Изучение темы " Чередование гласных в корнях -скак-, -скоч-" (в помощь учителю русского языка и литературы)
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Пушкова Ирина Юрьевна


методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ -СКАК-, -СКОЧ-

Тип урока: урок усвоения нового учебного материала.

Цели:

Личностные: совершенствовать свою речь, осознавать роль слова в выражении мыслей и чувств.

Метапредметные: анализировать, сравнивать и классифицировать языковой материал; строить устный монологический ответ, обеспечивать бесконфликтную работу в паре; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить взаимооценку.

Предметные: овладевать сведениями о чередовании ао в корнях -скак-/-скоч-, применять изученное орфографическое правило в практике письма.

Опорные понятия, термины: корень слова, чередование, орфограмма

Инструментарий учителя: учебник, с. 64 упр. 115, 116, правило на с. 64, алгоритм действий при работе с правилом «Чередование букв ао в корнях -скак-/-скоч-»; слова для работы: подб..раться, предпол..жение, изл..гать, уст..лать, заст..лить, разб..раться, перер..сти, зар..сли, водор..сли, изл..жение; выскочить, перескакать, скакуны, перескачить; слова для классификации: переск..чить через яму, легко расст..лается, распол..жение противника, старый р..стовщик, отр..слевой план, соч..тание слов, последний ск..чок, доск..кать до финиша, внезапное оз..рение, заг..релся ярко, прик..сайтесь бережно, предпол..гаемый объект,не г..рит в огне, р..стёт на лугу, вечерняя з..ря, быстро выр..с, красивый ск..кун.; предложения для записи: 1) Я скакал по большой дороге, мимо спящих деревень. (А. С. Пушкин.) 2) Соскочив с лошади, я хотел войти в первую саклю, но хозяин оттолкнул меня с бранью. (А. С. Пушкин.) 3) Я поутру обскакал весь город. (А. С. Грибоедов.) 4) Николай Петрович вскочил и устремил глаза на дорогу. (И. С. Тургенев.) 5) Я теперь вскочил бы на лошадь и поскакал во всю мочь. (И. А. Гончаров.) 6) Скачи ты, Митенька, в подмосковную. (Л. Н. Толстой.); учебный диалог, работа в парах, взаимоконтроль и взаимооценка, самоконтроль и самооценка,.

Домашнее задание: учебник: выучить правило на стр.64, упр. 117

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап 1. Мотивационный

Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает мотивацию к действиям на уроке

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на совместную деятельность

Результат совместной деятельности: создана доброжелательная психологическая атмосфера для общей работы

Этап 2. Языковая разминка

Проводит языковую разминку, используя слова из орфографического практикума на с. 64 и сборника диктантов. Просит учащихся распределить слова по изученным орфограммам

Выполняют задание. Сначала устно проговаривают, а затем записывают в тетрадь: распределяют слова по изученным орфограммам «Чередующиеся гласные в корне слова» (-бер-/-бир-, -стел-/-стил-, -лаг-/
-лож-, -раст-/-рос-), «Безударные гласные
в корне слова». Объясняют орфограммы

Познавательные УУД: анализировать и классифицировать языковой материал, структурировать знания.

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия

Результат совместной деятельности: закреплено умение применять изученные орфографические правила в практике письма

Этап 3. Формулирование темы и цели урока

Предлагает учащимся определить, в какую группу можно отнести слова выскочить, перескакать, скакуны,перескочить. Подводит учащихся к формулированию темы и цели урока

Пытаются выполнить задание учителя. Сталкиваются с затруднением. Формулируют тему и цель урока

Познавательные УУД: анализировать и сравнивать языковой материал.

Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание

Результат совместной деятельности: сформулирована тема урока «Чередование букв ао в корнях -скак-/-скоч-», поставлена цель урока: научиться правильно писать корни с чередованием ао в корнях -скак-/-скоч-

Этап 4. Наблюдение и первичное усвоение новых знаний

Проводит наблюдение над материалом
упр. 115. Просит учащихся сформулировать
правило, когда в корне
-скак-/-скоч- пишется а, а когда – о. Дает задание: обсудить в парах и предложить вариант алгоритма работы с данным правилом

Выполняют упр. 115. Наблюдают над орфограммой «Чередующиеся гласные в корне -скак-/-скоч-» . Выделяют в словах корни и объясняют, что общего между корнями в двух рядах. Формулируют правило на основе сделанных наблюдений. Сопоставляют правило с материалом учебника на с. 64. Составляют алгоритм работы с данным правилом

Познавательные УУД: анализировать и сравнивать языковой материал, строить логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме, аргументированно доказывать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга.

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения. Оценивать правильность выполнения действия

Организует работу по выполнению упр. 116 и активное слушание во время выполнения
задания

Выполняют упр. 116: переписывают слова, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание. Выделяют в словах корни. Составляют устно предложения с записанными словами

Результат совместной деятельности: выполнено упр. 115: сформулировано правило «Чередование букв ао в корнях»; построен алгоритм действий при работе с этим правилом; выполнено упр. 116: закреплено умение применять изученное орфографическое правило в практике письма

Этап 5. Применение новых знаний на новом языковом материале (первичное закрепление и самостоятельная работа)

Диктует предложения для записи на доске и в тетрадях

Записывают под диктовку предложения. Объясняют орфограммы

Познавательные УУД: анализировать и классифицировать языковой материал, строить логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме, аргументированно доказывать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, обеспечивать бесконфликтную работу в парах.

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия

Дает учащимся задание: распределить слова с орфограммой «Чередование гласных в корнях», объяснить принцип группировки. Организует активное слушание во время проверки выполненного задания

Выполняют задание: группируют слова по колонкам, объясняют принцип классификации. Осуществляют взаимоконтроль

Результат совместной деятельности: закреплено умение находить основания для классификации слов, содержащих изучаемые орфограммы; проведен буквенный диктант: закреплено умение применять изученное орфографическое правило в практике письма

Этап 6. Рефлексия

Спрашивает учащихся, что им было известно до начала урока и какую новую информацию они получили на уроке, какие трудности испытаали

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные УУД: оценивать результат
деятельности

Результат совместной деятельности: проведена оценка деятельности на уроке

Этап 7. Домашнее задание

Комментирует домашнее задание

Читают упражнение. Задают вопросы на уточнение

Результат совместной деятельности: записано домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь учителю русского языка и литературы 5 и 6 классы.

Морфология в картинках   презентации....

Изучение темы" БСП" в 9 классе .Обобщающий урок (в помощь учителю русского языка)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:формировать их личнос...

Методическая разработка урока "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-"

Урок русского языка разработан для учащихся 5-го класса, которые занимаются по учебнику Л.М. Рыбченковой...

Презентация к методической разработке уроке "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-"

Презентация к уроку "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-"...

Статья в помощь учителю русского языка и литературы "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"

Статья поможет в применении на уроках русского языка и литературы различных инновационных технологий...