Конспект урока по теме "Имя существительное. Орфограммы в именах существительных. Комплексный анализ текста" 10 класс
план-конспект урока (10 класс) на тему

Наталья Валерьевна Семенова

Повторение лексических, грамматических категорий имени существительного, орфограмм на примере текста Ю.Бондарева. Подготовка к сочинению-рассуждению в форме ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Имя существительное. 10 класс.23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – обобщение «Имя существительное. Орфограммы в именах существительных. Комплексный анализ текста»

Класс 10

Составитель: учитель русского языка и литературы

Семенова Наталья Валерьевна

Цель: обобщение и повторение учащимися ранее изученного материала об имени существительном, подготовка к ЕГЭ

Задачи:

- через выполнение устных и письменных заданий закрепить уровень теоретических знаний, а также умений и навыков применения имен существительных в речи, использование категории имени существительного в тексте

- способствовать дальнейшему укреплению уважения к русскому языку;.

закрепление лексико-грамматических категорий имени существительного через анализ публицистического текста.

- закрепление орфограмм, связанных  с именем существительным

Оборудование: справочный материал (толковые словари),  слайдовые презентации, раздаточный материал

Вид урока: урок- обобщение

Тип урока: совершенствование знаний, умений навыков, целевое применение знаний об имени существительном.

Ход урока

Эпиграф: «Приобретать знания – храбрость,

Приумножать их – мудрость, а умело

Применять – высшее искусство»

(восточная мудрость)

  1. Вступительная беседа. Постановка цели урока

Добрый день, ребята. Наш урок я хочу начать с эпиграфа на доске. (учитель читает эпиграф). Этот эпиграф можно использовать на любом уроке, любом предмете. Это – цель ваших занятий в школе. И главное здесь слово – ПРИМЕНЯТЬ.  Применять в жизни, в речи. Задания на ЕГЭ и построены таким образом, что вы должны ПРИМЕНИТЬ полученные вами знания для ответа на поставленные вопросы.  Сегодня мы будем ПРИМЕНЯТЬ полученные вами знания об имени существительном, его лексико-грамматических категориях и орфографии, связанной с этой частью речи, в вашей речи и в тексте. 

  1. Работа с текстом

- Прежде всего давайте вспомним основные признаки текста

Основными признаками текста являются:

1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности автономного восприятия и понимания текста;

2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность) ; во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;

3) стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль.

4) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве

Посмотрите, у вас на партах в конверте находятся части текста. Восстановите его и объясните, почему вы расположили части именно так  (учащиеся восстанавливают части текста, читают, объясняют расстановку частей).

1 абзац – определение темы текста – культура

2 абзац – определение культуры, уроки культуры в жизни человека

3 абзац – культура в урбанистическом мире

4 абзац – культура и будущее.

Перед вами миниатюра известного советского писателя, публициста Юрия Бондарева.

Биографическая справка (слайд на доске): БОНДАРЕВ, ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

 Родился 15 марта 1924 в Орске в семье крестьянина. Ранние годы жизни провел в Оренбужье, на Южном Урале, в Средней Азии. С 1931 жил в Москве. В годы Великой Отечественной войны был эвакуирован в Казахстан; после окончания военного училища принял первый бой на Сталинградском фронте, был ранен. Войну продолжил командиром противотанкового орудия. В 1945–1951 учился в Литературном институте им. А.М.Горького (семинар К.Г.Паустовского). 
    Первые рассказы опубликовал в 1949, в 1953 – первый сб. рассказов «На большой реке». В 1956 увидела свет повесть Бондарева «Юность командиров». Настоящая известность пришла к Бондареву после публикации повестей «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959), положивших начало т.н. «лейтенантской прозе». 
    Роман Бондарева «Тишина» (1962) продолжил общеевропейскую тему «потерянного поколения» – трудного вхождения в мирную жизнь молодых людей, попавших на фронт со школьной скамьи. В романе «Горячий снег» (1969) еще более обострена проблема ценности человеческой личности. Ю.Бондарев лауреат, Государственной премии СССР, 1977; Государственной премии СССР, 1983. Герой романов Бондарева 70-80хх- человек сильный, творческий и преуспевающий, явно автобиографичен (писатель Никитин, художник Васильев, кинорежиссер Крымов, ученый Дроздов). С годами в произведениях Бондарева все свободнее происходит «игра» не только со сложными человеческими судьбами, но и с временными и пространственными пластами – и одновременно еще более изощренными становятся путешествия по извилинам человеческой души, фиксирующие каждый миг восприятия утекающего события (цикл импрессионистических миниатюр Мгновения, 1977–1982).

С миниатюрой из этого цикла мы с вами и работаем.

- Как всегда в работе с текстом мы с вами определяем стиль произведения, тип речи, основную тему и даем название. (учащиеся определяют стиль публицистический, тип рассуждение, дают название)

Сам автор назвал свою миниатюру «Богатство». Как вы думаете почему? Помните, в названии заключается основная мысль автора, цель, ради которой и написано произведение.

  1. Работа со словом

Теперь давайте посмотрим на лексические, грамматические и орфографические особенности имен существительных текста, которые служат для раскрытия его основной мысли.

Задание 1 . Найдите в тексте слова, в определении значения которых вы сомневаетесь или не знаете и определите их значение по словарю (урбанизация, прагматизм, гомо фабер, технологическая цивилизация). К какой группе по своему происхождению относятся данные существительные? (запись в тетради)

Задание 2.  Как вы понимаете идеоматические выражения «завтрак Сократа» и «золотой телец»? Составьте с ними предложения.

Задание 3. В первом абзаце найдите слова-паронимы и составьте с ними по 3 словосочетания (духовная – душевная)

Задание 4. 1 вариант- выписать из 2 абзаца по одному имени существительному 1, 2 и 3 склонения и разносклоняемое им.сущ. Просклонять, выделить окончания.

                  2 вариант – выписать из 3 абзаца по одному имени существительному 1, 2 и 3 склонения и существительное, имеющее только форму ед.ч. Просклонять, выделить окончания.

  Задание 5. 1 вариант – из 3 абзаца выписать имена существительные со всеми известными вам орфограммами, орфограммы выделить и объяснить (антисистемой, прагматизм, власти, венец  творения, перекрестке, неверия)

                       2 вариант -  из 2 абзаца выписать имена существительные со всеми известными вам орфограммами, орфограммы выделить и объяснить  (богатство, тысячелетиями, новшествами, таможен, времена, подражательством, философов)

  1. Синтаксическая работа

Задание 6.  Посмотрите, в тексте Ю.Бондарева большое количество вопросительных предложений. Найдите их (учащиеся зачитывают вопросительные предложения). Как вы думаете, какова цель автора в использовании такого количества вопросительных предложений? Дает ли автор ответы на эти вопросы? Почему? К кому обращены эти вопросы? Как называется в литературоведении такой прием?

  1. Работа по развитию речи.

Задание 7.  Вы правильно ответили, что вопросы автор обращает к нам, читателям, к вам, будущему поколению, строителям нового мира. И какова будет культурная составляющая ваших детей, внуков, зависит только от вас. Вопрос культуры, духовности интересовал писателей во все времена. Давайте вспомним произведения русской литературы, в которых затрагивается вопрос культуры, искусства (И.С. Тургенев «Отцы и дети», Н.В. Гоголь «Портрет»)

Итак, дома вы должны будете написать сочинение -  ответ на вопросы, поднимаемые в произведении Ю.Бондарева. Свои рассуждения подтвердите примерами из произведений русской литературы.

Наш урок окончен. Оценки за урок получают……………… Спасибо за урок.

Приложение 1

Богатство.

В Лревней Греции ходили в скромных плащах, ели козий сыр и ячменные лепешки (завтрак Сократа), жили в простых домах, и вместо удобств, благ и комфорта «технологической цивилизации» там не один век господствовала культура, а именно: духовная и душевная наполненность, то, что сейчас мы определяем как состояние счастья, радости бытия.

Культура-это богатство, бесценное сокровище, по крупицам тысячелетиями накопленное народом и народами, поэтому ей, культуре, следует доверять. Уроки ее способны предупредить бездумную разрушительность и заморские болезни, прикрытые модным костюмом, синтетическими новшествами. Без строгих нравственных таможен, под победные ритмы «масскулатуры» могут и у нас пышно расцвести времена уродливые, чужие нам, порожденные темным и льстивым подражательством, - времена философов без своих идей, архитекторов без своей архитектуры, ученых без своих открытий, писателей без  своих мыслей и чувств.

Всякая система нередко лежит рядом с антисистемой, поэтому альтернатив нет разве только в Дантовом аду. И когда думаешь о судьбе культуры в урбанистической действительности прагматизма, власти денег, неверия и лжи, то с болью и тоской возникают те же самые «детские вопросы», но совсем уже не по Достоевскому: кто ты, современный человек? Разрушительная тень на перекрестке дорог истории? Или венец творения? Уйдешь подобно бесследной тени – и не оставишь после себя ничего, кроме ненасытной алчности, миллионов невинных жертв, заболоченных полей, безобразных бетонных городов, высохших рек, гор мусора на изуродованной машинами земле. Почему же ты, гомо фабер, забыл о назначении своем – творить добро, красоту и приносить пользу?

Так разве «технологическая цивилизация» не движет прогресс, ничего не создает, не усовершенствует? Не может быть, чтобы все то, что рождает и развивает она, есть не творчество, а видимость прогресса, то есть тупик. И вместе с тем это так, ибо на Западе все подчинено не человеку, а всемогущему правителю мира – золотому тельцу, у нас же – безликому и беспощадному властелину нашей действительности: мифическому, придуманному чиновниками плану, за которым уже не видно человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Путешествие в княжество Имени Существительного

Данный конспект предназначен для обобщения материала по теме "Имя существительное". Урок разработан в игровой форме....

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....

Конспект урока по русскому языку «Творительный падеж имени существительного»

Конспект урока по русскому языку «Творительный падеж имени существительного» (коррекционная школа)...

Конспект урока русского языка на тему "Окончания имен существительных 2-го склонения в Д.п."

Представлен конспект комбинированного урока , цель которого: формирование навыка правописания окончаний имен существительных 2-го склонения в Д.п.....

Конспект урока по русскому языку «Три склонения имен существительных».

Конспект урока по русскому языку «Три склонения имен существительных» для обучающихся 5 класса....