Урок русского языка в 5 классе "Род имён существительных" (по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Шевелёва Мария Михайловна

На уроке обучающиеся повторят знания о роде существительного и познакомятся с существительными общего рода, рассмотрят род некоторых заимствованных существительных.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Род имён существительных 5 класс

Слайд 2

- радость, веселье, восторг - Дорога, маршрут, направление - неправда, обман, враньё

Слайд 3

М.р . (он, мой): Ж.Р. (она, моя): СР.р . (оно, моё):

Слайд 4

М.Р.: восторг, маршрут, обман ж.р .: радость, дорога, неправда ср.р .: веселье, направление, враньё

Слайд 5

Звёздн … небо сиял…

Слайд 8

Главн ый врач Иванова подписал а рецепт.

Слайд 9

Туфля или туфель?

Слайд 10

Кофе – м.р . Тюль – ж.р . Овощ – м.р . Госпиталь – м.р . Тень – ж.р . Шампунь – м.р . Фасоль – ж.р . Любимый кофе - любимая фасоль



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова,  2012г.

Тема: Род имени существительного.

I. Организационный момент.

II. Подготовительная работа. Проверка знаний.

- Расскажите, что вы знаете о существительном?

(ответы учащихся)

- Откройте тетради и запишите число, «Классная работа».

- Запишем под диктовку несколько слов, обозначая в них изученные орфограммы.

1 ученик у доски.

Расписание, изложение, растение; шёлк, росток, цирк; щётка, цифра, изморозь.

- Какие общие признаки этих слов вы можете выделить?

(сущ., неодуш., нариц., ед.ч., им.п.)

- По какому признаку можно объединить слова в 3 группы?

(по принадлежности к роду)

III. Объявление темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о роде имён существительных; посмотрим, как влияет род существительных на другие части речи; узнаем, всегда ли легко определить род существительного, будем стараться правильно определять род имен существительных.

IV.Работа по теме урока.

- Ребята, скажите, каким способом вы определяете род существительного?

(ответы)

- Предлагаю выполнить следующее задание. Посмотрите на экран перед вами 3 ряда слов (слайд 2):

- радость, веселье, восторг

- дорога, маршрут, направление

- неправда, обман, враньё

Что роднит слова в каждом ряду между собой?

(схожее лексическое значение)

- Как мы называем слова близкие по лексическому значению?

- Какое общее значение имеют слова каждого ряда, подберите слово, общее для всех трех слов  в ряду.

- Распределите слова-синонимы на 3 группы, выделив окончание.

Не забывайте подставлять местоимения! (слайд 3)

(работа уч-ся в тетрадях)

 

Проверка: 1 ученик читает слова по столбикам, указывая окончания (слайд 4)

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Восторг

Радость

Веселье

Маршрут

Дорога

Направление

обман

неправда

враньё

- Давайте посмотрим, как влияет род существительного на такие части речи,  как  прилагательное и глагол в прошедшего времени. Посмотрите на доску. Записано предложение, в двух словах пропущены окончания (слайд 5)

Звёздн…  небо сиял… .

- Определите, к каким частям речи относятся слова в предложении.

- Определите род существительного.

- Какое окончание будет иметь прилагательное? Как правильно определить окончание прилагательного?

- Определим род прилагательного? Что нам помогло определить род прилагательного и выбрать правильное окончание? (род существительного)

- Какое окончание будет иметь глагол? Почему? От чего зависит род глагола в прошедшем времени?

Обобщение: Род и окончание прилагательного зависят от рода существительного.

- Выполним упражнение 502 на с. 56 по вариантам: 1 вариант - в строчку через запятую выписать словосочетания с сущ. женского рода, 2 вариант - в строчку через запятую выписать словосочетания с сущ. мужского и среднего  рода, род сущ. подписать.

Обратите внимание на таблицу, которая подскажет род существительных.

Взаимопроверка через камеру, учитель читает.

- А теперь, ребята, посмотрим на рисунок, помещенный в экране (слайд 6). Что изображено на рисунке? Сколько кошек? Чем они отличаются? Посмотрите внимательно на рисунок и попробуйте ответить на вопрос: К какому роду относится слово ЗАДИРА?

 (ответы)

Совершенно верно. Слово задира может быть сущ. ж.р. и сущ. м.р. в зависимости от того, лицо какого пола они обозначают. Такие слова относятся к группе существительных общего рода. Посмотрите, какие ещё слова относятся к этой группе (слайд 7). Один ученик зачитывает со слайда.

Следует запомнить, что прилагательные с существительными, обозначающими профессии  всегда употребляются в м.р., т.к. данные существительные не являются существительными общего рода: Главный врач Иванова подписала рецепт. (слайд 8)

- Предлагаю задание. Составьте устно предложение с одним из этих слов.

- Запишите 3 любых существительных общего рода в тетрадь через запятую в строчку.

(уч-ся записывают)

- Нам не обойти стороной ещё одну группу существительных, которых считают «каверзными» словами (слайд 9). О них нам расскажет Алёна. А вы, ребята, слушайте внимательно, чтобы ответить на вопрос, почему эти существительные называют «каверзными».

 (сообщение уч-ся)

- Выполните задание на карточках. Обозначьте род существительныхых, обращаясь к экрану телевизора (слайд 10) или словарю и вставьте окончания прилагательных?

Горяч… кофе, сладк… какао, красн… тюль, прохладн… тень, болезненн… мозоль, свеж… картофель, ценн… бандероль, бел… фасоль, детск… шампунь, знаменит… фамилия, свеж… овощ, военн… госпиталь.

(проверка по цепочке)

V. Рефлексия. Итоги урока. Выставление оценок. Д/з: у. 503, 506


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему "Несклоняемые существительные" 6 класс (По программе Ладыженской Т.А.)

Урок русского языка "Несклоняемые существительные"  в 6 классе (По программе Ладыженской Т.А.) Это был открытый урок. После проведения урока, присутствующими не было сделано ни одного замечания.  ...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 6 класса (УМК под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 6 класса содержит темы 204 уроков к учебнику под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др....

Методическая разработка раздела образовательной программы. Русский язык. 5 класс, "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др.: «Русский язык», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2011г.

Структура работы.Пояснительная записка……………………………………………………………………..3Раздел 1. Цели и задачи методической разработки  раздела образовательной программы по русскому языку «Имя существительное» в 5 к...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса. Составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 класс (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.) в соответствии с ФГОС ООО

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 классы (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Т...

Подготовка к ВПР по русскому языку для 6 класса по теме "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Подготовка к ВПР по русскому языку для 6 класса по теме "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой представляет из себя модуль, по которому учитель м...

Методическая разработка урока русского языка "Три склонения имён существительных"

Технологическая карта урокаПредмет: русский языкКласс: 5 классТип урока:  закрепление ЗУНФорма урока:  урок с применением ИКТ. Учебник  «Русский язык» Ладыжен...