Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Газалиева Зулфия Магомедовна

Урок способствует развития понятия о причастии как части речи. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastie_kak_chast_rechi.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:    Причастие. Значение и основные грамматические                            

                        признаки.

Цели урока:

Образовательные:                                                                                                                                                        ∙ Способствовать усвоению общего понятия о причастии как части речи.                                                    ∙  Формировать умение в определении морфологических и грамматических признаков        причастия.                                                                                                                                                                      ∙ Формировать умение различать причастие и прилагательное.                                                                                       ∙  Формировать умение опознавания причастий в предложении.

Развивающие:                                                                                                                                                              ∙  Обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи.                                                            ∙  Определение роли причастий в художественном тексте.                                                                                           ∙  Развитие навыков анализа художественного текста.

 Воспитательные:                                                                                                                                                 ∙  Воспитание коммуникативных навыков обучающихся в групповой работе.                                                            ∙  Воспитание чувства прекрасного.

Задачи урока:                                                                                                                                                               ∙ Повышение теоретических компетенций обучающихся по русскому языку.                                                           ∙  Содействие формированию познавательной активности и самореализации обучающихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование:                                                                                                                                                       ∙ Компьютер с мультимедийным проектором.                                                                                                                      ∙  Мультимедийная презентация урока.  

                                                                      Они служат  к сокращению человеческого слова,

                                                                              заключая в себе имени и глагола силу.

                                                                                                                         М.В.Ломоносов                                                                                                                                  

                               

                                                                             Ход урока:

I. Организационный момент 1-2 мин.

II. Актуализация опорных знаний

1.Беседа                                                                                                                                                                          ∙  Какие особые формы глагола Вам известны? (деепричастие и причастие)                                                              ∙  От какой части речи образуется? (от глагола)                                                                                                                  ∙  Под какую часть речи «маскируется»? (под прилагательное)                                                                                    ∙  Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (прилагательного и глагола)                              ∙  Какие морфологические признаки глагола характеризуют причастие? (Признак предмета по действию, управление другими частями речи, т.е. согласуется с сущ.; вид; время; возвратность)  ∙Как изменяются причастия? (по родам, числам и падежам как прилагательное)

2.  Слово учителя:                                                                                                                                                                                - Я  хочу, чтобы наше общение сегодня принесло нам новые открытия.

Чтобы настроиться на работу, давайте вместе отгадаем загадку. Там, где я буду делать паузу, попробуйте подобрать слово в рифму.

Загадка:

Часть речи хоть для вас я новая,                                                                                                            Имею признаки: глагола я,                                                                                                                                                    А прилагательное встречу-                                                                                                                                                                            На те ж вопросы я: отвечу.                                                                                                                                                    Ко всем имею я участие,                                                                                                                                                        А называюсь я: ПРИЧАСТИЕ                                                                                                                                 

III.Объявление темы и целей урока                                                 

 Слайд № 1 

IV. Работа над темой урока                                                                                                                                                                     - А вы знаете, ребята, что учёные до сих пор спорят по поводу того, самостоятельная часть речи причастие или нет.

Давайте познакомимся с высказываниями различных учёных.

  1. Обращение к высказываниям                                   Слайд № 2 

Причастие - это самостоятельная часть речи. (По мнению великого учёного М.В.Ломоносова, академика Николая Максимовича Шанского, редактора вашего учебника, и других)

 Причастие - это особая форма глагола. (По мнению акад. Льва Владимировича Щербы и автора современного учебника проф. Маргариты Михайловны Разумовской)

 Причастие - это отглагольное прилагательное. (По мнению акад. Фёдора Ивановича Буслаева и других)

                                                                                                                                                                           - Есть и иные точки зрения.

 Чтобы разрешить наши сомнения, предлагаю вам выполнить несколько заданий и исследовать свойства причастия.                                                     Слайд № 3 

  1. Лингвистическая разминка

Спишите указанные словосочетания. Среди них отметьте причастия и прилагательные. Определите их синтаксическую роль

     Составьте 1-2 предложения (по желанию)                                                                                                                          а) выглянувший солнечный луч;                                                                                                                                           б) серебристые сверкающие снежинки;                                                                                                                             в) холодное бушующее море;                                                                                                                                                      г) освещённая уютная комната.

     Замените следующие словосочетания причастиями                                         Слайд № 4                        а) небо, которое светлеет - ?                                                                                     Слайд № 5                                  б) голос, который звенит - ?                                                                                                                                                           в) задача, которую решили - ?                                              Проверка                        Слайд № 6 

                                                                                                                                                       

 - Итак, на основе наших наблюдений сделаем первое обобщение                                                                           - Какими признаками глагола и прилагательного обладает причастие?           Слайд № 7                    - Имеет ли причастие собственные признаки?                                                                                                          - Постоянный или переменный признак обозначает причастие?                                                                                   - Есть ли у причастия какие-либо опознавательные элементы? (суффиксы -ущ-/-ющ-; -ащ- /-ящ-; -вш-/-ш-)                                                                                                                   Слайд № 8 

  1. Слово учителя: (Обобщающий вывод)                                                                                                                 - Причастие не имеет собственных признаков, а совмещает признаки глагола и прилагательного.                                                                                                                                                               - Принимая версии разных учёных и авторов учебников, мы можем называть причастие особой формой глагола и в то же время отдавать ему право на самостоятельность, поскольку причастия в нашей речи играют очень важную роль.

  1. Игровая пауза. Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит причастие.

Морозный ветер, бодрящий воздух, освежая воздух, весёлые крики, великолепный день, морозное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина, запорошив кусты, пушистый ковёр, спящий лес, глубокие сугробы.

- А теперь закрепим наши навыки и выполним диагностический тест.

 V.Закрепление изученного

  1. Тренировочные  упражнения

      А)  Отметить причастие в каждом столбике:

1.Читающий                              1.Писать                                                   1.Красноватый                                                                                                   2.Читать                                     2.Письменный                                        2.Краснеющий                                                               3.Читательский                        3.Написанный                                         3.Краснеть                                                                                     4.Читая                                       4.Напиши                                                 4.Красный

Ответ: 1,3,2                                                                                                                                                 Слайд № 9 

      Б) Укажите строчку, в которой все слова являются причастиями

1. Медленный, рассыпанный, желтеющий                                                                                                                      2. Озарённый, читающий, очаровавший                                                                                                                           3. Волшебный, чарующий, прекрасный 

Ответ: 2                                                                                                                                                     Слайд №10

      В) Выбери предложения с причастиями

1. Блестевший на солнце снег слепил глаза.                                                                                                                  2. Снеговые вершины холодно блестели.                                                                                                                        3. Волшебные звуки мелодии очаровывали.                                                                                                                4. Сверкающий иней слепил глаза.

 Ответ: 1,4                                                                                                                                              Слайд № 11

- Итак, сегодня мы учились различать причастия и прилагательные в тестовых заданиях, в словосочетаниях и предложениях.

В заключение урока выполним наиболее трудную и очень важную работу - анализ текста

  1. Анализ текста                                                                                                                  Слайд № 12 (Текст у каждого ученика на парте)

Что может услышать и увидеть человек в зимнем лесу?                                                                                                        Если у него чуткая душа, - очень многое.                                                                                                             Он услышит музыку заснеженного леса, вальс кружащихся снежных хлопьев, шуршание порхающих снежинок:                                                                                                                                                     Увидит берёзки и ели, склонившиеся до самой земли, словно кружевные снежные арки. Чарующая красота мира!                                                                                                                                             Чарующие звуки природы!                                                                                                                                    Остановись и ты перед этой небывалой красотой, и твоя душа наполнится необыкновенной музыкой.

1. Определите стиль и тип данного текста. Напишите номер правильного ответа                                  Художественный стиль; повествование                                                                                                      Разговорный стиль; рассуждение                                                                                                           Публицистический стиль; рассуждение (Объяснить)                                                                                                                               Научный стиль; описание                                                                                                                                                    2. Укажите номера предложений, в которых употребляются причастия                                                               3. Укажите средства выразительности, использованные в предложении №3, 4

VI. Подведение итогов.

 Рефлексия

- Что мы узнали о причастии, в чем его особенность?

- Чем они похожи на прилагательные?

- Какие признаки глагола имеет?

 - Какова роль причастий в художественной речи?

Умелое использование причастий в художественном тексте делает его более выразительным, создаёт образную картину, которую легко можно представить.

VII. Домашнее задание.

Выучить теоретический материал по теме урока.

Выполнить упражнение №120

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи"  5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...

Конспект урока по теме "Служебные части речи"

Конспект урока по русскому языку по теме "Служебные части речи"....

Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс

Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в  7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для ...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Подготовка к ЕГЭ. Конспект урока "Правописание суффиксов различных частей речи(кроме –н- и –нн-). (2 часа)"

Цели: повторить и обобщить знания учащихся по пройденным  темам  (правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-); закрепить умение комментировать постановку знаков пре...

Конспект урока: Местоимение и другие части речи.

Повторение  и систематизация полученных знания о местоимении; умение отличить местоимение от других частей речи; выделение параметров местоимения как самостоятельной части речи; формирование умен...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...