«Состав слова» Конспект урока По письму и развитию речи в 6 специальном (коррекционном) классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Паначева Вера Николаевна

Тема: «Состав слова»

Цели: повторение  и обобщение темы состав слова.

Задачи: 

Образовательная: повторить понятие об однокоренных словах;

формировать умение образовывать слова при помощи приставок и суффиксов; отрабатывать навык разбора слова по составу. активизация познавательной деятельности учащихся; Способствовать усвоению новых знаний, умений и навыков по русскому языку; Актуализировать, уточнять и конкретизировать знания по предмету.

Развивающая: формирование сознательного интереса к предмету; Содействовать развитию успешной личности; Помогать учащимся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать аналогию, относить к известным понятиям.

Воспитательная: Способствовать раскрытию творческих способностей; Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Коррекционные: обогащение словарного запаса учащихся. Развивать у учащихся инициативу, логическое мышление, речь, внимание, память.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение   «Средняя Общеобразовательная  Школа  №8 МО «Ахтубинский район»

Конспект урока

По письму и развитию речи  в 6  специальном (коррекционном) классе

По теме: «Состав слова»

Провела:

Учитель начальных классов

Паначёва В.Н.

Г. Ахтубинск 2016 год

Тема: «Состав слова»

Цели: повторение  и обобщение темы состав слова.

Задачи:

Образовательная: повторить понятие об однокоренных словах;

формировать умение образовывать слова при помощи приставок и суффиксов; отрабатывать навык разбора слова по составу. активизация познавательной деятельности учащихся; Способствовать усвоению новых знаний, умений и навыков по русскому языку; Актуализировать, уточнять и конкретизировать знания по предмету.

Развивающая: формирование сознательного интереса к предмету; Содействовать развитию успешной личности; Помогать учащимся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать аналогию, относить к известным понятиям.

Воспитательная: Способствовать раскрытию творческих способностей; Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Коррекционные: обогащение словарного запаса учащихся. Развивать у учащихся инициативу, логическое мышление, речь, внимание, память.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки .

Ход урока

Организационный  момент.

Здравствуйте,  садитесь.

Открываем   тетради записываем: число, классная  работа.

На какие орфограммы нужно обратить внимание? (класс и работа это словарные слова).

 Руки? - На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спинка? – Прямая!

Словарная работа

Ворона ,(Картинка)

Сорока  ,(картинка)

Воробей(   вспомните :какие зимующие птицы еще мы проходили в словарной работе?) ( Воробей)

Загадки:

По полю скачет –

Ушки прячет,

Встанет столбом –

Ушки торчком.

(Заяц)

В бурой шубе меховой,

Пчелок рой над головой

Лапой в улей,

Да в роток,

Любит лакомка медок.

(Медведь )

Записываем словарные слова первое слово с красной строки с большой буквы, выделяем орфограмму. Ставим ударение.

На какие 2 группы можно поделить словарные слова? (животные и птицы)

Сообщение темы урока

Слово делится на части!
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
делать слово из частей!
 

Сегодня мы с вами повторим изученные части слова.

Групповая работа, работа в тетради

Мы отправляемся в путешествие по стране знаний:

Первая наша остановка на острове корней.

Определение корня :

Общая часть родственных слов называется корнем слова, а родственные слова однокоренные.

В корне заключено основное значение слов.

(учащиеся называют определение корня)

Посмотрите внимательно на стихотворение. Прочитайте его. как вы думаете что за слова выделены в тексте?(это родственные слова или однокоренные, в них общий корень.)

Как-то много лет назад
Посадили странный
сад.
Не был
сад фруктовым – 
Был он только словом.

Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – 
Стало много новых слов.

Вот из сада вам…рассада.
Вот ещё
посадки рядом.
А вот
садовод. С ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в
саду словесном.

-Выпишите родственные слова, выделите корень. (общая часть сад, выделяем дугой.)

Физминутка

Работа у доски

Определение суффикса и приставки:

Приставка это часть слова, которая стоит перед корнем.

Суффикс это часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием.

Суффикс и приставка служат для образования новых слов, меняют значение слова.

Посмотрите,  какие слова можно образовать с помощью приставки и суффикса: на одной ромашке с корнем  -ход- приставки, на другой суффиксы.

Образуйте слова с помощью приставки  и суффикса.

(Ромашка слов )

Ход

За-, у-, под, пере-, вы-, по-,

ка-, н-, ник-, чк-, чик-.

 (вывод, что приставка и суффикс важные части слова)

Учащиеся записывают полученные слова на доске, остальные в тетради.

Работа группами

Отправляемся  на следующий «остров окончаний»

Определение окончания 

Изменяемая часть слова называется окончанием.

Посмотрите, у нас в  предложении в словах  вылетели окончания, вам нужно правильно подобрать окончания, чтобы предложение соответствовало картинке.

1ряд будет подбирать к 1 картинке. 2 ряд ко второй картинке.

Как изменится смысл предложения:

Кошк…  ловит     мышк…

         У                          У

         А                        А

Посмотрите,  как от окончания может зависеть значение слов. (окончание важная часть слова)

Работа  в парах

Учащимся предлагается прочитать задание ( присоединить  к одинаковым словам подходящие суффиксы так, чтобы одно слово отвечало на вопрос «кто?», а другое – на вопрос «что?»)

                                              Двор, лес ,рассказ ,ключ,

«что?»              «Кто?»

-ик                      -ник

-ок                     -ник

-ик                      -ник

-ик                     -ник

 Нам карточках записать эти слова.

Закрепление, подведение итогов.

Школьник, при разборе слова
Окончанье ты
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка - впереди.

Будем  части слова знать,
сможем грамотно писать!

Домашнее задание

Я вам раздам карточки, вы должны будете найти однокоренные слова, выделить корень в них. И объяснить, какие слова не будут однокоренными и почему.

Оценивание

И в конце нашего путешествия  нам нужно разгадать шараду:

Корень мой находится в "цене",
В "очерке" найди приставку мне, 
Суффикс мой в "тетрадке" все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале.

(оценка)

На столах лежат смайлики с глазками, не хватает ротиков, подумайте, какое у вас настроение в конце сегодняшнего урока, и дорисуйте смайлику то выражение лица, которое будет отражать ваше настроение.

(рисуем смайлику улыбку, оценки)

Паначева В.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе "Повторение и закрепление пройденного по теме "Наречие".

Использование на уроке разнообразных дидактических упражнений, занимательных заданий способствовало более успешному усвоению материала учащимися....

Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".

В ходе урока использовано произведение  А.С.Пушкина "Зимнее утро"....

Конспект урока письма и развития речи в 8 классе на тему: "Местоимение"

        Конспект открытого урока письма и развития речи в  8 «Б» классе с применением новых образовательных технологий на тему: "Местоимение" (обобщающий урок...

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе по теме «Правописание гласных после шипящих»

Цель урока: Учить детей правописанию слов с сочетанием ча - ща.Задачи урока: 1) Обучающие: закрепление навыка правописания слов с сочетанием жи - ши;  практическое овладение правописанием орфогра...

урок по письму и развитию речи в коррекционном классе 8 вида

тема урока: Имя существительное. Цели урока: Образовательные: обобщить знания об имени существительном; формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос Кто?, от слов, отвечающих на вопрос...

Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.

Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...