Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок способствует развития понятия о причастии как части речи. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastie_kak_chast_rechi.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Причастие. Значение и основные грамматические
признаки.
Цели урока:
Образовательные: ∙ Способствовать усвоению общего понятия о причастии как части речи. ∙ Формировать умение в определении морфологических и грамматических признаков причастия. ∙ Формировать умение различать причастие и прилагательное. ∙ Формировать умение опознавания причастий в предложении.
Развивающие: ∙ Обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи. ∙ Определение роли причастий в художественном тексте. ∙ Развитие навыков анализа художественного текста.
Воспитательные: ∙ Воспитание коммуникативных навыков обучающихся в групповой работе. ∙ Воспитание чувства прекрасного.
Задачи урока: ∙ Повышение теоретических компетенций обучающихся по русскому языку. ∙ Содействие формированию познавательной активности и самореализации обучающихся.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: ∙ Компьютер с мультимедийным проектором. ∙ Мультимедийная презентация урока.
Они служат к сокращению человеческого слова,
заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов
Ход урока:
I. Организационный момент 1-2 мин.
II. Актуализация опорных знаний
1.Беседа ∙ Какие особые формы глагола Вам известны? (деепричастие и причастие) ∙ От какой части речи образуется? (от глагола) ∙ Под какую часть речи «маскируется»? (под прилагательное) ∙ Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (прилагательного и глагола) ∙ Какие морфологические признаки глагола характеризуют причастие? (Признак предмета по действию, управление другими частями речи, т.е. согласуется с сущ.; вид; время; возвратность) ∙Как изменяются причастия? (по родам, числам и падежам как прилагательное)
2. Слово учителя: - Я хочу, чтобы наше общение сегодня принесло нам новые открытия.
Чтобы настроиться на работу, давайте вместе отгадаем загадку. Там, где я буду делать паузу, попробуйте подобрать слово в рифму.
Загадка:
Часть речи хоть для вас я новая, Имею признаки: глагола я, А прилагательное встречу- На те ж вопросы я: отвечу. Ко всем имею я участие, А называюсь я: ПРИЧАСТИЕ
III.Объявление темы и целей урока
Слайд № 1
IV. Работа над темой урока - А вы знаете, ребята, что учёные до сих пор спорят по поводу того, самостоятельная часть речи причастие или нет.
Давайте познакомимся с высказываниями различных учёных.
- Обращение к высказываниям Слайд № 2
Причастие - это самостоятельная часть речи. (По мнению великого учёного М.В.Ломоносова, академика Николая Максимовича Шанского, редактора вашего учебника, и других)
Причастие - это особая форма глагола. (По мнению акад. Льва Владимировича Щербы и автора современного учебника проф. Маргариты Михайловны Разумовской)
Причастие - это отглагольное прилагательное. (По мнению акад. Фёдора Ивановича Буслаева и других)
- Есть и иные точки зрения.
Чтобы разрешить наши сомнения, предлагаю вам выполнить несколько заданий и исследовать свойства причастия. Слайд № 3
- Лингвистическая разминка
Спишите указанные словосочетания. Среди них отметьте причастия и прилагательные. Определите их синтаксическую роль
Составьте 1-2 предложения (по желанию) а) выглянувший солнечный луч; б) серебристые сверкающие снежинки; в) холодное бушующее море; г) освещённая уютная комната.
Замените следующие словосочетания причастиями Слайд № 4 а) небо, которое светлеет - ? Слайд № 5 б) голос, который звенит - ? в) задача, которую решили - ? Проверка Слайд № 6
- Итак, на основе наших наблюдений сделаем первое обобщение - Какими признаками глагола и прилагательного обладает причастие? Слайд № 7 - Имеет ли причастие собственные признаки? - Постоянный или переменный признак обозначает причастие? - Есть ли у причастия какие-либо опознавательные элементы? (суффиксы -ущ-/-ющ-; -ащ- /-ящ-; -вш-/-ш-) Слайд № 8
- Слово учителя: (Обобщающий вывод) - Причастие не имеет собственных признаков, а совмещает признаки глагола и прилагательного. - Принимая версии разных учёных и авторов учебников, мы можем называть причастие особой формой глагола и в то же время отдавать ему право на самостоятельность, поскольку причастия в нашей речи играют очень важную роль.
- Игровая пауза. Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит причастие.
Морозный ветер, бодрящий воздух, освежая воздух, весёлые крики, великолепный день, морозное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина, запорошив кусты, пушистый ковёр, спящий лес, глубокие сугробы.
- А теперь закрепим наши навыки и выполним диагностический тест.
V.Закрепление изученного
- Тренировочные упражнения
А) Отметить причастие в каждом столбике:
1.Читающий 1.Писать 1.Красноватый 2.Читать 2.Письменный 2.Краснеющий 3.Читательский 3.Написанный 3.Краснеть 4.Читая 4.Напиши 4.Красный
Ответ: 1,3,2 Слайд № 9
Б) Укажите строчку, в которой все слова являются причастиями
1. Медленный, рассыпанный, желтеющий 2. Озарённый, читающий, очаровавший 3. Волшебный, чарующий, прекрасный
Ответ: 2 Слайд №10
В) Выбери предложения с причастиями
1. Блестевший на солнце снег слепил глаза. 2. Снеговые вершины холодно блестели. 3. Волшебные звуки мелодии очаровывали. 4. Сверкающий иней слепил глаза.
Ответ: 1,4 Слайд № 11
- Итак, сегодня мы учились различать причастия и прилагательные в тестовых заданиях, в словосочетаниях и предложениях.
В заключение урока выполним наиболее трудную и очень важную работу - анализ текста
- Анализ текста Слайд № 12 (Текст у каждого ученика на парте)
Что может услышать и увидеть человек в зимнем лесу? Если у него чуткая душа, - очень многое. Он услышит музыку заснеженного леса, вальс кружащихся снежных хлопьев, шуршание порхающих снежинок: Увидит берёзки и ели, склонившиеся до самой земли, словно кружевные снежные арки. Чарующая красота мира! Чарующие звуки природы! Остановись и ты перед этой небывалой красотой, и твоя душа наполнится необыкновенной музыкой.
1. Определите стиль и тип данного текста. Напишите номер правильного ответа Художественный стиль; повествование Разговорный стиль; рассуждение Публицистический стиль; рассуждение (Объяснить) Научный стиль; описание 2. Укажите номера предложений, в которых употребляются причастия 3. Укажите средства выразительности, использованные в предложении №3, 4
VI. Подведение итогов.
Рефлексия
- Что мы узнали о причастии, в чем его особенность?
- Чем они похожи на прилагательные?
- Какие признаки глагола имеет?
- Какова роль причастий в художественной речи?
Умелое использование причастий в художественном тексте делает его более выразительным, создаёт образную картину, которую легко можно представить.
VII. Домашнее задание.
Выучить теоретический материал по теме урока.
Выполнить упражнение №120
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи" 5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...
Конспект урока по теме "Служебные части речи"
Конспект урока по русскому языку по теме "Служебные части речи"....
Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс
Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в 7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для ...
конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки учащихся;совершенствов...
Подготовка к ЕГЭ. Конспект урока "Правописание суффиксов различных частей речи(кроме –н- и –нн-). (2 часа)"
Цели: повторить и обобщить знания учащихся по пройденным темам (правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-); закрепить умение комментировать постановку знаков пре...
Конспект урока: Местоимение и другие части речи.
Повторение и систематизация полученных знания о местоимении; умение отличить местоимение от других частей речи; выделение параметров местоимения как самостоятельной части речи; формирование умен...
Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...