Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие» ( ФГОС)
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Русских Ирина Сергеевна

Урок - путешествие по теме "Причастие" (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_obobshchenie_po_teme_prichastie.docx385.5 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx375.46 КБ

Предварительный просмотр:

http://teleskopzv.ru/wp-content/uploads/2017/09/0_1fa4e2_aab2400e_orig.jpg

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие» ( ФГОС)

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 г. Покачи

Русских Ириной Сергеевной

№ п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.

Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера  доброжелательности и творческой активности.

Наглядные (на доске появляется 1-ый слайд).

коммуникативные (умение слушать).

2.

Мотивация к учебной деятельности

- Начнём урок, тема которого… Это вы определите, прочитав стихотворение-загадку  

Мама - Прилагательное,
Папа - сам Глагол,
Их сыночек родненький
В них двоих пошёл.
Мамины вопросики
Сынок всем задаёт,
Признаки по действию
Предметам раздаёт.
Этому ребёнку 
С рожденья повезло:
Как мама, он имеет
Род, падеж, число.
Время он имеет,
Как родной отец,
Имя отгадаешь -
Будешь молодец!
(Причастие.)

Ученики слушают загадку.

Беседа.

 Наглядные (на доске появляется 2-ой слайд).

коммуникативные (умение слушать, аргументированно отвечать на вопросы).

3.

Сообщение темы урока, постановка целей

О чем эта загадка? Какова же тема нашего урока?

- Ребята, какими будут цели нашего урока?

- Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие в страну Морфология в город Причастие. 1 команда отправится на паровозике, вторая -  на самолете, третья – на автобусе и 4 – на корабле. Это необычный город, чтобы по нему путешествовать, нужно знать все о причастии! Вы готовы отправиться в это путешествие, полное трудностей?

 Ответ учеников.

Определяют цели урока.

Создание проблемной ситуации. Эвристическая беседа.

Наглядные (на доске появляется 3-ий слайд).

1)регулятивные - умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности;

2) познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения;

3)коммуникативные - умение точно, правильно и логично излагать свою точку зрения.  

4.

Работа по теме урока

фронтальный опрос

- Посмотрите, какая это большая страна «Морфология»! А сколько в ней городов! Но чтобы попасть в город Причастие, нам нужно преодолеть водопад

1 «Водопад знаний»

Организует фронтальный опрос учащихся:

-Дать определение причастия.

- Какие причастия называются действительными и как они образуются?

- Какие причастия называются страдательными и как они  образуются?

-Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

-Расскажите о правописании НЕ с причастиями.

-Расскажите о знаках препинания при причастном обороте.

Ученики отвечают на вопросы, приводят примеры.

Беседа.

1) регулятивные: уметь оценивать цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение.

2) познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию 3) коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Работа в группах

-И вот мы с целым багажом знаний попали в город Причастие.

-Посмотрите, какое – то смятение в городе. Что происходит? Флаг над главным дворцом то прилагательного, то глагола? Разузнаем!

- Оказывается, жители спорят: какой флаг должен возвышаться над главным дворцом! А как вы считаете? Докажите!

2«Кто главнее»

-У вас на парте лежат листочки с таблицей признаки глагола и признаки прилагательного у причастия, заполните её.

- Давайте проверим ваши ответы?

Так какой же флаг должен возвышаться? Почему?

Учащиеся   выполняют задания в группе

-Оба!

 

Наглядные (на доске появляется 4-ый слайд). Таблица пустая, затем с ответами

1) регулятивные - умение планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самооценку; самокоррекцию;

2)познавательные- умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

3) коммуникативные- умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками по ходу выполнения задания, соблюдать правила речевого этикета.

-работа в группах

- Посмотрите, какой интересный дворец! Что напоминает его крыша?

3 «Дворец суффиксов»

-Перед вами причастия, выделите правильно в них суффиксы и определите: действительное и страдательное?

- Молодцы, отправляемся дальше!

Учащиеся отвечают на вопросы  

Наглядные (на доске появляется 5-ый слайд с правильными ответами.

1 )регулятивные - умение планировать последовательность действий;

2)познавательные- умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие тезис;

3)коммуникативные - уметь точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.

Работа в группах)

- Перед вами, ребята,

4 «Бюро находок»

-Здесь, наверное, разные интересные вещи..

- Нет, это слова! Они растерялись, нужно объединить их в пары, назвать их часть речи и доказать это.

_ Что мы повторили, выполняя это задание?

Учащиеся выполняют задание

Наглядные (на доске появляется 6-ой слайд с готовыми парами). Самостоятельное выполнение задания.

1) регулятивные - умение планировать последовательность действий;

2)познавательные -  умение определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, систематизировать информацию;

3)коммуникативные - адекватно воспринимать устную и письменную речь, соблюдать в процессе коммуникации нормы устной  и письменной речи.

-работа в группах

- Продолжаем наше путешествие.

5 « Адская кухня»

- Будьте внимательны, вам предлагаются рецепты из «Книги о вкусной и здоровой пище людоеда» Г. Остера.

 - Вам нужно раскрыть скобочки (Н-НН)

-Какие знания мы повторили? Какой навык закрепили?

Учащиеся выполняют задания в группе.

Наглядные (на доске появляется 7-ой слайд со словосочетаниями).

1)регулятивные - умение планировать последовательность высказывания. 2)познавательные- умение определять основную и второстепенную информацию, осмысливать значение высказывания, систематизировать информацию.

3)коммуникативные- умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации.

- А теперь нам пора отдохнуть!

«Физминутка»

Работа в группах

- И вот мы с вами вышли на

 6 « Тропу умений»

-У вас на партах лежат кроссворды

(образуем от глагола причастия по требованиям)

-Какие знания вам пригодились? Какой навык мы отрабатывали?

- Добрались до замка 7«Дружба» ( не с прилагательными)

- У вас на партах лежат листочки с заданием, где даны ответы написания НЕ с причастием, вы должны поставить + напротив верного ответа и – напротив  

Неверного

Какие знания вам пригодились? Какой навык мы отрабатывали?

Учащиеся выполняют задание

Наглядные (на доске появляется 6-ой слайд с готовыми парами). Самостоятельное выполнение задания

1) регулятивные - умение планировать последовательность действий;

2)познавательные -  умение определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, систематизировать информацию;

3)коммуникативные - адекватно воспринимать устную и письменную речь, соблюдать в процессе коммуникации нормы устной  и письменной речи.

Работа в группах

8 « Дворец навыков»

1).- Правильно ли расставлены знаки препинания в предложениях с причастным оборотом?

2).– Поставьте причастные обороты там, где следует.

1. Повесть, растущая в саду, известна всем.

2. Попугай, назначивший даме свидание, оказался говорящим.

3. Цветы, играющие во время урока, красивы.

4. Дети, купленные в зоомагазине, будут наказаны.

5. Мужчина, гонимый ветром, не пришёл на встречу.

6. Туча, отредактированная корректором, обещала дождь.

_ Какие знания вам пригодились при выполнении этого задания? Какие умения мы закрепили?

Учащиеся выполняют задание

Наглядные (на доске появляется 6-ой слайд с готовыми парами). Самостоятельное выполнение задания

1) регулятивные - умение планировать последовательность действий;

2)познавательные -  умение определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, систематизировать информацию;

3)коммуникативные - адекватно воспринимать устную и письменную речь, соблюдать в процессе коммуникации нормы устной  и письменной речи.

5.

Подведение итогов.

-Вот мы и совершили прогулку по новому городу на карте страны Морфология.

Но этот город не последнее открытие для вас.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Наглядные (на доске появляется 8-ой слайд с вопросами). Эвристическая беседа

1) регулятивные-планирование своих действий; коллективная обсуждение.

2) познавательные- моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

3) коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

6.

Домашнее задание.

«Настоящий друг»

*Придумать и записать пять словосочетаний с причастием в роли главного или зависимого

** Составить с этими словосочетаниями 5 предложений

*** Написать мини – сочинение, используя данные словосочетания, на заданную тему

Учащиеся записывают домашнее задание. Сами определяют для себя уровень сложности

Наглядные (на доске появляется 9-ый слайд ).  

1) регулятивные-планирование своих действий;

2)познавательные- построение самостоятельного процесса;

 3) коммуникативные-  поиск и выбор информации.

7.

Рефлексия

-Что было трудным на уроке?

-Что показалось особенно интересным?

- Что вы возьмете с собой?

- Отразите уровень своих знаний цветами! Перед вами лист, на котором изображена ваза с ветками, но цветов нет. Каждый из вас приклеит цветок определенного цвета: красный-все знаю, помню, со всеми заданиями справился; синий – справился, но что – то забыл; зелёный- мало что помню, применять на практике не умею.

Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем.

Беседа

1)регулятивные-оценка (выделение и осознание  учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

2)познавательные- рефлексия 

способов и условий действия, контроль  и оценка процесса и результатов деятельности.

3)коммуникативные-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.

4)личностные- самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.  .

Конспект урока по русскому языку по теме «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие».

       Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ  №1 г. Покачи

Русских Ириной Сергеевной

            Учебник. Русский язык 7 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Москва , «Просвещение», 2013год

            Программа. Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой 5-9 классы. Москва ,«Просвещение», 2011 год.

Тема      «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие».

Цели              

     Образовательные:

  • формировать умение правильно пользоваться причастиями в устной и письменной речи;
  • развивать умение формулировать определение понятий;
  • развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и грамматические умения.

Развивающие:

  • осуществлять системно-деятельностный подход;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать внимание;
  • формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные):
  •  развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
  •  развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развивать творческие, речевые способности учащихся;
  •  формировать логические умения;
  • развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  •  развивать умение формулировать проблему;
  • развивать умение работать в группах, парах.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к родному языку;
  • воспитывать уважительное отношение к слову;
  • развивать коммуникативные УУД:
  • создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • научить взаимодействию учащихся в группах: развитию уважения друг к другу.

Планируемые результаты обучения:

1)предметные:

- умение находить причастия, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;

- умение использовать причастия при составлении текстов.

2) метапредметные: 

- умение формулировать цель деятельности;

- умение планировать последовательность действий;

- умение осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

- умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

- умение владеть всеми видами речевой деятельности;

 

Тип урока – повторительно-обобщающий

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация урока

Ход урока

1.Оргмомент. Приветствие.

 - Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.

Слайд №1. Дата. Урок - путешествие

2. Мотивация учебной деятельности.

- Начнём урок, тема которого… Это вы определите, прочитав стихотворение-загадку  

Мама - Прилагательное,
Папа - сам Глагол,
Их сыночек родненький
В них двоих пошёл.
Мамины вопросики
Сынок всем задаёт,
Признаки по действию
Предметам раздаёт.
Этому ребёнку 
С рожденья повезло:
Как мама, он имеет
Род, падеж, число.
Время он имеет,
Как родной отец,
Имя отгадаешь -
Будешь молодец!
(Причастие.)

3.Сообщение темы урока, постановка целей.

- О чем эта загадка?

           - Какова же тема нашего урока?

Слайд №3.Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»

- Ребята, какими будут цели нашего урока? (Дети предполагают результаты урока. Учитель корректирует   ответы учеников после их выступления, если это необходимо.)

       

4.Работа по теме урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие в страну Морфология в город Причастие. Это необычный город, чтобы по нему путешествовать, нужно знать все о причастии! Вы готовы отправиться в это путешествие, полное трудностей? Каждая команда путешествует на своём транспорте, поэтому ваши команды так и будут называться: «Самолетик», «Паровозик», «Автобус», «Кораблик».

1)     « Водопад знаний» Фронтальный опрос.

- Посмотрите, какая большая страна «Морфология»! Сколько в ней уже известных вам городов!  А вот и наш город на карте Причастие! Но чтобы в него попасть, нам нужно преодолеть водопад!

1 «Водопад знаний»

Организует фронтальный опрос учащихся

-Дать определение причастия.

- Какие причастия называются действительными и как они образуются?

- Какие причастия называются страдательными и как они образуются?

-Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

-Расскажите о правописании НЕ с причастиями.

 -Расскажите о знаках препинания при причастном обороте.

- Вот мы и определили капитанов ваших команд по их ответам на вопросы. Каждый капитан заполняет лист достижений своей команды.

2 «Кто главнее»

-И вот мы с целым багажом знаний попали в город Причастие.

-Посмотрите, какое – то смятение в городе. Что происходит? Флаг над главным дворцом то прилагательного, то глагола? Разузнаем!

- Оказывается, жители спорят: какой флаг должен возвышаться над главным дворцом! А как вы считаете? Докажите!

-У вас на парте лежат листочки с таблицей признаки глагола и признаки прилагательного у причастия, заполните её.

- Давайте проверим ваши ответы? Так какой же флаг должен возвышаться?

Признаки глагола

Признаки прилагательного

Вид

Время

Возвратность

Имеет при себе зависимые слова (существительное или прилагательное)

Обозначает признак предмета (по действию)

Изменяется по числам, родам, падежам

Имеет полную и краткую форму

Согласуется с именем существительным в числе, роде и падеже

- Какие знания вам помогли справиться с данным заданием?

3 «Дворец суффиксов»

- Посмотрите, какой интересный дворец! Что напоминает его крыша? (суффикс)

- А вас на партах лежат листочки. Вам необходимо выписать суффикс и определить действительное или страдательное причастие:

1. Закапывающий                 1. –ющ- , Д

2. Строящий                           2. – ящ- Д

3. Выполненная                     3. – енн- С

4. Искавший                           4. –вш- Д

5. Выросший                          5. –ш- Д

6. Выкачанная                        6. –нн- С

- Какой изученный материал мы повторили? Какие навыки закрепили?

- Молодцы, отправляемся дальше!

4 «Бюро находок»

Перед вами, ребята,  «Бюро находок»

-Здесь, наверное, разные интересные вещи?

- Нет, это слова! Они растерялись, нужно объединить их в пары, назвать их часть речи и доказать это.

Кричащий, вести, бегущий, устать, любить, спасенный, кричать, принесший,

 забытый, ведомый, бежать, уставший, спасти, любящий, принести, забыть.

Кричать- кричащий

Вести – ведомый

Бежать – бегущий

Устать – уставший

Любить – любящий

Спасти – спасённый

Принести – принёсший

Забыть – забытый

- Что мы должны запомнить, выполнив данное задание?

- Продолжаем наше путешествие.

5 « Адская кухня»

- Будьте внимательны, вам предлагаются рецепты из «Книги о вкусной и здоровой пище людоеда» Г. Остера. (известный русский писатель, который предлагал родителям воспитывать детей, указывая им на их недостатки, не криком и назиданиями, а вот такими своими интересными книгами: «Вредные советы», «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда»

Раскройте скобочки.

Рецепт 1.        Кваше(Н,НН)ые девочки.

Отобрать грязных, растрепа(Н,НН)ых девочек-плакс, умыть, причесать и плотно набить ими прочную деревя(Н,НН)ую кадку. Соль можно не сыпать - девочки сами наплачут полную кадку соле(Н,НН)ых слез.

Рецепт 2.        Консервирова(Н,НН)ые грязнули.

Взять несколько вываля(Н,НН)ых в грязи мальчиков, добавить к ним одну измаза(Н,НН)ую вареньем девочку, посадить их всех в стекля(Н,НН)ую непрозрачную банку, плотно закрыть крышкой и поставить в темное место, чтоб никто никогда не смог их увидеть. Консервирова(Н,НН)ые грязнули приятно украшают любой стол.

Рецепт 3.        Компот из испорче(Н,НН)ых мальчиков.

Если ваши мальчики окончательно испортились, сделайте из них компот. Для этого нужно как следует обработать порче(Н,НН)ых мальчиков, предварительно вынув из них душу.

Рецепт 4.        Кривляка в собстве(Н,НН)ом платьице.

Снять с кривляющейся девочки сандалики и уложить ее на блюдо, вымаза(Н,НН)ое горчицей. Сандалики можно съесть потом, на закуску.

Рецепт 5.        Распуще(Н,НН)ые девчонки 

Распустить на сковородке сливочное масло и выпустить на нее совершенно распуще(Н,НН)ых девчонок. После того, как они минут 15 побегают по сковородке, их можно подать к столу, предварительно изрубив… лимо(Н,НН)ую корку и посыпав ею девчоночьи головы.

- А теперь нам пора отдохнуть!

- Какое правило вам необходимо было вспомнить? Какие умения закрепили? Какие навыки приобрели?

«Физминутка»

6 « Тропа умений»

И вот мы с вами вышли на «Тропу умений»

-У вас на партах лежат кроссворды  

– Первое задание выполняем в группах – решаем кроссворд, который лежит у вас на партах

1. Закопать (страд., прош. вр.)
2. Засорить (страд.,прош. вр.)
3. Хранить (страд., наст. вр.)
4. Скакать (дейст.,наст. вр.)
5. Сделать (страд.,прош. вр.)
6. Срастись (страд., прош. вр.)
7. Спрятать (страд.,прош.вр.)
8. Нестись (дейст.,прош.вр.)
9. Делать (дейст., наст. вр.)

- Какие  изученные правила вы применяли при выполнении данного задания? Что нужно особенно запомнить?


7 «Дружба»

- Добрались до замка «Дружба» ( не с прилагательными)

- У вас на партах лежат листочки с заданием где необходимо поставить «+» напротив верного ответа и «–«  напротив  неверного

 1. (не)брежный  - слитно +

2. (не)покорённый – слитно +

3. (не)застроен    - раздельно +

4. (не)вспаханный – раздельно –

5.( не)виданный – раздельно –

6.(не)просмотренный мною – слитно –

7. (не)сорванный, а срезанный цветок – раздельно +

8.совсем (не)использованный материал –слитно –

- Какое правило повторили? Какой навык отработали?

8 « Дворец навыков»

1)- Правильно ли расставлены знаки препинания в предложениях?

1.   Холмы, покрытые венцом
    Дерев, разросшихся кругом,
    Шумящих свежею толпой,
    Как братья в пляске круговой.  (Из какого произведения данное предложение)?

2.  Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату.

3. Он пролез через частокол в сад, влез на дерево, раскинувшееся ветвями, упиравшимися в самую крышу дома.

4. Взволнованный последними событиями, я долго не мог заснуть.

5. Озарённый восходящим солнцем лес быстро наполнялся звуками

-Вот мы и совершили прогулку по новому городу на карте страны Морфология.

Но этот город не последнее открытие для вас.

2) – Поставьте причастные обороты там, где следует.

1. Повесть, растущая в саду, известна всем.

2. Попугай, назначивший даме свидание, оказался говорящим.

3. Цветы, играющие во время урока, красивы.

4. Дети, купленные в зоомагазине, будут наказаны.

5. Мужчина, гонимый ветром, не пришёл на встречу.

6. Туча, отредактированная корректором, обещала дождь.

- Над каким правилом мы работали, выполняя данное правило? Что мы должны усвоить и запомнить? Какие навыки закрепить?

5.Подведение итогов.

- Большое спасибо за урок!  Чтобы вы не забывали то, что мы повторили, хочу подарить вам памятки - раскладушки

6.Домашнее задание

«Настоящий друг»

*Придумать и записать пять словосочетаний с причастием в роли главного или зависимого

** Составить с этими словосочетаниями 5 предложений

*** Написать мини – сочинение, используя данные словосочетания, на заданную тему 

7.Рефлексия. 

-Что было трудным на уроке?

-Что показалось особенно интересным?

- Что вы возьмете с собой?

- Отразите уровень своих знаний цветами! Перед вами лист, на котором изображена ваза с ветками, но цветов нет. Каждый из вас приклеит цветок определенного цвета: красный-все знаю, помню, со всеми заданиями справился; синий – справился, но что – то забыл; зелёный- мало что помню, применять на практике не умею.

Литература:

      1. Программа. Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой 5-9 классы. Москва «Просвещение», 2011 год.

       2.Уроки русского языка с применением ИКТ. 7-8 классы. Метод. пособие с электрон. приложением/Авт.-сост.: Т. А. Захарова, И. А. Меховская и др. – М.: «Планета», 2011.

       3.Русский язык . 7 класс. Интерактивные дидактические материалы/Авт.-сост. О. Г. Скоробогатова. – М.:Планета, 2012.

       4.  Контрольно – измерительные материалы «Русский язык» 7 класс/ Авт. –сост. И.И. Карпова –М.: Вако, 2013

           

Приложение 1

«Кто главнее»

Признаки глагола

Признаки прилагательного

Вид. Имеет полную и краткую форму.  Время.   Изменяется по числам, родам, падежам.

Возвратность.   Имеет при себе зависимые слова. Обозначает признак предмета (по действию)

Согласуется с именем существительным в числе, роде и падеже

Приложение 2

«Дверец суффиксов»

1. Закапывающий   _______________              

2. Строящий      _________________                    

3. Выполненная   _______________                

4. Искавший   __________________                    

5. Выросший      _____________                  

6. Выкачанная   ______________                

Приложение 3

«Бюро находок»

Кричащий, вести, бегущий, устать, любить, спасенный, кричать, принесший,

 забытый, ведомый, бежать, уставший, спасти, любящий, принести, забыть.

Приложение 4

«Адская кухня»

Рецепт 1.        Кваше(Н,НН)ые девочки.

Отобрать грязных, растрепа(Н,НН)ых девочек-плакс, умыть, причесать и плотно набить ими прочную деревя(Н,НН)ую кадку. Соль можно не сыпать - девочки сами наплачут полную кадку соле(Н,НН)ых слез.

Рецепт 2.        Консервирова(Н,НН)ые грязнули.

Взять несколько вываля(Н,НН)ых в грязи мальчиков, добавить к ним одну измаза(Н,НН)ую вареньем девочку, посадить их всех в стекля(Н,НН)ую непрозрачную банку, плотно закрыть крышкой и поставить в темное место, чтоб никто никогда не смог их увидеть. Конервирова(Н,НН)ые грязнули приятно украшают любой стол.

Рецепт 3.        Компот из испорче(Н,НН)ых мальчиков.

Если ваши мальчики окончательно испортились, сделайте из них компот. Для этого нужно как следует обработать порче(Н,НН)ых мальчиков, предварительно вынув из них душу.

Рецепт 4.        Кривляка в собстве(Н,НН)ом платьице.

Снять с кривляющейся девочки сандалики и уложить ее на блюдо, вымаза(Н,НН)ое горчицей. Сандалики можно съесть потом, на закуску.

Рецепт 5.        Распуще(Н,НН)ые девчонки 

Распустить на сковородке сливочное масло и выпустить на нее совершенно распуще(Н,НН)ых девчонок. После того, как они минут 15 побегают по сковородке, их можно подать к столу, предварительно изрубив… лимо(Н,НН)ую корку и посыпав ею девчоночьи головы.

- А теперь нам пора отдохнуть!

Приложение 5

  1. Закопать (прош в)
  2. Засорить (прош.в)
  3. Хранить (страд. Наст.вр)
  4. Скакать (наст в)
  5. Сделать (прош.в)
  6. Срастись (прош.в)
  7. Спрятать (прош.в)
  8. Нестись (прош.в)
  9. Делать (дейст.наст.в)

Приложение 6

Станция «Дружба»

1. (не)брежный  - слитно

2. (не)покорённый – слитно

3. (не)застроен    - раздельно

4. (не)вспаханный – раздельно

5.( не)виданный – раздельно

6.(не)просмотренный мною – слитно

7. (не)сорванный, а срезанный цветок – раздельно

8.совсем (не)использованный материал –слитно

Приложение 7

«Дворец навыков»

1. Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату.

2.Он пролез через частокол в сад, влез на дерево, раскинувшееся ветвями, упиравшимися в самую крышу дома.

3. Взволнованный последними событиями, я долго не мог заснуть.

4. Озарённый восходящим солнцем лес быстро наполнялся звуками

        

Приложение 8

2) – Поставьте причастные обороты там, где следует.

1. Повесть, растущая в саду, известна всем.

2. Попугай, назначивший даме свидание, оказался говорящим.

3. Цветы, играющие во время урока, красивы.

4. Дети, купленные в зоомагазине, будут наказаны.

5. Мужчина, гонимый ветром, не пришёл на встречу.

6. Туча, отредактированная корректором, обещала дождь.

Русских Ирина Сергеевна МАОУ СОШ №1 города Покачи



Предварительный просмотр:

http://obrazovanie.admsakhalin.ru/uploads/pics/456789087.jpg

Анализ

урока русского языка по теме:

«Обобщение изученного о «Причастии»

Подготовила:

Русских Ирина Сергеевна

учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 7 классе по теме «Обобщение изученного о причастии» представлен в форме технологической карты с учетом требований ФГОС к основному общему образованию.

Введение.

Целью федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является формирование функционально грамотной личности. Для ее реализации  ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные.

         Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы.

Личностные результаты.

Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах.

Познавательные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:

– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);

– использование разного ряда подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов;

– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами; система работы с различными словарями.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.

        Представленный урок разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Цели данного занятия:

Образовательные:

  • формировать умение правильно пользоваться причастиями  в устной и письменной речи;
  • развивать умение формулировать определение понятий;
  • развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и грамматические умения.

Развивающие:

  • осуществлять системно-деятельностный подход;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать внимание;
  • формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные):
  •  развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
  •  развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развивать творческие, речевые способности учащихся;
  •  формировать логические умения;
  • развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  •  развивать умение формулировать проблему;
  • развивать умение работать в группах, парах.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к родному языку;
  • воспитывать уважительное  отношение к слову;
  • развивать коммуникативные УУД:
  • создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • научить взаимодействию учащихся в группах: развитию уважения друг к другу.

Планируемые результаты обучения:

1)предметные:

- умение находить причастия, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;

- умение использовать причастия  при составлении текстов.

2) метапредметные: 

- умение формулировать цель деятельности;

- умение планировать последовательность действий;

- умение осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

- умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

- умение владеть всеми видами речевой деятельности;

 

3) Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;  
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё мнение, учитывая мнение одноклассника;
  • развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи.
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Контроль.

Усвоения  материала осуществляется как в процессе занятия, так и по итогам работы. Возможность перегрузки в ходе занятия исключается, поскольку практически весь необходимый объём работы возможно выполнить в классе. После уроков может быть рекомендовано провести какие-либо наблюдения, применить полученные знания на практике в процессе выполнения домашнего задания.

Основной принцип.

Обучение через действие и игру, понимание через познавание.

.

Результаты занятия.

  • Умение сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи;
  • Умение применять теоретические знания в практической деятельности;
  • Повторить и закрепить имеющиеся знания о причастии;
  • Развитие коммуникативных умений и навыков культурного индивидуального и коллективного общения, выполнение правил речевого этикета в процессе ответов;
  • Повышение  мотивации детей к обучению.

Ресурсы: Учебник

  1. Русский язык . 7 класс: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Москва , «Просвещение», 2013го

Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока:

  • по ведущей дидактической цели: урок повторения и обобщения изученного;
  • по ведущему методу обучения: проблемный.

Методы обучения:

  • основной: проблемный;
  • дополнительные: беседа, объяснение, групповая работа, самостоятельная работа…

Средства обучения:

  • Презентация по теме «Путешествие по стране Морфология»;
  • Раздаточные материалы;
  • Мультимедийная техника.

        Это первый урок по теме «Обобщение изученного о причастии» из двух запланированных, на следующем уроке будет продолжено закрепление материала. Место урока логически оправдано.

        В соответствии с целями урока продумано содержание учебного материала, методы обучения, формы организации учащихся. В работе по реализации поставленных целей старалась опираться на деятельность учащихся, тем самым реализуя деятельностный подход к обучению.

        На основе материала, подводящего учащихся к теме, совместно с ними были сформулированы тема и цель урока. Между всеми частями урока были связующие «мостики». Все этапы работали на реализацию поставленных целей и задач урока.

        На этапе организации начала урока провела диагностику эмоционального состояния детей, что способствовало повышению эмоционального настроя учащихся и быстрому их включению в деловой ритм урока.

        Во избежание перегрузки учащихся практиковалась частая смена деятельности, письменные задания чередовались с устными, проведена физминутка.

        На уроке были использованы следующие средства обучения: учебник, мультимедийные средства, раздаточный материал.

        На уроке формировались личностные, метапредметные и предметные универсальные предметные действия: регулятивные (целеполагание, умение организовать себя на рабочем месте в течение урока), познавательные (наблюдение, анализ, выделение главного, умение извлекать информацию из учебника, дидактических материалов, предложенных учителем; самостоятельно работать с заданиями; передать информацию,  работая  в паре;  пользоваться алгоритмом),  коммуникативные (участвовать в беседе, диалоге, составлении вопросов).

        На уроке реализовывала принципы доступности, наглядности, научности. Время использовалось рационально. Все этапы урока определены  в соответствии с типом урока. 

Ученики повторили и закрепили полученные ранее знания и умения по этой теме.

Использованные формы работы позволили воздействовать на сознание учащихся и повысить интерес к предмету.

При разработке данного урока были учтены следующие особенности учащихся:

- потребность в ярком и образном закреплении изученного материала (использовала форму путешествия по станциям);

- стремление самостоятельно оценивать свои знания на каждом этапе урока, готовность к рефлексии;

- потребность в самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

В начале урока четко и конкретно были сформулированы цели. Обучающая цель реализовывалась через различные виды заданий, которые были направлены на развитие потенциальных возможностей учащихся и их творческой самостоятельности.

Развивающая цель осуществлялась через монологическую речь учеников при воспроизведении теоретического материала, при рецензировании ответа, через необходимость самостоятельно делать выводы.

Воспитательная цель реализовывалась через использование презентации к уроку, подбор дидактического материала, организацию ситуации успеха и творчества.

На данном уроке главной для меня была задача, связанная с ответственностью понимания социальной значимости учения. Решение этой задачи прослеживалось на всех этапах урока.

В содержании урока нашли отражение языковая, коммуникативная компетенции. Формирование языковой компетенции прослеживалось на этапе актуализации знаний, когда учащиеся вспоминали и проговаривали правила, изученные ранее. Обогащение словарного запаса осуществлялось во время ответов одноклассников.

Развитие коммуникативной компетенции в анализируемом уроке прослеживалось через все виды речевой деятельности учащихся: слушание, говорение. Работая устно, соблюдали основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Анализируемый урок отличает логическое единство и стройность. Содержание урока построено на одной «сквозной» линии».

На уроке сочеталось несколько методов обучения.

Наблюдалось преобладание поискового характера познавательной деятельности в сочетании с творческим. Это явилось следствием созданной адаптивной образовательной среды, позволившей не только организовать плодотворную деятельность, но и способствовавшей творческому саморазвитию личности.

 Было организовано чередование и смена видов деятельности в ходе урока. На учебном занятии для отработки общеучебных и специальных умений и навыков использовалась коллективная, парная, групповая, самостоятельная, индивидуальная формы работы, что сказалось на познавательной активности, творчестве и самостоятельности учащихся. Коллективная, парная, групповая формы работы способствовали формированию коммуникативной и социальной компетенций. Самостоятельная и индивидуальная учебная деятельность была направлена на развитие у учащихся умений делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий. На уроке был осуществлен дифференцированный подход к учащимся, который выражался в степени помощи, оказанной ученикам, а также в индивидуальном  выборе практической деятельности.

На анализируемом уроке наблюдался высокий темп работы. Это связано с тем, что класс работоспособный, ровный по знаниям. Высокий уровень познавательной активности учащихся обеспечивался за счет нетрадиционной формы проведения урока.

Компьютерные технологии использовались для повышения качества образования учащихся, для ускорения темпа работы на уроке, для проверки различных видов работ учащихся.

Условием успешного усвоения учебного материала стало создание творческой, доброжелательной обстановки на уроке; адаптивная образовательная среда, поддерживающая стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей; построение отношений между учениками и учителем на принципах сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи. На анализируемом уроке моя учительская роль сводилась к организации образовательной деятельности учащихся.      

Методическая разработка урока может быть использована учителями-словесниками, работающими по разным программам. Она интересна в плане информативной емкости, способов деятельности учащихся, применяемых технологий обучения. Считаю, что размещение данных материалов окажет практическую помощь коллегам-словесникам.

Открытый урок по русскому язык у «Обобщение изученного о причастии»  был дан в 7 классе. Он представлял собой путешествие по станциям «Водопад знаний», «Кто главнее», «Дворец суффиксов», «Бюро находок», «Адская кухня», «Тропа умений», «Дружба», «Дворец навыков».

 

                    Цели урока были следующие:

·        Обучающая: систематизация и обобщение знаний по теме “Причастие”.

·        Развивающая: развитие логического мышления и языкового “чутья”.

·        Воспитывающая: воспитание любви к родному языку.

         Главными на уроке были задачи:

·         Проверка прочности знаний по теме «Причастие», а также орфографических и пунктуационных навыков,

·        Установление степени сознательного усвоения причастия в единстве его семантических, морфологических и синтаксических свойств.

Структура урока соответствовала схеме построения урока комплексного применения знаний, умений и навыков (мотивация, актуализация знаний, образец применения знаний, самостоятельная работа, коррекция, анализ). Этапы урока были логично связаны между собой и вытекали один из другого В ходе урока были использованы как познавательные, так и практические методы обучения: вступительное слово учителя, самостоятельная работа учащихся , парная работа и работа в группах.

На уроке был применен дифференцированный подход в обучении учащихся. Поскольку учащиеся класса обладают практически одинаковыми знаниями, умениями и навыками, то работа была рассчитана на командную форму. Вопросы, предлагаемые учащимся, были достаточно высокого уровня сложности.

Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно. Устно были опрошены все учащиеся. Письменная работа велась на специально заготовленных листах. Все виды работ оцениваются отдельно (и не только учителем, но и самими учащимися. )

Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовало хорошее владение учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками; соответствующее эмоциональное состояние, созданное в начале урока.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Благодаря четкому распределению и рациональному использованию времени все учащиеся ушли с урока удовлетворенные своей работой (о чем свидетельствует этап рефлексии, который и был направлен на выявление внутреннего состояния учащихся).

Все цели были реализованы, вся запланированная работа выполнен.



Приложение

Алгоритм определения части речи

  1. На какой вопрос отвечает?
  2. Что обозначает?
  3. К какому слову в предложении относится?
  4. Как изменяется?
  5. Каким членом предложения является?

Выступления оценивается по следующим критериям:

1. Ответ должен быть логичным, последовательным;

2. Должен быть построен по типу рассуждения

   (тезис – доказательство –  вывод);

3. Сообщение не должно превышать 2 минут;

4. В речи выступающего не должны встречаться слова-    

    паразиты;

Памятка «Критерии оценки публичного выступления»

Область оценивания

Критерии

Индикаторы

Возможные баллы

Баллы

Оценка постановки цели и задач, их решения.

Соответствие целей и задач основным идеям работы.

1) Цель и задачи работы сформулированы четко и соответствуют идеям работы.
2) Цель и задачи работы сформулированы не конкретно.
3) Цель и задачи работы не сформулированы.

1) 2-3
2) 1
3) 0

 

Содержание речи.

Достоверность информации.

1) Информация достоверна.
2) Есть неточности в изложении материала.
3) Информация содержит много фактических ошибок.

1-3

 

Подбор информации.

1) Материал хорошо изучен и представлен в хорошо структурированном виде.
2) Отбор материала, последовательность изложения и композиция проекта демонстрируют глубокое понимание материала.

1) 0-2
2) 3-5

 

Презентация речи.

Речь оратора.

1) Аудитории было понятно изложение информации.
2) Изложение информации было ярким, запоминающимся.
3) Оратор говорил с энтузиазмом.
4) Оратор продемонстрировал достаточную экспрессивность речи.
5) Изложение информации было спонтанным.
6) Изложение информации было беглым.
7) Оратор продемонстрировал безукоризненное произношение и навыки артикуляции.

1) 1
2) 1
3) 1
4) 1
5) 0
6) 0
7) 1-2

 

Движения оратора.

1) Оратор выбрал удачную позу при публичном выступлении.
2) Движения оратора были адекватными.

1) 1
2) 1

 

Итого.

 

 

 

 

Рабочий лист__________________

Автор

Дата жизни

Область исследования

Основные труды

Тестовая работа

Автор

Научные труды

1.

2.

3.

Желаю удачи!

Русских Ирина Сергеевна МАОУ СОШ №1 город Покачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления».

. «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления» - это 24 урок к главе «Тепловые яв¬ления». Пройдены темы: «Температура», «Внутренняя энергия», «Виды теплообмена», «Закон сохранения в...

Урок русского языка в 7 классе. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени».

Цели:Деятельностные - создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развити...

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме «Азот и фосфор» (учебник Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.)

Размещена технологическая карта обобщающего урока химии по теме "Азот и фосфор", отражающая элементы содержания образования, межпредметные связи, основные средства обучения, планируемые (предметные и ...

Технологическая карта урока по геометрии в 8 классе Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Площадь»

Обобщение и систематизация сведений по теме «Площадь».Создание условий для обобщения  и систематизации  материала о площадях фигур, формирования умений решать задачи с практическ...

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...

Урок русского языка в 7 классе Тема: ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СОЮЗ»

На данном уроке я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы: текстоориентированный, функциональный, коммуникативно – деятельный, личностно-ориентированный....