Технологическая карта урока.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема урока: Капризные приставки (Буквы З и С на конце приставок. )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-ouno123_zhiltsova_n.a._tehkarta_uroka_-_kopiya.docx | 77.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Урок: русский язык
Тема урока: Капризные приставки (Буквы З и С на конце приставок. )
Дата проведения урока:
Класс: 5
ОУ: ГБОУ школа №123 Санкт-Петербург
Учитель-предметник: Жильцова Н.А.
УМК: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений ./М.М. Разумовская, С.И .Львова, В.И .Капинос и др. – М.: Дрофа, 2015.
Цели для ученика Обучающие:
Развивающие: развитие критического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса. Воспитывающие: воспитание уважительного отношения к другим, положительного отношения к знаниям. | Цели для учителя Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Тип урока урок усвоения новых знаний | Форма урока урок-практикум с элементами технологии развития критического мышления |
Опорные понятия, термины приставка звонкие и глухие согласные морфемы беглые гласные лексическое значение слова | Новые понятия Буквы з- с на конце приставок |
Формы контроля: Фронтальный опрос тест | Домашнее задание свое 2. §44, составить словарный диктант по изученному материалу (15 словосочетаний). |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Организационный этап 1 минута | -Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, надеюсь, что у всех хорошее настроение, вы готовы потрудиться , а я желаю вам удачи! . | Подготовка класса к уроку. Приветствуют учителя, настраиваются на работу, записывают число. | Фронтальная форма. Словесно-наглядный метод. Самопроверка. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, саморегуляция. Коммуникативные: сотрудничество с учителем. | Включение учащихся в деловой ритм. |
II. Мотивация учебной деятельности
2 минуты | Игра с приставками. -Представьте, что вы сидите перед телевизором. .Взяли пульты? -Я скажу:» В». Что вы сделаете? -Включим телевизор. -А я скажу: » Пере»? -Переключим на другую программу. -А если я скажу: «Вы»? - Значит, выключим телевизор. Вы сидите на стульях на расстоянии друг от друга. Я говорю: «Подо». -Мы пододвинемся. -А если «Ото?» -Тогда мы отодвинемся. Какой вывод можно сделать из этой игры? Каждая приставка имеет свой смысл и свои секреты написания. Хотите узнать секреты еще одной группы приставок, кстати, очень капризных? Эти приставки оканчиваются на букву З или С. Прочитайте ключевые слова урока: приставка, орфограмма-буква, глухой согласный, звонкий согласный. На основе ключевых слов спрогнозируйте цель урока: узнать новое правило о правописании приставок, научиться писать слова с новой орфограммой в приставке. | Ученики под руководством учителя начинают формулировать проблему: есть приставки, правило написания которых пока неизвестно. Участвуют в беседе, вступают в диалог, высказывают своё мнение, приводят аргументы | Фронтальная форма. Словесно-наглядный метод. Игровой приём. | Регулятивные: прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся; активизация мыслительной деятельности учащихся. |
III. Актуализация знаний. Постановка целей и задач 8 минут | Давайте вспомним Прочитайте ключевые слова урока: приставка, орфограмма-буква, глухой согласный, звонкий согласный) (Приложение 1)
Что необычного заметили в написании приставок? (Создаёт проблемную ситуацию.) Почему эти слова так пишутся? Что нам предстоит узнать сегодня? Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. | Работают в парах Дети читают первое задание, уточняют, какие согласные звонкие, какие – глухие. Называют в словах звонкие и глухие согласные, обращают внимание на пары звонких и глухих согласных. Выделяют приставки, которые пишутся всегда одинаково. Обращают внимание на то, что на конце приставок встречаются буквы З и С. Это противоречит правилу написания приставок, которое дети знают. Дети затрудняются ответить.. Формулируют тему и задачи урока.. | Групповая и индивидуальная форма. Практический метод. Распределительное письмо . | Личностные: самопроверка, оценивание. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания. | Повторение правописания приставок первой группы. |
IV. Первичное усвоение новых знаний 6 минут | Попробуем сделать маленькое открытие. Прочитайте слова. (Приложение 2) -Сравните слова первого и второго столбика. -Подумайте, почему приставки оканчиваются разными согласными? -Сделайте вывод и сравните с правилом в учебнике. -Назовите основное условие выбора букв на З или С на конце приставок. Учитель сообщает детям, что они сделали маленькое открытие, но очень важное. А для этого был нужен определенный багаж теоретических знаний. Какие знания приблизили вас сегодня к открытию? Что было трудным? Что удалось? Как бы вы оценили работу группы и собственную? Составьте алгоритм рассуждения. (Приложение 3) | Работа в группах Учащиеся проводят наблюдения и делают вывод, что перед звонкими согласным и гласными пишется з, а перед глухими –с. Учащиеся читают правило в учебнике и сопоставляют свои выводы с правилом. . Дети составляют алгоритм изученного правила. 1. Найти приставку. 2. Посмотреть, с какого согласного начинается корень. 3. Перед звонкими согласными и гласными –З, перед глухими-С | Фронтальная, групповая и индивидуальная формы. Исследовательский метод. Составление графической схемы правила. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания. | Восприятие, осознание и первичное запоминание нового правила. |
V. Первичная проверка понимания 4 минуты | Проверим себя! Выполняют упражнение 352. (Приложение 4) | Работа с учебником. Ученики выполняют самостоятельную работу (с учетом собственных знаний о правописании приставок), вставляя пропущенные буквы и выделяя приставку. Проверяют самостоятельную работу, сверяя с доской. Оценивают свою работу. | Фронтальная форма. Словесно-исследовательский метод. Решение орфографической задачи. | Регулятивные: саморегуляция , контроль, оценка Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и со сверстниками. | Отработка умения рассуждать по алгоритму при применении нового правила. |
VI. Предметная пауза 2 минуты | Объясняет задание, следит за правильностью его выполнения. (Приложение 5) | Выполняют задания, объясняют свои ошибки. | Фронтальная форма. Здоровьесберегающая технология. Игровой приём. | Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и со сверстниками. | Психоэмоциональ-ная разгрузка учащихся. |
VII. Первичное закрепление
6 минут | Чем отличается написание приставок в парах слов? Раздать-сдать Разжечь-сжечь Разбить-сбить Выполним упражнение 355. (Приложение 6) . | Ученики указывают, что приставка С- является неизменяемой и пишется всегда одинаково . Работа с учебником. Выполняют упражнения 355 (по образцу) Взаимопроверка (ответы на экране). | Фронтальная форма. Практический, исследовательский методы. Решение орфографической задачи. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, структурирование знаний. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, разрешение конфликтов, владение монологической и диалогической формами речи. | Отработка умения различать приставки на З- С. |
2) Самостоятельная практическая работа с последующей самопроверкой
10 минут | -Продолжим нашу работу. На карточках вам предложены три вида заданий. Прочитайте их внимательно и самостоятельно сделайте выбор: какое задание будете выполнять. Не забудьте обозначить орфограмму. (Приложение 7) | Выполняют разноуровневые задания, производят самопроверку. | Индивидуальная форма. Практический метод. Решение орфографических задач, творческая работа. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, владение монологической и диалогической формами речи. | Отработка умения правильно писать буквы З-С на конце приставок. |
3) Проверочная работа с последующей взаимопроверкой 3 минуты | Выполняют тест. (Приложение 8) | Выполняют задание учителя , производят взаимопроверку.. | Фронтальная форма. Практический метод. Самостоятельная работа. | Личностные: оценивание. Регулятивные: контроль, оценка. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками. | Самопроверка усвоения темы, коррекция. |
VIII. Домашнее задание 2 минуты | Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание в дневник. | Фронтальная форма. Словесный метод. Слово учителя. | Регулятивные: саморегуляция, планирование. | Понимание учащимися содержания работы и способов её выполнения. |
VII. Рефлексивно-оценочный этап 3 минуты | -Что нового и важного вы узнали сегодня на уроке? -Удалось ли вам достичь поставленных целей? -Что было самым интересным? Самым трудным? Понравилось ли вам на уроке? Поднимите цветные карточки-смайлики. | Ученики отвечают на вопросы, высказывая свое мнение. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке( показывают смайлики). | Индивидуальная форма. Творческий метод. Приём «Акрослово». | Личностные: смыслообразование. Познавательные: рефлексия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Самооценка результатов учебной деятельности. |
Приложение 1
Задание
Давайте вспомним.
- Назовите гласные и согласные в словах (морозы, бочка, избушка, вода).
- Выделите в словах приставки, объясните написание приставок.
(оборвать. обсудить, подтягивать , надстроить , добраться , поехать, отбежать)
- Запишите слова и выделите приставки.
(изрезать, испугать, бесплатно, безрадостно, распилить , разрезать)
.Приложение 2
Задание (работа по группам)
Прочитайте слова:
Изрезать испугать
Возложить воспеть
Разбег рассказ
Безоблачный бесплатный
Сравните слова первого и второго столбика. Подумайте, почему приставки оканчиваются разными согласными?
.
(Песенка приставок. ) Живут на свете, людям помогая
Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Глухие звуки-это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Приложение 3.
Задание
1.Работа с алгоритмом.
Перед вами алгоритм рассуждения. Расставьте его шаги в нужном порядке.
1. Выдели в слове приставку.
2.Посмотри на букву согласного звука после приставки.
3.Если оканчивается на глухой согласный-С.
4.Если оканчивается на звонкий согласный-З.
Проверим себя?
Вставьте пропущенные буквы, графически выделите условия выбора орфограммы.
и…полнить и…дать
бе…порядок бе…брежный.
Приложение 4.
Упражнение 352.
Образуйте новые слова от данных, употребляя приставки на з-с.
Образец записи: порядок-распорядок, дрогнуть-вздрогнуть. Обозначить изученную орфограмму.
Водить, хвалить, ценный , грабить, кинуть, ходить, полезный ,варить, гонять, бедный.
Приложение 5.
Предметная пауза.
Задание
Каждому слову соответствует определенное движение.
Движения:
Слова с приставкой на –С - ножками потопали.
Слова с приставкой на –З - ручками похлопали.
Без приставки в словах ( в этих словах з входит в корень)- поднять руки вверх .
Слова: бескрайний ,безвкусный, исцарапать ,бесхарактерный ,здание ,здоровье, расписаться, здесь , истратить ,бесплатный.
Приложение 6.
Упражнение355
.
Запишите слова с приставками на З-С в две колонки, обозначьте изучаемую орфограмму.
Бе…шумный,бе…численный,(с,з)давать,ра…чертить,ра…щедриться,бе…чувственный,ра…шевелить,(с,з)имать,ра…жимать,бе…жизненный,ра…щелина.
Приложение 7.
Самостоятельная работа
Задание .
1.Выпишите из текста слова с приставкой , оканчивающейся на-З-С .
Обозначьте графически орфограмму.
Друзья , мы бездумно пользуемся бесценным богатством земли-лесом .
Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зеленого друга!
2.От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные, включив их в состав словосочетаний.
Обозначьте графически орфограмму.
Без заботы-
Без края-
Без цели-
3.Найдите в словах приставки, оканчивающиеся на З-С.
Обозначьте графически орфограмму.
Неисчерпаемый, происшествие, водоразборный.
Приложение 8.
Задание
Решить тест.
Тест по теме « Буквы З - С на конце приставок»
.
- В каком слове пропущена буква З?
1 . и ….бавиться
2. .и…справить
3 … .ведения
4 .в…крикнуть
2 . В каком слове пропущена буква С ?
1. ра…давить
2 .ра…пилить
3.ра…бить
4.ра…винтить
3.В каком слове пропущена буква З?
1.ра…жечь
2.в…крик
3.ра…чистить
4.в…хлипнуть
4.В каком слове пропущена буква С?
1.ра…грести
2.ра…делать
3.и…зябнуть
4.ра…таять
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...