и навыков, связанных с разделом «Глагол и глагольные формы»; закрепить навыки работы с экзаменационными тестами.

52.

Наречие как часть речи. Слитное и раздельное написание наречий.

1

Закрепить знания  учащихся о некоторых закономерностях слитного и раздельного правописания наречий; формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; формировать  мотивацию  на активное  творческое усвоение учебного материала.

§ 54,

упр.286, с.188.

53.

Дефисное написание наречий.

1

Отработка навыка поиска закономерностей дефисного написания наречий; развивать внимание и наблюдательность, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память.

упр.288, с.189.

54.

Слова категории состояния.

1

Формировать умение  различать наречия,  слова категории состояния, краткие формы прилагательных среднего рода; повторить условия выбора орфограммы «Правописание Н и НН в наречиях на о (-е) и кратких прилагательных».

§ 55,

упр.291, с.192.

55.

Служебные части речи. Предлог.

1

Усвоить специфику служебных частей речи; совершенствовать умение видеть служебные части речи в предложении, определять их роль; совершенствовать навыки анализа роли предлога в словосочетании и предложении;  учить определять  роль предлога в предложении и тексте.

§ 56,

упр. 297, с.195.

56 -57.

Контрольный словарный диктант № 4

Правописание производных предлогов.

2

Повторить разряды предлогов по происхождению,  написание производных предлогов; совершенствовать навык правописания производных предлогов, различения производных предлогов и других частей речи; повторить особенности официально-делового   стиля речи; умение решать поставленные задачи и делать выводы.

§ 57,

упр.301, с.197.

58- 59.

Союз как служебная часть речи. Правописание союзов.

2

Закрепить понятие о сочинительных  и подчинительных союзах; сформировать навык слитного написания  союзов в отличие от созвучных сочетаний слов.

§ 58 - 59,

упр.306, с201..

60.

Частицы. Правописание частиц.

1

Освоить семантику частиц, их функции в языке и речи, совершенствовать умение доказывать принадлежность слова к частицам; закрепить знания о том, какие частицы пишутся раздельно, какие – через дефис; тренироваться в различении омонимичных частиц и морфем;

§  60 - 61,

упр.308, с.204.

61.

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

1

Повторить правописание НЕ – НИ с разными частями речи и в составе предложения;  закрепить орфографические умения и навыки.

§ 62

упр.314, с.209.

62-

63.

Правописание частицы НЕ с разными частями речи.

2

Систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи, совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

§ 63,

 упр.318, с.210.

64.

Контрольная работа № 2.

1

Проверить сформированность у учащихся орфографических умений и навыков, связанных с разделом «Морфология»; закрепить навыки работы с экзаменационными тестами.

65.

Анализ итоговой контрольной работы.

1

Проанализировать ошибки, допущенные  в контрольной работе, составить индивидуальный план коррекции грамотности на следующий учебный год.

упр. 321. стр. 214

66.

Р/Р Культура речи.

1

Повторить основные понятия школьного курса русского языка; систематизировать понятия, связанные с культурой речи, усвоением речевых норм в процессе изучения морфологических тем.

67.

Р/Р Р/к Текстоведческий анализ на примере произведений бурятских авторов

1

Знать основные признаки текста, типы речи.

Уметь анализировать текст, определяя его типовую принадлежность, создавать тексты различных типов речи, работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи.

68.

Итоговый урок

1

69-70

Резерв

2

                 

Раздел №3.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  Учебно-методический комплект учащихся:

  1. Учебник Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2013 г.
  2.   Литература для учителя:

Основной:

1. Федеральный компонент государственного стандарта. Дрофа.

 2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10 класс.- М.:, Просвещение.

3. Основной учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2013 г.

        

Мультимедийные средства обучения

  1. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 10-11  класс.

Список литературы для учителя (дополнительный).

  1. Н.Н.Будникова, Н.И. Дмитриева, Т.Г. Холявина. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 класс.- М.: «Вако», 2012
  2. Е.В.Селезнёва. Тесты по русскому языку. 10 класс. – М.: «Экзамен», 2015.
  3. Солодовникова Л. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 10 класс – М.: «Экзамен», 2011.
  4. Русский язык. 5-11 классы:диктанты/ сост.Г.П.Попова.- Волгоград:Учитель, 2012.
  1. Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки 8 класс: пособие для учителей образовательных учреждений/Л. А. Тростенцова, А.И. Запорожец.-М.:Просвещение, 2014.

Образовательные электронные ресурсы  

http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ - газета «Первое сентября»

http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 классы

 http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

 http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

 http://www.openclass.ru/

 

                                                                     Раздел №4.                                                 Приложение №1

Приложения к программе.

  1. Включение национально – регионального компонента в содержание обучения на уроках русского языка

          Использование краеведческих материалов на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Учителя подбирают для работы на уроках русского языка не только красивые словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру края. Но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику края: слова и фразеологизмы, историческую ономастику, топонимику местности, живую речь и фольклор народов, проживающих в данном крае, языковые особенности произведений местных поэтов и писателей.

          Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного образования. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.

          Цель: приобщение учащихся к культуре бурятского народа через введение на уроках работы с фольклорными текстами, текстами произведений широко известных бурятских писателей, а также писателей Бурятии; формирование у школьников чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям народов, проживающих на территории  Бурятии.

        Основополагающими являются задачи:

Развить художественный вкус школьников через анализ текстов;

Вызвать интерес учащихся к произведениям УНТ, национально – региональной литературы, в которых отражены философия, нравственные качества народов;

Помочь учащимся усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета.

Введение национально – регионального компонента в программу русского языка предполагает:

Анализ текстов, приемы в сопоставлении. Сравнения, выявления жанровых особенностей произведений бурятской литературы, фольклора.

Использование бурятского фольклора при письме по памяти, орфографических пятиминутках;

Использование стихотворений бурятских поэтов;

Комментированное письмо, зрительно - слуховой диктант, творческий диктант;

Составление предложений о природе Бурятии, о Байкале, о животных Баргузинского заповедника;

Нахождение слов с изучаемыми орфограммами в текстах бурятских писателей;

Описание проведения праздника Сагаалган в классе (на основе личного опыта и наблюдения).

Предполагается тесная связь с литературой, с внеклассной, внеурочной работой, использование смежных видов искусства: ИЗО, музыки, народно - прикладного искусства.

Использование стихотворений бурятских поэтов;

Комментированное письмо, зрительно - слуховой диктант, творческий диктант;

Составление предложений о природе Бурятии, о Байкале, о животных Баргузинского заповедника;

Нахождение слов с изучаемыми орфограммами в текстах бурятских писателей;

Описание проведения праздника Сагаалган в классе (на основе личного опыта и наблюдения).

Предполагается тесная связь с литературой, с внеклассной, внеурочной работой, использование смежных видов искусства: ИЗО, музыки, народно - прикладного искусства.

Проблема приобщения школьников к национальным традициям культуре, литературе народностей, проживающих в регионе, имеет особое значение в современных условиях формирования нравственных качеств личности.  

Исходя из положений, что Республика Бурятия в течение многих веков являлась той точкой, где столкнулись и смешались два потока мировой истории – восточной и западной, и из того, что, по словам отечественного философа А.С. Панина, «в современных условиях малые города и регионы выступают как центры культуры, сохраняющие культурную самобытность, исторические традиции, традиционный уклад жизни, ценности и установки», разумное включение национально-регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное – актуальным.  

В Концепции национально–регионального образования Республики Бурятия записано, что НРК способствует:
а) формированию личности, открытой разным культурам, знающей и понимающей ценности каждой из них, подготовленной к самостоятельному обоснованию собственной принадлежности к определенной этнической культуре на основе убеждения в равноценности культур и языков как одного из компонентов культуры;
б) содействует формированию деятельностной структуры личности (познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической, физической), личности, способной стать автономным субъектом своих действий, основанных на моральном выборе, приспособленной к жизни в XXI столетии, осознающей себя одновременно как гражданином Бурятии, так России и Мира;
в) расширению, углублению, конкретизации знаний, предусмотренных федеральным компонентом.

Составляющие содержания национально-регионального компонента курса русского языка:

  • во-первых, включают словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края,
  • во-вторых, языковой материал: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.,
  • в–третьих, литературоведческий материал, состоящий из произведений национальных писателей.  

Отобранные мною тексты, и составленные задания к ним по разделам русского языка на этнокультурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений бурятских писателей, позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника. Данные тексты можно использовать практически на каждом уроке русского языка, так как они не нарушают структуру урока, а, наоборот, способствуют заинтересованному и вдумчивому освоению содержания текста и лингвистических знаний. Таким образом, национально-региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. Рассмотрим предлагаемые тексты, направленные на формирования языковой компетенции, при изучении некоторых разделов русского языка.

Республика находится в центральной части Азиатского материка, граничит с Иркутской и Читинской областями, республикой Тува и Монголией; ее омывает Байкал ( одно из самых величайших озер мира. Наш народ живет на берегах великой святыни ( озера Байкал, он связан глубокими корнями со своим богатым историческим прошлым, с прекрасной чистой природой и с надеждой смотрит в будущее. На территории Бурятии каждый этнос имел свои типы жилища: эвенки жили в чумах из оленьих шкур или бересты, буряты ( в деревянных многоугольных или войлочных юртах; русские ( в деревянных домах, рубленных из круглых бревен.

Восточно-Сибирский университет принимает участие в реализации международных программ по устойчивому развитию Байкальского региона, ученые ведут исследования по охране окружающей среды Прибайкалья. Особую гордость представляют знаменитые курорты, многие из которых появились еще в XVII(XVIII веках, они расположены в основном у горячих источников и лечебных грязей, которыми так богата бурятская земля.

Задания:

1. Перепишите. Расставьте знаки препинания, охарактеризуйте каждое предложение, подчеркните грамматические основы предложений. Замените предложения синонимичными так, чтобы вместо каждого данного предложения получилось:

а) сложноподчиненное,

б) сложносочиненное.

Изменяйте порядок следования простых предложений.

Объясните этимологию одного из имен собственных.

Объясните правописание слова "территория".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....