Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе составлен по требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
im._sushchestvitelnye_tolko_mn.chisla.docx | 91.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Данные об учителе: Булатова Н.Е., учитель первой квалификационной категории
Предмет: русский язык Класс: 5 Учебник (УМК): М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова
Тема урока: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа» Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, энциклопедия «Удмуртская республика», синий сундучок, в который складывается раздаточный материал
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
1. Обучающиеся эффективно и продуктивно работают индивидуально, в парах и в группах, неплохо могут формулировать цель урока, делать выводы.
2. Обучающиеся обладают средним уровнем познавательных и коммуникативных действий.
Цели урока как деятельность ученика:
- развитие речи учащихся, умения распределять существительные только мн.ч. по группам, умения работать с разными видами источников (учебник, карта, раздаточный материал);
- обобщение и расширение изученных ранее знаний о существительных;
- воспитание уважительного отношения к родине, аккуратного ведения тетради.
Вид планируемых учебных действий | УУД | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | развитие у учащихся умения распознавать имена существительные только мн. числа; определять число имён существительных. | понимание и воспроизведение |
Регулятивные | формулирование цели деятельности на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно давать оценку своей деятельности на уроке. | самостоятельное действие учащихся на основе алгоритма действий |
Познавательные | совершенствование умений при объяснении языковых явлений, выявленных в ходе поиска новых сведений о категориях им.сущ. только мн.ч. | осмысление информации |
Коммуникативные | умение слушать и понимать речь других; формировать умения приходить к общему решению в совместной деятельности, выражать свои мысли и овладевать диалогической формой речи. | самостоятельные и совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи |
Личностные | осознание языка как основного средства человеческого общения; развитие самостоятельности и дисциплинированности | самостоятельное действие учащихся |
Ход урока.
- Мотивационно-целевой этап.
- Здравствуйте, ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне, возьмитесь за руки и образуйте круг.
- На что похож наш круг (учащиеся высказывают предположения)
- Похож ли круг на солнце?
- Наши руки будут лучиками. Для чего они нужны? (учащиеся высказывают предположения)
- Так пусть сегодня урок пройдёт тепло, светло и принесёт радость общения.
- Присаживайтесь, откройте тетради, запишите число, классная работа
- Вы, наверно, обратили внимание, что я сегодня на урок принесла синий сундучок, который поможет нам раскрыть тайну. Хотите знать какую? Вот первая тайна (достаю жетончики в форме 8) Почему в форме восьмёрки? Да, правильно, потому что завтра 8 марта - светлый праздник весны. Сегодня за выполнение каждого задания будете получать жетоны либо розового цвета (если ответят без ошибок), либо белого цвета (если ответят удовлетворительно). В конце урока подсчитаете, и каких жетонов у вас будет больше, то такую оценку и получите.
Достаю из сундучка предметы: ножницы, очки, карандаши. Что общего у этих слов с точки зрения русского языка? ( им. существительные)
- Что такое им. существительное? (дают определение)
- Какое из этих слов можно исключить? Почему? (карандаш, так как есть форма ед.ч. и мн.ч.)
Создание проблемной ситуации – Попробуйте, поставьте слова «ножницы» и «очки» в форму мн. ч. (отвечают, что эти существительные нельзя поставить в форму ед.ч.) отсюда вытекает тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только мн. числа)
- чему вы хотите научиться? Что хотите узнать?
2. Ориентировочный этап.
Как вы думаете, что поможет нам изучить новую тему? (Учебник, учитель..)
- Да, конечно же, учебник, помогу я, вы друг другу, если понадобиться помощь вашему товарищу, вы же не откажете?
3. Поисково-исследовательский этап.
Достаю из сундучка следующую тайну – карточки, на которых написаны группы имен существительных (Приложение1) (читают)
- Что нового вы узнали?
4. Практический этап.
1). Из сундучка достаю следующую тайну «Загадки»
- Отгадайте загадки, запишите в тетради существительные только мн.ч. (Приложение 2)
(обмениваются тетрадями и проверяем) Раздаю жетоны
Дополнительное задание: определите склонение и род этих существительных.
Вывод: склонение и род не определяются (записывают в карточку, потом приклеят в словарь или в тетрадь правил) даю жетоны
2) Из сундучка достаю следующую тайну «Учебник» Выполняем упражнение 511. Предлагаю выбрать цифру от1 до3, именно под такой цифрой выполняют задание у доски. Дополнительное задание: выделить окончания (проверяем, даю жетоны)
Вывод: существительные только мн.ч имеют окончания -и, -ы, а в словах чернила, ворота - окончание –а, следует запомнить
3) Следующая тайна «Энциклопедия»
- Знаете, как называется наша республика? Вот энциклопедия «Удмуртская Республика», прочитав которую вы можете узнать интересные факты из истории нашей республики, познакомиться с народами разных национальностей, которые проживают на территории Удмуртии. Мы проживаем в каком районе? (Называют) Предлагаю карту с изображением территории Красногорского района. Задание: самостоятельно найдите и запишите в тетради им.существительные только мн. ч.. Проверяем, раздаю жетоны.
Дополнительное задание: определите число слова Бараны. Составьте предложение.
Вывод: Наша деревня входит в число тех собственных имен, которые являются им.существительными только мн.ч.
5. Рефлексия.
- Запишите домашнее задание: упр. 511 или написать мини-сочинение о родной деревне, используя существительные мн. Числа, выучить правило из словаря.
- Что нового вы узнали?
- Оцените свою работу на уроке? (Приложение3). Посчитайте жетоны и поставьте оценку за урок.
Вы заметили, какой маленький сундучок, а сколько тайн нам сегодня раскрыл. Все хорошо поработали. Молодцы!
Приложение1
Данные существительные условно можно разделить на несколько категорий:
- Категория парных предметов: ножницы, сани, очки, брюки, колготки
- Категория временных представлений: каникулы, сутки, будни
- Категория какой - либо неопределенной массы вещества: сливки, дрожжи, духи
- Категория неопределенных действий или игр: шахматы, прятки, посиделки, городки, нарды, шашки
- Категория имен собственных в их первоначальном значении: Карпаты, Альпы, Ессентуки,Анды,Жигули
Приложение 2
- Зубасты, а не кусаются. (Грабли.)
- Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы.)
- Какая водица только для письма годится? (Чернила.)
- Дождались поры и помчались с горы. (Сани, санки)
- Два близнеца, два братца, на нос верхом садятся ( Очки)
- Хозяин лесной просыпается весной. (Медведь)
- Кто с высоких тёмных сосен, в ребятишек шишку бросил? (Белка)
- Хвост пушистый, мех золотистый, (Лиса)
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Урок русского языка по ФГОС "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие ...
Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)
В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....
Урок русского языка в 5 классе : «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»
Цель урока: - развитие речи обучающихся, логического мышления, коммуникативных возможностей...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" подготовлен для работы по учебнику образовательной системы "Школа 2...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительныеЖ, которые имеют форму только множественного числа"...
Самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"
Представлен самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные , которые имеют форму только множественного числа"...