Рабочая программа элективного курса "Стилистика.Анализ художественного текста"
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса. Он подготавливает учащихся к итоговой аттестации. Курс совмещает практическую и теоретическую часть. В результате изучения учашиеся научатся составлять тексты разных стилей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stilistika._analih_teksta.doc | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«СТИЛИСТИКА. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»
10 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа элективного курса «Стилистический анализ художественного текста» предназначена для учащихся 10 класса. Данная программа элективного курса составлена на основе программно-методического материала С.С. Вартапетова «Стилистика русского языка»// Программно-методические материалы. Русский язык 10-11 классы.- М., 2008 г. и монографии Е.В. Корчагиной «Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста». – М., 2009.
Концепция и обоснованность программы
Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, освоивших курс основной школы, и позволяет углубить содержание базового учебного предмета «русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку.
Курс знакомит учеников с лексической стилистикой, сферой употребления лексических единиц, а также богатыми средствами художественной выразительности языка.
Деятельность школьников будет направлена на практическое усвоение сведений о всех основных функциональных стилях русского языка: научного, официально-делового, газетно-публицистического, разговорно-обиходного. Специфика каждого стиля будет раскрываться путём сопоставления с другими. Программой утверждается мысль о том, что язык художественной литературы не является одной из функциональных разновидностей русского литературного языка, т.к. стиль художественного произведения зависит от языковых приёмов автора и жанровых особенностей произведения.
Цель изучения курса – углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе блочного повторения; отработка навыков анализа и создания текстов разных стилей. формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ЕГЭ.
Курс предусматривает углублённую подготовку учащихся 10 класса в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием, и рассчитана на 70 часов.
Цель курса заключается, с одной стороны, в расширении лингвистического кругозора обучаемых за счёт усвоения новых стилистических знаний, а с другой - в совершенствовании их практических коммуникативных навыков и умений.
Данный элективный курс является развивающей программой по русскому языку в рамках профильного образования средней школы. Содержание курса предоставляет возможность работы на уровне повышенных требований , способствует интеллектуальному и творческому развитию учащихся.
Задачи изучения элективного курса:
- обобщение знаний по русскому языку;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Элективный курс «Стилистический анализ художественного текста» поможет школьникам развивать связную письменную речь, находить синтаксические структуры, наиболее подходящие для конкретной работы. В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой школы у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Программа элективного курса «Стилистический анализ художественного текста» рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Занятия складываются из теоретической и практической частей.
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ЕГЭ – основной результат изучения данного курса.
Система мер здоровьесберегающего характера
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- благоприятный эмоциональный настрой;
- диалоговая форма обучения;
- создание ситуации успеха;
- зарядки-релаксации (не более 3 минут);
- гимнастика для глаз (на уроках с повышенной нагрузкой на глаза).
Содержание программы
Текст как единица языка. Основные признаки текста. Структурные характеристики текста. Признаки текста: смысловая законченность, целостность, связность. Средства и способы связи структурных компонентов текста. Основные типы текстов. Типы речи. по
функционально-стилевые, жанрово-стилистические характеристики текста, Лексические и синтаксические средства организации связного текста .Информационная переработка текста. Тезисы, аннотация, реферат, аналитический разбор, библиобиографическое описание. Содержательная полнота, ясность, логичность текста. Текст как критерий культуры речи. Экспрессивность.
Типы и стили речи. Типы речи :повествование, описание, рассуждение. Понятие о типе речи как доминирующей логической структуре: утверждение, отрицание, доказательство, опровержение и др. Восприятие текста. Понятие трудности/доступности. Условия, определяющие трудность/доступность текста. Описание как тип речи. Практическая работа «Комплексный анализ текста – описания» Повествование как тип речи. Практическая работа «Комплексный анализ текста – повествования» Рассуждение как тип речи. Практическая работа «Комплексный анализ текста – рассуждения» . Соотношение понятий «стиль» и «текст». Стили речи. Понятие стилистической нормы. Стилистическая ошибка Отличие стилистических ошибок от других типов речевых ошибок. Художественный стиль и его особенности. Практическая работа «Создание текста художественного стиля». Научный стиль, его стилистические особенности. Виды научного стиля: (рецензия, статья энциклопедического типа) их характеристика. «Создание текста научного стиля». Деловой стиль.: автобиография, заявление, доверенность, протокол, резюме Практическая работа «Создание текста официально-делового стиля» Особенности текста, характерные для разговорного стиля речи. «Создание текста разговорного стиля». Публицистический стиль. Особенности текста, характерные для публицистического стиля речи. Практическая работа
«Создание текста публицистического стиля
Стилистическая окраска сло в.»
. Лексическое и грамматическое значение слова. Книжная лексика; ее разряды: Разговорная лексика; ее разряды Нейтральная лексика и ее стилистическая роль. Стилистические возможности антонимов, омонимов Антитеза, оксюморон, использование их в художественном произведении. Фразеология книжная, разговорная и нейтральная.
Крылатые выражения, заимствованные из произведений античной, зарубежной и русской классики Словообразование и стилистика. Основные способы образования слов. Словообразовательные морфемы, придающие словам книжную, разговорную и разговорно-просторечную стилистическую окраску Особенности текста, характерные для художественного стиля речи Практическая работа «Создание текста художественного стиля» Характеристика текстов научного стиля (рецензия, статья энциклопедического типа Практическая работа «Создание текста научного стиля» Характеристика текстов делового стиля (автобиография, заявление, доверенность, протокол, резюме). Практическая работа «Создание текста официально-делового стиля»
Особенности текста, характерные для публицистического стиля речи. Практическая работа «Создание текста публицистического стиля»
Основные изобразительно -выразительные средства языка Тропы как средства художественной выразительности: Сравнение
Метафора. Метонимия. Синекдоха Перифразы Стилистические фигуры Градация. Анафора. Эпифора. Инверсия.
Комплексный анализ текста
Тема, основная мысль, микротема. Тематическая целостность текста. Соотнесенность содержания и названия; структурная целостность текста. Смысловой анализ текста. Выделение основной мысли, информационных центров, вывода и обобщений Информационное содержание текста. Выявление основной и второстепенной информации. Определение жанрово-стилистической принадлежности текста. Анализ языковых средств
Особая роль синтаксических средств в выражении экспрессивности речи. Своеобразие синтаксической синонимии. Словосочетание. Стилистическая характеристика синонимических словосочетаний.
Простое предложение. Синонимия простых предложений. Стилистическая роль прямого и обратного порядка слов Практика комплексного анализа текстов разных стилей и типов. Р.Р. Творческая работа. Создание текста определённого стиля и его анализ. Защита творческих работ.
Планируемые результаты
В результате изучения элективного курса русского языка ученик должен
знать/понимать
- основные правила работы с текстом;
- основные средства выразительности;
- основные сведения по стилистике русского языка;
уметь
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами;
- производить комплексный анализ художественного текста.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- совершенствования коммуникативных способностей;
- развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения русскому языку
Литература для учителя
1.С.С. Вартапетов «Стилистика русского языка»// Программно-методические материалы. Русский язык 10-11 классы.- М.,2008.
2. Корчагина Е.В. Русский язык: Содержательный и языковой анализ текста. – М., 2009.
3.М.Е. Кривоплясова. Средства и приемы выразительной речи. Волгоград, «Учитель», 2007.
4. Т.С. Кудрявцева, Ю.В. Ванников «Тайны текста» // «Русский язык в школе» №3, 2005.
Литература для учащихся
1.Дейкина А.Д. Русский язык. Раздаточные материалы. 10 класс.- М.: Дрофа, 2006г.
Тематическое планирование (70 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока, форма и виды работ | Формы и методы контроля | Дата | |||
Текст как единица языка | ||||||||
1 | Текст и его основные признаки | 1 | Лекция. | Составление плана лекции учителя. | ||||
2 | Признаки текста: смысловая законченность, целостность, связность.. | 1 | Комбинированный. Творческий | Практическая работа: анализ текстов и выявление особенностей. | ||||
3 | Средства и способы связи структурных компонентов текста. | 1 | Комбинированный Практикум | Творческая работа. Анализ текста | ||||
4 | Основные типы текстов. | 1 | Комбинированный Практикум | Работа со словарями. Определение стилистической роли синонимов, антонимов, паронимов. | ||||
5 | Функционально-стилевые, жанрово-стилистические характеристики текста | 1 | Лекция. Урок-исследование | Составление плана лекции. Работа с текстами | ||||
6 | Лексические и синтаксические средства текста | 1 | Комбинированный, , работа в парах | Анализ текста | ||||
7 | Информационная переработка текста. | 1 | Комбинированный Урок-наблюдение | Анализ стихотв. поэтов – футуристов | ||||
8 | Содержательная полнота, ясность, логичность текста. | 1 | Комбинированный Практикум | Редактирование текстов. | ||||
9 | Типы речи.: повествование, описание, рассуждение | 1 | Комбинированный Творческая работа. | Анализ текстов, составление текстов различных типов | ||||
10 | Утверждение, отрицание, доказательство, опровержение и др. | 1 | Комбиниров. Практикум | Практическая работа. Определение стилистических средств в текстах и их роли. | ||||
11 | Восприятие текста. Понятие трудности/доступности. | 1 | Комбинированный Урок-наблюдение | Конспект лекции учителя. Практическое занятие. | ||||
12 | Описание как тип речи | 1 | Комбинированный Лекция Практическое занятие. | Конспект, анализ текста Сочинение-миниатюра, анализ текста | ||||
13 | Практическая работа «Комплексный анализ текста – описания» | 1 | Практическое занятие. | Анализ текста | ||||
14 | Повествование как тип речи | 1 | Комбинированный Лекция Практическое занятие. | Сочинение-миниатюра, анализ текста | ||||
15 | Практическая работа «Комплексный анализ текста – повествования» | 1 | Практическое занятие. | Анализ текста | ||||
16 | Рассуждение как тип речи | 1 | Комбинированный Лекция | Сочинение-рассуждение | ||||
17 | Практическая работа «Комплексный анализ текста – рассуждения» | 1 | Практическое занятие. | Анализ текста | ||||
18 | Соотношение понятий «стиль» и «текст». Стилистические качества языковых единиц. | 1 | Комбинированный Лекция | Редактирование текстов | ||||
19 | Стили речи. Понятие стилистической нормы. | 1 | Урок-наблюдение | Редактирование текстов | ||||
20 | Звукопись, анафора. | 1 | Урок-исследование | Работа с упражнениями | ||||
21 | Нейтральный, книжный, разговорный стиль. | 1 | Урок-наблюдение | Работа с упражнениями | ||||
22 | Стилистическая ошибка как результат нарушения стилистической нормы.. | 1 | Урок-исследование | Редактирование текстов | ||||
23 | Лексика и стилистика. | 1 | Комбинированный Лекция | конспект | ||||
24 | Книжная лексика; ее разряды: | 1 | Комбинированный Урок-наблюдение | Составление текста | ||||
25 | Разговорная лексика; ее разряды | 1 | Беседа | Составление диалога. монолога | ||||
26 | Нейтральная лексика и ее стилистическая роль. | 1 | Урок-исследование | Работа с текстами | ||||
27 | Многозначность слова и ее отношение к стилистике. | 1 | Урок-исследование | Работа с упражнениями | ||||
28 | Стилистические синонимы; ряды стилистических синонимов | 1 | Практическая работа | Работа со словарями. Определение стилистической роли синонимов, антонимов, паронимов. | ||||
29 | Стилистические возможности антонимов, омонимов. | 1 | Практическая работа | Работа с упражнениями | ||||
30 | Антитеза, оксюморон, использование их в художественном произведении. | 1 | Практическая работа | Анализ текста | ||||
31 | Стилистическая оценка жаргонизмов. | 1 | Практическая работа | Анализ текста | ||||
32 | Стилистические особенности заимствованных слов. | 1 | Практическая работа | Работа с упражнениями | ||||
33 | Устаревшие слова и неологизмы в аспекте стилистики. | 1 | Урок-исследование | Работа с текстами | ||||
34 | Фразеология и стилистика. | 1 | Комбинированный Урок-наблюдение | Нахождение фразеологизмов в тексте | ||||
35 | Фразеология книжная, разговорная и нейтральная. | 1 | Практическая работа | Анализ текста | ||||
36 | Ограниченность состава нейтральной фразеологии; причины этого явления. | 1 | Урок-исследование | Работа с упражнениями | ||||
37 | Крылатые выражения. | 1 | Практическая работа | Анализ текста | ||||
38 | Синонимия слов и фразеологических единиц. | 1 | Беседа | Анализ текста | ||||
39 | Словообразование. Основные способы образования слов. | 1 | Лекция | Конспект, выполнение упражнений | ||||
40 | Словообразовательные морфемы, придающие словам стилистическую окраску | 1 | Комбинированный Урок-наблюдение | Анализ текста | ||||
41 | Стилистические качества суффиксов | 1 | Практикум | Выполнение упражнений | ||||
42 | Особенности художественного стиля речи | 1 | Лекция с элементами беседы | Редактирование текста | ||||
43 | Практическая работа «Создание текста художественного стиля» | 1 | Практикум | Сочинение | ||||
44 | Научный стиль, его особенности. и виды | 1 | Комбинированный Урок-наблюдение | Анализ текстов | ||||
45 | Практическая работа «Создание текста научного стиля» | 1 | Практикум | Сочинение | ||||
46 | Деловой стиль (автобиография, заявление, доверенность, протокол, резюме). | 1 | Комбинированный Урок-наблюдение | Анализ текстов | ||||
47 | Практическая работа «Создание текста официально-делового стиля» | 1 | Практикум | Создание документа | ||||
48 | Особенности разговорного стиля речи. | 1 | Комбинированный Урок-наблюдение | Анализ текстов | ||||
49 | Практическая работа «Создание текста разговорного стиля» | 1 | Практикум | Сочинение | ||||
50 | Особенности публицистического стиля речи. | 1 | Комбинированный Урок-наблюдение | Анализ текста | ||||
51 | Практическая работа «Создание текста публицистического стиля» | 1 | Практикум | Ссочинение | ||||
Основные изобразительно-выразительные средства языка | ||||||||
52 | Тропы как средства художественной выразительности | 1 | Лекция с элементами беседы. | |||||
53 | Речевые штампы. | 1 | Комбинированный Урок-наблюдение | Анализ текста | ||||
54 | Постоянные эпитеты как средство стилизации. | 1 | Комбинированный Урок-наблюдение | Выполнение упражнений | ||||
55 | Сравнение | 1 | Практикум | Выполнение упражнений | ||||
56 | Метафора. Развёрнутые метафоры. | 1 | Комбинированный Урок-наблюдение | Выполнение упражнений | ||||
57 | Метонимия. Синекдоха – разновидность метонимии. | 1 | Комбинированный Урок-наблюдение | Выполнение упражнений | ||||
58 | Стилистические фигуры речи Образные и необразные перифразы. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Редактирование текста | ||||
59 | Градация. Анафора. Эпифора. Инверсия. | 1 | Комбинированный Урок-наблюдение | Анализ текста | ||||
60 | Тема, основная мысль, микротема. | 1 | Практикум | Анализ текста | ||||
61 | Тематическая целостность текста. Соотнесенность содержания и названия текста; | 1 | Практикум | Работа с текстами разных стилей | ||||
62 | Смысловой анализ текста. Выделение основной мысли | 1 | Практикум | Комплексный анализ текста | ||||
63 | Информационное содержание текста. Выявление основной и второстепенной информации. | 1 | Урок-исследование | Выполнение упражнений | ||||
64 | Определение жанрово-стилистической принадлежности текста. | 1 | Практикум | Анализ текстов | ||||
65 | Анализ языковых средств. синтаксические средства | 1 | Комбинированный Урок-наблюдение | Анализ текста | ||||
66 | Словосочетание. Стилистическая характеристика синонимических словосочетаний. | 1 | Комбинированный Лекция с элементами беседы | Выполнение упражнений | ||||
67 | Простое предложение. Синонимия простых предложений. | 1 | Комбинированный Лекция с элементами беседы | Выполнение упражнений | ||||
68 | Практика комплексного анализа текстов разных стилей и типов | 1 | Анализ текста | |||||
69 | Р.Р. Творческая работа. Создание текста определённого стиля и его анализ. | 1 | Урок-практикум | Рецензирование созданных текстов | ||||
70 | Защита творческих работ. | 1 | Практикум |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Средства художественной изобразительности"
Содержит планирование работы......
Программа элективного курса «Анализ художественного текста» (34 часа)
Данный курс ориентирован на учащихся старших классов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе, и может быть включен в систему факультативных занятий. Подобная направленность элективного курса будет спос...
Рабочая программа элективного курса "Многоаспектный анализ текста" для 9 класса
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 класса многоаспектному анализу текста. Это поможет им в дальнейшем при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективный курс «Комплексный анализ текста» 9 класс
Программа элективного курса «Комплексный анализ текста» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов. Курс опирается на знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процес...
рабочая программа кружка "Комплексный анализ художественного текста"
Рабочая программа кружка "Комплексный анализ художественного текста" рассчитана на 39 учебных недель(78 часов)...
Программа элективного курса "Исследование художественного текста через призму междисциплинарных взаимодействий"
Программа элективного курса расчитана на ведение курса в 7-8 классах. Прграмма выполнена в соавторстве учителями Капитоновой Н.А. и Тамалинцевой С.П....