Конспект урока по письму и развитию речи на тему: «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока предназначен для обучающихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 39.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Письмо и развитие речи
на тему: «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»
5 класс
Автор: | Гусенова Людмила Шахназовна |
Место работы: | КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» |
Должность: | учитель русского языка и литературы |
Раздел: «Слово».
Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов»
Цель: закрепить и обобщить знания о словах, обозначающих названия предметов.
Задачи урока:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить навык практического употребления слов, обозначающих названия предметов.
- Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» от слов, отвечающих на вопрос «Что?».
- Учить находить слова предметы в тексте, подбирать их самостоятельно; классифицировать.
- Способствовать развитию орфографической зоркости.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать аналитико-синтетическую деятельность в процессе закрепления материала.
- Развивать восприятие, внимание, память, мышление, фонематический слух.
- Способствовать обогащению лексического запаса, развитию речи.
- Продолжить формировать умение работать с учебником, рисунками, схемами.
- Развивать навыки самостоятельной работы, умения планировать свою деятельность на уроке.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать мотивацию к учению и интерес к предмету, трудолюбие, умение работать в коллективе, взаимодействовать со сверстниками.
- Формировать навыки самоконтроля, культуру поведения.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Учебно-методическое обеспечение:
Программа: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. /Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Просвещение, 2011.
Учебник: Якубовская Э.В. Русский язык 5 класс: Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /Э.В. Якубовская, Н.Г.Галунчикова.- М.: Просвещение, 2017. — 223с.
Оборудование и ресурсы: ПК, мультимедийная презентация «Слова предметы», загадки, предметные картинки, фишки для оценивания, сигналы для самооценки, рабочие тетради, карточки с заданием, раздаточный дидактический материал.
Индивидуально-дифференцированный подход: для зоны актуального развития – карточки.
Методы обучения:
- словесные – беседа, познавательные вопросы, указания к действию, постановка перед учащимися цели урока, пояснение, объяснение, повторение и уточнение, сравнение, напоминание.
- наглядные - демонстрация иллюстраций, презентация, сигналы обратной связи.
- практические – показ, упражнение, работа с учебником, дидактическая игра, связь с жизненной ситуацией.
- стимулирующие – создание проблемной ситуации, соревнование, похвала, поощрение, подчеркивание достижений, ситуация успеха, занимательность информации.
Формы организации урока и виды деятельности
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Виды деятельности:
- словарная работа
- классификация по вопросам: кто? что?
- коррекционные упражнения
- игровые приёмы
- работа с учебником
- самостоятельная работа
- дидактическая физминутка
- работа у доски
- работа в парах
- устные ответы
План урока
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
5) Первичное закрепление
- в знакомой ситуации (типовые)
- в изменённой ситуации (конструктивные).
6) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
7) Коллективное выполнение. Самостоятельная работа.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
10) Оценка деятельности учащихся.
Ход урока
I. Организация начала урока - мотивация к учебной деятельности: (Слайд 2)
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Все ль на месте,
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Д/з с. 101, упр. 144.
- Все выполнили домашнее задание?
- При сравнении предметов, какой ставили вопрос? (Чего?) Какие предметы сравнивали? (Блюдце, солнце, морковь, дерево.)
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Что? Чего? Чем? (Неживые предметы.)
- Названия предметов подчеркнули?
(Замена тетрадей.)
III. Актуализация знаний.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнуть,
За работу я возьмусь!
а) Гимнастика для пальцев «Лесенка», «Закрутим винтик». (Слайд 3 - 4)
б) Записать число и слова «Классная работа».
в) Минутка чистописания. (Слайд 5)
Ряд букв: а, о, п, и, е, я.
- Определите, какую букву будем писать? В этом ряду она лишняя. Объясните, почему она лишняя? (Это буква «пэ»).
- Какой звук она обозначает? Дайте характеристику этому звуку.
- Из каких элементов состоит заглавная буква «пэ»?
- Из каких элементов состоит строчная буква «пэ»?
- Давайте пропишем эту букву в воздухе.
- Пропишите в тетради строчку букв, чередуя прописную и строчную буквы.
- Для чего нам нужна заглавная буква? (ответы детей)
- Что можно сказать о гласных: а, о, п, и, е, я? (Ошибкоопасные гласные) (Слайд 6)
г) Работа со словарём. (Слайд 7)
- Найдите в словарике слова, которые начинаются на букву «пэ», прочитайте и запомните, как пишутся эти слова. (Песок, погода, понедельник, портфель, посуда, праздник, пятница.) Учебник закрыть.
- Запишите слова под диктовку.
Грамматическое задание: поставить ударение, выделить безударную гласную, вертикальной чертой разделить слова на слоги.
Проверка с проговариванием (песок – ударная гласная «о», надо запомнить безударную гласную «е» в первом слоге и т.д.).
- Какой вопрос мы можем поставить к данным словам? (Что?)
- Какой вопрос вы зададите к слову медведь? (Кто?) Почему?
Игра: «Кто живёт в лесу?» (Слайд 8)
Учитель называет слова: заяц, петух, ворона, медведь, собака, сорока, корова, лисица, воробей. Если животные по месту обитания живут в лесу - дети хлопают в ладошки, нет - топают ногами.
- Что эти слова обозначают? (Названия предметов.)
- На какие вопросы отвечают слова - названия предметов? (Кто? Что?)
- Как вы думаете, над чем мы будем с вами работать на уроке? (Мнение учащихся).
На вопросы отвечаем,
Когда нужно – замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное – не отвлекаться!
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Сегодня на уроке мы повторим слова, которые отвечают на вопросы «Кто?» или «Что?»
- Так с какими словами будем сегодня работать? (Слайд 9)
Беседа о видах слов, отвечающих на вопросы «Кто?» или «Что?»
- Как вы думаете, много или мало в русском языке слов, отвечающих на вопросы «Кто?» или «Что?».
- А что могут обозначать слова, отвечающие на вопросы «Кто?» или «Что?» (учитель проговаривает группу слов – дети проговаривают, каким одним словом их можно классифицировать): (Слайд 10)
а) пенал, дом, магазин, дерево – это … (предметы);
б) писатель, рабочий, сестра, ученик – это … (люди);
в) дождь, ветер, гололёд, жара – это … (явления природы);
г) орёл, ворона, сорока, чайка – это … (птицы);
д) тигр, олень, заяц, лось – это … (звери);
е) яблоня, цветы, трава, грибы – это (растения);
ж) трамвай, машина, автобус, поезд – это … (транспорт);
з) топор, молоток, отвёртка, пила – это … (инструменты).
- Спишите слова с доски в тетрадь: предметы, люди, явления природы, птицы, звери, растения, транспорт, инструменты. (Слайд 11)
- Что эти слова обозначают? На какие вопросы отвечают?
Вывод: Значит, предметы мы можем видеть, слышать, потрогать.
V. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)
Игра: «Кто? или Что?» Цель. Закрепление правильной постановки вопросов к словам, обозначающих предметы. Доска делится на две части. В первой с вопросом «Кто это?», во второй с вопросом «Что это?». Ученики выходят по порядку к доске, берут картинку, называют предмет, изображенный на ней, и ставят к слову вопрос. Картинку ученик прикрепляет на доске под соответствующим вопросом:
- Заяц, петух, ворона, медведь, собака, сорока, корова, лисица, воробей, девочка, ученик.
- Карандаш, ворота, тарелка, город, деревня, одежда, сахар, комната, молоко. (Слайд 12)
Вывод: О людях и животных мы спрашиваем – кто это? о других предметах спрашиваем – что это? (Слайд 13)
Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные)
Делу время, потехе час.
Прочитайте мой рассказ.
На доске написан текст.
Учить детей видеть даже те слова предметы, которые не стоят в именительном падеже.
- А сейчас мы научимся находить слова, которые могут отвечать на вопросы «Кто?» или «Что?» если их чуть – чуть изменить. (Слайд 14)
Люблю свой лес в зелёной майке,
Ромашку на лесной лужайке.
Люблю я солнце, добрый ветер,
А маму – больше всех на свете. (В. Ланцетти)
Получается запись: (Слайд 15)
Что? Лес, майка, ромашка, лужайка, солнце, ветер, свет.
Кто? Мама.
- Поставьте ударение в словах
Физминутка (Слайд 16)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
VI. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
1. Составить словосочетания, добавив к данному слову предмету второе слово предмет, отвечающее на вопрос чего? (Слайд 17)
- ведро …
- листья …
- воротник …
- глоток …
- тарелка …
2. Подбери слова на изученные правила (карточки со словами по одной на каждое правило Приложение №1).
Взаимопроверка (работа в парах).
(Слайд 18)
Подбери слова на изученные правила | ||
Словарные слова Непроверяемая безударная гласная в корне слова | ||
Мягкий знак (Ь) на конце слова | ||
Мягкий знак (Ь) в середине слова | ||
Сочетания гласных с шипящими: ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ | ||
Парные звонкие и глухие согласные на конце слова | ||
Парные звонкие и глухие согласные в середине слова | ||
Разделительный мягкий знак (Ь) | ||
Разделительный твёрдый знак (Ъ) | ||
Проверяемая безударная гласная в корне слова |
VII. Коллективное выполнение.
Ну, ребята, всем молчать,
Начинаем мы писать
Вы пишите, не спешите,
Буквы лучше выводите.
1. Работа с учебником. Самостоятельная работа упр. 146, с. 102. (Слайд 19)
2. Дидактическая игра «Наоборот». (Слайд 20)
Цель. Активизация словаря; развитие умения подбирать слова, противоположные по значению. Слова: мир – война, шум – тишина, утро – вечер, день – ночь, холод – жара, храбрость – трусость, небрежность – аккуратность, враг – друг, болезнь – здоровье, радость – грусть, слабость – сила, старость – молодость, чистота – грязь, злость – доброта, вежливость – грубость, потеря – находка, ложь – правда, труд – безделье, горе – счастье. (Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек.)
- А сейчас мы с вами немножко отдохнём и проведём гимнастику для глаз. (Слайд 21)
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (Слайд 22)
Упр. 147, с. 103.
- А для любознательных (индивидуальные карточки).
Запиши одним словом.
- тополь, клён, берёза, ель –
- волк, лиса, заяц, медведь –
- сорока, ворона, воробей, аист –
- брусника, черника, земляника, смородина –
- футболист, хоккеист, волейболист –
- шкаф, парта, стол, стул –
- молоко, сахар, хлеб, мясо –
- костюм, пальто, кофта, платье –
- ботинки, сапоги, валенки, туфли –
- кукла, мяч, юла, барабан –
IX. Рефлексия (подведение итогов занятия). (Слайд 23)
Молодцы ребята!
Вы справились с заданьями
И блеснули знаньями
А волшебный ключ к ученью:
Упорство и терпенье,
Чтобы всё вам не забыть,
Лучше вспомнить, повторить.
Повторенье – мать ученья, так уж говориться,
И для усвоения лучше повториться.
- Перед вами лежит карточка.
- Какая буква повторяется?
- Зачеркните эту букву.
ННСННЛННОНННВННАННН
ПНРНННЕННДННМННЕНННТННЫНН
- Что сегодня мы изучали, прочитайте получившееся слово. (Слайд 24)
- Назовите слова предметы.
- Какое правило мы повторили?
- Какие задания понравились?
- Какие вызвали затруднения?
- Все поработали хорошо.
- Молодцы!
- У вас на столе сигнальные «смайлики настроения».
- Покажите смайлик, который соответствует вашему настроению: (Слайд 25)
- светлое, приятное
- спокойное
- грустное
- Я очень рада, что у вас хорошее настроение.
- Как бы вы оценили свою работу на уроке? (Слайд 26)
НА УРОКЕ Я …
УРОК БЫЛ …
УРОК МНЕ …
ПОСЛЕ УРОКА Я ПОСТАРАЮСЬ …
X. Оценка деятельности учащихся.
Приложение №1
сирень | альбом | друзья |
снегирь | галька | платье |
скатерть | пальто | вьюга |
метель | пальцы | воробьи |
зверь | письмо | варенье |
корень | крыльцо | ручьи |
десять | будильник | семья |
букварь | физкультура | печенье |
дверь | сосулька | здоровье |
февраль | школьник | братья |
шиповник | лыжи | сугроб |
карандаши | снежинка | укроп |
ландыши | жираф | обрыв |
камыши | животное | шарф |
кувшин | стрижи | утюг |
вершина | ужин | рыбак |
чайник | обещание | завод |
задача | роща | салют |
чайка | площадь | мороз |
свеча | щавель | голос |
туча | жизнь | сторож |
встреча | лыжи | камыш |
чашка | моржи | яблоко |
часы | пружина | корзина |
чучело | чудак | девочка |
чугун | ворчун | дежурный |
чудовище | чудеса | тарелка |
чулки | щука | ворона |
чудо | щупальцы | Москва |
книжка | рыбка | рабочий |
бумажка | кнопка | занавеска |
обложка | загадка | верёвка |
кружка | клетка | кошка |
дорожка | берёзка | катушка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму и развитию речи во 2 классе по теме "Деление слов на слоги"
Урок имеет выраженную коррекционную, развивающую и практическую направленность, т.к. проводиться работа по развитию и коррекчии памяти, через вспоминание пройденного материала; зрительного и слухового...
Конспект урока по письму и развитию речи в 5-х классе. Закрепление по теме «Склонение имён существительных»
Материал предназначен для учителей русского языка и литературы коррекционных школ 8 вида ...
Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе Тема: Обобщение знаний по теме: «Гласные после шипящих»
Тема урока: Обобщение знаний по теме: «Гласные после шипящих».Цель: обобщить знания учащихся о правописании шипящих в сочетании с гласными.Задачи:Образовательные:- совершенствовать у...
Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе «Обобщение по теме: «Имена собственные»
Тема: Обобщение по теме: «Имена собственные».Задачи: Коррекционно-образовательные: - обобщить и систематизиров...
Конспект урока по письму и развитию речи 5 класс «Закрепление знаний о склонении имён существительных»
Материал представляет собой подробный конспект урока...
«Состав слова» Конспект урока По письму и развитию речи в 6 специальном (коррекционном) классе
Тема: «Состав слова»Цели: повторение и обобщение темы состав слова.Задачи: Образовательная: повторить понятие об однокоренных словах;формировать умение образовывать слова при по...
План-конспект урока по письму и развитию речи в 7 классе по теме: " Части речи"
План-конспект урока по письму и развитию речи в 7 классе по теме: " Части речи"...