Изучение темы "ССП" в 9 классе. В помощь учителю русского языка"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Флягина Татьяна Викторовна

На уроке отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях разного вида (с общим второстепенным членом, с односоставными предложениями в составе ССП), различать ССП и простые предложения с однородными членами,развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях типа В7.

Воспитательные цели:любовь к родному языку.оспитание нравственных понятий: уважение к старшим,  чувство благодарности, внимательность к пожилым людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме "Сложносочиненные предложения. Обобщение материала". 9-й класс

ЦЕЛИ УРОКА:

  • обобщение теоретических сведений о сложносочинённых предложениях.
  • отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях разного вида (с общим второстепенным членом, с односоставными предложениями в составе ССП), различать ССП и простые предложения с однородными членами.
  • развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях типа В7.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний. Урок-практикум

Педагогические технологии: компьютерные, здоровье сберегающие, технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно-ориентированные.

Ход урока

  1. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.

Учитель. Сегодня у нас обобщающий урок по теме « Сложносочиненное предложение. Давайте сформулируем   цели, которые мы поставим перед собой  на уроке систематизации знаний. 

  • Отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях разного вида ,
  • различать ССП и простые предложения с однородными членами.
  • Развитие умения аргументировать, доказывать.

Свои знания по этой теме нам предстоит применять на экзамене по рус. яз в 9 классе и в 11.

Мы разделились  на 2 группы, которые будут опрашивать друг друга, осуществлять контроль над практической деятельностью, показывать свой творческий подход при выполнении некоторых заданий. У меня будет 2 помощницы, которые тут же на уроке будут проверять ваши работы и указывать вам на пробелы в ваших знаниях по этой теме..

1.Итак, начнем с дом. задания. Вам задано было подобрать высказывания о рус. языке писателей, поэтов или лингвистов, представляющие собой сложное предложение. К доске идут по 1 представителю от каждой группы и рисуют схемы 2 своих предложений. Комментируем, что  нарисовали. .

  1. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей…,  для которых не нашлось бы в нашем языке точного    выражения.К. Паустовский ( СПП)
  2. Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот,     кто боится глубокой воды. В. М. Иллич-Свитыч ( БСП, ССП,
  3. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать    чудеса  И.С.Тургенев (БСП)
  4. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (СПП) И.С.Тургенев
  5. Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем А.И. Герцен (СПП)
  6. Качество нашего языка состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе      звучание почти всех языков мира. (СПП)К.Г. Паустовский 

Проведем наблюдения над подобранными предложениями. В основном это СПП или БСП. ССП почти нет. В этих предл. отношения выражены с помощью  подчинителных союзов и интонации в БСП.

2.   Блиц-опрос между группами :(группы задают поочередно друг другу вопросы по ссп, а один из группы отвечает. Нужно постараться, чтобы вся группа проявляла активность при ответах. Желательно по цепочке давать ответы.

  1. Какие предложения называются сложными?

  1. В чем отличие ССП от СПП?

  1. Какие средства связи могут быть в ССП?

4.    На какие группы делятся сочинительные союзы? Перечислить сочинительные союзы.

соединительными (и; да = и; ни ..., ни; тоже; также; не только ..., но и; как ..., так и);

разделительными союзами (то ..., то; не то ..., не то; или; либо; то ли ..., то ли);

                      противительными союзами (а, но, да = но, однако, зато, только, же).

  1. Какие  значения вносят в предложения различные союзы ?

с соединительными союзами одновременность либо последовательность явлений;

с разделительными союзами  - чередования

с противительными союзами обычно выражают противопоставление

6.  Чем отличаются ССП от простых предложений с одними и теми же сочинительными союзами?

В них несколько граммат основ.

 7.Какая пунктуация в ССП? Между частями мы ставим запятую.

     8. Всегда ли между частями ССП ставится запятая? Нет

Если для частей сложносочинённого предложения :

  • есть общий член: Осенью  природа засыпает и люди готовятся к зиме.
  •  общее вводное слово: К сожалению, учительница заболела или ребята решили прогулять урок.
  • общее придаточное предложение: Когда мама вошла в комнату, осколки вазы валялись на полу и дети пытались их собрать 
  • вопросительными предложениями: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?
  • побудительными предложениями: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!
  • восклицательными предложениями: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!
  • назывными предложениями: Жара и духота. Холод и дождь.

безличными предложениями:  Жарко и душно. Холодно и дождливо 

       9.Какой  алгоритм мы используем при работе с ССП?

  • Прочитай предложение.
  • Найди грамматические основы
  • Определи вид предложения (простое или сложное)
  • Найди союзы
  • Посмотри, есть ли общий второстепенный член предложения.
  • Обрати внимание на знаки препинания

 3.Работа с текстом. Текст на экране, на столах 

    Выразительное чтение текста учителем

(1)Остров закрывал утре…ий густой туман.

(2) Поднявш…еся солнце ударило по нему з...лотыми лучами и туман быстро ра...се…лся ра...та…л.

(3) Стр…ители ра…пол...жились на пр...брежной полосе земли со всеми зав…зё...ыми сюда материалами.

(4) По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощ?ные тракторы.

(5) Моторы угр...жающе р…вели и машины в напр…жении тр...слись.

(6) Прошло мгновение и первые д…ревья подломле…ые под кор…нь накр…нились и упали.

(7) Ш…рокая прос...ка в лесу заполнилась людьми и лес...рубы и плотники начали ра…чищать её под стр…ительную площадку.

(8) Всюду почу?ствовалось пр…сутствие человека.

Задания:

1) Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.

2) Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.

3) Найдите в тексте ССП, укажите их номера.

Ключ

2-4

3-2,4,5,6,7.

Устно проверяем орфографию и отдаем нашим экспертам на проверку заданий.

 4. Творческое задание. Сегодня мы не можем не сказать о роли ССП в художественной речи. Они  создают легкость, воздушность, смысловую прозрачность текста, в отличие от «тяжеловесных» конструкций со сложноподчиненными предложениями, используются  для создания экспрессивно окрашенного высказывания. Я предлагаю вам творческое задание: составить сложносочинённые предложения или предложения с однородными членами, в которых есть союз И,используя сюжет картины  

Поленова « Заросший пруд» .Прокомментировать.  

1.Лес на заднем плане картины  выглядит очень темным, и кажется, что войдя в него, можно заблудиться.

2.Можно представить, как в полночную пору на этом пруду тихонько  сидят русалки и неторопливо расчесывают длинные волосы.

3.Художник при помощи красок заставляет зрителя погрузиться в эту атмосферу и на секунду забыть о быте и суете.

4.Берег зарос скромными полевыми цветами, и на них  сквозь могучие кроны деревьев падает яркий солнечный свет.

5. Лирика картины Поленова «Заросший пруд» заключается в единении природы и души человека.

6.Зеркальная поверхность воды застыла, а на ней зеленеют листья кувшинок.

5. Готовимся к ОГЭ. После выполнения зад. Будет произведена взаимопроверка.

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения. Мальчик проводил глазами редкие тучки, (1) и его взгляд скользнул по макушкам высоких сосен, (2) по конькам крыш. Взгляд опускался все ниже, (3) ниже, (4) остановился на маленьком парашюте, (5) и мне показалось, (6) что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос.         (1,5)

Княжин  очень расстроился и даже побледнел, (1) но преодолел себя— Я должен знать, (2) я должен быть незаменимым, (3) — сказал он. — Я буду пилотом космического корабля.  Я никому этого не говорил, (4) но вы меня заставили.    (4)

                             

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятьте между частями сложносочиненного предложения. 

Они посмотрели на меня, (1) и девочка, (2) пригорюнившись,(3) сказала:

Каждый день придумывают одно и то же, (4) а мне скучно. Очень скучно...          (1,4)

          Опасный момент возникает, (1) когда человек чересчур увлекается этими играми. Грань между    компьютерным    и настоящими мирами становится весьма зыбкой, (2) и он перестает осознавать, (3) что чем больше времени тратит на игры, (4) тем меньше реализует себя в действительности. И тогда не исключено формирование зависимости, (5) а она игрока не отпустит.                                       (2,5)

 6.На экзамене нам предстоит выбрать один из вариантов и написать сочинение по предложенному тексту. Этим видом работы проверятся ваше умение анализировать, делать выводы, выделять главную информацию. Дома я просила вас поработать со  стихотворением  С. Острового «Лесная быль», какие проблемы поднимает автор в своем произведении. Предлагаю вам музыкальный фрагмент, который даст возможность лучше представить образы стихотворения. Наши гости тоже познакомятся с текстом стих-ия.

Жили-были в лесу две ёлочки.
Одевались они с иголочки,
Натирались смолой душистою,
Утирались травой пушистою.

А на старом крутом пригорке
Там, где прятался желудь в норке,
Дуб стоял. Бородатый. Бурый.
Очень жилистый. Очень хмурый.

И смеялись над дубом ёлочки,
Распушив смоляные челочки,
И забыли они, что ночью,
В час, когда поднялась гроза,
Он прикрыл их от бури. Молча.
Встретив бурю глаза в глаза

         

1. Елочки молодые, веселые, они заняты полностью собой, всегда прихорашиваются. Автор любуется ими; употребляет, описывая их, красивые эпитеты: пушистые, душистые, ласково называет их «елочки», «смоляные челочки».

2. Автор стихотворения хотел нам сказать, что молодые люди часто бывают неблагодарными и невнимательными к старикам.

3. Это стихотворение о неблагодарности. Но я думаю, что дуб не обижается на елочек, потому что знает, они вырастут и все поймут. Ведь они не злые, а легкомысленные.

Поэт, говоря о нем, применяет эпитеты «бородатый, «бурый», «очень жилист», «очень хмурый», наверное. Ему трудно стоять одному, встречая непогоду, ветры и грозы.

Автор прибегает к олицетворению, ведь эпитеты «очень хмурый», могут относиться к человеку, но не к дереву. Дуб одинок, рядом с молоденькими веселыми елочками еще отчетливее видно, как узловат крепок и силен этот великан, которого закалила суровая жизнь, сделав его нелюдимым, мрачным, суровым.

Еще автор использует такие художественные средства, как: Фразеологизмы. Контраст. Уменьшительно- ласкательные суффиксы.

7.Готовимся к ЕГЭ.

1 группа. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Со своего коврика пёс смотрит на нас пристальным и укоризненным и одновременно насмешливым взглядом.

2. Вокруг молчаливо мокли сосны и туи молодые оливы и разные диковинные кусты.

3. Здания многих факультетов соединены между собой длинными переходами коридорами лестницами и мостками.

4. Какая-то благочестивая умиротворяющая душу тишина царила над озером.

5. Из-за нехватки воды хозяйки после стирки белья не выливали воду и использовали её для мытья полов и окон.   (2,3)

1. Ощущение одинокого сада и холодных лесов помогло мне писать и думать.

           2. Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и слышался скрип проржавевших качелей..

    3. Заблестели на листьях берёз капли не то росы не то вчерашнего дождя.

    4. Он подложил в костёр сухой травы и хворосту и раздул пламя.

    5. Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (3,5)

 2 группа.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя    и умопомрачительная причёска.
2) Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.
3) У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.
4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу. (Лицо,получившее договор на эксплуатацию недр)
5) Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю. (2,5)

1) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.
2) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.
3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так
и зимой.
4) Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.
5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой. (3,5)

8.  Для всех Схематический диктант (не записывая предложения, начертите их схемы)

1) Подул ветерок, и сразу стало свежо.

2) Холодно, и за весь май черёмуха не успела отцвести.

3) Солнце зашло за горы, но было ещё светло.

4)Ребята были одеты в сюртуки синие жилеты длинные панталоны и полусапожки.

5) Вдалеке над городом прогремел гром и блеснула яркая молния.

6) Пришла осень, и леса оделись в золотой наряд.

7) Не то светало, не то темнело.

4. Озвучивание результатов своей деятельности.

                                 

    9. Итоги урока

Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы достичь поставленных   в начале урока целей:

  • Отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях разного вида;
  • различать ССП и простые предложения с однородными членами.

Развитие умения аргументировать,  доказывать.

        Воспитательные цели, которых мы достигли:

  • Любовь к родному языку.
  • Воспитание нравственных понятий: уважение к старшим,  чувство благодарности, внимательность к пожилым людям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ГИА и ЕГЭ. В помощь учителю русского языка

Подготовка к ГИА и ЕГЭ. В помощь учителю русского языка . Материалы составлены на основе демонстрационных материалов ГИА и ЕГЭ и помогут учителю контролировать ход подготовки,а также проводить анализ ...

Помощь учителю русского языка и литературы 5 и 6 классы.

Морфология в картинках   презентации....

Изучение темы "Синонимы" в 5 классе (в помощь учителю русского языка).

1)       Научить работать с ключевыми словами: синонимы, синонимический ряд2)       Научить разграничивать синонимы  по экспрессивной о...

Изучение темы" БСП" в 9 классе .Обобщающий урок (в помощь учителю русского языка)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:формировать их личнос...

Статья в помощь учителю русского языка и литературы "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"

Статья поможет в применении на уроках русского языка и литературы различных инновационных технологий...