Урок русского языка в 7 классе Тема: ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СОЮЗ»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
На данном уроке я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы: текстоориентированный, функциональный, коммуникативно – деятельный, личностно-ориентированный.
Характерной чертой современного урока языка является также его построение на основе развивающего обучения, которое способствует развитию у учащихся умственных способностей на основе использования элементов исследования, поиска, внедрения приёмов умственной деятельности (анализа и синтеза, сопоставления и сравнения, выделения главного и классификации, установления и пояснения причинно-следственных связей, обобщения и систематизации); усовершенствованию речевых умений и навыков при помощи оперативно-конструктивного применения приобретённых знаний в практической деятельности; формированию коммуникативных умений (осуществление активной речевой коммуникации в разных видах речевой деятельности с учётом требований ситуации общения).
На уроке были использованы элементы технологии РКМ (приемы: верно-неверно, кластер, лист самооценки), активные методы обучения (метод «Лестница успеха»), компьютерные технологии, игровая технология. Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществлялась при выполнении теста.
С целью экономии времени самостоятельная работа на уроке выполнялась учащимися на специальном рабочем листе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_rs_7_rya.docx | 38.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе Тема: ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СОЮЗ»
- Цели урока: обобщить и систематизировать материал по теме; определить уровень усвоения учебного материала
Задачи:
- обучающая: корректировка и углубление знаний учащихся по теме «Союз» через лингвистический эксперимент и решение практических задач.
- развивающая: развитие умений выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;общую культуру, кругозор учащихся; навык грамотной устной и письменной связной речи.
- воспитывающая: формирование навыков активного сотрудничества учащихся друг с другом и учителем в процессе познания, достижения цели, успеха.
1. Предметные:
- - систематизировать знания о союзах
- -повторить морфологические признаки союза
- -повторить правописание союзов
2. Метапредметные:
познавательные УУД:
- - развитие умения формулировать проблему и решать её
- - развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы
- - развитие умения систематизировать знания
- - речевое развитие учащихся
- б) коммуникативные УУД:
- - развитие умения работать в парах
- - развитие умения слушать и понимать речь других
регулятивные УУД:
- - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
- - развитие умения самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания, свои действия
- - развитие умения контролировать процесс и результат действий, вносить коррективы
3. Личностные:
- - развитие умения формировать учебную мотивацию
- - развитие умения формировать рефлексию
- - развитие умения формировать адекватную самооценку
План урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 3) Актуализация знаний
4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы) 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | |||||||||||||||||
Фаза вызова | ||||||||||||||||||||
1.Этап мотивации Сравнительный анализ предложений | СУ: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, поздороваемся с ними. Я желаю вам на уроке быть активными, внимательными, любознательными, старательными и надеюсь, что наше сотрудничество будет успешным. СУ: Начать нашу работу предлагаю со сравнительного анализа предложений. Хотите добиться успеха, избегайте шести пороков: сонливости, лени, страха, гнева, праздности, нерешительности. (Конфуций) Урок, который я извлек и которому следую всю жизнь, состоял в том, что надо пытаться, и пытаться, и опять пытаться, но никогда не сдаваться! (Ричард Бренсон) Как вы считаете, кроме содержания и строения что отличает одно предложение от другого? Определите средства связи. | Сравнивают предложения. Определяют, что в первом предложении отсутствуют союзы, а во втором предложении присутствует множество союзов. | Умение сравнивать, анализировать развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы | |||||||||||||||||
Постановка целей и задач | СУ: Итак, речь сегодня вновь пойдёт о союзе. Это заключительный урок по данной теме. Как вы думаете, чем логично сегодня заняться? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Какую цель мы можем поставить перед собой? | Ученики делают предположение о теме урока. Формулируют цели и задачи Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме «Союз»: общее значение союза, его морфологические признаки, роль в предложении и речи. | развитие умения формулировать проблему и решать её | |||||||||||||||||
2. Этап актуализации | СУ: Перед вами лестница успеха. Определите своё положение на ней в начале нашей работы. В ходе урока предлагаю заполнить лист достижений, который поможет вам определиться с самооценкой к концу урока. | Определяют свое местоположение, проанализировав свой уровень усвоения темы. | развитие умения формировать учебную мотивацию развитие умения формировать рефлексию развитие умения формировать адекватную самооценку | |||||||||||||||||
Актуализация знаний Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности Верно-неверно | СУ: Определите, верны ли высказывания. Отметьте верные, по вашему мнению, высказывания знаком +, неверные - -
| Анализируют информацию, представленную на слайдах, отвечают на вопросы. Осуществляют самопроверку Учащиеся сверяют свои ответы и оценивают свою работу: 5 баллов – 0 ошибок, 4 балла– 1-2 ошибки, 3 балла- – 3-4 ошибки. (Баллы выставляются в лист достижений) 1- 2- 3+ 4+ 5- (простые и составные) 6+ 7+ | развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы развитие умения самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания, свои действия | |||||||||||||||||
3.Этап реализации Обобщение и систематизация знаний Кластер | СУ: Как вы считаете, как удобнее систематизировать информацию? Попробуем составить кластер по теме. КЛАСТЕР СУ: В кластере мы отразили весь теоретический материал по теме «Союз». Предлагаю в ходе урока, выполняя практические задания, усвоенную информацию удалять. Таким образом, мы наглядно увидим, всё ли у нас получается. | Составляют кластер по теме «Союз» Обсуждение, вывод | развитие умения систематизировать знания | |||||||||||||||||
Фаза осмысления | ||||||||||||||||||||
Простые-составные союзы | И, наконец, первое задание Игра «Мозаика» Распределите указанные союзы по группам. https://learningapps.org/display?v=piidm4ytc17 Оцените свою работу | Учащиеся распределяют по группам простые и составные союзы Взаимопроверка, выставление результатов в лист достижений | планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |||||||||||||||||
Сочинительные-подчинительные союзы | Продолжим Игра «Скачки» https://learningapps.org/3358090 Найдите в предложении союз, определите сочинительный или подчинительный | Учащиеся находят в предложении союз, определяют группу по значению (сочинительный или подчинительный) Результаты вносят в лист достижений | планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |||||||||||||||||
Правописание союзов | Запишите предложение, раскройте скобки, объясните Что (бы) нужно было сделать, что(бы) достичь цели? На что мы должны обратить внимание? В правописании каких союзов мы можем испытать затруднения? Каким образом мы можем отличить союзы тоже, также, чтобы, зато от других частей речи (местоимений и наречий с частицами)? Отличить союз от омонимичной самостоятельной части речи нам поможет алгоритм. 1.Союз замени союзом: зато=но тоже=также=и чтобы=для того чтобы причём=притом=и оттого что=потому что=так как
2.Частицы ЖЕ БЫ при местоимении переставь или отбрось.
3.Местоимение можно опустить. 4. Помни! Союзы: не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос, их можно заменить только синонимичными союзами. Местоимения и наречия: являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить синонимичными местоимениями и наречиями. Определите написание, в работе используйте алгоритм. Обменяйтесь работами, проверьте правильность выполнения задания. Сделаем вывод: усвоен ли данный материал?
| Отвечают на вопросы, восстанавливают алгоритм Выполняют практическую работу Взаимопроверка, оценивание | развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы развитие умения формулировать проблему и решать её планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
развитие умения слушать и понимать речь других | |||||||||||||||||
Работа с текстом | Определите стиль, тип речи. Какова основная мысль текста? Выполните морфологический разбор союзов из первого абзаца (по группам). Морфологический разбора союза Союз разбирается по следующему плану: I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит). II. Морфологические признаки: а) сочинительный или подчинительный; б) простой или составной.
I. Что— союз II. Подчинительный, изъяснительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения. И Ибо Что Два человека шли к своей заветной мечте. Их путь пролегал между крутыми горными склонами и грозил опасностью. Однажды они остановились в раздумье, ибо ещё издали увидели, что дорога, по которой они шли, оканчивается у ближайшего выступа скалы. Сомнение, страх и неверие смутили первого идущего и сбили с Пути. Он поверил своим глазам вместо того, чтобы довериться своему сердцу и мечте. Развернувшись, он пошёл назад, не добравшись до заветной цели. | Работают в группе (обсуждают характеристику союза, делают выводы) | развитие умения слушать и понимать речь других речевое развитие учащихся
| |||||||||||||||||
Фаза рефлексии | ||||||||||||||||||||
Этап рефлексии учебной деятельности | -Какая цель была поставлена на уроке? - Как вы считаете, она достигнута? - Оцените свою деятельность на уроке, определите свое положение на ступеньках нашей лестницы успеха. Изменилось ли оно? Вывод | Заполняют лист достижений Оценивают собственную деятельность на уроке.
| развитие умения формировать рефлексию развитие умения формировать адекватную самооценку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 8 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления».
. «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления» - это 24 урок к главе «Тепловые яв¬ления». Пройдены темы: «Температура», «Внутренняя энергия», «Виды теплообмена», «Закон сохранения в...
Урок русского языка в 7 классе. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени».
Цели:Деятельностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развити...
Урок русского языка в 7 классе по теме « Обобщение и систематизация знаний по теме « Деепричастие»
Данный урок рассчитан на 45 минут и является заключительным уроком обобщения и закрепления материала при изучении темы «Деепричастия» в 7 классе.Структура урока соотвеПоставлены реальные цели образова...
презентация к уроку русского языка 6 класс "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
Презентация к уроку русского языка 6 класс"Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Фонетика"
Конспект урока русского языка Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Фонетика»Тип урока: урок повторения и обобщения изученного (практикум).Цели урока: организовать деятельность учащихс...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"
Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие» ( ФГОС)
Урок - путешествие по теме "Причастие" (ФГОС)...