Рабочая программа элективногокурса "Основы стилистики" 10 класс
элективный курс (русский язык, 10 класс) по теме
Элективный курс "Основы стилистики" расчитан на 79 часов для учащихся 10 классов. В этой программе рассматриваются основные аспекты изучения текста, его анализа. Для закрепления материала используются практикумы, анализы текстов. Данный практикум поможет учащимся при сдаче ЕГЭ части В и С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Poyasnitelnaya_zapiska.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Русский язык
10 класс
70 часов
Элективный курс «Основы стилистики»
Пояснительная записка
Формирование у обучающихся коммуникативной компетенции - одна из главных задач языкового образования. Поэтому основным объектом обучения языку и речевой деятельности является текст, в котором и реализуются коммуникативные функции языка.
Дать исчерпывающее определение понятию текст довольно сложно. Это явление пытаются раскрыть не только лингвисты, но и философы, логики, психологи. Сформировалась даже самостоятельная лингвистическая дисциплина - лингвистика текста – настолько сложным является предмет исследования.
Лингвистика текста изучает структуру речевых произведений, их членение, способы создания связности текста, его смысловое строение. Однако одной из важных (в практическом смысле) отраслей лингвистики текста является стилистика текста, изучающая разнообразные типы текстов и их стилистические особенности, способы развертывания текста, речевые нормы в разных функциональных стилях, типы речи, индивидуальные стили.
Курс «Стилистика текста» предназначен в качестве элективного для учащихся 10классов, обучающихся на базовом или профильном уровне (любого профиля) и рассчитан на 70 часов. Программа данного курса не дублирует примерную программу общего образования по русскому языку, в которой отражены вопросы структурной организации текста, его места в системе языка и речи.
Курс «Стилистика текста» предполагает, совершенствуя умения старшеклассников понимать и строить разнообразные тексты, изучение их стилистических особенностей, формирование умений соблюдать речевые нормы разных функционально-смысловых типов речи.
Также данный курс поможет обучающимся подготовиться к успешной сдаче единого государственного экзамена по русскому языку, где предлагается проанализировать текст и написать сочинение-рассуждение на основе данного текста.
Кроме того, старшеклассники смогут использовать умения свободно ориентироваться в огромном разнообразии текстов, окружающих их в учебной и практической деятельности, т.к. любая мысль, в конечном счете, облекается в форму текста.
Для успешной реализации задач курса и текущего контроля предлагаются следующие формы и виды организации учебной деятельности:
практикумы, предполагающие:
- стилистический анализ текста;
- информационную переработку текста;
- различные виды текстовых упражнений, включая тестовые задания;
- создание текстов разных типов и жанров;
семинарские занятия с презентацией и защитой тематических сообщений.
Для итогового контроля предлагается анализ текста с творческим заданием в виде сочинения-рассуждения на основе исходного текста.
№ п/п | Тема | К-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащегося | Виды контроля | Планируемые результаты усвоения материала | Домашнее задание | Дата | |
По плану | Факти- чески | ||||||||
1. | Вводный. Знакомство с тематикой элективного курса. | 1 | беседа | коллективный | Вспомнить сведения о тексте, изученные в 5-9 классах | Повторить изученные ранее сведения о тексте. | |||
2. | Понятие о тексте и его основных признаках. | 2 | Повторения закрепления | индивидуальный | тест | Проверить знания учащихся. | |||
3. | Стилистика текста как отрасль лингвистики текста. - Определение понятия текста. Соотношение понятий язык, речь, текст. - Основные признаки и функции текста. - Лингвистика текста. | 2 2 3 | Объяснения. закрепления | коллективный | Иметь представление о тексте, его соотношении с понятиями языка, речи. Знать основные признаки и функции текста. Иметь представление о том, что изучает стилистика (типы текстов, их стилистические особенности, речевые нормы в разных функциональных стилях, типы речи) | Работа со словарной статьей, индивидуальные задания | |||
4. | Типология текста - вид информации (фактический, абстрактный) - типы речи (повествование, описание, рассуждение) - построение текста (свободный, стереотипный) - средства связи (тематические, грамматические, синтаксические_ - средства воздействия на адресата (директивные, логические, эстетические) - количество авторов текста (монолог, полилог, диалог) - размер текста (текст-предложение, текст-абзац) - средства оформления текста (звуковые, графические) | 2 3 1 3 1 2 1 1 | Объяснения, Закрепления, обобщения | Коллективный, групповой, парный | Иметь представление о типологии текста | Составить таблицы и схемы для использования на уроках | |||
5. | Типология текстов | 3 | практикум | Коллективный индивидуальный | Анализ текста | Повторить тему, идею текста | |||
6. | Тема текста и способы ее выражения - Тема и проблема текста. Основная идея и авторская позиция. - Способы выражения темы (заглавие, начало и конец текста, ключевые слова) - Роль ключевых слов в создании текста. | 2 2 2 | Объяснения, закрепления | коллективный | Иметь представление о теме, проблеме, основной идеи текста. Видеть способы выражения темы: заглавие, начало и конец текста, ключевые слова; определять роль ключевых слов в создании текста. | Подобрать примеры из худ. произведений | |||
7. | Тема текста и способы ее выражения. | 2 | практикум | индивидуальный | Анализ ст-ия | Вспомнить способы связи в тексте. | |||
8. | Синтаксис текста. - Предложение в составе текста. Риторические вопросы, вводные и вставные конструкции. Их роль в предложении. - Способы связи предложений в тексте (цепная, параллельная, присоединительная) | 2 2 | Объяснения, повторения, закрепления | коллективный | Иметь представление о роли предложений в составе текста, риторических вопросах, вводных и вставных конструкциях. Определять способы связи в предложениях. | Работа по учебнику | |||
9. | Синтаксис текста. | 2 | практикум | Парный индивидуальный | |||||
10. | Средства связи в тексте. | 3 | Повторение. Объяснения закрепления | Коллективный индивидуальный | Повторить и вспомнить средства связи частей текста. | Составить схемы для работы в классе | |||
11. | Средства связи | 2 | практикум | индивидуальный | Анализ текста | ||||
12. | Композиционно-синтаксические типы речи. | 4 | Объяснения, закрепления | коллективный | Иметь представления о роли личных местоимений в построении текста-высказывания; о трех типах структурной речи и их стилистических особенностях. | Подготовить сообщения | |||
13. | Композиционно-синтаксические типы речи | 2 | Семинарское занятие | Индивидуальное групповое | Защита сообщений | ||||
14. | Авторская и чужая речь. | 3 | Объяснение закрепление | Коллективное парное | Иметь представление об авторской и чужой речи | Составить фрагменты сочинения с использованием цитат. | |||
15. | Монолог, диалог, полилог | 2 | Объяснения закрепления | Коллективный парный | Иметь представление о монологе, диалоге, полилоге | Проанализировать любой диалог или монолог из худ. лит-ры | |||
16. | Функционально-смысловые типы речи. -Описательные тексты. Их особенности. - повествовательные тексты, их особенности. - тексты-рассуждения, их особенности. | 2 2 2 | Объяснения закрепления | коллективный | Иметь представления о текстах описательных, повествовательных, текстах-рассуждениях и их особенностях. | Подобрать тексты из худ. лит-ры и проанализировать | |||
17. | Функционально-смысловые типы речи. | 4 | Семинарское занятие практикум | Групповой индивидуальный | Защита сообщений Анализ текста тест | ||||
18. | Как анализировать текст? | 2 | практикум | коллективный | Уметь анализировать текст по данной схеме. | Проанализировать текст на выбор. | |||
19. | Итоговая контрольная работа | 2 | практикум | индивидуальная | Тест/ анализ текста | ||||
20. | Заключительный урок. Подведение итогов.. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...