Конспект урока в 7 классе "Союз как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Союз как служебная часть речи
Цель: знакомство с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте.
Задачи: 1. Формировать умение находить в предложении союзы, определять их роль в предложении, различать функции сочинительных и подчинительных союзов;
2. Развивать творческую, речевую и мыслительную активность, коммуникативные качества личности;
3. Воспитывать уважительное отношение к семье и семейным ценностям, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и приёмы: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский
Оборудование: блок-схемы, карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал, слайдовая презентация.
Ход урока
- Организационный момент.
Ребята, я думаю, что все мы уже устали от долгой холодной зимы, мечтаем о том, чтобы поскорее начал таять снег, чтобы яркое тёплое солнышко приблизило весну. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем успехов на нашем уроке себе и своим товарищам. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с первой служебной частью речи – предлогом. И сейчас мы проведём небольшую лингвистическую разминку, чтобы вспомнить то, что знаем о предлоге.
- Лингвистическая разминка:
1 ученик работает у доски: записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:
(В) течени… семейного ужина
Благодаря поддержк… мамы
(В)следстви… (не)большой ссоры
Достать из(под) ёлки
(Не)смотря на разные взгляды
Поговорить на(счёт) подарка
2 ученик делает морфологический разбор предлога В ТЕЧЕНИЕ.
4 ученика выполняют тестирование:
- Части речи изучает:
А. Фонетика Б. Синтаксис В. Морфология
2) К самостоятельным частям речи не относится:
А. Наречие Б. Предлог В. Глагол
3) По происхождению выделяются предлоги:
А. Производные Б. Составные В. Производные и непроизводные
4) По составу выделяются предлоги:
А. Сложные Б. Простые В. Простые, сложные и составные
5) Предлоги:
А. Склоняются Б. Не изменяются В. Спрягаются
6) В предложении предлоги
А. Являются главными членами предложения
Б. Являются второстепенными членами предложения
В. Не являются членами предложения
На основе ответов составляется рассказ о предлоге.
- Слово учителя. Введение в тему урока.
Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске? (Семья). Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр.
Ученица читает стихотворение:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
- Изучение нового материала.
Учитель: Семья – это крепкий союз. Обратите внимание на наш эпиграф:
«Настоящую семью связывают не узы крови, но узы уважения и радости» (Бах Ричард). Найдите в эпиграфе части речи, которые не относятся к самостоятельным. С частицами мы более подробно познакомимся позже, а пока я предлагаю вам прослушать небольшое четверостишие, и если вы верно назовёте последнее слово, то поймёте, какой теме посвящён наш сегодняшний урок:
Задача наша – соединять
В надёжные, крепкие узы.
Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!
Нас называют - ….. (союзы).
Есть и ещё одно четверостишие:
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Какие слова в этих четверостишиях являются ключевыми?
Давайте познакомимся с этимологией слова СОЮЗ. Приглашаю лингвиста.
Ученик: Слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО, которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество). Слово СОЮЗ родственно словам УЗЕЛ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.
Учитель: А я обращаю ваше внимание на второй эпиграф, это высказывание великого русского учёного М.В.Ломоносова:
«Союзы есть не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».
Ученица: Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».
Учитель: Итак, чтобы точно определить функцию союзов, давайте проведём ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Дело в том, что союзы очень часто используются в пословицах. Вставьте в пословицы подходящие по смыслу союзы.
Где мир … лад, не нужен и клад.
В гостях хорошо, … дома лучше.
Душа на месте, … вся семья вместе.
Где любовь … совет, там и горя нет.
…. в семье разлад, так и дому не рад.
- Что связывают союзы в 1-ом предложении?
- Для чего используется союз во 2-ом предложении?
- Какую роль играет союз в 3-ем предложении?
Давайте обобщим то, что мы узнали о союзе.
Работа с учебником: чтение определения на стр.182.
Учитель: А сейчас поработаем с опорной схемой. Внимательно рассмотрите её и скажите, что ещё вы узнали о союзах?
С О Ю З
1. По морфологическому составу
Простые:
А, НО,ТОЖЕ , ЧТО, ЕСЛИ, ДА, ТАКЖЕ.
Составные:
Потому что; так как;
После того, как;
Несмотря на то, что.
2. По употреблению
Одиночные:
Песни И стихи.
Повторяющиеся:
И стихи, И песни.
Двойные:
Как…, так и
Не только…, но и.
3. По синтаксическим функциям
Сочинительные:
А) соединительные: и; ни-ни; тоже, также, да (=и)
Б) противительные: а; но; зато.
В) разделительные: или; или-или; либо-либо; то-то; не то-не то; то ли-то ли.
Подчинительные:
А) временные: с тех пор, как.
Б) причинные: потому что.
В) целевые: затем; чтобы.
Г) условия: если.
Д) уступительные: хотя.
Е) сравнительные: как.
Ж) изъяснительные: что.
Я предлагаю вам составить кластер –«паучок» о союзе как служебной части речи.
Составление кластера на доске и в тетрадях
- Закрепление изученного о союзах.
- Игра «Найди лишнее»:
- И, А, НО, ИЛИ, ТОЖЕ, ПОТОМУ ЧТО.
- КОГДА, ЕСЛИ, ЧТО, И, ПОКА
- ИЛИ,ЧТОБЫ, НАСЧЁТ, ЧТО
- ВСЛЕДСТВИЕ, В ТЕЧЕНИЕ, ВВИДУ, ПОТОМУ ЧТО
- Работа с текстом:
Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. Если кто(то) нуждает(?)ся в помощи и поддер…ке он всегда может ра…считывать на остальных. Родители заботят(?)ся о нас а мы стараемся во всём им п…могать. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. Я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.
Задания:
- Списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, вставить пропущенные знаки препинания, объяснить.
- Дифференцированное: 1 группа (сильные) - Синтаксический разбор 4-го предложения. Выяснить роль союзов в тексте, определить сочинительные и подчинительные союзы.
2 группа (слабые) – Найти в тексте все союзы, взять их в овал, определить простые союзы и составные.
Проверка выполнения.
- Работа в парах. Ребята, мы сегодня говорили о семье, о её роли в нашей жизни. Давайте попробуем составить «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью. Продолжите предложения, выделите союзы овалом. Какие предложения у вас получатся: ССП или СПП?
- Цени и береги своих близких, потому что…
- Когда у тебя плохое настроение, ….
- Никогда не груби своим родным, так как….
- Если ты нечаянно обидел кого-то, ….
- Чтобы мама меньше уставала, ….
Проверка составленных учениками предложений.
6.Контроль: Тест с последующей взаимопроверкой.
1. Продолжи определение: Союз – это
А. самостоятельная часть речи
Б. служебная часть речи
В. часть слова
2. Союз связывает… . Выбери полный ответ:
А. Части сложного предложения
Б. Однородные члены предложения
В. Однородные члены предложения и части сложного предложения.
3. Укажите предложение, в котором союз связывает однородные члены предложения
А. На улице дождь непрерывный, а дома тепло и светло.
Б. Мне бабушка сказку расскажет и сладкий пирог испечёт.
В. Пусть счастливы будут все семьи, и радость войдёт в каждый дом.
4. Найдите ССП:
А. Мама спит, она устала.
Б. Хорошо, когда мы вместе.
В. Мама дома, и дом в порядке.
7. Заключительное слово учителя.
Ребята, в заключение нашего урока я хотела бы рассказать вам одну притчу.
Камни.
Однажды профессор философии перед лекцией зашёл в аудиторию и разложил на столе несколько вещей. Когда началось занятие, он молча взял пустую банку и заполнил её камнями. Затем спросил: «Банка полная?» «Да!» - согласились студенты. Тогда профессор достал коробку с мелкой галькой и высыпал её в эту же банку. Галька заполнила щели между камнями. «Банка полная?» - опять спросил профессор. Они рассмеялись и согласились, что теперь банка полная. Тогда профессор достал коробку с песком и высыпал её содержимое в ту же банку. Песок заполнил всё оставшееся пространство в банке. «Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли, что это - ваша жизнь. Камни – важные вещи: ваша семья, ваше здоровье, ваши друзья. Если бы всё остальное было потеряно, ваша жизнь ещё была бы полна. Галька – другие вещи, которые тоже важны в вашей жизни: ваш дом, работа, автомобиль. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала наполните банку песком, то не будет места для гальки и камней. То же происходит и в жизни. Если вы будете тратить всё своё время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются для вас важными. Заботьтесь сначала о камнях – это то, что действительно имеет значение. Всё остальное – только песок.
8.Рефлексия. Ребята, если урок вам понравился, материал не был сложным и вы всё усвоили, поставьте на полях в тетради !
Если вам не всё показалось понятным и интересным, у вас ещё есть вопросы, поставьте ?
Если материал оказался слишком сложным и неинтересным, поставьте знак – (минус)
9. Домашнее задание: параграф 52 (стр.182 – 183), 1 группа – упр.426, 2 группа – упр.427
10.Оценивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи" 5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...
Конспект урока по теме "Служебные части речи"
Конспект урока по русскому языку по теме "Служебные части речи"....
Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс
Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в 7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для ...
конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки учащихся;совершенствов...
Подготовка к ЕГЭ. Конспект урока "Правописание суффиксов различных частей речи(кроме –н- и –нн-). (2 часа)"
Цели: повторить и обобщить знания учащихся по пройденным темам (правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-); закрепить умение комментировать постановку знаков пре...
Конспект урока: Местоимение и другие части речи.
Повторение и систематизация полученных знания о местоимении; умение отличить местоимение от других частей речи; выделение параметров местоимения как самостоятельной части речи; формирование умен...
Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...