Рабочая программа по курсу "Практическая стилистика"
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Мункуева Соелма Бадмаевна

Рабочая программа профильного курса "Практическая стилистика" рассчитана на 68ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stilistika_68ch_11klass.docx54.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ СОШ№1»

СОГЛАСОВАНО                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по   НМР                                           Директор МАОУ «ПСОШ№1»

  /Чойбсонова В.Ц./                                                          /Б.А. Ринчино/                              

                                                                                                                                                                  «___» ______________ 2018года                                    «___» ______________2018 года

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По  курсу   ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

                                     

Ступень обучения (класс)     11       (основное общее образование)

Количество часов            68              Уровень ПРОФИЛЬНЫЙ

Учитель    Мункуева Соелма Бадмаевна

Программа разработана на основе УМК «Русский язык» 10-11 классы (Н.Г. Гольцова,И.В.Шамшин др.), «Русское слово», 2015

                                                                                     РАССМОТРЕНО на МО

                                                                            Протокол №_____от

                                                                        «____»__________2018г.

                                                                   Руководитель МО                                                                                                                                        

с.Петропавловка

Пояснительная записка

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится формирование ключевых компетенций учащихся, важнейшей среди которых является коммуникативная компетенция. Огромную важность в формировании данной компетенции приобретают вопросы правильного выбора и использования языковых средств как в устной, так и в письменной речи, понимание чужих высказываний, точное и структурированное выстраивание собственной речи.

Необходимость введения курса «Практическая стилистика» обусловлена несоответствием действующих базовых программ по русскому языку на уровне среднего общего образования и требований к выпускнику средней школы в части восприятия и понимания информации, содержащейся в тексте, формулирования собственного мнения и связного, последовательного его изложения, использования различных языковых средств.

Данная рабочая программа направлена на расширенное и углубленное профильное изучение русского языка в 11 классе, подготовку учащихся выпускного класса к государственной итоговой аттестации.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 11 класса, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, Гольцовой Н.Г., программы Т.Н. Пахновой «Основы редактирования» (Программно-методические материалы.  Русский язык. 10-11 классы  – М.: Дрофа, 2015).

Целью курса является:

  • формирование коммуникативной компетенции обучающихся: повышение их речевой

культуры, формирования умений правильной, точной, богатой, выразительной речи; - развитие творческих способностей обучающихся.

Данный курс поможет учащимся в формировании коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих и составления собственных высказываний, детального анализа и понимания текста, формулирования собственного мнения, написания сочинения по тексту. Сформированность у выпускников коммуникативной компетенции важна не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления.

 Задачи курса:  

  • расширить опыт восприятия и понимания информации, содержащейся в предложении и тексте;
  • развивать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать; - научить структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;
  • совершенствовать умение правильного оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами

современного русского литературного языка;

  • формировать опыт использования в речи вариативных грамматических конструкций и лексического богатства языка, а также опыт использования изобразительно-выразительных средств, избегать стилистических ошибок при создании собственных текстов;
  • обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;

– совершенствование навыков написания сочинения-рассуждения;

- творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся.

Программа курса «Практическая стилистика» рассчитана на один год обучения, в объеме 68 часов по 2 часа в неделю.

Курс состоит из двух разделов: «Практическая стилистика и основы редактирования» и «Стилистика текста».  

Особенности программы:

1.Акцент сделан на обучение обучающихся нормам русского литературного языка, основным признакам выразительности речи, анализу текста и построению сочинения-рассуждения, что обусловлено особенностями программы по русскому языку, ориентированной прежде всего на работу с текстом.

2. Новизна курса также заключается в системе работы, назначение которой – помочь учащимся развить навыки анализа готового текста, научиться создавать собственный и овладеть умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.

Формирование умений и навыков анализа готовых текстов, формулирования собственного мнения, создания собственного текста, а также практических навыков, связанных с правильным, коммуникативно-целесообразным использованием языковых средств в речи (тексте), предполагает деятельностный подход к организации учебной работы: основной формой обучения является практикум. Программа предполагает использование традиционного обучения с элементами развивающей технологии. Приемы, методы и формы работы определяются задачами и его содержанием. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной и групповой работы, особенно на практических занятиях, посвященных лингвостилистическому анализу текста, поэтапному написанию сочинения –рассуждения.

Для программы характерен блоковый характер подачи материала, позволяющий сократить количество уроков, отпущенных на изучение темы, а также преодолеть дробность частных правил.

Усиливаются внутрипредметные связи, в частности тесная взаимосвязь русского языка и литературы, т.к. предметом лингвостилистического анализа текста становится единство содержания литературного произведения и способов языкового выражения этого содержания.  

Программа предлагает для работы большое количество предложений для редактирования и сочинений разной степени успешности. Материалы позволяют не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные учащимися, но и познакомиться с правильно построенными предложениями и хорошими сочинениями. Анализ готовых сочинений поможет научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы.

В качестве форм контроля за освоением обучающимися курса предлагаются его наиболее актуальные формы: задания, ориентированные на прохождение итоговой государственной аттестации по русскому языку, редактирование предложений, текста, создание собственных текстов в форме сочинения-рассуждения, контрольно-диагностические работы.

Промежуточная аттестация предусмотрена в форме итогового сочинения. Особенностью программы является вариативность использования итоговых уроков, которые могут использоваться для проведения тренировочных и контрольно-диагностических работ в формате ЕГЭ.

 Национально-региональный компонент в программе

В федеральном государственном образовательном стандарте уделяется особое внимание  формированию культуроведческой компетенции, тесно связанной с национально-региональным компонентом, предполагающим воспитание у учащихся национального самосознания, представления о родном языке как форме выражения национальной культуры, как материальной и духовной ценности, национальном достоянии русского народа; осознание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка; овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения; формирование любви к родному языку, гордости за него.

        Проблема приобщения школьников к национальным традициям культуре, литературе и языку народностей, проживающих в Байкальском регионе, имеет особое значение в современных условиях формирования нравственных качеств личности. Республика Бурятия в течение многих веков являлась той точкой, где столкнулись и смешались два потока мировой истории – восточной и западной, и поэтому включение национально-регионального компонента в рабочую программу лингвистического образования школьников является общественно значимым и актуальным.

Основная цель введения НРК – это воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.

Задачи НРК:

  • познакомить учащихся со структурными и функциональными особенностями русского языка в Бурятии;
  • обогатить словарный запас учащихся за счет местного языкового материала, ценного с познавательной и эстетической точки зрения;
  • на основе погружения в язык расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях;
  • дать сведения по исторической ономастике, топо- и микротопонимике;
  • раскрыть пути языкового взаимообогащения народов, населяющих регион.

Составляющие содержания национально-регионального компонента курса русского языка:

  • включают словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края,
  • языковой материал: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.,
  • литературоведческий материал, состоящий из произведений национальных писателей.

            Отобранные тексты и составленные задания к ним по разделам русского языка на этнокультурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений бурятских писателей, позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника. Данные тексты можно использовать практически на каждом уроке русского языка, так как они не нарушают структуру урока, а, наоборот, способствуют заинтересованному и вдумчивому освоению содержания текста и лингвистических знаний. Таким образом, национально-региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление.

            Включение НРК в программу имеет большое значение в решении образовательных и воспитательных задач школьного лингвистического образования. Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, расширяет представления об ее истории и сегодняшнем дне, помогает понять и оценить людей, живущих рядом, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования. Свое родное слово становится необходимой ступенькой в познании всеобщего, помогает ощутить феноменальность национального мышления, ощутить себя частицей великого целого – своего народа

 В УМК: .

 Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина .Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений /. - М.: Русское слово, 2015.

Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич, Н.А. Гурдаева «Русский язык. Нормы речи. Заговори, чтобы я тебя увидел». Учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции. – Ростор-на-Дону: Легион, 2013.  

Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки». Учебно-методическое пособие. Издание пятое.- Ростов-на-Дону: Легион, 2013.

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала  

 

Практическая стилистика (68ч)

 

 

Практическая стилистика и основы редактирования (32ч)

 

1. Введение (2 час)

Стилистика – наука об умелом выборе языковых средств. Стили речи. Языковые средства, классификация языковых средств.

 

2. Фонетика и стилистика (1 часа)

Фонетика, орфоэпия, благозвучие речи, звукопись, разноместное и подвижное ударение, какофония, аллитерация, ассонанс.

 

3. Лексическая стилистика (5 часов)

Лексикология. Лексические нормы. Смысловая точность. Выбор слова. Лексическая сочетаемость слов. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Синонимы, паронимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Контекстуальные синонимы, антонимы. Стилистическая окраска слов: использование диалектизмов, жаргонизмов, историзмов, архаизмов, неологизмов, заимствованных слов. Фразеологический оборот, его стилистические функции. Понятие образности речи. Тропы и границы их использования в речи. Лингвостилистический анализ текста.

 

4. Стилистика словообразования (2 часа)

Способы словообразования: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный, сложение, аббревиатура. Типичные недочеты и ошибки в словообразовании и их устранение.

 

5. Стилистика частей речи (6 часов)

Морфологические нормы. Стилистические особенности употребления существительных. Устранение морфолого-стилистических ошибок при их употреблении. Стилистические особенности употребления прилагательных. Формы полных и кратких прилагательных, формы степеней сравнения имен прилагательных. Устранение морфолого-стилистических ошибок при  их употреблении. Стилистические особенности употребления числительных и местоимений, наречий. Вариантное употребление некоторых форм. Выразительные возможности местоимений. Устранение морфолого-стилистических ошибок при их употреблении. Стилистические особенности употребления глагола. Образование причастий и деепричастий и их использование в речи. Устранение морфолого-стилистических ошибок при  их употреблении.

 

6. Синтаксическая стилистика (16 часов)

Требование порядка слов в предложении в зависимости от целей высказывания. Обратный порядок слов, инверсия. Лексические и грамматические нормы построения словосочетаний. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Речевые ошибки в строе простого предложения: неудачное тема-рематическое членение предложения, неправильное употребление словоформ. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Варианты грамматической координации их форм. Трудные случаи управления. Устранение ошибок в согласовании главных членов предложения. Нормативное построение предложений с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах. Устранение ошибок при их употреблении. Стилистическое использование обращений, вводных слов и вставных конструкций. Устранение ошибок при их использовании. Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, цитирование. Стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи. Устранение ошибок при цитировании. Синтаксические средства экспрессивной речи: риторические вопросы, восклицания, обращения, повторы, параллелизм, анафора, эпифора, многосоюзие, эллипсис, умолчание, градация, парцелляция. Фигуры речи. Лингвостилистический анализ текста. Устранение морфолого-синтаксических ошибок в строе простого предложения. Использование синонимических синтаксических конструкций. Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении сложных предложений. Синонимия сложных и простых предложений. Ошибки в построении сложносочиненных предложений. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

 

Стилистика текста (36часов)

        1. Текст (1 час)

Текст и его признаки. Структура текста. Функциональные стили речи: художественный, публицистический, научный, официально-деловой, разговорный. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

2. Проблема текста (4 часа)

Проблема текста. Основные типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Алгоритмы выявления проблем публицистического и художественного текстов. Выбор одной проблемы из нескольких. Способы формулирования проблемы. Типовые конструкции (штампы и клише) для формулирования проблемы.

 

3. Комментарий к проблеме (4 часа)

Понятие комментария к проблеме. Текстуальный и концептуальный комментарий. Типы информации в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Конструкции для комментирования проблемы: текстовый комментарий,  концептуальный комментарий. Введение цитат в текст сочинения. Прямая речь, косвенная речь, предложения с вводной конструкцией, цитата как часть предложения. Типичные ошибки при комментировании проблемы.

4. Авторская позиция (4 часа)

Авторская позиция в текстах различных стилей. Автор и рассказчик в художественном тексте. Средства выражения позиции автора: слова-маркеры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения и др. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора.

 

5. Аргументация собственного мнения (3 часа)

Определение собственного мнения по проблеме. Виды аргументов: логические и психологические,  рациональные, иллюстративные, ссылки на авторитет; поддерживающая и опровергающая аргументация; «аргументы к обещанию» и «аргументы к угрозе» и др. Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод. Типичные ошибки аргументации.

6. Композиция сочинения (4 часа)

Композиция сочинения: вступление, основная часть, заключение. Основные средства связи между предложениями в тексте: слова-заместители, лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, прямой и обратный порядок слов в предложении, вводные слова.Виды и формы вступления и заключения. Типовые конструкции заключения.

 

  1. Речевое оформление сочинения (4 часа)

Классификация ошибок. Виды грамматических, речевых, логических и фактических ошибок.

 

  1. Проверка работ и исправление ошибок (4 часа)

Критерии оценивания сочинения-рассуждения.  Проверка работ, исправление ошибок.

 

9. Итоговые занятия (8 часов)

Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по курсу. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

 

 

 

Тематическое планирование  

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Контроль  

1.  

Введение

2

2.  

Фонетика и стилистика

1

 

3.  

Лексическая стилистика

5

 

4.  

Стилистика словообразования

2

1

5.  

Стилистика частей речи

6

1

6.  

Синтаксическая стилистика

16

1

7

Текст

1

 

8

Проблема текста

4

 

9

Комментарий к проблеме

4

1

10

Авторская позиция

4

1

11

Аргументация собственного мнения

3

1

12

Композиция сочинения

4

1

13

Речевое оформление сочинения

4

 

14

Проверка работ и исправление ошибок

4

 

15

Итоговые занятия.

8

1

Итого

68

 8

. 

  

 

 


Календарно-тематическое планирование «Стилистика текста»

урок

а

Дата по плану  

 Дата по  факту

Тема урока

Кол

час

Практическая часть

Формы и виды  контроля

Содержание урока

Домашняя работа

1

 

 

Стилистика – наука об умелом выборе языковых средств.

 1

Анализ текстов

 

Стилистика, стили речи, языковые средства, классификация языковых средств

Анализ текстов:

стиль и тип речи

2

 

 

Требования к уровню выпускников в области речи. Входная контрольная работа.

 1

 

Создание

эссе  

 

 

3

 

 

Фонетика и стилистика.(1 час) Фоника:

благозвучие речи, звукопись. Знакомство с орфоэпией.

 1

Тестовые задания: постановка ударения в словах, произношение слов

 

Фонетика, орфоэпия, благозвучие речи, звукопись, разноместное и подвижное ударение, какофония, аллитерация, ассонанс

Индивидуальные задания

4

 

 

Лексическая стилистика (5 часов) Смысловая точность. Выбор слова.

Лексическая сочетаемость слов. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

 1

Работа с предложениями, текстом: нахождение

нарушения лексической сочетаемости.

 

Лексикология. Лексические нормы.

Смысловая точность. Выбор слова. Лексическая сочетаемость слов. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

 Индивидуальные задания

5

 

 

Использование синонимов, паронимов, антонимов, омонимов, многозначных слов

 1

Тестовые задания, работа с предложениями. Определение значения паронимов, многозначных слов, составление предложений

 

Синонимы, паронимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Контекстуальные синонимы, антонимы

Индивидуальные задания

6

 

 

Стилистическая окраска слов: использование диалектизмов, жаргонизмов, историзмов, архаизмов, неологизмов, заимствованных слов

 1

Тестовые задания, работа с предложениями: целесообразность использования стилистически окрашенных слов, замена заимствованных слов русскими,  

 

Стилистическая окраска слов: диалектизмы, жаргонизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, заимствованные слова.

 

7

 

 

Использование в речи фразеологизмов

 1

Работа с предложениями, текстом: нахождение и толкование фразеологических оборотов.

 

Фразеологический оборот, его стилистические функции

Толкование фразеологизмов

8

 

 

Понятие образности речи. Тропы и границы их использования в речи.

Лингвостилистический анализ текста

 1

Тестовые задания, работа с предложениями: нахождение тропов, их неправильного употребления, редактирование предложений.

 

Образность речи. Полисемия. Виды тропов: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, перифраз, литота, гипербола. Лингвостилистический анализ текста

Лингвостилистический  анализ текста

9

 

 

Стилистика словообразования. (2 часа) Типичные недочеты и ошибки в словообразовании и их устранение

 1

Образование новых слов различными способами, исправление неверного словообразования, задания тестового вида.

 

Способы словообразования: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный, сложение, аббревиатура

Исправление  

ошибок и недочетов в словообразовании

10

 

 

Контрольная работа по теме «Лексическая стилистика. Стилистика словообразовани

я»

 1

Редактирование текста

Редактирован ие текста

 

 

11

 

 

Стилистика частей речи. (6 часов) Стилистические особенности употребления существительны

х. Устранение морфологостилистических ошибок при их употреблении.

 1

Тестовые задания на нахождение ошибок в образовании формы существительного, редактирование предложений  

 

Морфологические нормы. Стилистические особенности употребления существительных.

Аббревиатура.

Найти и устранить морфологостилистические ошибки

в предложениях.

12

 

 

Стилистические особенности употребления прилагательных. Устранение морфологостилистических ошибок при их употреблении.

 1

Тестовые задания на нахождение ошибок в образовании формы прилагательного, редактирование предложений, создание собственных текстов.

 

Стилистические особенности употребления

прилагательных.Полные и краткие прилагательные, формы степеней имен прилагательных.

Изобразительно-выразительные возможности имен прилагательных.

Найти  и устранить морфологостилистичес кие ошибки при употреблен ии прилагатель ных в предложени ях.

13

 

 

Стилистические особенности употребления числительных, местоимений и наречий. Устранение морфологостилистических ошибок при их употреблении.

 1

Тестовые задания на нахождение ошибок в образовании форм числительных, местоимений, наречий; редактирование предложений, создание собственных текстов.

 

Стилистические особенности употребления числительных и местоимений, наречий. Вариантное употребление некоторых форм. Выразительные возможности местоимений.

Найти  и устранить морфологостилистические ошибки при употреблении числительных и местоимений, наречий. в

предложениях

14

 

 

Стилистические особенности употребления глагола.

Устранение

 1

Тестовые задания на нахождение ошибок в образовании форм глаголов, причастий, деепричастий;

 

Стилистические особенности употребления глагола. Образование причастия и деепричастия и их использование в речи.

Найти  и устранить морфологостилистические ошибки

15-16

 

 

Контрольная работа по стилистике частей речи.

 2

 

Редактирован ие предложений.

 

 

17

 

 

Синтаксическая стилистика. (16 часов) Требование порядка слов в предложении в зависимости от целей высказывания.

 1

Тестовые задания, работа с предложениями.

 

Порядок слов в предложении.

Обратный порядок слов, инверсия.  

 

18

 

 

Лексические и грамматические нормы построения словосочетаний. Правильное употребление предлогов в их составе.

 1

Тестовые задания, редактирование предложений.

 

Лексические и грамматические нормы построения словосочетаний.  

Индивидуальные задания

19

 

 

Правильное построение предложений. Речевые ошибки в строе простого предложения: неудачное  темарематическое членение предложения, неправильное употребление словоформ.

 1

Тестовые задания, редактирование предложений.

 

Построение предложений, тема, рема.

Найти и устранить речевые ошибки в построении предложени й,

употреблен ии словоформ

20

 

 

Выражение подлежащего и сказуемого. Варианты грамматической координации их форм. Устранение ошибок в согласовании главных 1членов предложения.

 1

Тестовые задания, редактирование предложений.

 

Подлежащее и сказуемое. Способы их выражения. Варианты грамматической координации их форм. Трудные случаи управления.

Редактировать

предложени

я с

ошибками в их выражении

21

 

 

Нормативное построение предложений с однородными членами. Устранение ошибок при их употреблении.  

 1

Тестовые задания, редактирование предложений.

 

Однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах. Построение предложений с однородными членами.

Редактировать

предложени

я с ошибкам

в

предложени

ях с

однородными членами, обобщающе е при них слове

22

 

 

Типичные ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов и пути их устранения  

 1

Тестовые задания, редактирование предложений.

 

Причастные и деепричастные обороты, типичные ошибки в их образовании и употреблении.

Редактировать

предложени я с

причастными и деепричастными оборотами

23

 

 

Стилистическое использование обращений, вводных слов и вставных конструкций. Устранение ошибок при их использовании.

 1

Тестовые задания, редактирование предложений

 

Обращения, вводные слова, вставные конструкции, их стилистическое использование

 

24

 

 

Стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи.

Устранение ошибок при цитировании.

 1

Тестовые задания, редактирование предложений

 

Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, цитирование; их стилистическая оценка

Передать чужую речь различными способами (индивидуальные задания)

25

 

 

Синтаксические средства экспрессивной речи. Фигуры речи.

Лингвостилистический анализ текста.

 1

Тестовые задания, редактирование

текста, лингвостилистически й анализ текста.

 

Синтаксические средства экспрессивной речи: риторические вопросы, восклицания, обращения, повторы, параллелизм, анафора, эпифора, многосоюзие, эллипсис, умолчание, градация, парцелляция.

Фигуры речи.

Лингвостилистический анализ текста.

Найти в тексте синтаксические средства экспрессии

26

 

 

Устранение морфологосинтаксических ошибок в строе простого предложения. Использование синонимических синтаксических конструкций.

 1

Тестовые задания, редактирование текста

 

Синонимические синтаксические конструкции.

Редактировать

морфологосинтаксические ошибки в строе простого

предложения

27

 

 

Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении

 1

Тестовые задания, редактирование текста

 

Стилистические недочеты и речевые ошибки при употреблении сложных предложений. Синонимия сложных и простых предложений.

Редактирование текста

28

 

 

Ошибки в построении сложносочиненных предложений

1

Тестовые задания, редактирование предложений

 

Особенности построения сложносочиненного предложения.

 

29

 

 

Ошибки в построении сложноподчиненных предложений.

 1

Тестовые задания, редактирование предложений

 

Особенности построения сложноподчиненного предложения.

Редактиров ание

предложени

й

30-31

 

 

Контрольная работа по синтаксической стилистике.

 2

 

Редактирование предложений

 

 

32

Анализ контр работы

1

33

 

 

I Раздел Текст (1 час) Текст и его признаки.

Функциональны е стили речи. Типы речи

 1

Анализ текстов с точки зрения структуры и функций.

 

Структура текста. Функциональные стили речи: художественный, публицистический, научный, официально-деловой, разговорный. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.  

Анализ текста: стиль, тип

речи, микротемы, абзацы

34

 

 

Проблема текста (4ч) Типы проблем. Способы выявления проблем. Выбор одной проблемы из нескольких.

 1

Анализ текстов:

выявление основной мысли и проблемы.

 

Проблема текста, основные типы проблем: философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические. Алгоритмы выявления проблем публицистического и художественного текстов.

 

35

 

 

Способы формулирования проблемы

 1

Формулирование проблемы текста различными способами

 

Способы формулирования проблемы; типовые конструкции – штампы и клише – для формулирования проблемы 

Стр. 23-25

36

 

 

Типичные ошибки при формулировании проблемы.

 1

 

 

Типичные ошибки при формулировании проблемы: непонимание проблемы, неумение сформулировать проблему, неоправданное расширение или сужение проблемы, подмена проблемы авторской позицией, подмена формулировки проблемы пересказом

Редактирование

формулировки проблемы

37

 

 

Практическое занятие по формулированию проблемы текста.

 1

 

Формулирова

ние проблемы готового

текста различными способами

 

Индивидуальные задания- формулиров ание проблемы

38

 

 

Комментарий к проблеме (4ч) Понятие комментария к проблеме. Типы информации в тексте.

1

Анализ текста: работа с информацией текста, определение комментария к проблеме

 

Текстуальные и концептуальный комментарий, фактуальная, концептуальная, подтекстовая информация в тексте

 

39

 

 

Типовые конструкции для комментировани я проблемы

 1

Работа с текстом:

выявление проблемы

и ее комментирование.

 

Типовые конструкции для комментирования проблемы: текстовый комментарий,  концептуальный комментарий

40

 

 

Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировани и проблемы.

 1

Работа с текстом: оформление чужой речи, редактирование комментариев к проблеме, составление собственного комментария.

 

Прямая речь, косвенная речь, предложения с вводной конструкцией, цитата как часть предложения.

41

 

 

Контрольная работа

«Формулировка

проблемы текста и ее

комментировани

е»

1

Анализ текста

Анализ текста:

выявление проблемы, ее

формулирова ние и комментарий к ней.

42

Авторская позиция (4ч) Авторская позиция в текстах различных стилей. Средства выражения позиции автора

1

Анализ текста:

выявление авторской позиции при помощи различных средств ее выражения

 Авторская позиция, автор и рассказчик в художественном тексте; средства выражения позиции автора: слова-маркеры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения

43

 

 

Типовые конструкции при формулировании авторской позиции

 1

Работа с текстом:

выявление авторской позиции, использование типовых конструкций при ее формулировании

 

Типовые конструкции для выражения авторской позиции

44

 

 

Типичные ошибки при формулировании позиции автора

 1

Работа с текстом, предложениями: выявление позиции автора, редактирование предложений, формулирование позиции автора  

 

Типичные ошибки при формулировании позиции автора

45

 

 

Контрольная работа «Определение авторской позиции в тексте»

 1

Анализ текста

Работа с текстом: выявление позиции

автора, редактирован ие предложений, формулирова ние позиции автора

 

46

 

 

Аргументация собственного мнения (3 часа) Определение собственного мнения по проблеме.  Виды аргументов.

 1

Работа по тексту:

определение собственного мнения по проблеме, его формулирование; определение видов аргументации в готовых текстах

 

Аргументация собственного мнения, аргументы, тезис, иллюстрации к аргументу, виды аргументов: логические и психологические,  рациональные, иллюстративные, ссылки на авторитет;поддерживающая и опровергающая аргументация; «аргументы к обещанию» и «аргументы к угрозе» и др.

Стр.106

47

 

 

Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации.

 1

Работа с текстом:

аргументация собственного мнения, редактирование готового текста

 

Структура аргумента: тезис, логический переход, аргумент, микровывод; типичные ошибки аргументации

48

 

 

Контрольная работа

«Аргументация собственной позиции»

 1

Работа с текстом:

аргументация собственного мнения, редактирование готового текста

Работа с текстом

49

 

 

Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями

в тексте

 1

Работа с текстом:  Выделение композиционных частей, членение на абзацы, редактирование текстов с ошибками в построении.

 

Композиция; вступление, основная часть, заключение; основные средства связи между предложениями в тексте: словазаместители, лексические повторы, анафора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, прямой и обратный порядок слов в предложении, вводные слова.

Стр.129-131 по вариантам

50

 

 

Виды и формы вступления и заключения. Типовые конструкции заключения.

 1

Работа с текстом: Написание вступления и заключения  

 

Виды и формы вступления и заключения. Типовые конструкции заключения 

 

51

 

 

Обобщающее

занятие по композиции текста, работа с текстом

 1

Выделение композиционных частей текста, членение на абзацы, логическое построение текста, редактирование текстов с ошибками в  построении

 

 

Индивидуальные задания

52

 

 

Контрольная работа «Композиция сочинения»

 1

Работа с текстом

53

 

 

Речевое оформление сочинения (4ч) Классификация  ошибок. Грамматические ошибки.

 1

Работа с предложениями, текстом:

редактирование

 

Классификация ошибок: грамматические, речевые, логические, фактические; виды грамматических ошибок

Редактирование предложений с

грамматическими ошибками

54

 

 

Речевые ошибки.

 1

Работа с предложениями, текстом:

редактирование

 

Виды речевых ошибок

Редактирование предложений с

речевыми ошибками

55

 

 

Логические и фактические ошибки.

 1

Работа с предложениями, текстом:

редактирование

 

Виды логических и фактических ошибок

Индивидуальные задания по редактированию предложений, текста

56

 

 

Практическое занятие. Редактирование предложений, текста

 1

Редактирование предложений, текста

 

 

 

57 -58

 

 

Проверка работ и  исправление ошибок (4 часа) Критерии оценивания сочинения-рассуждения.  Проверка работ, исправление ошибок.

 2

Работа с текстами: Редактирование, оценка сочинения-рассуждения

 

Критерии оценивания сочинения-рассуждения 

Стр. 185

59-60

 

 

Практическое занятие:

проверка работ и исправление ошибок сочинений-рассуждений

 2

Проверка работ и исправление ошибок работы одноклассника

 

 

 

61-63

 

 

Итоговые занятия. Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по курсу. Написание сочинения-рассуждения по тексту.

 3

 

 

 

 

64-65

 

 

Контрольная работа «Написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту»

 2

Контрольная работа «Написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту»

Контрольная работа «Написание сочинения-рассуждения по прочитанном

у тексту»

 

 

66-68

 

 

Задание 26-написание сочинений

 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень контрольных работ  

«Практическая стилистика и основы редактирования» 10 класс

№ п/п

Название контрольной работы

1.

Контрольная работа по теме «Лексическая стилистика. Стилистика словообразования»

2.

Контрольная работа по стилистике частей речи.

3.

Контрольная работа по синтаксической стилистике.  

4.

Итоговая контрольная работа.

5.

Промежуточная аттестация. Пробное итоговое сочинение.

6.

Тренировочные контрольно-диагностические работы  

7

Контрольная работа «Формулировка проблемы текста и ее комментирование»

8

Контрольная работа «Определение авторской позиции в тексте»

9

Контрольная работа «Аргументация собственной позиции»

10

Контрольная работа «Композиция сочинения»

11

Итоговая контрольная работа «Написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту»

12

Написание сочинения в формате ЕГЭ

13

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы по стилистике

 

К концу изучения курса учащиеся должны знать: 

  • нормы литературного языка: орофоэпические, лексические, грамматические (морфологические и синтаксические). Вариантность нормы. Основные признаки

выразительности речи (тропы, стилистические фигуры речи);

  • специфику написания сочинения;
  • способы формулирования проблемы текста;
  • виды вступлений и заключений;

- виды комментария;

  • основы анализа текста;
  • способы аргументации в сочинении; – виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения.

 

В результате изучения программного материала обучающийсядолжен уметь: 

  • соблюдать языковые нормы (орофоэпические, речевые, лексические, грамматические (морфологические и синтаксические) логические, этические, фактические в устных и письменных высказываниях, а также при написании сочинения-рассуждения;
  • анализировать текст с точки зрения употребления в нем изобразительно-выразительных средств;  
  • правильно понимать исходный текст;
  • «расшифровывать» информацию текста;
  • формулировать основную проблему текста;
  • комментировать основную проблему текста;
  • выявлять позицию автора и способы её выражения;
  • определять собственное мнение по проблеме, аргументировать свою позицию;
  • составлять         текст,         учитывая         смысловую         цельность,         речевую         связность         и последовательность в изложении.

 

Учащиеся должны владеть: 

  • приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синономии, устранять неоправданный подбор слов, неуместное

словоупотребление и т.д.);

  • приемами применения различных видов вступлений, заключений, аргументации, цитирования при написании сочинения-рассуждения.

 

Понимать:         взаимосвязь         учебного         курса         с         особенностями         профессий         и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному курсу.

 

Условия реализации РПУП

 

Учебно-методические средства обучения 

 

Литература для учащихся:

1. Пособия:

  • Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» - М.: Просвещение, 1984  
  • Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. «Секреты стилистики. Правила хорошей речи» - М.:

Айрис-рольф, 1996

  • СенинаН.А., НарушевичА.Г.,Гурдаева Н.А. «Русский язык. Нормы речи. Заговори, чтобы я тебя увидел». Учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции. – Ростор-на-Дону: Легион, 2013
  • СенинаН.А., НарушевичА.Г. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки». Учебно-методическое пособие. Издание пятое.- Ростов-на-Дону: Легион, 2013.

 

        2.         Словари:

  • Жуков А.В., Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка С.И.

Ожегов Словарь русского языка

  • Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь  Трудности русского языка. Сост. В.Н. Вакуров, Л.И. Рахманова, Н.В. Толстой, Н.И.

Фармаковская.

  • Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка
  • Словарь современного русского литературного языка
  • Словарь синонимов русского языка
  • Словарь антонимов русского языка и др.

 

Литература для учителя:

1. Учебники:

  • Головин Б.Н. «Основы культуры речи». – М: Просвещение, 1988
  • ГорбачевичК.С. «Нормы современного русского литературного языка» - М., 1989
  • Голуб И.Б. «Стилистика русского языка». – М.: Айрис Пресс, 2004
  • Кожина М.Н. «Стилистика русского языка». – М: Просвещение, 1983
  • Пахнова Т.Н. «Основы редактирования - М.: Просвещение, -1994. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку», Дрофа, 2008 г.

2.Пособия:

  • БарласЛ.Г. «Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978
  • БельчиковЮ.А. «Лексическая стилистика». – М.: Просвещение, 1977
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.

10-11 классы. - М., Просвещение, 1997 г.

  • Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи» - М.: Логос, 2007
  • Голуб И.Б. «Упражнение по стилистике русского языка» - М.: Айрис-пресс, 1997
  • Одинцов В.В. «Стилистика текста». – М.: Просвещение, 1980
  • ПленкинН.А. «Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка». – М.: Просвещение, 1964
  • ПленкинН.А. «Стилистика русского языка в старших класса». – М.: Просвещение, 1976
  • Розенталь Д.Э. «Справочник по правописанию и литературной правке». – М.: Айрис-пресс, 2005
  • Сенина Н.А.,Нарушевич А.Г. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки». Учебно-методическое пособие. Издание пятое.- Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
  • Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., ГурдаеваН.А. «Русский язык. Нормы речи. Заговори, чтобы я тебя увидел». Учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции. – Ростор-на-Дону: Легион, 2013
  • Сикорский Н.М. «Теория и практика редактирования». – М.: Просвещение, 1980
  • СолганикГ.Я. «Синтаксическая стилистика». – М.: Просвещение, 1973
  • Цейтлин С.Н. «Речевые ошибки и их предупреждение». – М.: Просвещение, 1982

 

    3. Журналы:

Русский язык в школе http://www.riash.ru/index.php 

Образование http://www.kriro.ru/informatsionnye_resursy/zhurnal_obrazovanie_v_respublike_komi/ 

 

Интернет ресурсы для учителя 

 

Справочные, научные материалы: 

 

http://www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка – информационносправочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме

http://etymolog.ruslang.ru/ Этимология и история русского языка

www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»

 

 

Электронные библиотеки, архивы, пособия: 

 

http://philology.ruslibrary.ru – Электронная библиотека специальной филологической литературы http://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник

http://www.gumfak.ru/russian.shtml/ – Учебные материалы по русскому языку

 

Издательский дом «Первое сентября»: 

 

http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка

 

Федеральный портал «Российское образование»: 

 

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=2

99&fids[]=279/ – Каталог образовательных ресурсов по русскому языку

 

Единое окно доступа к образовательныминтернет-ресурсам: 

 

http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/ – Ресурсы по русскому языку

 

 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ – Русский язык

 

Методические материалы: 

 

www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики»

(www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru) 

www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу

www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале

«ProШколу.RU»

http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)

www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/ – Проект «Методкабинет». Учителю русского языка и литературы (www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html) www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ –         Сеть         творческих         учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы http://school.iot.ru/ – Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей  http://slovesnikural.narod.ru/ –         Уральское         отделение         Российской         академии         образования. Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./ –         Инфотека         методических материалов по русскому языку: сайт интернет-государства учителей ИнтерГУ.ру http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/ - Сообщество учителей-словесников

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективногокурса "Основы стилистики" 10 класс

Элективный курс "Основы стилистики" расчитан на 79 часов для учащихся 10 классов. В этой программе рассматриваются основные аспекты изучения текста, его анализа. Для закрепления материала используются...

Рабочая программа по элективному курсу. Стилистика и культура речи 11 класс

Стилистика, как и культура речи, является неотъемлемой часть литературного языка. Задачи стилистики и культуры речи заключаются в том, чтобы, учитывая все индивидуальные особенности, сделать язы...

Рабочая программа элективного курса "Стилистика русского языка"

Рабочая программа  элективного курса по стилистике русского языка....

Рабочая программа по стилистике русского языка.

Пояснительная записка, таблица тематического распределения часов, использованная литература....

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи»

Рабочая программа курса « Стилистика русского языка и стилистика речи» составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: - Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российс...

Рабочая программа элективного курса "Стилистика.Анализ художественного текста"

Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса.  Он подготавливает учащихся к итоговой аттестации. Курс совмещает практическую и теоретическую часть. В результате изучения учашиеся научатся ...

Рабочая программа элективного курса «Стилистика русского языка. Культура устной и письменной речи.»

Данная рабочая программа элективного курса «Стилистика русского языка. Культура устной и письменной речи.» ориентирована на обучающихся 9 классов....