Имя существительное в художественном тексте
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Касаткина Наталья Алексеевна

Материал к уроку

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ» /Заключительный урок по теме «Имя существительное»/

Слайд 2

«Имя существительное — хлеб языка». (Л.Успенский.)

Слайд 3

Р. Фархади «Земные слова». На всех языках есть такие слова: Мать. Родина. Счастье. Река. Синева. Кто б ни был, любому понятны они. Слова — путеводные наши огни. Живые. Земные... И суть их проста: Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота. Но есть и такие слова в словарях, Они вызывают тревогу и страх. Слова, что исчезнуть должны навсегда: Война. Разоренье. Жестокость. Вражда. Останутся с нами другие слова. В них гордая сила людского родства: Мир. Дружба. И радость высокой волной — Мы — люди. Мы — дети планеты одной.

Слайд 4

Л.Толстой : «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение — картина». Шепот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. А.Фет. Из 22 слов стихотворения — 14 существительных, 6 прилагательных, 2 служебных слова

Слайд 5

Отрывки из поэмы А.С.Пушкина "Евгений Онегин". 1. Все было просто: пол дубовый, Два шкафа, стол, диван пуховый, Нигде ни пятнышка чернил... Онегин шкафы отворил. 2. Везде высокие покои, В гостиной шелковы обои, Царей портреты на стенах И печи в пестрых изразцах.

Слайд 6

Словарная работа. Найдите значение слов "покои" и "изразцы" в толковых словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова. Покой – внутренние помещения, комнаты. Изразец – плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель.

Слайд 7

Самостоятельная работа с текстом. Прочитайте отрывок. Подумайте, какую картину нарисовал автор? Что ему помогло нарисовать ее? ...Уже столпы заставы Белеют; вот уж по Тверской Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.

Слайд 8

Вывод: Используя только имена существительные, можно нарисовать и застывшую картину, и создать впечатление движения.

Слайд 9

Запись под диктовку. О красн о м веч е р е задумал а сь д о рога, Кусты р я бин тума нн ей глубины, Изба - старуха челюст ь ю п о рога Жует п а хучий мякиш _ т и шины.

Слайд 10

Обратите внимание на словосочетания: кусты рябин, мякиш тишины, изба-старуха . Роль какой части речи выполняют слова "рябин" , "мякиш" и "старуха" ? Перестройте эти словосочетания по схеме: сущ. + прил. Рябиновые кусты, старая изба, мягкая тишина .

Слайд 11

Сравните: старая изба и изба-старуха Какое из словосочетаний кажется вам более выразительным и почему? Сравните звучание слов "старая" и "старуха" . Что дает автору использование звука " х "? Что же такое "челюсть порога"? Какой глагол автор использует для описания избы? Как вы думаете, зачем он это делает? Автор использует глагол "жует", а нужно ему это для того, чтобы изба предстала перед нами как живая. Как называется этот прием? Олицетворение.

Слайд 12

Обратите внимание на последнюю строчку. Жует пахучий мякиш тишины Какие согласные здесь преобладают? Как вы думаете, почему именно к помощи глухих согласных прибегает автор? Он создает картину тихого вечера. Какое слово помогает нам это понять? Слово "тишина". Почему именно глухие согласные использует поэт, а не звонкие? Звонкие согласные звучат слишком громко, они не могут передать тишину. А глухие согласные произносятся как бы шепотом. Они сами по себе тихие. Как произносятся глухие согласные, в чем их главное отличие? При их произнесении не участвует голос, как при произнесении звонких согласных.

Слайд 13

Категория рода. Сколько родов в русском языке. Три: мужской, женский и средний. Может ли имя существительное изменяться по родам? Нет, это постоянный признак. Какого рода существительное "облако"? Среднего рода. Какого рода слово "мышь"? Женского.

Слайд 14

Облак , как мышь, по д бежал и в з махнул В небо огромным хвостом. Определите род существительного " облак ". Это существительное мужского рода. Докажите, что это мужской род. Нулевое окончание не бывает у слов среднего рода. Глаголы прошедшего времени "подбежал" и "взмахнул" употреблены в форме мужского рода. Объясните, как вы написали приставки в этих глаголах. С каким приемом мы здесь вновь встречаемся: " Облак подбежал..." ? С олицетворением. Как здесь работает этот прием, какую вы себе представляете картину?

Слайд 15

Проверка домашнего задания Чтение отрывков из художественных произведений, в которых имена существительные встречались бы чаще других частей речи, подобранных учащимися. Чего автору удалось добиться благодаря столь частому употреблению существительных в этих текстах?

Слайд 16

Итог урока -Что может имя существительное, попав в руки умелого художника? Вывод: 1.Имя существительное может быть использовано и для описания застывшей картины и для передачи движения. 2.Неодушевленные существительные могут "оживать" (олицетворение). 3.Существительные могут заменять прилагательные при описании. 4.Используя звуковую оболочку слов, поэт может передать настроение и создать наиболее выразительные образы. 5.Изменяя род существительных, поэт "оживляет" их, придавая им шутливую окрашенность.

Слайд 17

Домашнее задание Подготовиться к контрольному диктанту, упражнение 562 .



Предварительный просмотр:

Тема: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ»
/заключительный урок по теме "Имя существительное"./

Цели: - обобщение, повторение и систематизация знаний об имени существительном;

-  расширение представлений учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в художественном тексте (термины учащимся не даются).

                                                               

  «Имя существительное — хлеб языка».  

                                                                                                     (Л.Успенский.)

Ход урока.

I. Сообщение темы и целей урока.

-Мы познакомились с очень интересной частью речи – именем существительным. Лев Васильевич Успенский говорил: «Имя существительное — хлеб языка». И сегодня я предлагаю вам понаблюдать за ролью существительных в художественной литературе.

Послушайте стихотворение Р. Фархади «Земные слова».

(читает ученица)

На всех языках есть такие слова:

Мать. Родина. Счастье. Река. Синева.

Кто б ни был,

                     любому понятны они.

Слова — путеводные наши огни.

Живые. Земные...

                            И суть их проста:

Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота.

Но есть и такие слова в словарях,

Они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда:

Война. Разоренье. Жестокость. Вражда.

Останутся с нами другие слова.

В них гордая сила людского родства:

Мир. Дружба. И радость

                                 высокой волной —

Мы — люди.

Мы — дети планеты одной.

- Слов какой части речи больше в этом стихотворении?

II.Работа с текстом.

К. Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам» 

 Послушайте несколько строк из стихотворения А. Фета. Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Толстой так писал об этом стихотворении: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение — картина».

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и  колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

-  Из 22 слов стихотворения — 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

III.Анализ текста.

 - Прочитайте два отрывка из поэмы А.С.Пушкина "Евгений Онегин".  Слова какой части речи встречаются наиболее часто?

1. Все было просто: пол дубовый,

Два шкафа, стол, диван пуховый,

Нигде ни пятнышка чернил...

Онегин шкафы отворил.

 

2. Везде высокие покои,

В гостиной шелковы обои,

Царей портреты на стенах

И печи в пестрых изразцах.

(Наиболее часто встречаются имена существительные).

 -А как вы думаете, чего автору удалось добиться благодаря столь частому употреблению существительных, какую картину он нарисовал?

(Перед нами описание помещения).

 -А каковы по настроению эти описания?

(Они спокойны, в них нет движения).

 -То есть мы можем сказать, что при помощи существительных можно создать спокойное описание застывшей картины.

IV.Словарная работа.

- Объясните, пожалуйста, значения слов "покои" и "изразцы". Найдите значение этих слов в толковых словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова.

Покой – внутренние помещения, комнаты.

Изразец – плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель.  

 -Запишите в тетради значения слов; напишите и форму множественного числа, подчеркните орфограмму.

V.Самостоятельная работа с текстом.

-А теперь прочитайте самостоятельно другой отрывок из того же произведения. Подумайте, какую картину нарисовал автор? Что ему помогло нарисовать ее?

...Уже столпы заставы

Белеют; вот уж по Тверской

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

-На что похоже это описание?

(Он напоминает быструю смену кадров. Создается впечатление передвижения).

 -Верно, при помощи какой части речи создано это описание?

(При помощи имен существительных).

 -Сделайте вывод: что же можно нарисовать при помощи имен существительных?

Вывод: Используя только имена существительные, можно нарисовать и застывшую картину, и создать впечатление движения.

VI.Запись под диктовку.

-Но и этим не ограничиваются возможности существительных.

Давайте запишем следующее четверостишие:

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины,

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш_ тишины.

/По цепочке объясняются орфограммы/

- А теперь давайте посмотрим, как удалось автору создать столь яркую картину, почти не прибегая к помощи других частей речи, кроме имен существительных. Для начала обратите внимание на следующие словосочетания: кусты рябин, мякиш тишины, изба-старуха.

-Роль какой части речи выполняют слова "рябин", "мякиш" и "старуха"?

(Прилагательных).

 -Почему вы так решили, объясните.

(Эти слова характеризуют главное слово с точки зрения признаков).

 -Давайте попробуем перестроить эти словосочетания по схеме: сущ. + прил.

(Рябиновые кусты, старая изба, мягкая тишина).

Запишите эти словосочетания.

-Сравните: старая изба и изба-старуха - какое из словосочетаний кажется вам более выразительным и почему?

(Конечно, изба-старуха, т.к. при этом автор говорит об избе как о живом существе, и возникает очень яркий образ дряхлой ветхой хижины).

 -Хорошо, а теперь сравните звучание слов "старая" и "старуха". Что дает автору использование звука "х"?

(Изба как будто кряхтит).

 -Замечательно. А что же такое "челюсть порога"?

(Это дверной проем. По всей видимости, дверь открыта или, может быть, она от времени покосилась, и теперь "рот" избы не закрывается).

 -Какой глагол автор использует для описания избы? Как вы думаете, зачем он это делает?

(Автор использует глагол "жует", а нужно ему это для того, чтобы изба предстала перед нами как живая).

 -Как называется этот прием?

(Олицетворение).

 -Обратите внимание на последнюю строчку. Прочитаем ее еще раз, наблюдая за звучанием. Какие согласные здесь преобладают?

(Глухих согласных здесь больше).

 -Хорошо. А как вы думаете, почему именно к помощи глухих согласных прибегает автор? Вспомните, какую картину рисует поэт в этом четверостишии.

(Он создает картину тихого вечера).

 -Да, именно тихого вечера. Какое слово помогает нам это понять?

(Слово "тишина").

 -Замечательно. Давайте подумаем, почему именно глухие согласные использует поэт, а не звонкие?

(Звонкие согласные звучат слишком громко, они не могут передать тишину. А глухие согласные произносятся как бы шепотом. Они сами по себе тихие).

 -Вспомните, мы говорили с вами, как произносятся глухие согласные, в чем их главное отличие.

(При их произнесении не участвует голос, как при произнесении звонких согласных).

  VII.Категория рода.

 -Прекрасно. Мы посмотрели с вами, как поэт может использовать, обыгрывать значение слова и его звуковую оболочку. Но существительное обладает еще целым рядом признаков, которые в художественной речи авторы тоже используют с целью создания наиболее выразительных картин и образов.

Давайте рассмотрим, как это может происходить на примере категории рода. Вспомните, сколько родов в русском языке.

(Три: мужской, женский и средний).

-А может ли имя существительное изменяться по родам?

(Нет, это постоянный признак).

-То есть если слово "книга" - женского рода, то оно не может быть среднего, так?

 -Скажите, а какого рода существительное "облако"?  (Среднего рода).

 -А слово "мышь"?  (Женского).

-А теперь послушайте строчку из стихотворения С.Есенина:

Облак, как мышь, подбежал и взмахнул

В небо огромным хвостом.

Давайте запишем это предложение и определим род существительного "облак".

(Это существительное мужского рода).

 -Как мы можем доказать, что это мужской род?

(Нулевое окончание не бывает у слов среднего рода. Кроме того, глаголы прошедшего времени "подбежал" и "взмахнул" тоже употреблены в форме мужского рода).

-Объясните, как вы написали приставки в этих глаголах. /объясняют./

 -С каким приемом мы здесь вновь встречаемся: "Облак подбежал..."?

(С олицетворением).

 -А как здесь работает этот прием, какую вы себе представляете картину?

(Серый маленький облак с большим пушистым хвостом летает по небу).

 -Верно, то есть автору удалось нарисовать очень яркую картину, используя неправильную форму слова "облако". Не правда ли, "облак" кажется живее, чем просто "облако"? Как вы думаете, почему автор пошел на искажение слова: он был неграмотным человеком или по каким-то другим причинам, и имел ли он на это право?

(Да, имел, так как слово "облако" слишком обычное и правильное, "облако" не может взмахнуть хвостом).

-А какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?

(Шутливое, радостное).

VIII. Проверка домашнего задания.

Я просила вас дома подобрать отрывки из художественных произведений, в которых имена существительные встречались бы чаще других частей речи. Послушаем, какие отрывки вы подобрали.

(Чтение отрывков учащимися)

-Чего автору удалось добиться благодаря столь частому употреблению существительных в этих текстах?

IX.Итог урока.

 -Мы с вами  посмотрели, что может имя существительное, попав в руки умелого художника. Давайте теперь вместе сделаем вывод.

Вывод:  1.Имя существительное может быть использовано и для описания                         застывшей картины и для передачи движения.

2.Неодушевленные существительные могут "оживать" (олицетворение).

3.Существительные могут заменять прилагательные при описании.

4.Используя звуковую оболочку слов, поэт может передать настроение и создать наиболее выразительные образы.

5.Изменяя род существительных, поэт "оживляет" их, придавая им шутливую окрашенность.

X.Домашнее задание.

Подготовиться к контрольному диктанту, упражнение 562.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

Урок Имя существительно в художественном тексте

Данный урок разработан для 5 класса в теме "Имя существительное".  В уроке решается вопрос о роли имени существительного в художественном тексте....

Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)

1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....

Конспект урока по теме "Имя существительное. Орфограммы в именах существительных. Комплексный анализ текста" 10 класс

Повторение лексических, грамматических категорий имени существительного, орфограмм на примере текста Ю.Бондарева. Подготовка к сочинению-рассуждению в форме ЕГЭ....

Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.

Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....