Изучение темы " Чередование гласных в корнях -скак-, -скоч-" (в помощь учителю русского языка и литературы)
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ -СКАК-, -СКОЧ-
Тип урока: урок усвоения нового учебного материала.
Цели:
Личностные: совершенствовать свою речь, осознавать роль слова в выражении мыслей и чувств.
Метапредметные: анализировать, сравнивать и классифицировать языковой материал; строить устный монологический ответ, обеспечивать бесконфликтную работу в паре; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить взаимооценку.
Предметные: овладевать сведениями о чередовании а–о в корнях -скак-/-скоч-, применять изученное орфографическое правило в практике письма.
Опорные понятия, термины: корень слова, чередование, орфограмма
Инструментарий учителя: учебник, с. 64 упр. 115, 116, правило на с. 64, алгоритм действий при работе с правилом «Чередование букв а–о в корнях -скак-/-скоч-»; слова для работы: подб..раться, предпол..жение, изл..гать, уст..лать, заст..лить, разб..раться, перер..сти, зар..сли, водор..сли, изл..жение; выскочить, перескакать, скакуны, перескачить; слова для классификации: переск..чить через яму, легко расст..лается, распол..жение противника, старый р..стовщик, отр..слевой план, соч..тание слов, последний ск..чок, доск..кать до финиша, внезапное оз..рение, заг..релся ярко, прик..сайтесь бережно, предпол..гаемый объект,не г..рит в огне, р..стёт на лугу, вечерняя з..ря, быстро выр..с, красивый ск..кун.; предложения для записи: 1) Я скакал по большой дороге, мимо спящих деревень. (А. С. Пушкин.) 2) Соскочив с лошади, я хотел войти в первую саклю, но хозяин оттолкнул меня с бранью. (А. С. Пушкин.) 3) Я поутру обскакал весь город. (А. С. Грибоедов.) 4) Николай Петрович вскочил и устремил глаза на дорогу. (И. С. Тургенев.) 5) Я теперь вскочил бы на лошадь и поскакал во всю мочь. (И. А. Гончаров.) 6) Скачи ты, Митенька, в подмосковную. (Л. Н. Толстой.); учебный диалог, работа в парах, взаимоконтроль и взаимооценка, самоконтроль и самооценка,.
Домашнее задание: учебник: выучить правило на стр.64, упр. 117
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Этап 1. Мотивационный | ||
Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает мотивацию к действиям на уроке | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на совместную деятельность | – |
Результат совместной деятельности: создана доброжелательная психологическая атмосфера для общей работы | ||
Этап 2. Языковая разминка | ||
Проводит языковую разминку, используя слова из орфографического практикума на с. 64 и сборника диктантов. Просит учащихся распределить слова по изученным орфограммам | Выполняют задание. Сначала устно проговаривают, а затем записывают в тетрадь: распределяют слова по изученным орфограммам «Чередующиеся гласные в корне слова» (-бер-/-бир-, -стел-/-стил-, -лаг-/ | Познавательные УУД: анализировать и классифицировать языковой материал, структурировать знания. Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия |
Результат совместной деятельности: закреплено умение применять изученные орфографические правила в практике письма | ||
Этап 3. Формулирование темы и цели урока | ||
Предлагает учащимся определить, в какую группу можно отнести слова выскочить, перескакать, скакуны,перескочить. Подводит учащихся к формулированию темы и цели урока | Пытаются выполнить задание учителя. Сталкиваются с затруднением. Формулируют тему и цель урока | Познавательные УУД: анализировать и сравнивать языковой материал. Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание |
Результат совместной деятельности: сформулирована тема урока «Чередование букв а–о в корнях -скак-/-скоч-», поставлена цель урока: научиться правильно писать корни с чередованием а–о в корнях -скак-/-скоч- | ||
Этап 4. Наблюдение и первичное усвоение новых знаний | ||
Проводит наблюдение над материалом | Выполняют упр. 115. Наблюдают над орфограммой «Чередующиеся гласные в корне -скак-/-скоч-» . Выделяют в словах корни и объясняют, что общего между корнями в двух рядах. Формулируют правило на основе сделанных наблюдений. Сопоставляют правило с материалом учебника на с. 64. Составляют алгоритм работы с данным правилом | Познавательные УУД: анализировать и сравнивать языковой материал, строить логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме, аргументированно доказывать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга. Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения. Оценивать правильность выполнения действия |
Организует работу по выполнению упр. 116 и активное слушание во время выполнения | Выполняют упр. 116: переписывают слова, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание. Выделяют в словах корни. Составляют устно предложения с записанными словами | |
Результат совместной деятельности: выполнено упр. 115: сформулировано правило «Чередование букв а–о в корнях»; построен алгоритм действий при работе с этим правилом; выполнено упр. 116: закреплено умение применять изученное орфографическое правило в практике письма | ||
Этап 5. Применение новых знаний на новом языковом материале (первичное закрепление и самостоятельная работа) | ||
Диктует предложения для записи на доске и в тетрадях | Записывают под диктовку предложения. Объясняют орфограммы | Познавательные УУД: анализировать и классифицировать языковой материал, строить логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме, аргументированно доказывать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, обеспечивать бесконфликтную работу в парах. Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия |
Дает учащимся задание: распределить слова с орфограммой «Чередование гласных в корнях», объяснить принцип группировки. Организует активное слушание во время проверки выполненного задания | Выполняют задание: группируют слова по колонкам, объясняют принцип классификации. Осуществляют взаимоконтроль | |
Результат совместной деятельности: закреплено умение находить основания для классификации слов, содержащих изучаемые орфограммы; проведен буквенный диктант: закреплено умение применять изученное орфографическое правило в практике письма | ||
Этап 6. Рефлексия | ||
Спрашивает учащихся, что им было известно до начала урока и какую новую информацию они получили на уроке, какие трудности испытаали | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке. | Регулятивные УУД: оценивать результат |
Результат совместной деятельности: проведена оценка деятельности на уроке | ||
Этап 7. Домашнее задание | ||
Комментирует домашнее задание | Читают упражнение. Задают вопросы на уточнение | |
Результат совместной деятельности: записано домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Помощь учителю русского языка и литературы 5 и 6 классы.
Морфология в картинках презентации....
Изучение темы" БСП" в 9 классе .Обобщающий урок (в помощь учителю русского языка)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:формировать их личнос...
Чередование гласных в корнях -СКАК-, -СКОЧ-
Технологическая карта...
Чередование гласных в корнях -СКАК-, - СКОЧ-
Конспект...
Методическая разработка урока "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-"
Урок русского языка разработан для учащихся 5-го класса, которые занимаются по учебнику Л.М. Рыбченковой...
Презентация к методической разработке уроке "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-"
Презентация к уроку "Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -твар-/-твор-, -равн-/-ровн-"...
Статья в помощь учителю русского языка и литературы "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"
Статья поможет в применении на уроках русского языка и литературы различных инновационных технологий...