Изучение темы "Синонимы" в 5 классе (в помощь учителю русского языка).
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
1) Научить работать с ключевыми словами: синонимы, синонимический ряд
2) Научить разграничивать синонимы по экспрессивной окрашенности, определять их роль в тексте.
3) Формировать умение находить синонимы в тексте, заменять другими словами, строить синонимические ряды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_sinonimy.docx | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Тема: «Синонимы».
Тип урока: открытие новых знаний
Класс: 5
Формы работы учащихся:
-фронтальная беседа;
-индивидуальная работа;
-наглядно-образные;
-словесные;
-частично-поисковая работа;
- работа в группах с взаимопроверкой;
-контроль
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, словари синонимов З.А.Александровой.
Оформление доски: тема, эпиграф
Цели и задачи:
Основная цель урока - организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению знаний по теме «Синонимы».
Образовательные цели:
Создать условия для изучения учащимися учебного материала по теме «Синонимы».
Задачи:
1) Научить работать с ключевыми словами: синонимы, синонимический ряд
2) Научить разграничивать синонимы по экспрессивной окрашенности, определять их роль в тексте.
3) Формировать умение находить синонимы в тексте, заменять другими словами, строить синонимические ряды.
Развивающие цели:
Создать условия для самостоятельной деятельности учащихся (задания поискового характера, анализ лингвистического материала, лингвистический эксперимент).
Формировать умение анализировать и оценивать языковые явления и факты, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Развивать коммуникативную и лингвистическую компетентности средством организации групповой работы.
Задачи:
1) Формировать умение работать с толковым словарем и словарем синонимов.
2) Научить оценивать деятельность учащихся.
3) Развивать умения и навыки работы с текстами (в том числе художественной литературы).
Воспитательные цели:
Научить детей сотрудничеству через организацию групповой работы.
Задачи:
1) Научить уважать другую точку зрения, быть толерантным.
2) Воспитывать бережное отношение к слову.
3) Воспитывать умение взаимодействовать в команде.
Ход урока
1. Орг.момент
Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, гостям и подарите улыбку мне. Улыбка располагает к приятному общению.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
«Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим,» - говорил древнегреческий философ Сократ.
Любознательный - склонный к приобретению новых знаний. (Из «Словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова)
Как вы понимаете его высказывание?
- Если ты будешь стремиться приобрести новые знания, ты их непременно обретёшь. Чем больше будут твои стремления, тем больше будут твои знания.
- Какое отношение имеет фраза Сократа к нашему уроку? (на уроке нам откроются какие-то новые знания).
2.Проверка домашнего задания. 5 мин
Актуализация знаний
- Давайте вспомним основные понятия, которые изучали на прошлых уроках. Для этого я предлагаю вам заполнить карточку, где вы покажете своё знание терминов по изучаемой теме и умение подбирать примеры. Вам предстоит вспомнить
- Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?
- Какие лексические понятия вам известны?
- Подкрепите свое знание примерами.
Раб учеников-------------------------------------------------------------------------------
друг другу баллы (каждый правильный ответ-балл)
Для этого я выбрала себе помощников на каждом ряду( секретарь).Они помогут систематизировать результаты, озвучить их, и мы тут же будем знать о подготовке каждого из вас к сегодняшнему уроку.
А теперь взгляните, как должна выглядеть ваша карточка.
3. Подготовка к изучению новой темы. 3 мин
Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова Н.В. Гоголя: Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок. Все зернисто, крупно, как сам жемчуг… И подтверждением тому является работа, выполненная вами дома как подготовка к изучению новой темы:
Работа со словом «добрый».
Слово учителя: Это слово часто упоминается в произведениях устного народного творчества. Стоит вспомнить русские пословицы, поговорки, фразеологизмы с этим словом.
Доброе братство лучше богатства.
Доброе дело без награды не останется!
Доброе дело два века живёт.
Люди добрые!
Добрый молодец.
Всего доброго!
В добрый день! Доброе утро! Добрый вечер!
Вопрос учащимся:
- Можно ли на основании сложенных народом пословиц, поговорок, фразеологизмов сделать вывод, что доброта и даже добродушие – одна из черт русского народа?
(Да, не случайно русский народ в старину называли народом – добрыней, подчёркивая этим словом не только его богатырскую силу, но и доброту, добродушие. Добрыня Никитич – богатырь, герой русских былин).
Работа с таблицей.
Вашим заданием было: заменить слово «добрый» близким по значению, стараясь не повторяться. Сдайте с последней парты на первую свои работы, я их проверю и выставлю оценки к следующему уроку.
Проверка самостоятельной работы ( смотрите презентацию).
1 .Добрый конь | надежный | 1 |
2. Оставить по себе добрую память | долгую | 1 |
3.Помогите, люди добрые | хорошие | 1 |
4. Осталось добрых пять километров | целых | 1 |
5. Не позорь моё доброе имя | честное | 1 |
6. Наши добрые друзья | верные | 1 |
7. Пожелать доброго здоровья | крепкого | 1 |
8. Будьте добры, позвоните позже | пожалуйста | 1 |
9. По доброй воле | своей | 1 |
10. Пожелание доброго пути | счастливого | 1 |
11.Добрый совет | полезный | 1 |
Вывод:
- Слово «добрый» однозначное или многозначное? Многозначное, у него 11 значений.
- Почему мы с давних пор и до настоящего времени очень часто употребляем это слово в своей речи?
(Это слово характеризует те явления и факты, которые имеют положительную оценку).
Слова «добрый-надежный, добрый-полезный, добрые –верные» какими они между собой являются? Близкими по значению. Именно такие слова называются синонимами.
4. Новая тема.
Откройте тетради, запишите дату, 19 декабря. Ниже - классная работа. Тема сегодняшнего урока «Синонимы»
1) Сегодня мы отправимся на виртуальную экскурсию в картинную галерею Внимание, на доску!
(Звучит музыка, на её фоне картины с изображением природы)
- Скажите, ребята, какие чувства вызывают у вас эти картины?
- Найдите в конверте слова, с помощью которых вы могли бы ответить на этот вопрос. И расположите их в ряд.
- Восхищение, радость, восторг, ликование
- Что сделали художники, чтобы мы ощутили эти чувства?
- Нарисовали, изобразили, описали.
- Как нужно смотреть на картину, чтобы ощутить эти чувства?
- Внимательно, вдумчиво, чутко.
- Что объединяет слова каждой строки? (значение)
Определите часть речи слов в каждой строке.
-Какой вывод мы сделаем? Синонимы имеют одно и то же лексическое значение, принадлежат к одной части речи.
2) Работа с учебником: чтение стр.162
3)Упр 361.Выпишите ряды синонимов, через тире написав название части речи. По цепочке комментированное письмо.
4) Работа на интерактивной доске
1.Избушка там на кур..их но..ках ст..ит (без)окон (без)дверей.
Объясните постановку знаков препинания в этом предложении.
Проверка. Предложение (по структуре) простое, осложненное.
Что такое «избушка»?
5) Некоторые ребята сегодня выполнили индивидуальную работу:
Пользуясь словарем синонимов, …приготовила вам презентацию
Её задачей было подобрать синонимы к слову «избушка»
(дом, здание, изба, хижина, хибара, лачуга, курень, вилла, коттедж).Вот сколько близких по значению слов можно подобрать к нашему слову. Но взгляните на предложения, которые она вам подобрала. Согласны ли вы с таким сочетанием слов в предложении, везде ли уместны наши синонимы.
Записать в исправленном варианте.
Покосившаяся вилла ютилась в конце переулка.
Его семья проживала в роскошной лачуге на берегу океана.
Соломенные коттеджи, построенные на пляже, смыло в море.
Все эти слова близки по значению ( «постройка»), но отличаются оттенками значения и употреблением
в речи.
Дом- общеупотребительное (является стилитически нейтральным синонимом для
остальных слов),
Хижина- устаревшее слово,
Коттедж, вилла- заимствованные, пришедшие из другого языка.
Вывод (у синонимов есть стилистическая принадлежность
6) В этом нам помогают разобраться словари синонимов.
--- Сообщение о словарях синонимов (изображения словарей и словарной статьи)
7) Упр. 365 у доски. (Прокушенков)
8) Слова, которые мы объединили в группы, будут называться синонимическими рядами.
Еще одна презентация.
… подобрала слова-синонимы по цвету, и снова нам предстоит открыть нечто новое:
Запишите эти слова: красный, багровый, багряный, алый, огненный, рубиновый, коралловый, пунцовый, малиновый, вишневый, кумачовый.
В синонимическом ряду обычно выделяется ведущее слово – доминанта, являющееся носителем главного значения.
- По-вашему, какое в этом ряду слово-доминанта?( красный)
Дополните синонимические ряды прилагательных, определив основной цвет, доминанту, каждого ряда.
Проверив себя ,поставьте себе количество баллов. Мои помощники занесут количество баллов в
оценочный лист.
7) Группа синонимов- это синонимический ряд. Взгляните на эти изображения. Перед
вами наглядно представлены предметы в порядке увеличения признака.
Этот прием называется градацией. (группа синонимов одной и той же части речи, где
каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного).
В ваших конвертах задание. Поставьте над синонимами цифры в порядке усиления действия:
1. Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.
2. Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.
1. Бояться, опасаться, трусить, робеть, трепетать.
2. Изумительный, хороший, превосходный, прекрасный.
8) Замените повторяющийся глагол подняться подходящими по смыслу синонимами.
- У больного пропал аппетит, поднялась температура.
Когда он стал принимать лекарство, ему стало лучше: у него поднялось настроение. Скоро ему можно будет подняться с постели.
2. Было тихое морозное утро. Солнце поднялось над горизонтом. Вчера вечером поднялся сильный ветер, а к утру он стих.
К какому выводу пришли?
5. Вывод:
Сейчас подведём итог нашей работы.
-Синонимы-слова , разные по написанию и близкие по значению.
-Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее.
-Синонимы- помогают избегать повторения одних и тех же слов .
-Синонимы отличаются употреблением в разных стилях речи.
Мои секретари помогут мне заполнить лист оценки вашей работ, я и выставлю оценки за урок.
Ф.И. | 1 | 2 | 3 | 4 | Активность | Штрафной балл | Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
Лист самооценки ученика
Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке
Я научился:
Работать в группе |
|
Создавать синонимические ряды |
|
Подбирать синонимы к словам |
|
Выступать перед классом |
|
Просить помощи, когда возникают трудности |
|
Видеть необычное в привычном |
|
Слушать активно других |
|
Дарить хорошее настроение людям |
|
|
Желаю удачи и помните: «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим,» Сократ
13. Домашнее задание.
Упражнение 368 (Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ГИА и ЕГЭ. В помощь учителю русского языка
Подготовка к ГИА и ЕГЭ. В помощь учителю русского языка . Материалы составлены на основе демонстрационных материалов ГИА и ЕГЭ и помогут учителю контролировать ход подготовки,а также проводить анализ ...
Помощь учителю русского языка и литературы 5 и 6 классы.
Морфология в картинках презентации....
Изучение темы "ССП" в 9 классе. В помощь учителю русского языка"
На уроке отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях разного вида (с общим второстепенным членом, с односоставными предложениями в составе ССП), различать ССП и прост...
Изучение темы" БСП" в 9 классе .Обобщающий урок (в помощь учителю русского языка)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:формировать их личнос...
Изучение темы " Чередование гласных в корнях -скак-, -скоч-" (в помощь учителю русского языка и литературы)
методическая разработка...
Статья в помощь учителю русского языка и литературы "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"
Статья поможет в применении на уроках русского языка и литературы различных инновационных технологий...