Урок русского языка в 7 классе. Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx | 20.35 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse_prezentatsiya.pptx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе.
Учитель первой квалификационной категории МБОУ «сош №3 г. Красноармейска Саратовской области» Преснякова Татьяна Александровна
Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»
Тип урока: повторительно – обобщающий урок.
Цели:
- учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, выделять причастный оборот;
- осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом;
- употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными определениями, выраженными причастным оборотом.
Оборудование:
картина И. И. Левитана «Золотая осень», фрагменты из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, перфокарты, карточки-информаторы.
Ход урока
- Учитель читает строки :
Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. (М.В.Ломоносов.)
- О какой части речи говорит М.В.Ломоносов?
- Почему? (В причастии заложены признаки и глагола, и прилагательного, что делает эти слова более богатыми содержательно, а поэтому и более экономными.)
2. Объявляется тема и цель урока.
- Сегодня на уроке мы обобщим и расширим знания о причастии, его роли в речи, выполним ряд практических заданий .
3. Связный рассказ на тему: «Что я знаю о причастии как особой форме глагола». (1-2 человека.)
- Рецензирование выступлений товарищей.
4. На доске записано предложение.
Задание: расставить знаки препинания, сделать морфологический разбор причастия.
Гроза грохочущая вдали надвигалась и огромная лиловая туча медленно выползала из-за леса.
5. Учитель.
Но мало только знать и понимать причастия, их надо правильно писать. Чтобы правильно писать причастия, необходимо знать много правил и уметь применять их, не испытывая затруднений в этих действиях. Грамотное написание – это форма вежливости во взаимоотношениях людей. Кроме того это возможность самому испытать и доставить читающему чувство удовлетворения, радости.
6. Работа с перфокартой.
Цель: проверка умения правильно писать «не» с причастием.
! Рассказать о правописании «НЕ» с причастием.
(Не) поставленная на место книга.
(Не) греющее солнце.
Улица (не) освещена.
(Не) нарушаемая ничем тишина …
7. Группа учащихся приготовила слайды с таблицами и воспроизводит их с примерами (домашнее задание ): «Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», «Правописание гласных в суффиксах причастий» .
Решение грамматической задачи для всего класса.
Комментированное письмо.
- Усыпа(НН/ Н)ые листьями дорожки.
- Роща обнаже(НН/Н)а.
- Развеш(Е/А)нные картины.
- Выто(ЕНН/АНН)ая деталь.
- Лома(Н/НН)ая линия.
- Развея(Н/НН)ые листья.
8. Синтаксическая пятиминутка.
Составление предложений по схемам.
- /~~~~~~~~~~~~~~/х… Летающая над костром бабочка была необычайно красива.
- Х,/~~~~~~~~~~/, ….. Листва, сорванная с деревьев, закружилась в вихре и стала подниматься кверху.
- … х, /~~~~~~~~~~~/. Мы вошли в лес, освещённый лучами осеннего солнца.
Дополнительное задание.
Заменить причастный оборот придаточным определительным (устно).
9. Объяснительная работа (обозначить условия выбора гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени) . Работа с карточками-информаторами.
ТаЮщий ( на-ять, 1спр.) на солнце снег, шепч…щие на ветру берёзы, прерыва…мый выстрелами, едва слыш…мый голос, весело таратор…щих сорок, служ…щий солдатом брат.
10. Работа по развитию речи. Сочинение-миниатюра об осени.
Учитель. Предлагаю вам прямо на уроке проверить свой словарный запас причастий. В помощь вам : - репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»;
- музыка П.И. Чайковского, которая поможет понять общее настроение картины; услышать звуки осенней природы, активизировать воображение, передаст восхищение умиротворённой осени.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна (слайды картин Левитана , подготовленные группой учащихся). Невозможно перечислить все осенние дни, нанесённые им на полотно. Левитан оставил около 100 «осенних картин», не считая ЭТЮДОВ (рисунки, картины, выполненные с натуры и обычно представляющие собой часть будущего большого произведения).
На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые берёзы, ещё не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лёд; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальныхдней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчёл перед холодами и прелесть зимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.
Войдите в этот лес и напишите, что вы там увидели, услышали и почувствовали. Желаю удачи!
Слабоуспевающим учащимся оказывается помощь : карточки с лексикой об осени.
- Необыкновенно красивы, начинает желтеть, расстилающиеся пёстрым ковром.лучи осеннего солнца. бесшумно скользит по земле, словно в сказке…
- Розовеющие стволы, берёзка красиво рисуется на бледно-голубом небе, к осени стали багряными и золотыми, оборвётся с ветки….
11. В это время учитель проверяет перфокарты, подводит итоги урока. Выставляет оценки за предыдущие виды работ, затем объявляет их.
Чтение 2-3 миниатюр. – Рецензирование сочинений.
Подведение итогов урока.
- Чьи выступления показались самыми интересными и почему?
- Какие вопросы и задания требуют ещё дополнительной работы?
12. Домашнее задание по группам.
1. Сообщения о роли причастий в нашей речи.
1 группа. Проанализировать учебники физики, химии .
2группа. Проанализировать газетные статьи.
3 группа. Сделать запись устной монологической и диалогической речи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, выделять причастный оборот; осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом; употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными определениями, выраженными причастным оборотом.
Оборудование: картина И. И. Левитана «Золотая осень», фрагменты из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, перфокарты, карточки-информаторы.
Ход урока Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. (М.В.Ломоносов.) - О какой части речи говорит М.В.Ломоносов? - Почему? Ответ : В причастии заложены признаки и глагола, и прилагательного, что делает эти слова более богатыми содержательно, а поэтому и более экономными.
Задание: расставить знаки препинания, сделать морфологический разбор причастия. Гроза грохочущая вдали надвигалась и огромная лиловая туча медленно выползала из-за леса
Но мало только знать и понимать причастия, их надо правильно писать. Чтобы правильно писать причастия, необходимо знать много правил и уметь применять их, не испытывая затруднений в этих действиях. Грамотное написание – это форма вежливости во взаимоотношениях людей. Кроме того это возможность самому испытать и доставить читающему чувство удовлетворения, радости.
Работа с перфокартой. Цель: проверка умения правильно писать «не» с причастием. (Не) поставленная на место книга. (Не) греющее солнце. Улица (не) освещена. (Не) нарушаемая ничем тишина …
«Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
Комментированное письмо. Усыпа (НН/ Н) ые листьями дорожки. Роща обнаже (НН/Н)а. Развеш (Е/А) нные картины. Выто(ЕНН/АНН) ая деталь. Лома(Н/НН) ая линия. Развея (Н/НН) ые листья.
Составление предложений по схемам. /~~~~~~~~~~~~~~/х… Х,/~~~~~~~~~~/, ….. … х , /~~~~~~~~~~~/. Дополнительное задание. Заменить причастный оборот придаточным определительным (устно). Летающая над костром бабочка была необычайно красива. Листва, сорванная с деревьев, закружилась в вихре и стала подниматься кверху. Мы вошли в лес, освещённый лучами осеннего солнца.
«Правописание гласных в суффиксах причастий» .
Объяснительная работа. Задание: обозначить условия выбора гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени. Работа с карточками-информаторами. ТаЮщий ( на-ять , 1спр.) на солнце снег, шепч … щие на ветру берёзы, прерыва … мый выстрелами, едва слыш … мый голос, весело таратор… щих сорок, служ … щий солдатом брат.
Работа по развитию речи. Осень на картинах Левитана очень разнообразна Невозможно перечислить все осенние дни, нанесённые им на полотно. Левитан оставил около 100 «осенних картин», не считая ЭТЮДОВ. ЭТЮД- это рисунки, картины, выполненные с натуры и обычно представляющие собой часть будущего большого произведения.
Осенний день. Сокольники , 1879.
На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые берёзы, ещё не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лёд; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней , сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчёл перед холодами и прелесть зимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.
Осенний пейзаж, 1880 .
Золотая осень. Слободка, 1889.
Сумерки. Стога, 1899.
Сочинение-миниатюра по картине И.И.Левитана «Золотая осень» Войдите в этот лес и напишите, что вы там увидели, услышали и почувствовали. Желаю удачи!
Карточки с лексикой об осени. Необыкновенно красивы, начинает желтеть, расстилающиеся пёстрым ковром.лучи осеннего солнца. бесшумно скользит по земле, словно в сказке… Розовеющие стволы, берёзка красиво рисуется на бледно-голубом небе, к осени стали багряными и золотыми, оборвётся с ветки….
Подведение итогов урока. - Чьи выступления показались самыми интересными и почему? - Какие вопросы и задания требуют ещё дополнительной работы?
Домашнее задание по группам. Сообщения о роли причастий в нашей речи. 1 группа. Проанализировать учебники физики, химии . 2группа. Проанализировать газетные статьи. 3 группа. Сделать запись устной монологической и диалогической речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 7 класс Действительные причастия прошедшего времени.
Действительные причастия прошедшего времени....
Конспект урока русского языка. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Тема: Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. 7 класс
Конспект урока. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Приложение - текст для лингвистического анализа....
Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"
Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза...
Конспект урока русского языка 7 класс " Н и НН в суффиксах страдательных причастий"
Конспект урока русского языка 7 класс "Н и НН в суффиксах причастий", технологическая карта...
презентация к уроку русского языка 6 класс "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
Презентация к уроку русского языка 6 класс"Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"...
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного по теме "Глагол".
Предложен учебный материал для систематизации и повторения полученных знаний....
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.
Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....