Изучение темы" БСП" в 9 классе .Обобщающий урок (в помощь учителю русского языка)
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Флягина Татьяна Викторовна

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

формировать их личностную позицию; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_bsp_v_9_klasseobobshchayushchiy_urok.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

формировать их личностную позицию; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

1. Организационный этап.

1.Сегодня я хочу предложить следующий эпиграф к нашему уроку

Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живёт (Шота Руставели)

  • Какое это предложение по структуре? (бессоюзное)
  • Почему автор использует бессоюзное предложение? Объясните знаки препинания.

(Сочинительный  союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным).Мы заканчиваем изучение темы «БСП», поэтому сегодня Обобщающий урок.

Итак, тема нашего урока: Бессоюзное сложное предложение.

2.  Какие цели мы перед собой поставим? Давайте сформулируем их.

Используйте опорные слова:

          1) Систематизировать …

          2) Совершенствовать …

 3. Запись темы урока и эпиграфа в тетрадях.

(Какое орфографическое правило надо повторить, чтобы правильно написать слово «бессоюзное»?) Правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.  Практическое задание со взаимопроверкой.

1).  правописание приставки определяется значением – присоединение.

          а)припев                             б)приклеить

          в)прибалтийский              г)прибыть

2). слово, в которых есть неизменяемая приставка.

          а)разрыв                                 б)сбросить

          в)прибор                                г)безропотный

3)  правописание приставки определяется значением – находящееся около чего-то. 

а)приграничный                        б)приемник

в)причудливый                        г)присесть

4). правописание согласной в приставке зависит от звонкости – глухости последующего согласного звука:

а)сбегать                                б)избрать

в)отскочить                                г)подбросить

4.Настроимся на разговор о добре, доброте.

  • Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?

(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)

  • Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске. обродушие, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие) 

5.Составьте словосочетание с типом связи управление

(пользоваться добротой, показывать доброту, доброта людей),

согласование (слепая доброта -бездумное доброе отношение к чему-либо, могущее принести вред , сердечная доброта, душевная доброта - присущая человеку, бескорыстное чувство ) 

Доброта людей-….. людская доброта

Одобрительно посмотрел -посмотрел с одобрением-….

Повторение.

4. Актуализация уже имеющихся знаний.   Итак, БСП.                                            

6.1)Какое предложение называется бессоюзным?

(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения)

    Повторение теории.

Заполнить пустые графы таблицы.

Знак препинания

Отношения между частями БСП

Предполагаемый союз

     

когда

причина

так что

перечисление

если

дополнение смысла

 а именно

противопоставление

и

Взаимопроверка

  •  Д/з было упр. 196, с какими ещё случаями постановки тире вы встретились  в упр.? (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении) 
  • Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, расставьте и объясните знаки препинания в них.

Сдать для дальнейшей проверки.

  1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость () человек должен делать только добро.(поясн)
  2. Ты сделал добро () скрой, тебе сделали добро () расскажи. (условие)
  3. Я убежден() правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (дополнение)
  4. Злой плачет от злости ()добрый — от жалости. (противопост).
  5. Хочешь людям добра ()сей в их сердцах любовь.(условие)
  6.  Добрые деяния никогда не следует откладывать () всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. (причина)
  7. Ум, доброта, душевное тепло ()словом, все эти достоинства отражают богатую, сильную натуру. (обобщ. слово)
  8. Доброта () язык, на котором немые могут говорить и который    глухие могут слышать.

(тире между подл. и сказуем.)

5. Проверь себя

7. Что такое синтаксическая синонимия?

8. Опуская союзы, преобразуйте сложные предложения в синонимичные им бессоюзные; расставьте в них знаки препинания и объясните их. 

1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.

противопоставление

3. Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. время, условие

4. Доброта...  постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доброту.причина

9.Итак, мы выяснили, что в БСП  смысловые отношения выражаются менее четко. Одному и тому же БСП можно придать разное значение, а соответственно поставить в нем разные знаки препинания. Какие варианты возможны для предложения. Откройте стр. 130 (рубрика «Это интересно». Читаем. Стр. 132. 

10.7. Конструирование  предложений.(Запись на доске  2 человек, остальные  в тетради).                                                   

  • Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.
  1. С детских лет постигаем мы истину… она сопровождает нас на протяжении всей жизни.
  2. Хочешь изменить мир к лучшему…начни с себя. Запись на доске.

  11.8. Работа с текстом . Работа в парах. Распределяйте работу сами.

1)Мы живем в мире, в котором, к сожалению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия.2) И настолько сильно в нашей жизни это проявление всего агрессивного, антигуманного, античеловечного, что, кажется, и нет в ней места доброте. 3)Но это не так: именно доброта определяет смысл всей нашей жизни. 4)Почему же мы так часто видим вокруг много зла и почти не замечаем проявления добра? 5)Потому что зло идет напролом, как танк, уничтожая все на своем пути и явно, открыто демонстрируя всю свою мерзость и цинизм, а добро, как правило, творится тихо и незаметно. 6)Об этом гласит и русская пословица из словаря В. И. Даля: "Добро не лихо, бродит в мире тихо".

7)Должен ли человек бороться со злом? 8)Да, он обязан противостоять ему, побеждая зло добром. 9)И начинать надо с самого себя, с корнем вырывая из души своей сорняки злобы, себялюбия, высокомерия, презрения к другому, ненависти, мстительности, зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо выращивая в ней ростки подлинной доброты.

10)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем.

11)Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! 12)Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! 13)Помните: с доброты человек начинается!

Задание к тексту:

  1. найдите БСП (3,6,10,13)
  2. среди 1-4 найдите предложения с вводным словом (1,2)
  3. назовите грамматическую основу в 9 предложении (начинать надо)
  4. сколько грамматических основ во 2 предложении (2)
  5. назовите предложения с обособленным обстоятельством (5,8,9)
  6. определите вид придаточного во 2 предложении (степень)

12. Работа над экзаменационным сочинением предусматривает анализ текста. Этим видом работы проверятся ваше умение анализировать, делать выводы, выделять главную информацию. Какие проблемы поднимает автор в своем произведении. Предлагаю вам музыкальный фрагмент, который даст возможность лучше представить образы стихотворения. Наши гости тоже познакомятся с текстом стих-ия.

Жили-были в лесу две ёлочки.
Одевались они с иголочки,
Натирались смолой душистою,
Утирались травой пушистою.

А на старом крутом пригорке
Там, где прятался желудь в норке,
Дуб стоял. Бородатый. Бурый.
Очень жилистый. Очень хмурый.

И смеялись над дубом ёлочки,
Распушив смоляные челочки,
И забыли они, что ночью,
В час, когда поднялась гроза,
Он прикрыл их от бури. Молча.
Встретив бурю глаза в глаза

 

  • Какую связь имеет стих. С. Острового с эпиграфом к нашему уроку?

1. Дуб олицетворяет старшее поколение, а берёзки молодое поколение. Автор стихотворения хотел нам сказать, что молодые люди часто бывают неблагодарными и невнимательными к старикам. 

2. В основе поведения дуба лежит доброта, забота, великодушие, всепрощение.       

13. В последнем задании теста ОГЭ вам необходимо определить виды связи в сложном предложении. Вспомним, какие виды связи вы знаете? В следующих предложениях  подчеркнуть грамматические основы и определить  виды связи  в предложениях. Составить схемы. (Ученик у доски с обратной стороны, потом проверка)

1.  Мне казалось, что у него всегда было прекрасное сердце, а это то качество, которое я больше всего ценю в людях.

2. Когда миновали обгоревшую сосну и прошёл в пути какой-нибудь час, все ночное происшествие стало казаться простым сновидением, и даже разговаривать о нём не хотелось.

3. Мне стало холодно от жалости и восторга, я лег, потому что был шестой час и на улице уже кто-то шаркал метлою.

4.  Слушатели не знали, куда положить деньги: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника.

14.9.контроль и самооценка знаний, умений и навыков

ВЫВОДЫ:

  • Осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины,
  • формирование навыков контроля и самоконтроля

  • Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою подготовку к итоговой аттестации

                           «Знаю», «умею» - это 1 балл,

                           «нет», «не уверен» - 0 баллов.

        Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь                         быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

                               «Знаю», «умею» - это 1 балл,

                           «нет», «не уверен» - 0 баллов.

                                                                                                                  Оценка

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Знание теоретического материала о БСП

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Умение определять смысловые отношения в БСП

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Умение конструировать БСП

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Умение находить БСП в тексте

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Умение выполнять дополнительные задания по орфографии,

грамматике

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

10. Домашнее задание

Напишите сочинение-рассуждение: «Нужны  ли в письменной речи БСП?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ГИА и ЕГЭ. В помощь учителю русского языка

Подготовка к ГИА и ЕГЭ. В помощь учителю русского языка . Материалы составлены на основе демонстрационных материалов ГИА и ЕГЭ и помогут учителю контролировать ход подготовки,а также проводить анализ ...

Помощь учителю русского языка и литературы 5 и 6 классы.

Морфология в картинках   презентации....

Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)

Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)данное мероприятие можно использовать на неделе русского языка и ...

Изучение темы "ССП" в 9 классе. В помощь учителю русского языка"

На уроке отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях разного вида (с общим второстепенным членом, с односоставными предложениями в составе ССП), различать ССП и прост...

Изучение темы "Синонимы" в 5 классе (в помощь учителю русского языка).

1)       Научить работать с ключевыми словами: синонимы, синонимический ряд2)       Научить разграничивать синонимы  по экспрессивной о...

Статья в помощь учителю русского языка и литературы "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"

Статья поможет в применении на уроках русского языка и литературы различных инновационных технологий...