Методическая разработка раздела образовательной программы. Русский язык. 5 класс, "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др.: «Русский язык», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2011г.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Денисова Наталья Алексеевна

Структура работы.

Пояснительная записка……………………………………………………………………..3

Раздел 1. Цели и задачи методической разработки  раздела образовательной программы по русскому языку «Имя существительное» в 5 классе…………………….4

Раздел 2.Психолого–педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными

особенностями……………………………………………………………………………….6

Раздел 3.Ожидаемые результаты освоения раздела программы по русскому языку…..8

Раздел 4.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу

программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся………………………………………………………………………………...9

Раздел 5.Система знаний и система деятельности………………………………………13

Раздел 6.Календарно-тематическое планирование по разделу «Имя существительное»………………………………………………………………………….16

Раздел 7. Разработка урока………………………………………………………………..23

Список литературы………………………………………………………………………...34

Приложение………………………………………………………………………………...35

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdel_6.doc86.5 КБ
Microsoft Office document icon razdel_programmy_17.02.2014.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Раздел 6. Календарно – тематическое планирование по разделу «Имя существительное» (20+4 р.р.)

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уроку

Вид

контроля

Дом.

задание

дата

1

Имя существительное как часть речи.

1ч.

Комбинированный

Морфологические признаки существительного как часть речи, его роль в предложении, употреблении в речи.

Знать морфологические признаки существительного как часть речи, уметь узнавать существительное среди других частей речи

Входящий тест.

§.89. упр. № 463

2

Доказательства в рассуждении.

1ч.

Урок развития речи 1

Строение текста рассуждения: тезис, доказательства, вывод. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Знать структуру сочинения – рассуждения. Уметь приводить аргументы и факты в качестве доказательства, использовать вводные слова для связи частей текста-рассуждения.

Написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем.

3

Имена существительные одушевлённые и неодушевленные.

1ч.

Урок объяснения нового материала.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Различия между одушевлёнными и неодушевлёнными  именами существительными.

Знать о связи категории одушевлённости-неодушевлённости с понятиями: живое-неживое. Уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена сущ-е, находить в тексте приём олицетворения.

Распределительный диктант

§. 91, упр. № 481

4

Имена существительные собственные и нарицательные.

2ч.

Комбинированный

 

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях историческиё событий. Боьшая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений. Выделение их кавычками.

Знать деление существительных на собственные и нарицательные. Уметь правильно писать имена сущ. Собственные, учитывая значение слова.

§. 92, Упр. № 491

5

Сжатое изложение

1ч.

Урок развития речи 2

Текст. Основная мысль текста. Деление текста на абзацы. Стиль текста.. Выделение ключевых слов.

Уметь выбирать из текста опорные слова, по которым восстанавливается текст, понимать содержание текста, выделяя его структурные части, сжато пересказывать текст.

Написание изложения.

6

Морфологический разбор имени существительного.

1ч.

Комбинированный.

Морфологические признаки существительного.

Знать морфологические признаки существительного. Уметь правильно определять морфологические признаки, соблюдать порядок разбора, следить за правильностью сокращений.

Составление плана – конспекта теории учебника по упр. № 497

 

§. 93, упр. № 498

7

Род имён существительных.

1ч.

Урок усвоения новых знаний.

Род как постоянный признак существительного

Знать о принадлежности слова к одному из трёх родов. Уметь определять род имени существительного, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с сущ., род которых может быть определён неверно.

§. 94, упр. № 505

8

Имена сущ., которые имеют форму только множественного числа

Урок усвоения новых знаний.

Число имен сущ. Существительные, имеющие фору только множественного числа

Знать существительные, имеющие форму только множественного числа, уметь употреблять эти сущ. в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени, соблюдать орфоэпические нормы

Слуховой диктант

§95. Упр. 510

9

Имена сущ., которые имеют форму только

единственного числа

Урок усвоения новых знаний

Существительные, имеющие форму только единственного числа

Знать о существительных, имеющих форму  только единственного числа. Уметь употреблять эти сущ. в речи в сочетании с прилагательными и глаголами в прошедшем времени.

§96. Упр. 515, 516

10

Три склонения имен существительных

Комбинированный урок.

Типы склонений имен сущ.

Знать способ определения склонения имен сущ. Уметь задавать вопросы, применять правило « И-Е в окончаниях имен существительных»

Распредели- тельный словарный диктант. Таблица «Склонение имен существительных».

§97. Упр. 519

11

Падеж имен существительных

Комбинированный урок

Система падежей в русском языке

Знать падежи и падежные вопросы.

Таблица падежей

Промежуточное тестирование.

§98. Упр. 523

12

Правописание гласных в падежных окончаниях  существительных в единственном числе

Комбинированный урок

Падежные окончания имен существительных единственного числа

Знать правило выбора Е - И в безударных падежных окончаниях сущ., владеть способом действия при выборе орфограммы, безошибочно писать.

Зрительный диктант, творческое списывание

§ 99. упр. № 535

13

Существительные на ИЯ,ИЕ,ИЙ.

Урок усвоения новых знаний

Окончания сущ. На ИЯ,ИЕ,ИЙ в родительном, дательном и предложном падежах

Знать сущ. на ИЯ,ИЕ,ИЙ как особую группу. Уметь применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать

Составить таблицу, включив в неё новую информацию, дополнить своими примерами

§99, 540

14

Проверочный

диктант

Урок проверки имеющихся знаний

Отследить уровень усвоения знаний с последующей корректировкой.

Написание текста под диктовку

15

Подробное изложение с элементами описания

Урок развития речи 3

Подробное изложение текста. Тип речи: повествование, описание. Заголовок.

Уметь озаглавливать текст, подробно его пересказывать, передавать содержание от 3 лица, включать в него элементы описания предмета

Написание изложения

16

Множественное число существительных

Комбинированные уроки

Правильное употребление существительных в речи. Орфоэпические и грамматические нормы

Знать особенности написания и употребления форм множественного числа имен сущ. Им. И Род. падежей.

Составление опорных схем

§100. Упр.562

17

Правописание О-Ё после шипящих и Ц.

Урок усвоения новых знаний.

Буквы О - Е после шипящих в окончаниях имён существительных

Уметь определять морфему с орфограммой, применять правило в зависимости от морфемы.

Работа с перфокартами.

§101.

Упр.557,560

18

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Повторительно-обобщающий урок.

Морфологические

признаки существительного. Правописание окончаний существительных. Употребление существительных в речи.

Уметь опознавать существительные в речи, опознавать слова с орфограммой, воспринимать текст с изученной орфограммой на слух, применять изученные правила правописания существительных на письме, употреблять существительные в речи с соблюдением грамматических и орфографических норм.

Контрольные вопросы, диктант «Проверь себя» 

Упр,562

19

Контрольный диктант и его анализ.

2 ч.

Урок контроля

Имя существительное.

Уметь опознавать существительные в речи, опознавать слова с орфограммой, воспринимать текст с изученной орфограммой на слух, применять изученные правила правописания существительных на письме, употреблять существительные в речи с соблюдением грамматических и орфографических норм

Диктант с грамматическим заданием

Составить словарный диктант  из по теме «Имя существительное»

20

Устное сочинение по картине

1ч.

Урок развития речи 4

Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

Знать об элементах рассуждения в описании; понимать отношение художника к изображаемому. Уметь включать элементы рассуждения в устное описание изображённого на картине. Уметь составлять отзывы на устное сочинение ученика.

Составить устное описание картины.



Предварительный просмотр:

   Управление образования администрации городского округа город Выкса                      Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                          Вильская средняя общеобразовательная школа

                            Аттестационная работа на первую категорию

                           МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА

                              ОБРАЗОВАРТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

                                           РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 класс

УМК: Программа. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др., «Русский язык» 5-9                                            классы, Москва, «Просвещение», 2011г.

 Учебник. Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранови др.: «Русский  язык», 5 класс, Москва,    «Просвещение», 2011г.

                        ЧастьII. Морфология. Орфография. Культура речи.

                                               Имя существительное.

                                                                                 Работу выполнила:

                                                                              учитель русского языка и литературы

                                                                    МБОУ Вильской СОШ г. Выкса

                                                                 Денисова Наталья Алексеевна

 Образование: высшее

 Педагогический стаж 20 лет

 Контактная информация:

 natalyadenisova.1973@mail.ru

 ntk/ 8(83177)6-61-31        

                                                                    Выкса        

                2014год

Структура работы.

Пояснительная записка……………………………………………………………………..3

Раздел 1. Цели и задачи методической разработки  раздела образовательной программы по русскому языку «Имя существительное» в 5 классе…………………….4

Раздел 2.Психолого–педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными

особенностями……………………………………………………………………………….6

Раздел 3.Ожидаемые результаты освоения раздела программы по русскому языку…..8

Раздел 4.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу

программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся………………………………………………………………………………...9

Раздел 5.Система знаний и система деятельности………………………………………13

Раздел 6.Календарно-тематическое планирование по разделу «Имя существительное»………………………………………………………………………….16

Раздел 7. Разработка урока………………………………………………………………..23

Список литературы………………………………………………………………………...34

Приложение………………………………………………………………………………...35

Пояснительная записка.

   Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:

 - общения во всех сферах жизни;

- хранения и передачи информации;

- связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

   Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:  воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину и уважающего свой язык;

овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, совершенствование коммуникативных способностей.

   Разработка раздела образовательной программы  по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, рабочей  программы для общеобразовательных учреждений  М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М Шанский и др., «Русский язык», 5-9 классы.  М.: «Просвещение», 2011 год. Программа рассчитана на 204 часа в год (6 часов в неделю).

Данная программа входит в состав учебно-методического комплекта по русскому языку для 5 класса:  Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и другие «Русский язык», 5 класс – учебник. М.: «Просвещение», 2011;

 О.В. Беляева, О.А. Даценко «Универсальные поурочные разработки по русскому языку», 5 класс,  к учебникам М.Т. Баранова (М.: «Просвещение) и др., М, «Вако», 2009г.

   Имя существительное изучается в разделе «Морфология». Этой части  речи  уделяется достаточно много внимания в начальных классах. Однако учащиеся 5 класса допускают ошибки в согласовании прилагательных и глаголов прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко), затрудняются в склонении существительных, которые имеют  

форму только единственного или множественного числа. Учащиеся испытывают затруднения в написании гласных в падежных окончаниях существительных на –ия, -ие, - ий, а также в выборе гласных -е, -и  в окончаниях существительных в родительном, дательном, предложном падежах. Следует отметить, что не только учащиеся делают ошибки. Очень часто мы слышим некорректное употребление форм существительных в речи дикторов телевидения, политиков и многих других людей. Поэтому  изучение данного раздела на уроках русского языка является актуальным.

    Практическая направленность изучения раздела «Имя существительное» находит свою реализацию в усвоении норм различных уровней, а именно: орфоэпических – четкое артикулирование и правильное акцентирование имён существительных, морфологических – изменение существительных по падежам, синтаксических – согласование и управление в сочетаниях имен прилагательных, глаголов с именами существительными, лексических – сочетаемость существительных с определенными группами имен существительных, орфографических.

    Целью данной программы является познавательно-практическая направленность, то есть знание учащимися родного языка и формирование у них языковых и речевых навыков, а также формирование их лингвистической и коммуникативной компетенций.

    Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Раздел 1.Цели и задачи изучения раздела «Имя существительное».

  Для методической разработки мною был выбран раздел  «Имя существительное» программы М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др., «Русский язык», 5-9 классы.  М.: «Просвещение», 2011г.

На изучение данного раздела отводится 24 часа (20 + 4 р.р.)

При выборе этого раздела я руководствовалась следующими мотивами:

Во-первых, на уроках можно слышать грубые речевые ошибки в неправильном употреблении форм имён существительных, которые  допускают  ученики при ответах;

Во-вторых, учащиеся затрудняются в склонении существительных, которые имеют  форму только единственного или множественного числа, а также  испытывают затруднения в написании гласных в падежных окончаниях существительных на -ия,

 -ие, - ий, а также в выборе гласных -е, -и  в окончаниях существительных в родительном, дательном, предложном падежах;

В-третьих, темы данного раздела позволяют в полной мере реализовать их через системно-деятельностный и компетентностный подходы.

 Чтобы добиться положительного результата, учитель русского языка обязан вызвать устойчивый интерес при изучении данного раздела, а учащимся необходимо осознать важность  изучаемого материала.

Основные цели изучения раздела:

1.Познавательная - формирование  понятия об имени существительном как о самостоятельной части речи, входящей в группу именных частей речи;

овладение практическими умениями  правописания имён существительных в различных формах;

2. Развивающая - развитие навыков, связанных с употреблением существительных в устной  и письменной речи;

3. Воспитывающие – воспитание любви к родному языку, интереса к предмету.

Основные задачи: 

- научить отличать имя существительное от других частей речи, опираясь на морфологические признаки;

- научить определять  принадлежность имён существительных к одному из трёх родов;

- научить  различать существительные, которые имеют форму только множественного и только единственного числа;

- научить различать одушевлённые и неодушевлённые существительные; собственные и нарицательные;

-  учить грамотно писать  и употреблять существительные, соблюдая нормы управления и согласования;

- учить высказываться на лингвистическую тему;

-  развивать творческую, речевую, мыслительную деятельность учащихся;

- развивать умения пользоваться дополнительной литературой для углубления знаний по данному разделу;

- учить обобщать,  классифицировать, систематизировать изученный материал;

- показать взаимодействие разных наук на уроке русского языка;

- способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету;

- воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность, доброту, деликатность, толерантность, трудолюбие;

-  формировать культуру умственного труда.

Раздел 2.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

  Образовательная программа по русскому языку (5 – 9 классы)  рассчитана  на учащихся, ориентированный возраст которых 11 – 16 лет (средний школьный возраст).

Данный раздел изучался в 5 классе МБОУ Вильской СОШ в 2013-2014 учебном году. В классе 25 человек, из них 15 девочек, 10 мальчиков13 человек обучаются на «4» и «5» (качество знаний  52 %).

   Основным видом деятельности пятиклассника, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте изменяется.

    Пятиклассники (дети 11лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

  Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узко - практическими целями.   В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.

   Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.

В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.

В школьном обучении учебные предметы начинают выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Они знакомятся с множеством фактов, готовы рассказать о них или даже выступить с короткими сообщениями на уроке.

  Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности. В этот период учащиеся имеют повышенную возбудимость, импульсивность. Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя. Педагогу важно подчеркивать ценность и уникальность каждого, повышать его самоуважение. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико-синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления.

Проведенное психолого-педагогическое исследование дало следующие результаты:

  1. оценка школьной мотивации учащихся (по методике М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой): высокий уровень мотивации – 12%; средний – 88%, низкий – 0;
  2. исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона): высокий  уровень внимания – 64%, средний – 32%, низкий – 4%;
  3. диагностика словесно-логического мышления (Л.И.Переслени, Л.Ф.Чупрова):

высокий уровень мышления – 65%, средний – 35%, низкий – 0%;

     4. исследование кратковременной памяти (А.Р.Лурия): высокий уровень – 18%,

           средний –   64%, низкий 18%. ( приложение 1)

Разработка данного раздела программы осуществлялась с учетом перечисленных выше возрастных особенностей учащихся и результатами проведенного психолого-педагогического исследования.

Раздел 3. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

Научные знания и представления:

- классификация, систематизация научных понятий о существительном;

- введение  новых знаний в систему старых;

- отбор необходимых знаний из большого объема информации;

- обобщение знаний, составление таблиц по изученному материалу.

Умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности:

- уметь отличать существительные от других частей речи по морфологическим признакам;

- уметь определять  род существительных;

- уметь  правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах;

- уметь правильно склонять существительные, которые имеют форму только множественного числа и только единственного числа;

- уметь правильно употреблять в речи существительные;

- уметь безошибочно читать (с точки зрения грамматических норм произношения) тексты;

- уметь пользоваться дополнительной литературой для углубления знаний по данному разделу;

- уметь самостоятельно проводить исследования при изучении темы, доказывать свою точку зрения, делать выводы.

Коммуникативные и информационные умения:

- уметь передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

- уметь перефразировать мысль;

- уметь использовать знаковые системы (тексты, таблицы) в соответствии с коммуникативной задачей;

-  владеть  монологической и диалогической речью;

- уметь  пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями, Интернет -ресурсами.

  Умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций:

- уметь  оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;

- развивать  инициативность, самостоятельность;

- уметь применять приобретенные знания для решения различных ситуаций.

Способность к контролю и самоконтролю:

- уметь контролировать свою деятельность на уроке;

 - уметь анализировать свои действия, поступки.

- развивать память, воображение, наблюдательность

Способность к творческому решению учебных  и практических задач:

-  уметь проявлять себя как творческая личность на уроке;

 - развивать способность  применять навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;

Раздел 4. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

         Для развития творческой активности учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность нескольких методов и приемов, что дает наибольшую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.                                        

Игровые технологии при изучении темы «Имя существительное» использовались:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и раздела учебного предмета;

как элемент более общей технологии;

в качестве урока или его части (введение, контроль);

как технология внеклассной работы по предмету.

Использование игровых технологий позволило активизировать учебный процесс, т.к. в процессе игры: осваиваются правила поведения и роли в социальной группе класса (мини-модели общества), переносимые затем в "большую жизнь";

рассматриваются возможности самих групп, коллективов - аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;

приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.

  Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. При подготовке и проведении личностно  - ориентированного урока учитываются характеристики субъектного опыта учащихся, что помогает выбрать рациональные приёмы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. В качестве дидактического материала используются: учебные тексты, грамматические сказки, карточки — задания, дидактические тесты. Учебные тексты используются и в качестве  дополнительного материала при подготовке к уроку, чтобы вызвать интерес учащихся к предмету,  желание активно работать на уроке.

Подобные тексты вызывают не только интерес, но и желание поделиться полученными знаниями с друзьями, родителями, а значит, ребенок не только на уроке, но и дома ещё раз вспомнит текст. Так ненавязчиво происходит закрепление полученного навыка. Кроме связных текстов учащимся предлагаются упражнения, состоящие из отдельных предложений, но связанных одной темой.

  Компьютерные технологии. Компьютер является и объектом изучения, и средством обучения, и инструментом решения учебных задач.   Использование компьютерных технологий при изучении темы «Имя существительное» способствует: повышению эффективности обучения (развитию интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразию форм учебной деятельности учащихся на уроке); осуществлению индивидуального подхода в обучении (работе самостоятельно с оптимальной для себя скоростью); расширению объёма предъявляемой учебной информации; обеспечению гибкости управления учебным процессом (отслеживанию процесса и результата своей работы); улучшению организации урока; повышению качества контроля знаний учащихся и разнообразию его форм; включению учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах; повышению интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшению качества образования, активизации творческого потенциала ученика и учителя, включению школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализации личности учащегося.

  Обеспечению активности учебного процесса, достижению высокого уровня усвоения содержания способствовало и использование групповых технологий. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной мере возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней  ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Формы урока

При изучении раздела программы «Имя существительное» использовались как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения урока:

- интегрированный  урок, основанный на межпредметных связях («Падежи имён существительных»);

- урок в форме игры («Обобщение по теме «Имя существительное»);

- урок-исследование («Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных»); 

- урок-путешествие («Морфологический разбор имени существительного»);

Методы обучения.

Метод обучения - это важнейший компонент урока, ключ к достижению триединой цели урока. Метод обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающих усвоение содержания образования. 

При прохождении раздела программы использовались методы:

-  по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;

- по степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа;

- в зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д.;

- по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский;

-  по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный;

-  по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.

В качестве контроля были использованы следующие формы:

- воспроизведение нового материала по вопросам учителя;

 - выполнение упражнений  по учебнику;

 - индивидуальная работа по карточкам;

 - составление учеником словарного диктанта (по материалам упражнений)  для проверки знаний;

 - чтение и запись  примеров, соответствующих изученному материалу;

- комментируемое письмо;

- использование  разного вида диктантов (выборочных, распределительных, контрольного);

- тестирование учащихся.

Раздел 5. Система знаний и система деятельности.

Система знаний включает в себя

Виды знания

Содержание курса «Русский язык»

Формирование языковых знаний через умения

общенаучные знания

овладение языком как системой сохранения и передачи общечеловеческих знаний и ценностей

формирование представления о языке как форме закрепления и выражения национальной культуры, истории народа, отражения языковой картины мира

знания из определенной научной области

формирование и развитие языковой личности учащегося, его познавательной культуры

умение использовать русский язык не только как объект изучения, но и как средство обучения и общения

фундаментальные знания из конкретной предметной области (русский язык)

овладение учащимися основами науки о русском языке как о знаковой системе и общественном явлении; формирование представления об устройстве, развитии русского языка и его функционировании; формирование лингвистических понятий всех уровней системы языка

умение пользоваться языком в различных видах речевой деятельности, в различных ситуациях общения; умение создавать самостоятельные устные и письменные связные высказывания разных стилей, типов и жанров речи в соответствии с целями и задачами общения

знания профильного характера, учитывающие способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии

владение языком как средством коммуникативно целесообразного речевого общения в различных сферах жизни,  способом получения информации

умение использовать русский язык как способ официального и неофициального межличностного и межкультурного общения в социально-культурной, бытовой и учебной сферах; социальная адаптация

Система деятельности включает в себя:

Виды деятельности

Содержание деятельности

Содержание деятельности применительно к русскому языку

Познавательная деятельность.

Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, квалификация и др.). Причинно-следственные связи. Методы чувственного познания.

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка

Преобразующая деятельность

Отношения «Человек-природа-общество», способы выявления противоречий. Виды вопросов и методы их задавания. Постановка задач по преобразованию реальности. Методы решения этих задач. Действия в ситуации неопределенности.

расширение круга используемых языковых и речевых средств для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;

Способы самоопределения. Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов. Алгоритм изобретения.

овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности русского языка

Общеучебная деятельность

Методы учения: организация учебного места, способы поиска информации, работа с литературой (анализ исторического источника, конспектирование, аннотирование, подготовка докладов и др.); навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.); методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления, рецензирование, взаимооценка и др.).

- приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;

- овладение элементарными методами познания, умениями работать с различными источниками информации;

- формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы

Самоорганизующая деятельность

Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Виды деятельности. Самоучет. Самоанализ. Самоконтроль. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения.

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме

- воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни

- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, формирование умения договариваться с людьми иных позиций.

Литература.

1.Арсирий А.Т.,  Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика русского языка. – М., 2005.

2.Баранов М. Т. Русский язык 5 класс. М.: Просвещение, 2011

3.Багданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе. М.: Просвещение, 2006

4.Волина В.В. Веселая грамматика. Имя существительное. – М., 2001.

5.Гостева Ю.М., Шибаева Л.А. Существительное на уроке. // Русский язык в школе.

6.Иванова В.А.,  Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л., 2007

7.Иконников С.Н. Использование игр-упражнений для развития интереса учащихся к урокам русского языка. – М., 2004.

8.Малюшкин А. Б. Учебные таблицы по русскому языку 5-11 классы. М.: ТЦ Сфера, 2010

9. Методические рекомендации по проведению процедур аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений /Под ред. В.Ю. Ереминой, Г.А. Игнатьевой.- 2012 г. Основы методики русского языка. Пособие для учителей под редакцией Ладыженской Т. А. М.: Просвещение, 2007

10.Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык» 5-9 класс. М.: Просвещение, 2011г.

11.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты -пятиминутки по русскому языку, 5класс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой

Тесты-пятиминутки по русскому языку для 5 класса. Каждый тест представлен в 3-х вариантах. Тесты состоят из 4-6 заданий, различных по типу формулировки и степени сложности. Проводятся тесты в конце ур...

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку в 5 классе «Лексика. Культура речи»

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку в 5 классе «Лексика. Культура речи».   Аттестационная работа с презентацией....

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку "Частица" (7 класс)

Содержание методической разработки 1. Введение. 2. Пояснительная записка:      •   актуальность данного раздела программы;      •...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А, Тростенцовой

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколен...

Методическая разработка раздела образовательной программы «Обществознание» 7 класс

Методическая разработка раздела образовательной программы «Обществознание» 7 классРабочая программа учебного предмета «Обществознание»  для муниципального бюджетного образ...

календарно- тематическое планирование по русскому языку 6 класс по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др.

Календарно- тематическое планирование составлено по УМК по русскому языку для 6 класса авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др.. Планирование соответствует требованиям ФГОС.Может служить основой дл...