Методическая разработка раздела образовательной программы. Русский язык. 5 класс, "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др.: «Русский язык», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2011г.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Структура работы.
Пояснительная записка……………………………………………………………………..3
Раздел 1. Цели и задачи методической разработки раздела образовательной программы по русскому языку «Имя существительное» в 5 классе…………………….4
Раздел 2.Психолого–педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными
особенностями……………………………………………………………………………….6
Раздел 3.Ожидаемые результаты освоения раздела программы по русскому языку…..8
Раздел 4.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу
программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся………………………………………………………………………………...9
Раздел 5.Система знаний и система деятельности………………………………………13
Раздел 6.Календарно-тематическое планирование по разделу «Имя существительное»………………………………………………………………………….16
Раздел 7. Разработка урока………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………………………...34
Приложение………………………………………………………………………………...35
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdel_6.doc | 86.5 КБ |
razdel_programmy_17.02.2014.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 6. Календарно – тематическое планирование по разделу «Имя существительное» (20+4 р.р.)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уроку | Вид контроля | Дом. задание | дата |
1 | Имя существительное как часть речи. | 1ч. | Комбинированный | Морфологические признаки существительного как часть речи, его роль в предложении, употреблении в речи. | Знать морфологические признаки существительного как часть речи, уметь узнавать существительное среди других частей речи | Входящий тест. | §.89. упр. № 463 | |
2 | Доказательства в рассуждении. | 1ч. | Урок развития речи 1 | Строение текста рассуждения: тезис, доказательства, вывод. Доказательства и объяснения в рассуждении. | Знать структуру сочинения – рассуждения. Уметь приводить аргументы и факты в качестве доказательства, использовать вводные слова для связи частей текста-рассуждения. | Написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем. | ||
3 | Имена существительные одушевлённые и неодушевленные. | 1ч. | Урок объяснения нового материала. | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Различия между одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. | Знать о связи категории одушевлённости-неодушевлённости с понятиями: живое-неживое. Уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена сущ-е, находить в тексте приём олицетворения. | Распределительный диктант | §. 91, упр. № 481 | |
4 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 2ч. | Комбинированный
| Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях историческиё событий. Боьшая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений. Выделение их кавычками. | Знать деление существительных на собственные и нарицательные. Уметь правильно писать имена сущ. Собственные, учитывая значение слова. | §. 92, Упр. № 491 | ||
5 | Сжатое изложение | 1ч. | Урок развития речи 2 | Текст. Основная мысль текста. Деление текста на абзацы. Стиль текста.. Выделение ключевых слов. | Уметь выбирать из текста опорные слова, по которым восстанавливается текст, понимать содержание текста, выделяя его структурные части, сжато пересказывать текст. | Написание изложения. | ||
6 | Морфологический разбор имени существительного. | 1ч. | Комбинированный. | Морфологические признаки существительного. | Знать морфологические признаки существительного. Уметь правильно определять морфологические признаки, соблюдать порядок разбора, следить за правильностью сокращений. | Составление плана – конспекта теории учебника по упр. № 497 |
§. 93, упр. № 498 | |
7 | Род имён существительных. | 1ч. | Урок усвоения новых знаний. | Род как постоянный признак существительного | Знать о принадлежности слова к одному из трёх родов. Уметь определять род имени существительного, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с сущ., род которых может быть определён неверно. | §. 94, упр. № 505 | ||
8 | Имена сущ., которые имеют форму только множественного числа | 1ч | Урок усвоения новых знаний. | Число имен сущ. Существительные, имеющие фору только множественного числа | Знать существительные, имеющие форму только множественного числа, уметь употреблять эти сущ. в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени, соблюдать орфоэпические нормы | Слуховой диктант | §95. Упр. 510 | |
9 | Имена сущ., которые имеют форму только единственного числа | 1ч | Урок усвоения новых знаний | Существительные, имеющие форму только единственного числа | Знать о существительных, имеющих форму только единственного числа. Уметь употреблять эти сущ. в речи в сочетании с прилагательными и глаголами в прошедшем времени. | §96. Упр. 515, 516 | ||
10 | Три склонения имен существительных | 1ч | Комбинированный урок. | Типы склонений имен сущ. | Знать способ определения склонения имен сущ. Уметь задавать вопросы, применять правило « И-Е в окончаниях имен существительных» | Распредели- тельный словарный диктант. Таблица «Склонение имен существительных». | §97. Упр. 519 | |
11 | Падеж имен существительных | 1ч | Комбинированный урок | Система падежей в русском языке | Знать падежи и падежные вопросы. | Таблица падежей Промежуточное тестирование. | §98. Упр. 523 | |
12 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1ч | Комбинированный урок | Падежные окончания имен существительных единственного числа | Знать правило выбора Е - И в безударных падежных окончаниях сущ., владеть способом действия при выборе орфограммы, безошибочно писать. | Зрительный диктант, творческое списывание | § 99. упр. № 535 | |
13 | Существительные на ИЯ,ИЕ,ИЙ. | 1ч | Урок усвоения новых знаний | Окончания сущ. На ИЯ,ИЕ,ИЙ в родительном, дательном и предложном падежах | Знать сущ. на ИЯ,ИЕ,ИЙ как особую группу. Уметь применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать | Составить таблицу, включив в неё новую информацию, дополнить своими примерами | §99, 540 | |
14 | Проверочный диктант | 1ч | Урок проверки имеющихся знаний | Отследить уровень усвоения знаний с последующей корректировкой. | Написание текста под диктовку | |||
15 | Подробное изложение с элементами описания | 2ч | Урок развития речи 3 | Подробное изложение текста. Тип речи: повествование, описание. Заголовок. | Уметь озаглавливать текст, подробно его пересказывать, передавать содержание от 3 лица, включать в него элементы описания предмета | Написание изложения | ||
16 | Множественное число существительных | 2ч | Комбинированные уроки | Правильное употребление существительных в речи. Орфоэпические и грамматические нормы | Знать особенности написания и употребления форм множественного числа имен сущ. Им. И Род. падежей. | Составление опорных схем | §100. Упр.562 | |
17 | Правописание О-Ё после шипящих и Ц. | 1ч | Урок усвоения новых знаний. | Буквы О - Е после шипящих в окончаниях имён существительных | Уметь определять морфему с орфограммой, применять правило в зависимости от морфемы. | Работа с перфокартами. | §101. Упр.557,560 | |
18 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» | 1ч | Повторительно-обобщающий урок. | Морфологические признаки существительного. Правописание окончаний существительных. Употребление существительных в речи. | Уметь опознавать существительные в речи, опознавать слова с орфограммой, воспринимать текст с изученной орфограммой на слух, применять изученные правила правописания существительных на письме, употреблять существительные в речи с соблюдением грамматических и орфографических норм. | Контрольные вопросы, диктант «Проверь себя» | Упр,562 | |
19 | Контрольный диктант и его анализ. | 2 ч. | Урок контроля | Имя существительное. | Уметь опознавать существительные в речи, опознавать слова с орфограммой, воспринимать текст с изученной орфограммой на слух, применять изученные правила правописания существительных на письме, употреблять существительные в речи с соблюдением грамматических и орфографических норм | Диктант с грамматическим заданием | Составить словарный диктант из по теме «Имя существительное» | |
20 | Устное сочинение по картине | 1ч. | Урок развития речи 4 | Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» | Знать об элементах рассуждения в описании; понимать отношение художника к изображаемому. Уметь включать элементы рассуждения в устное описание изображённого на картине. Уметь составлять отзывы на устное сочинение ученика. | Составить устное описание картины. |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа город Выкса Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Вильская средняя общеобразовательная школа
Аттестационная работа на первую категорию
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА
ОБРАЗОВАРТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 класс
УМК: Программа. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др., «Русский язык» 5-9 классы, Москва, «Просвещение», 2011г.
Учебник. Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранови др.: «Русский язык», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2011г.
ЧастьII. Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное.
Работу выполнила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ Вильской СОШ г. Выкса
Денисова Наталья Алексеевна
Образование: высшее
Педагогический стаж 20 лет
Контактная информация:
natalyadenisova.1973@mail.ru
ntk/ 8(83177)6-61-31
Выкса
2014год
Структура работы.
Пояснительная записка……………………………………………………………………..3
Раздел 1. Цели и задачи методической разработки раздела образовательной программы по русскому языку «Имя существительное» в 5 классе…………………….4
Раздел 2.Психолого–педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными
особенностями……………………………………………………………………………….6
Раздел 3.Ожидаемые результаты освоения раздела программы по русскому языку…..8
Раздел 4.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу
программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся………………………………………………………………………………...9
Раздел 5.Система знаний и система деятельности………………………………………13
Раздел 6.Календарно-тематическое планирование по разделу «Имя существительное»………………………………………………………………………….16
Раздел 7. Разработка урока………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………………………...34
Приложение………………………………………………………………………………...35
Пояснительная записка.
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:
- общения во всех сферах жизни;
- хранения и передачи информации;
- связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются: воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину и уважающего свой язык;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, совершенствование коммуникативных способностей.
Разработка раздела образовательной программы по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, рабочей программы для общеобразовательных учреждений М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М Шанский и др., «Русский язык», 5-9 классы. М.: «Просвещение», 2011 год. Программа рассчитана на 204 часа в год (6 часов в неделю).
Данная программа входит в состав учебно-методического комплекта по русскому языку для 5 класса: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и другие «Русский язык», 5 класс – учебник. М.: «Просвещение», 2011;
О.В. Беляева, О.А. Даценко «Универсальные поурочные разработки по русскому языку», 5 класс, к учебникам М.Т. Баранова (М.: «Просвещение) и др., М, «Вако», 2009г.
Имя существительное изучается в разделе «Морфология». Этой части речи уделяется достаточно много внимания в начальных классах. Однако учащиеся 5 класса допускают ошибки в согласовании прилагательных и глаголов прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко), затрудняются в склонении существительных, которые имеют
форму только единственного или множественного числа. Учащиеся испытывают затруднения в написании гласных в падежных окончаниях существительных на –ия, -ие, - ий, а также в выборе гласных -е, -и в окончаниях существительных в родительном, дательном, предложном падежах. Следует отметить, что не только учащиеся делают ошибки. Очень часто мы слышим некорректное употребление форм существительных в речи дикторов телевидения, политиков и многих других людей. Поэтому изучение данного раздела на уроках русского языка является актуальным.
Практическая направленность изучения раздела «Имя существительное» находит свою реализацию в усвоении норм различных уровней, а именно: орфоэпических – четкое артикулирование и правильное акцентирование имён существительных, морфологических – изменение существительных по падежам, синтаксических – согласование и управление в сочетаниях имен прилагательных, глаголов с именами существительными, лексических – сочетаемость существительных с определенными группами имен существительных, орфографических.
Целью данной программы является познавательно-практическая направленность, то есть знание учащимися родного языка и формирование у них языковых и речевых навыков, а также формирование их лингвистической и коммуникативной компетенций.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Раздел 1.Цели и задачи изучения раздела «Имя существительное».
Для методической разработки мною был выбран раздел «Имя существительное» программы М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др., «Русский язык», 5-9 классы. М.: «Просвещение», 2011г.
На изучение данного раздела отводится 24 часа (20 + 4 р.р.)
При выборе этого раздела я руководствовалась следующими мотивами:
Во-первых, на уроках можно слышать грубые речевые ошибки в неправильном употреблении форм имён существительных, которые допускают ученики при ответах;
Во-вторых, учащиеся затрудняются в склонении существительных, которые имеют форму только единственного или множественного числа, а также испытывают затруднения в написании гласных в падежных окончаниях существительных на -ия,
-ие, - ий, а также в выборе гласных -е, -и в окончаниях существительных в родительном, дательном, предложном падежах;
В-третьих, темы данного раздела позволяют в полной мере реализовать их через системно-деятельностный и компетентностный подходы.
Чтобы добиться положительного результата, учитель русского языка обязан вызвать устойчивый интерес при изучении данного раздела, а учащимся необходимо осознать важность изучаемого материала.
Основные цели изучения раздела:
1.Познавательная - формирование понятия об имени существительном как о самостоятельной части речи, входящей в группу именных частей речи;
овладение практическими умениями правописания имён существительных в различных формах;
2. Развивающая - развитие навыков, связанных с употреблением существительных в устной и письменной речи;
3. Воспитывающие – воспитание любви к родному языку, интереса к предмету.
Основные задачи:
- научить отличать имя существительное от других частей речи, опираясь на морфологические признаки;
- научить определять принадлежность имён существительных к одному из трёх родов;
- научить различать существительные, которые имеют форму только множественного и только единственного числа;
- научить различать одушевлённые и неодушевлённые существительные; собственные и нарицательные;
- учить грамотно писать и употреблять существительные, соблюдая нормы управления и согласования;
- учить высказываться на лингвистическую тему;
- развивать творческую, речевую, мыслительную деятельность учащихся;
- развивать умения пользоваться дополнительной литературой для углубления знаний по данному разделу;
- учить обобщать, классифицировать, систематизировать изученный материал;
- показать взаимодействие разных наук на уроке русского языка;
- способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность, доброту, деликатность, толерантность, трудолюбие;
- формировать культуру умственного труда.
Раздел 2.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
Образовательная программа по русскому языку (5 – 9 классы) рассчитана на учащихся, ориентированный возраст которых 11 – 16 лет (средний школьный возраст).
Данный раздел изучался в 5 классе МБОУ Вильской СОШ в 2013-2014 учебном году. В классе 25 человек, из них 15 девочек, 10 мальчиков13 человек обучаются на «4» и «5» (качество знаний 52 %).
Основным видом деятельности пятиклассника, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте изменяется.
Пятиклассники (дети 11лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узко - практическими целями. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.
Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.
В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.
В школьном обучении учебные предметы начинают выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Они знакомятся с множеством фактов, готовы рассказать о них или даже выступить с короткими сообщениями на уроке.
Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности. В этот период учащиеся имеют повышенную возбудимость, импульсивность. Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя. Педагогу важно подчеркивать ценность и уникальность каждого, повышать его самоуважение. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления.
Проведенное психолого-педагогическое исследование дало следующие результаты:
- оценка школьной мотивации учащихся (по методике М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой): высокий уровень мотивации – 12%; средний – 88%, низкий – 0;
- исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона): высокий уровень внимания – 64%, средний – 32%, низкий – 4%;
- диагностика словесно-логического мышления (Л.И.Переслени, Л.Ф.Чупрова):
высокий уровень мышления – 65%, средний – 35%, низкий – 0%;
4. исследование кратковременной памяти (А.Р.Лурия): высокий уровень – 18%,
средний – 64%, низкий 18%. ( приложение 1)
Разработка данного раздела программы осуществлялась с учетом перечисленных выше возрастных особенностей учащихся и результатами проведенного психолого-педагогического исследования.
Раздел 3. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
Научные знания и представления:
- классификация, систематизация научных понятий о существительном;
- введение новых знаний в систему старых;
- отбор необходимых знаний из большого объема информации;
- обобщение знаний, составление таблиц по изученному материалу.
Умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности:
- уметь отличать существительные от других частей речи по морфологическим признакам;
- уметь определять род существительных;
- уметь правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах;
- уметь правильно склонять существительные, которые имеют форму только множественного числа и только единственного числа;
- уметь правильно употреблять в речи существительные;
- уметь безошибочно читать (с точки зрения грамматических норм произношения) тексты;
- уметь пользоваться дополнительной литературой для углубления знаний по данному разделу;
- уметь самостоятельно проводить исследования при изучении темы, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
Коммуникативные и информационные умения:
- уметь передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
- уметь перефразировать мысль;
- уметь использовать знаковые системы (тексты, таблицы) в соответствии с коммуникативной задачей;
- владеть монологической и диалогической речью;
- уметь пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями, Интернет -ресурсами.
Умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций:
- уметь оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
- развивать инициативность, самостоятельность;
- уметь применять приобретенные знания для решения различных ситуаций.
Способность к контролю и самоконтролю:
- уметь контролировать свою деятельность на уроке;
- уметь анализировать свои действия, поступки.
- развивать память, воображение, наблюдательность
Способность к творческому решению учебных и практических задач:
- уметь проявлять себя как творческая личность на уроке;
- развивать способность применять навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;
Раздел 4. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
Для развития творческой активности учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность нескольких методов и приемов, что дает наибольшую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.
Игровые технологии при изучении темы «Имя существительное» использовались:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и раздела учебного предмета;
как элемент более общей технологии;
в качестве урока или его части (введение, контроль);
как технология внеклассной работы по предмету.
Использование игровых технологий позволило активизировать учебный процесс, т.к. в процессе игры: осваиваются правила поведения и роли в социальной группе класса (мини-модели общества), переносимые затем в "большую жизнь";
рассматриваются возможности самих групп, коллективов - аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;
приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.
Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. При подготовке и проведении личностно - ориентированного урока учитываются характеристики субъектного опыта учащихся, что помогает выбрать рациональные приёмы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. В качестве дидактического материала используются: учебные тексты, грамматические сказки, карточки — задания, дидактические тесты. Учебные тексты используются и в качестве дополнительного материала при подготовке к уроку, чтобы вызвать интерес учащихся к предмету, желание активно работать на уроке.
Подобные тексты вызывают не только интерес, но и желание поделиться полученными знаниями с друзьями, родителями, а значит, ребенок не только на уроке, но и дома ещё раз вспомнит текст. Так ненавязчиво происходит закрепление полученного навыка. Кроме связных текстов учащимся предлагаются упражнения, состоящие из отдельных предложений, но связанных одной темой.
Компьютерные технологии. Компьютер является и объектом изучения, и средством обучения, и инструментом решения учебных задач. Использование компьютерных технологий при изучении темы «Имя существительное» способствует: повышению эффективности обучения (развитию интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразию форм учебной деятельности учащихся на уроке); осуществлению индивидуального подхода в обучении (работе самостоятельно с оптимальной для себя скоростью); расширению объёма предъявляемой учебной информации; обеспечению гибкости управления учебным процессом (отслеживанию процесса и результата своей работы); улучшению организации урока; повышению качества контроля знаний учащихся и разнообразию его форм; включению учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах; повышению интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшению качества образования, активизации творческого потенциала ученика и учителя, включению школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализации личности учащегося.
Обеспечению активности учебного процесса, достижению высокого уровня усвоения содержания способствовало и использование групповых технологий. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной мере возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Формы урока
При изучении раздела программы «Имя существительное» использовались как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения урока:
- интегрированный урок, основанный на межпредметных связях («Падежи имён существительных»);
- урок в форме игры («Обобщение по теме «Имя существительное»);
- урок-исследование («Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных»);
- урок-путешествие («Морфологический разбор имени существительного»);
Методы обучения.
Метод обучения - это важнейший компонент урока, ключ к достижению триединой цели урока. Метод обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающих усвоение содержания образования.
При прохождении раздела программы использовались методы:
- по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
- по степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа;
- в зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д.;
- по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный;
- по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.
В качестве контроля были использованы следующие формы:
- воспроизведение нового материала по вопросам учителя;
- выполнение упражнений по учебнику;
- индивидуальная работа по карточкам;
- составление учеником словарного диктанта (по материалам упражнений) для проверки знаний;
- чтение и запись примеров, соответствующих изученному материалу;
- комментируемое письмо;
- использование разного вида диктантов (выборочных, распределительных, контрольного);
- тестирование учащихся.
Раздел 5. Система знаний и система деятельности.
Система знаний включает в себя
Виды знания | Содержание курса «Русский язык» | Формирование языковых знаний через умения |
общенаучные знания | овладение языком как системой сохранения и передачи общечеловеческих знаний и ценностей | формирование представления о языке как форме закрепления и выражения национальной культуры, истории народа, отражения языковой картины мира |
знания из определенной научной области | формирование и развитие языковой личности учащегося, его познавательной культуры | умение использовать русский язык не только как объект изучения, но и как средство обучения и общения |
фундаментальные знания из конкретной предметной области (русский язык) | овладение учащимися основами науки о русском языке как о знаковой системе и общественном явлении; формирование представления об устройстве, развитии русского языка и его функционировании; формирование лингвистических понятий всех уровней системы языка | умение пользоваться языком в различных видах речевой деятельности, в различных ситуациях общения; умение создавать самостоятельные устные и письменные связные высказывания разных стилей, типов и жанров речи в соответствии с целями и задачами общения |
знания профильного характера, учитывающие способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии | владение языком как средством коммуникативно целесообразного речевого общения в различных сферах жизни, способом получения информации | умение использовать русский язык как способ официального и неофициального межличностного и межкультурного общения в социально-культурной, бытовой и учебной сферах; социальная адаптация |
Система деятельности включает в себя:
Виды деятельности | Содержание деятельности | Содержание деятельности применительно к русскому языку |
Познавательная деятельность. | Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, квалификация и др.). Причинно-следственные связи. Методы чувственного познания. | освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка |
Преобразующая деятельность | Отношения «Человек-природа-общество», способы выявления противоречий. Виды вопросов и методы их задавания. Постановка задач по преобразованию реальности. Методы решения этих задач. Действия в ситуации неопределенности. | расширение круга используемых языковых и речевых средств для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения; |
Способы самоопределения. Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов. Алгоритм изобретения. | овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности русского языка | |
Общеучебная деятельность | Методы учения: организация учебного места, способы поиска информации, работа с литературой (анализ исторического источника, конспектирование, аннотирование, подготовка докладов и др.); навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.); методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления, рецензирование, взаимооценка и др.). | - приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста; - овладение элементарными методами познания, умениями работать с различными источниками информации; - формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы |
Самоорганизующая деятельность | Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Виды деятельности. Самоучет. Самоанализ. Самоконтроль. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения. | - способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме - воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью - применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни - коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, формирование умения договариваться с людьми иных позиций. |
Литература.
1.Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика русского языка. – М., 2005.
2.Баранов М. Т. Русский язык 5 класс. М.: Просвещение, 2011
3.Багданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе. М.: Просвещение, 2006
4.Волина В.В. Веселая грамматика. Имя существительное. – М., 2001.
5.Гостева Ю.М., Шибаева Л.А. Существительное на уроке. // Русский язык в школе.
6.Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л., 2007
7.Иконников С.Н. Использование игр-упражнений для развития интереса учащихся к урокам русского языка. – М., 2004.
8.Малюшкин А. Б. Учебные таблицы по русскому языку 5-11 классы. М.: ТЦ Сфера, 2010
9. Методические рекомендации по проведению процедур аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений /Под ред. В.Ю. Ереминой, Г.А. Игнатьевой.- 2012 г. Основы методики русского языка. Пособие для учителей под редакцией Ладыженской Т. А. М.: Просвещение, 2007
10.Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык» 5-9 класс. М.: Просвещение, 2011г.
11.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты -пятиминутки по русскому языку, 5класс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Тесты-пятиминутки по русскому языку для 5 класса. Каждый тест представлен в 3-х вариантах. Тесты состоят из 4-6 заданий, различных по типу формулировки и степени сложности. Проводятся тесты в конце ур...
Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку в 5 классе «Лексика. Культура речи»
Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку в 5 классе «Лексика. Культура речи». Аттестационная работа с презентацией....
Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ...
Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку "Частица" (7 класс)
Содержание методической разработки 1. Введение. 2. Пояснительная записка: • актуальность данного раздела программы; •...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А, Тростенцовой
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколен...
Методическая разработка раздела образовательной программы «Обществознание» 7 класс
Методическая разработка раздела образовательной программы «Обществознание» 7 классРабочая программа учебного предмета «Обществознание» для муниципального бюджетного образ...
календарно- тематическое планирование по русскому языку 6 класс по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др.
Календарно- тематическое планирование составлено по УМК по русскому языку для 6 класса авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др.. Планирование соответствует требованиям ФГОС.Может служить основой дл...