Материалы к обучающему изложению по тексту Паустовского К.Г. "Музыкальная шкатулка", 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Материалы к обучающему изложению по тексту Паустовского К.Г. "Музыкальная шкатулка", 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie_konspekt.docx | 21.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛЫ К ОБУЧАЮЩЕМУ ИЗЛОЖЕНИЮ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕКСТУ К.Г.ПАУСТОВСКОГО «ШКАТУЛКА ПРОСНУЛАСЬ».
Цель деятельности учителя: углубить понятие о типах речи; рассмотреть структуру повествования; вырабатывать навык пользования разными типами речи при написании текстов
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Основные понятия: текст, тема и основная мысль текста, повествование, описание
Текст упражнения № , предложенный как исходный для изложения, имеет трудности как для учащихся, так и для учителя. Во – первых, отсутствует броский сюжет. Во – вторых, непривычная идея текста. Без вдумчивого, обстоятельного анализа рассказ не привлечёт детей.
Если мы говорим об изложении, то очень важно, чтобы дети не машинально пересказывали текст, а научились логически рассуждать и могли представить себе картинку того, о чем они хотят сказать. Воображаемая картинка, несомненно, помогает любому человеку не только создать свой текст, но и достовернее пересказать услышанный текст. Поэтому, когда мы готовим детей к изложению, можно познакомить их с этим приемом.
Но воображаемая картинка может возникнуть при условии, что у человека есть в памяти соответствующая информация, то есть человеку знакомы какой-то предмет или какое-то явление. Иногда в силу своего маленького жизненного опыта дети о каких-то вещах могут слышать впервые. Тогда вообразить картинку очень трудно или невозможно вообще. А что, если найти и показать реальную картинку (которой в учебнике нет), объяснить сюжет этой картинки и на основе этого учить ребенка “включать” свое воображение?
Например, в тексте К. Г. Паустовского из учебника Т. А. Ладыженской речь идет далеко не о простом предмете: “Внутри нее были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук” . Это механизм старинной музыкальной шкатулки. Такую картинку даже не каждый взрослый современный человек сможет вообразить.
Мотивация к учебной деятельности может быть такой:
- В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова есть такое описание: “Механический заводной музыкальный инструмент в виде ящичка, воспроизводящий какую-нибудь мелодию” . Как вы думаете, о каком предмете идет речь? (О музыкальной шкатулке.)
- Как вы догадались?
Также надо подготовить детей к пониманию поэтической атмосферы воспоминаний К.Г. Паустовского.
- Сегодня мы напишем изложение о старой музыкальной шкатулке. С началом этой истории мы познакомились в упражнении № (коротко восстановить содержание). Нам предстоит разобраться в его продолжении, которое и будет текстом изложения, чтобы понять, какую мысль хотел донести до нас писатель, каким жизненным опытом поделиться.
- Автором текста является известный советский писатель К.Г. Паустовский. Какие его рассказы знаете?( «Кот Ворюга», «Заячьи лапы», «Резиновая лодка»)
- Паустовский К.Г. много путешествовал по родной стране, рыбачил на глухих озёрах, ночевал в лесах и лугах, в избушках лесников, встречался с охотниками, пастухами.
Особенно любил писатель Мещёрский край – край глухих лесов, светлых рек и тёмных озёр, песчаных дорог, глухих болот и звонких ручьёв. Впечатления от Мещёры отразились в его рассказах. Отрывок для изложения взят из рассказа «Жильцы старого дома».
Не одно лето прожил К.Г. Паустовский в мещёрском селе Солотче, недалеко от Рязани. Он жил в большом старом доме, когда – то принадлежавшем известному художнику. Сюда же приезжали другие писатели : Р.Фраерман( автор повести «Дика собака Динго», А.Гайдар и другие. «Старый дом и все окрестности Солотчи, - вспоминал позже Паустовский, - полны для нас особого обаяния. Здесь были написаны многие книги, здесь постоянно случались всяческие весёлые истории, здесь в необыкновенной живописности и уюте сельского быта все мы жили простой и увлекательной жизнью. Нигде мы так тесно не соприкасались с самой гущей народной жизни и не были так непосредственно связаны с природой, как там («Рувим Фраерман»).
Вот это и были те «мы», которые нашли на чердаке музыкальную шкатулку, «завели её, но она не играла».
Актуализация и пробное учебное действие . Чтение текста, беседа по содержанию, составление плана.
До чтения надо объяснить значение непонятных слов :
ХОДИКИ – простейшие настенные часы с маятником и гирями;
МЕЛОДИЯ – последовательный ряд звуков, создающий мотив, напев;
ИЗУМЛЕНИЕ – сильное удивление;
ГУЛКИЙ – слышный издалека.
- Назовите тему данного текста.( Игра шкатулки. Неожиданная мелодия.)
- Зачем Паустовский К.Г. рассказал об этом случае? (Чудесный звон – большая радость для тех, кто жил в старом доме в ту пору, когда исчезли прежние радости: уже нет тёплых дней, день короток, за окном холодный дождь).
- Какого типа данный текст? (повествование).
- Докажите. (В повествовании рассказывается о последовательных действиях (что было вначале? как дальше развивалось действие?). Часто используются глаголы. Текст начинается характерным для повествования словом как – то, которое указывает на то, что до этого момента действие развивалось спокойно и обыкновенно, но вот случилось что – то необычное, интересное).
Творческая практическая деятельность по реализации построенного.
- Какие варианты заглавия можно подобрать? ( «Музыкальная шкатулка», «Шкатулка проснулась»)
Работа над планом приводит к такому примерному варианту.
- Раздался звон, и полилась мелодия.
- Это заиграла шкатулка.
- Шкатулка играла долго.
- Шкатулка замолчала.
Языковой анализ текста.
Текст читается небольшими частями. При этом учебники остаются открытыми.
Как – то осенью, поздне осенью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия.
Первое предложение характерно для повествования: в нём указывается время и место действия. В этом есть надобность: надо обратить внимание читателей на глухое, невесёлое время, чтобы можно было оценить неожиданную радость. Нужно учесть также, что вторая половина предложения хорошо передаёт ощущение слушавших: сначала звуки шкатулки не составляли для них мелодии, но позже, когда к звукам прислушались, они стали восприниматься как мелодия. Мелодия была негромкой: не случайно в сравнительном предложении имеются слова с уменьшительными суффиксами (молоточки, колокольчики) и прямое указание – маленькие молоточки. Но мелодия была хорошо слышна, потому что это был гулкий дом и потому, что она была неожиданной и её хотели слышать. Мелодия полилась, говорит автор, подчёркивая её свободу и непрерывность.
Автор делает всё возможное, чтобы сосредоточить наше читательское внимание на возникшей мелодии. Этого требует от него поставленная задача. Идея текста.
Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая - нибудь пружина.
В новом абзаце даётся объяснение, отчего возникла эта мелодия. Автору представляется, что это живая шкатулка, которая проснулась после многолетнего сна. Этим снова подчёркивается контраст между прежней тишиной и зазвучавшей мелодией.
Хорошо , коротко сказано: « В первую минуту мы испугались». Мы догадываемся: а потом пришли в себя, успокоились. Догадаться нам помогают слова: в первую минуту. Слушатели неожиданной музыки не знали, отчего проснулась шкатулка, и поэтому можно только предположить, что стало причиной. Нам вполне достаточно этого объяснения, ведь важно другое – шкатулка заиграла.
Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.
Она играла долго, она наполняла дом таинственным звоном. Подчёркивается мысль о необычной мелодии и о том, что её слушают с особым вниманием. Паустовский даже преувеличивает: «ходики притихли от изумления». Но это объяснимо: стук ходиков неинтересен, их как бы и не слышно.
Завершение отрывка немного грустное:
Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить её снова играть мы не могли.
Сказано: « проиграла».
Ещё и ещё хотелось слушать эти изумительные мелодии, но она молчала. Не просили шкатулку, не налаживали, а заставляли, чтобы её песни снова преобразили жизнь в старом доме.
В этом маленьком тексте показано, ка дорога человек красота, как она особенно ценится в трудные и грустные минуты. Конечно же, дети задумаются, как нужно быть внимательным к тому, что мы видим и слышим, как следует дорожить прекрасным, потому что прекрасное помогает человеку стать лучше, дарит ему истинное счастье.
Учеников нужно предупредить. Что их задача – передать только то, что имеется в тексте, не выходя за его рамки, не включая дополнительную информацию.
При работе над обучающим изложением устный пересказ текста избыточен: он разрушает цельность и единство авторского текста и мешает детям сохранить индивидуальность его восприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему: "Развитие речи. Повествование. Обучающее изложение. К.Г. Паустовский «Шкатулка!"
Предмет: русский языкТип урока: урок развивающего контроляЦели урока: -закрепить знания о повествовании, как типе речи;- развивать у учащихся навыки работы с художественным стилем;- р...
Обучающее изложение. К. Г. Паустовский "Шкатулка"
Урок развивающего контроля. Представлена технологическая карта урока....
Методические материалы для организации обучающихся на теоретических занятиях по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
Фрагмент методических материалов, разработаных для теоретических занятий по теме «Инструментальное исполнительство в профессиональной деятельности музыканта» (2 часа). Используются те...
Методические материалы для организации обучающихся на практических занятиях по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
Фрагмент методических материалов, разработанных для организации обучающихся на практических занятиях во втором семестре по теме 1.3 «Культура инструментального исполнительства в профессиональной...
Урок развития речи в 8 классе. "Обучающее изложение по тексту Д. С. Лихачёва «Молодость – вся жизнь» (Сжатое изложе
Урок развития речи в 8 классе. "Обучающее изложение по тексту Д. С. Лихачёва «Молодость – вся жизнь» (Сжатое изложение)"...
Технологическая карта урока открытого русского языка. Тема урока: Развитие связной речи. Повествование. Обучающее изложение. По рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» (Упр.282-283) Класс: 5
Технологическая карта урока развития связной речив 5 классе. Тема урока: "Повествование, Обучающее изложение по рассказу Паустовского К.Г. "Шкатулка"....
Презентация к уроку по теме «Обучающее изложение с элементами описания» (К.Паустовский «Шкатулка», 5-й класс)
Данная презентация поможет при проведении урока, дается наглядный материал для учащихся...