Урок Имя существительно в художественном тексте
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
Данный урок разработан для 5 класса в теме "Имя существительное". В уроке решается вопрос о роли имени существительного в художественном тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_imya_sushchestvitelnoe_v_tekste.doc | 52 КБ |
tetrad_uchenika_k_uroku.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок актуализации знаний об имени существительном
Форма урока: урок-исследование
Технология: личностно ориентированная
Цели урока:
- Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
- Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
- Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные задачи.
- Развитие профессионального проблемного мышления.
Задачи урока:
- Обучающая – показать роль имени существительного в художественном тексте, формировать навыки устной и письменной речи, формировать навыки анализа художественных текстов с точки зрения красоты.
- Развивающая - способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, Рассмотреть нравственную категорию красоты как в природном так и в общественном значении (как средство воспитания доброты, благородных стремлений).
- Воспитательная - воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем; воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества, учить видеть во всем, что окружает, красоту.
Оборудование: мультимедийный проектор.
«Красота разлита во всём мироздании…»
А.А. Фет
Ход урока
У.: Доброе утро, дети!
Д.: (ответ)
У.: Присаживайтесь, пожалуйста. Для работы сегодня на уроке я предлагаю вам тетради для записей. Они останутся у вас, так что можете сейчас подписать их. Хорошо!
У.: Начнём! Внимательно посмотрите на поле информационной доски. Вам дана запись. Определите два слова, с которыми мы будем сегодня работать на уроке:
М К И Р О Р З А Д С А Н О И Т Е А
Кто готов прочесть эти слова? Верно. Каким способом вы рассуждали, когда искали слова. Молодцы!
Итак, красота и мироздание. Как вы понимаете эти слова? Что есть красота, по вашему мнению? Что можем назвать красивым?
Как вы понимаете значение слова «мироздание»? Что мы читаем в словарной статье о данных словах?
Один из классиков сказал: «Красота разлита во всем мироздании…»? Вы знаете, кому принадлежат эти слова? Это высказывание известного русского поэта 19 века А.А. Фета, с творчеством которого вам ещё предстоит познакомиться. Поэзия А.А. Фета – это прекрасный мир, это гимн красоте. Красоте человека, природы и целого мира.
«Красота разлита во всем мироздании…». О чём эти слова? Как вы их понимаете?
Д.: (ответ)
У.: Каждый из нас стремится к тому, чтобы речь наша была выразительной и точной, красивой и образной. Надеюсь, что наш урок позволит и вам приблизиться к этой цели.
Давайте произнесём слово «весна» отчётливо, выразительно все вместе.
Что слышится вам в этом слове?
Д.: (ответы)
У.: Обратимся к истокам этого слова. Загляните в этимологический словарь.
Д.: (ответы)
У.: Какие слова-ассоциации к слову «весна» вы могли бы подобрать. Запишем их в нашей тетради.
Д.: (ответы)
У.: Можем ли мы сказать, что каждое названное вами слово таит в себе весенний образ.
Д.: (ответы)
У.: А вот как звучит весна в стихотворении А.А. Фета… (чтение произведения)
Как можно озаглавить это стихотворение?
(Весна, весеннее пробуждение, пробуждение природы, весенняя радость)
К какой теме обращается поэт в своем произведении?
Как автор относится к изображаемому? Каким настроением проникнуты поэтические строки?
Посмотрите внимательно на стихотворение. Что вас удивило в нём, что показалось особенно интересным?
(автор использует большое количество существительных)
Сколько имен существительных? (36) Действительно, 36 существительных и ни одного глагола. Удивительно!
Как мы узнали, что это существительные?
Д.: (ответы)
У.: Мы знаем, что имя существительное обозначает предмет. (Верно, Что ещё мы знаем об имени существительном) Обратимся ещё раз к тексту стихотворения и ответим на вопрос, можно ли считать, что мир, который изображает поэт, находится в состоянии покоя?
Кто хочет прочесть стихотворение? (чтение стихотворения)
Д.: (стихотворение полно движения)
(Верно. Поэт использует такое количество существительных, чтобы показать изменчивость природы, её красоту. Одна картина меняет другую, одно впечатление меняется другим, на смену ему торопится третье. Всё живёт в поэтической миниатюре, всё движется. Сколько красок, сколько звуков!)
У.: Как же удалось поэту, используя преимущественно имена существительные, показать прекрасное состояние природы, передать движение и настроение?
Наверное, есть какие-то особенности в использовании существительных в тексте, которые нам нужно знать?
Обобщите наши рассуждения и сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока?
Д.: (ответы)
У.: Как вы думаете, какова же цель нашего урока?
Д.: (ответы)
У.: Вернёмся к стихотворению А.А. Фета. Мы уже говорили, что в стихотворении 36 существительных и ни одного глагола. Назовите имена существительные, которые оживляют, по вашему мнению, картину. Почему?
Д.: (ответы)
У.: Запишите их. (Крик, говор, свист, зык, вздох)
Д.: (ответы)
У.: Какие значения имен существительных вы ещё знаете? Найдите их в тексте.
Сгруппируйте имена существительные по значениям. Имена существительные обозначающие конкретные предметы, отвлеченные понятия, явления окружающего мира.
(Верно. И здесь имена существительные словно фотограф, который запечатлевает картину весеннего дня)
У.: И снова обращаемся к поэтическим строкам. Сколько предложений в тексте?
Д.: (ответы)
У.: Верно. Тем не менее поэт условно разделил стихотворение на 3 части. Вы обратили внимание? Как вы думаете, какие именно и почему?
Д.: (ответы)
У.: Вернёмся к тем словам, с которых мы начали наш урок «Красота разлита во всем мироздании…». Мог ли поэт выразить в этих словах своё отношение к миру, к природе, к весне, о которой говорит в стихотворении?
Да, безусловно. Если мы проследим за движением глаз лирического героя, мы увидим, что в начале взгляд художника устремлен ввысь, затем на землю, а далее на человека. И всё, по мнению, поэта прекрасно. Красота вокруг него, красота в нем самом.
У.: Давайте, и мы сегодня попробуем себя в роли мастеров художественного слова. Продолжаем работать по рядам. Попробуйте единой группой, вместе 2-3 предложениями нарисовать картину весеннего утра, дня и вечера, используя имена существительные, которые звучали сегодня у нас на уроке. Может, и вы сможете, использую, как можно больше имен существительных нарисовать картины весны в разное время дня. Озаглавьте ваш текст.
Работайте в группах дружно и тихо. По окончании работы определите, кто будет представлять ваш творческий проект. У вас 3 минуты.
Д.: (ответы)
У.: Какие существительные вы использовали. И почему именно их? Какие существительные помогают понять, что речь идет о весеннем утре или вечере. Молодцы! Вы замечательно справились с заданием. И умеете чувствовать слово. Какой итог мы можем подвести нашему уроку? Какова же роль имен существительных в речи? Устной или письменной?
Д.: (ответы)
У.: Сейчас я попрошу вас выразить свое отношение к услышанному сегодня на уроке? Выразить свое ощущение от урока? И выразить это именем существительным (1-2):ДОБРОТА, ТЕПЛОТА, ТВОРЧЕСТВО, ОТКРЫТИЕ, ДРУЖБА, КРАСОТА (ответы)
У.: Да, имя существительное обозначает не просто предмет, оно способно запечатлевать мир и преобразовывать его.
Вы были сегодня выразитель и внимательны к слову.
Умение чувствовать слово-это прекрасно. Это красота нашей с вами речи. Красивая речь – это не только показатель образованного человека, это и уважение к родному языку.
У.: Спасибо, за урок. Спасибо за творчество на уроке.
Предварительный просмотр:
Рабочая тетрадь
по русскому языку
____________________________________________________________
____________________________________________________________
«Роль имени существительного в поэтическом тексте»
«Красота разлита во всём мироздании…»
А.А. Фет
1.Красота - все красивое, прекрасное,
все то, что доставляет эстетическое
и нравственное наслаждение.
2. Красота - красивые, прекрасные
места (в природе, в художественных
произведениях).
3. Красота - о чем-нибудь очень хорошем,
впечатляющем.
Толковый словарь С.И. Ожегова
Мироздание – то же, что вселенная.
Большой толковый словарь
современного русского языка Д.Н. Ушакова
Мироздание – то же, что мир.
Толковый словарь С.И. Ожегова
* * *
Это утро, радость эта, _____________________________________
Эта мощь и дня и света, ______________________________________
Этот синий свод, ______________________________________
Этот крик и вереницы, ______________________________________
Эти стаи, эти птицы, ______________________________________
Этот говор вод, ______________________________________
Эти ивы и берёзы, ______________________________________
Эти капли – эти слёзы, ______________________________________
Этот пух – не лист, ______________________________________
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Это вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – весна.
1881г.
* * *
ВЕСНА. Общеславянское. Суффиксальный. Производное от той же основы (вес-), что и веселый. Буквально — "время, когда живется хорошо".
Запишите слова - ассоциации к слову «весна». Слова, которые несут в себе образ весны.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
* * *
Запишите имена существительные, которые, по вашему мнению, оживляют картину.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
* * *
Попробуйте 2-3 предложениями нарисовать картину весеннего утра, дня или вечера. Озаглавьте свой текст. Определите имена существительные какой группы вы использовали?
___________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
* * *
Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру «Гимн весне», используя как можно больше имен существительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
Урок развития речи. Анализ художественного текста.
Урок развития речи в 9 классе.Учащиеся девятых классов не всегда могут определить тему и проблему текста, испытывают затруднения, отвечая на предложенные на письменном экзамене в форме ГИА вопросы. Я ...
Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"
Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...
Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)
1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....
Имя существительное в художественном тексте
Материал к уроку...