Урок русского языка на тему "Несклоняемые существительные" 6 класс (По программе Ладыженской Т.А.)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Васильева Елена Павловна
Урок русского языка "Несклоняемые существительные"  в 6 классе (По программе Ладыженской Т.А.) Это был открытый урок. После проведения урока, присутствующими не было сделано ни одного замечания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_nesklonyaemye_sushch.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Несклоняемые существительные

 6 класс

(По программе Ладыженской Т.А.)

                                                         Автор: учитель русского языка и литературы

                                               МОУ «Аристовская  средняя общеобразовательная школа»

                                                           Васильева Е.П.

Цель: знакомство с несклоняемыми существительными, их группами.

Задачи:

1.Учебные

- осмысление учебного материала, выделение главного;

- формирование умения самооценки.

Мировоззренческая позиция:

- применение знаний в реальной жизненной ситуации.

2. Развивающие

- развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения учащихся;

- формирование навыков  самостоятельной  работы;

- обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.

3. Воспитательные

- пробуждение познавательного интереса к предмету;

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению;

- развитие умения работать в паре, в группе, в коллективе.

План урока:

I. Организационный момент

II. Знакомство с новым материалом.

1.Стихотворение

2.Определение темы урока, целеполагание

3.Определение групп несклоняемых существительных

Игра « Значение слов»

IV. Закрепление.

1.Задание №1

2. Задание №2

3.  Тематическая физминутка

4. Задание №3

5. задание №4

6. Задание № 5

3. V.  Подведение итогов.

 VI. Домашнее задание.

Оборудование:

1. Таблица «Группы несклоняемых существительных»

2.Индивидуальные листы с заданиями.

3. Цветок знаний.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

 – А теперь давайте вспомним, сколько склонений в русском языке.

  - Сегодня мы познакомимся с еще одной группой слов, которая   не подчиняется общему правилу.

1. Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»:

        Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

               И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

               Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

               А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

               Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

               И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

               Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

               Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

               Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

               В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)

- Все значения слов вам понятны?

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

 пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

 манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

- А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. Каждый из вас сейчас создаст другой текст о том, как надо говорить .(учащиеся исправляют ошибки и зачитывают текст) 

2. ОПРЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Что общего у всех слов, исправленных нами в стихотворении ?

(Все они не изменяются, не склоняются, многие из них заимствованы из других языков).

Какова же тема нашего урока?

Тема урока: Несклоняемые существительные»

 Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке?

Мы должны познакомиться с этой группой существительных, научиться находить их в тексте, уметь употреблять в речи.

    3. ГРУППЫ НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.

Попробуем просклонять одно из несклоняемых существительных:

И.п. построено метро

Р.п. стою у метро

Д.п. иду по метро

В.п. вижу метро

Т.п. восхищаюсь метро

П.п. еду в метро

         Познакомимся с группами несклоняемых существительных (работа со схемой)

1.Заимствованные существительные с конечным гласным   -О, - Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные)  

  • Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони.
  • Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио.
  • Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.

 .

  • Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. .

        2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола   и    оканчивающиеся на согласный:  мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс  

        3. Русские и украинские фамилии   на –О и –ЫХ(-ИХ):  Рудых, Малых,

           Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, Т.Г. Шевченоко, А.Н.Приходько.

        4. Сложносокращённые слова: ГИБДД, ЛФК, СМИ, ВВЦ,

            ПФТ

Игра « значение слов» с Цветком знаний. В цветок знаний вставлены слова, ученики выходят  к доске и вытягивают слово, им нужно сказать значение слова. Фойе , трюмо, кашпо, филе, панно, ателье.

 Пальто - слово это происходит от латинского palla, что означает «верхнее платье». В средние века пальто было без рукавов. Так называли прямоугольный или круглый кусок ткани с отверстием для головы. И гораздо позже пальто стало обозначать одежду с рукавами и застежкой на пуговицах.

    Эскимо -  название всеми любимого мороженого дано ему в честь эскимосов — северного народа, живущего в снегах и льдах, а история его такова: в 1919 г. американец Христиан Нельсон разработал рецепты мороженого, глазированного шоколадом. Его назвали «пирожок эскимоса» (по-английски — эскимо-пай). Нельсон возил свою продукцию по городам и продавал, одновременно показывая фильм про эскимосов. В конце концов слово «пай» выпало, и мороженое на деревянной палочке стали называть просто эскимо.

    Фортепьяно — клавишный инструмент, его изобрели в начале 18 века, его название происходит от итальянских слов форте и пьяно, что означает громко и  тихо. К фортепьяно относятся рояль и пианино. У рояля основной корпус и струны  расположены горизонтально, у пианино же — вертикально. Фортепьяно  считается главным инструментом в симфоническом оркестре.

Метро - первое метро появилось в 1863 году в Лондоне. Первая линия была на паровой тяге, а сам тоннель находился на небольшой глубине. Строительство вела компания «Метрополитен Рейлвейз» (отсюда название этого вида транспорта). В первый же год услугами метро воспользовались 9,5 миллионов человек!

    Значение слов

      Какаду - особого рода попугай с хохолком.

       Колибри -  очень маленькая птичка отряда длиннокрылых с пестрыми перьями, живущая в Центральной и Южной Америке.

  Панно - картина или рельеф, украшающие какой–нибудь участок стены,

  потолка.

      ВВЦ – Всероссийский выставочный центр

      СМИ – средства массовой информации

      ПФТ – психо-физическая тренировка

      ЛФК – лечебная физическая культура

    Кашне - узкий шейный шарф, надеваемый под пальто.

    Портмоне - небольшой кошелёк.

    Хаки - коричневато-зелёный, защитный цвет или плотная ткань такого цвета, а также  форменная одежда из такой ткани.

    Фойе - зал в театре (кинотеатре, клубе) для пребывания зрителей во время  антрактов, перед началом спектакля, сеанса.

        Салями - сорт твёрдой копчёной колбасы.

         Кашпо - декоративная ваза для цветочного горшка.

         Цунами - гигантская разрушительная океаническая волна, возникающая в  результате подводного землетрясения или извержения подводных

         или островных вулканов.

         Бра - настенный подсвечник, светильник.

  1. Закрепление

Задание»№2   Найдите в тексте, пользуясь составленной схемой,  несклоняемые существительные и подчеркните их.

 учащиеся должны были найти(20) 20,19 – «5», 18,  15 –«4», 14, 10 – 3,меньше 10 – «2»

Перед началом выполнения упражнения текст читает ученик, проверка осуществляется одним учеником вслух, остальные в своих листах. Подсчёт количества несклоняемых существительных, самооценка.

Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.

     Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.

     Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.

     Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.

 Тематическая физминутка: Если я называю склоняемое сущ. делаете наклон вперед, если несклоняемое сущ. назад.  Начали: Окно (вперед), киви, (назад), кофе ( назад), звено ( вперёд), жюри ( назад), бревно (вперед), шоссе (назад), кенгуру ( назад), облако ( вперед), серебро ( вперёд), пианино ( назад), поле ( вперед), пальто (назад), море ( вперед).

Задание №3 «Сломай рифму»

Исправьте в данном тексте ошибки, допущенные поэтом, поставьте несклоняемые существительные в нужную форму, определите у них падеж.

Перед началом выполнения один учащийся читает стихотворение выразительно.

        1 группа

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит – бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгура в кафу зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

               2группа

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино.

Жаль окончилось оно.

В гардероб пора бежать –

Будут польта выдавать.

Исправленный вариант:

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метро(В.п.)

И поехали в метро(П.п.)

Фильм смотреть о кенгуру(П.п.).

Вот сидим мы с ним в кино(П.п.)

Без пальто(Р.п.) и без кашне(Р.п.),

А вернее, я и ты

Без кашне(Р.п.) и без пальто(Р.п.).

Любит кино(В.П.) детвора,

Если в кино(П.п.) кенгуру(И.п.),

Ходит – бродит по шоссе(Д.п.),

Носит в сумке шимпанзе(В.п.).

Кенгуру(И.п.) в кафе(В.п.) зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за домино(Т.п.)

С шимпанзе(Т.п.) и какаду(Т.п.).

Вдруг огромная обезьяна

Стал играть на фортепьяно(П.п.).

Тут и взрослый, сняв пенсне(В.п.),

Хохотал на всё кино(В.п.).

Интересное кино(И.п.).

Жаль, окончилось оно.

В гардероб пора бежать –

Будут пальто (В.п.) выдавать.

   4. Задание  вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони.

Выйти из                , играть на                       , гулять без                ,    

Ехать по                 , бутерброд с              , приехать на                 ,  

Кататься на            , вынуть из                      , слушать по              ,

Пойти в                    ,  работать в                 .  

Правильно :  Выйти из   метро, играть на фортепьяно , гулять без пальто, ехать по шоссе, бутерброд с салями, приехать на такси, кататься на   пони , вынуть из портмоне , слушать по радио, пойти в  кино ,  работать в  ателье .  

5.  Соедините несклоняемое имя существительное с его значением:

Манто                                       спортивный судья ( в боксе)

Кашне                                      работник консульства

Кашпо                                     выдающийся музыкант или композитор

Жалюзи                                 меховое широкое женское пальто

Атташе                         декоративный поддон для цветочного горшка

Маэстро                               шторы, состоящие из жёстких пластин.  

  1. Подведение итогов  

     Что нового вы узнали на уроке?

     Что понравилось на уроке?

      Что было самым интересным?

      Что было самым трудным?

VI.Домашнее задание  

     Используя несклоняемые существительные, составить 5-8 предложений или текст  на тему  «Кругосветное путешествие»

 VII.Запасное задание : упр. 197

                                       

                                             

 

Задания.

1. Стихотворение «Про то, как не надо говорить»:

        Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

               И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

               Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

               А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

               Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

               И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

               Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

               Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

               Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

               В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

2.Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.

     Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.

     Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.

     Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.

                   3.1 группа

Любит кины детвора,

      Если в кинах кенгура,

Ходит – бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгура в кафу зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

       С шимпанзой и какадой.

4. Задание  вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони.

Выйти из                , играть на                       , гулять без                ,    

Ехать по                 , бутерброд с              , приехать на                 ,  

Кататься на            , вынуть из                      , слушать по              ,

Пойти в                    ,  работать в                 .  

5. Соедините несклоняемое имя существительное с его значением:

Манто                                       спортивный судья ( в боксе)

Кашне                                      работник консульства

Кашпо                                     выдающийся музыкант или композитор

Жалюзи                                 меховое широкое женское пальто

Атташе                         декоративный поддон для цветочного горшка

Маэстро                               шторы, состоящие из жёстких пластин.  

 3. 2группа                    

Вдруг огромный обезьян                              

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино.

       Жаль окончилось оно.

В гардероб пора бежать –

4. Задание  вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони.

Выйти из                , играть на                       , гулять без                ,    

Ехать по                 , бутерброд с              , приехать на                 ,  

Кататься на            , вынуть из                      , слушать по              ,

Пойти в                    ,  работать в                 .  

5. Соедините несклоняемое имя существительное с его значением:

Манто                                       спортивный судья ( в боксе)

Кашне                                      работник консульства

Кашпо                                     выдающийся музыкант или композитор

Жалюзи                                 меховое широкое женское пальто

Атташе                         декоративный поддон для цветочного горшка

Маэстро                               шторы, состоящие из жёстких пластин.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 общеобразовательном классе

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 общеобразовательном классе (6 часов в неделю, 204 часа в год) по программе Т.А.Ладыженской и учебнику Т.А.Ладыженской...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской...

Презентация "Диалектные слова". Урок русского языка в 5-м классе по программе М.М. Разумовской

Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о диалектных словах.Задачи: научить работать со словарной статьей в Толковом словаре В.И.Даля;учить видеть диале...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Итоговая работа по русскому языку за курс 6 класса ( Т. А. Ладыженская)

Итоговая работа по русскому языку за курс 6 класса 1-2 вариант по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской...