Методические материалы для организации обучающихся на теоретических занятиях по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
методическая разработка по музыке на тему
Фрагмент методических материалов, разработаных для теоретических занятий по теме «Инструментальное исполнительство в профессиональной деятельности музыканта» (2 часа). Используются технологии личностного-ориентированного развивающего обучения, ИКТ-технологии, технологии интерактивного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
115a_mdk_03.03_teoreticheskie_zanyatiya_.docx | 39.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ
для организации обучающихся на теоретических занятиях
по междисциплинарному курсу «Музыкально-инструментальный класс» ПМ.03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность»
для специальности 53.02.01 Музыкальное образование
Номер группы: 215А
Составитель: Мартыненко Л.Р.
Нижневартовск 2015 г
Методический материал разработан для теоретических занятий по теме «Инструментальное исполнительство в профессиональной деятельности музыканта» (2 часа).
Цель выполнения учебных заданий:
Формирование общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Профессиональных компетенций:
ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.
Умений:
- использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;
Знаний:
- основные принципы сольного исполнительства;
- основы фортепианного исполнительства: различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, педализации;
- средства художественного исполнения инструментальных произведений;
Используются технологии личностного-ориентированного развивающего обучения, ИКТ-технологии, технологии интерактивного обучения.
Реализация учебного занятия требует наличия учебного кабинета музыкально-теоретических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; фортепиано.
Технические средства обучения:
– персональный компьютер – рабочее место учителя;
– фортепиано.
– экран и мультимедиапроектор.
– устройство вывода звуковой информации – колонки.
Средства обучения: нотная, учебная, методическая литература, алгоритмы и схемы исполнительского анализа и этапов работы над музыкальным произведением.
Источники:
1. Коган Г. Работа пианиста. - М.: Классика - XXI, 2004.
2. Корыхалова Н.П.За вторым роялем: Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе. - СПб.: Композитор, 2006.
3. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., 1988.
4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., Академический проект, Трикста, 2008.
5. Тимакин Е.М.Воспитание пианиста. – М.: Музыка, 2009.
Формат представления результатов выполнения учебного задания обучающимися: устные ответы на контрольные вопросы по результатам работы в малых группах.
Лекционный материал
Тема: Инструментальное исполнительство в профессиональной деятельности музыканта
Дидактические единицы: Музыкально-инструментальное исполнительство как важнейшая характеристика педагога-музыканта предполагает. Основные этапы развития инструментального исполнительства. Общая характеристика, предмет и задачи изучения курса «Музыкально-инструментальный класс». Алгоритм самостоятельной работы над музыкальным произведением.
Основные понятия темы: музыкальная культура, музыкальное исполнительство, исполнительская компетенция учителя музыки, художественная интерпретация музыкального произведения, этапы работы над музыкальным произведением.
Одной из главных функций учителя музыки является инструментальное исполнительство, а интерпретация им произведений музыкального искусства - одной из актуальных проблем современного музыкально-педагогического образования. Авторитетные исследователи подчеркивали ведущую роль учителя музыки в процессе художественно-творческого становления личности школьника (Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, Л.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, и др.).
Музыкально-инструментальное исполнительство как важнейшая характеристика педагога-музыканта предполагает:
- свободное владение музыкальным инструментом
- способность раскрыть художественное содержание музыкальных произведений
- готовность к самостоятельной практической деятельности: педагогической и исполнительской
- владение исполнительской техникой (педализация, динамика, агогика и т.д.).
Виды музыкальной деятельности в целом можно выразить общей схемой: Композитор – Исполнитель – Слушатель. Таким образом, музыкант-исполнитель – посредник между композитором и слушателем, а музыкальная интерпретация - результат взаимодействия нотного текста, исполнительских традиций и творческой воли исполнителя.
Составляющие профессионализма музыканта-исполнителя
- Глубокое знание музыки разных стилей, осведомленность в различных областях литературы и искусства, ориентировка в современной художественной жизни.
- Интеллектуальное, эстетическое и нравственное содержание личности исполнителя.
- Способность к ассоциативному мышлению (как компонент культуры, «второй план» артиста, опора на жизненный и художественный опыт).
- Общительность (коммуникативность), отзывчивость, артистизм.
- Профессионализм исполнителя – владение всеми компонентами ремесла. Уверенное владение всеми элементами исполнительской техники (от двигательной до артистической).
Особенности академической манеры исполнения
- Композиторский текст - основа становления музыкального образа, порождающее начало исполнительского процесса.
- Внешняя сдержанность и академическая строгость исполнения, преобладание музыкального воздействия на слушателя.
- Отсутствие активной жестикуляции, сценической раскованности исполнителя, весомости визуального ряда, свойственной музыкальному исполнительству эстрадного и народно-песенного плана.
Психологические особенности музыканта-исполнителя
- Взаимопроникновение интеллектуального и эмоционального начал, способность к образному мышлению - профессиональные требования к музыканту.
- Развитие всех сторон психики: воображения, памяти, внимания, воли.
- Психологический анализ и самоанализ, обращение к своему внутреннему миру.
- Творческая работоспособность как черта личности музыканта
Основные этапы истории инструментального исполнительства
- Первичные формы музыкального исполнительства
- Античность и средние века: культовые и внекультовые формы религиозного музицирования.
- Освобождение профессионального музыкального искусства из-под господствующего влияния церкви в эпоху Возрождения.
Исполнительское искусство XVII-XVIII веков:
- Новый тип музыканта-практика - универсального художника, обладающего многосторонними знаниями и навыками.
- Слияние в одном лице исполнителя и творца музыки, импровизация как основа его исполнительского мастерства.
- Музицирование в избранном кругу слушателей, интимное сопереживание чувств, отсутствие эстрады.
- Выдвижение молоточкового фортепиано – предшественника современного рояля.
Музыкальное исполнительство в XIX веке
- Публичные концерты и театральные представления как форма музицирования.
- Разделение труда композитора и исполнителя в начале XIX в.
- Формирование нового типа исполнителя-интерпретатора на протяжении XIX века.
- Распространенность особого типа исполнителя-виртуоза в первой половине XIX века.
Развитие исполнительства в России
- Проникновение новых европейских форм музицирования в быт русского общества в XVII в. Создание домашних капелл столичными боярами. Приглашение на службу иностранных музыкантов. Проникновение органа и клавесина в придворный обиход.
- Зарождение концертной жизни Петербурга в первой половине XVIII века. Постепенное расширение социального состава концертной аудитории. Концентрация концертной жизни при дворе (30-е годы). Концерты в домах крупной знати. Регулярные концерты в столице с конца 70-х годов.
- Музыкальная жизнь Москвы во второй половине 18 века. Развитие музыкального театра, музыкального образования, концертной практики.
- Столичная музыкальная жизнь во второй четверти XIX века. Гастроли крупнейших иностранных музыкантов (Берлиоз, Лист, Шуман, К. Вик и др.).
- Выдающиеся представители русского исполнительского искусства 1-ой половины XIX века: гитаристы (А. Сихра, С. Аксенов), скрипачи (А. Львов), виолончелист Матвей Виельгорский.
- Исполнительское искусство России во второй половине XIX – начале ХХ века. Выдающиеся русские пианисты (братья Рубинштейны), певцы (Шестакова, Петров, Ф. Стравинский, М. и Н. Фигнеры). Создание «Императорского Русского музыкального общества», осуществлявшего развитие концертной жизни в России. Деятельность «Бесплатной музыкальной школы».
Музыкальное исполнительство ХХ в.
- Музыкальное исполнительство ХХ века. Тенденции дегуманизации музыкального искусства.
- Экспансия буржуазной массовой музыкальной культуры во второй половине века. Новые формы артистической деятельности, тенденция комплексного (аудиовизуального) воздействия на слушателя.
- Музыкальное исполнительство ХХ века. Тенденции дегуманизации музыкального искусства.
- Экспансия буржуазной массовой музыкальной культуры во второй половине века. Новые формы артистической деятельности, тенденция комплексного (аудиовизуального) воздействия на слушателя.
- Создание электронных музыкальных инструментов (Терменвокс, 1917; Волны Мартено, 1928) и синтезаторов. Их технические особенности и художественные возможности.
- Многообразие современной музыкальной жизни.
- Фестивали современного музыкального искусства как средство его распространения в слушательских массах и организации досуга населения. Роль радио, телевидения и других современных средств массовой коммуникации в трансляции музыкального искусства. Широкий международный обмен в области музыкального исполнительства.
Выдающиеся музыканты-исполнители
- Вольфганг Амадей Моцарт
- Ференц Лист
- Николо Паганини
- Братья Рубинштейны
- С.В. Рахманинов
- Святослав Рихтер
- Давид Ойстрах
- Эмиль Гилельс
- Мстислав Растропович
- Юрий Башмет
- Денис Мацуев
Общая характеристика, предмет и задачи изучения курса «Музыкально-инструментальный класс»
За время изучения МДК «Музыкально-инструментальный класс» (с 1-го по 8-й семестры) студент должен овладеть профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности», а именно:
- исполнять произведения педагогического репертуара инструментального жанра.
- аккомпанировать детскому составу исполнителей.
Педагогическая музыкально-инструментальная деятельность педполагает владение важнейшими навыками
- чтения нот с листа
- транспонирования
- аккомпанирования
- инструментальной импровизации.
Формы работы студента в музыкально-инструментальном классе
- Исполнение по нотам незнакомого произведения:
- Разбор произведения (меделенное проигрывание, допускающее остановки движения для более тщательного изучения текста);
- Чтение с листа (исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, близком к требуемому, без предварительного, даже фрагментарного проигрывания на инструменте).
- Эскизное чтение с листа;
- Исполнение технических формул: гаммы, аккорды, арпеджио.
- Исполнение инструктивных произведений: этюды, упражнения.
- Исполнение музыкальных произведений по нотам.
- Исполнение музыкальных произведений наизусть.
- Исполнение музыкальных произведений в ансамбле.
- Аккомпанирование.
- Транспонирование.
- Подбор по слуху.
- Импровизация.
Три уровня в исполнительском построении музыкального текста: артикуляция, фразировка, композиция.
- Артикуляция (произношение) - соединение или различение единичных тонов, а также переход от звука к паузе.
- Фразировка - смысловое разделение музыкального материала с целью раскрытия художественного содержания произведения, организация музыкального тематизма.
- Чувство формы как охват прозвучавших разделов произведения и ясное представление его последующего развития.
Алгоритм самостоятельной работы над музыкальным произведением
Теоретический анализ
- Провести теоретический анализ: тональность, размер, указания темпа и характера, перевод всех терминов, встречающихся в тексте;
- Провести анализ фактуры произведения (гомофонная, гомофонно-гармоническая, полифоническая);
- Составить краткую устную аннотацию к произведению: композитор (годы жизни, национальная школа, значение произведения в фортепианном творчестве композитора); жанр произведения; принадлежность произведения к периоду в истории музыкальной культуры;
- Найти и изучить (прослушать) дополнительные источники (литература, электронные ресурсы, аудио-, видео- записи и т. д.);
Исполнение на инструменте
- Исполнить произведенияе на инструменте двумя руками (эскизно);
- Исполнить произведение на инструменте двумя руками со счетом вслух;
- При метроритмических затруднениях исполнить произведение на инструменте отдельными руками со счетом вслух;
- Исполнить произведение на инструменте двумя руками с выполнением аппликатурных указаний;
- При затруднениях исполнить произведение на инструменте отдельными руками с выполнением аппликатурных указаний;
- Исполнить фортепианную партию на инструменте двумя руками со счетом вслух, выполнением аппликатурных указаний, выполнением штриховых и динамических обозначений.
Вопросы:
- Каковы составляющие профессионализма музыканта-исполнителя?
- Перечислите и охарактеризуйте 3 основных этапа развития инструментального исполнительства.
- Перечислите 5 выдающихся музыкантов-исполнителей.
Задание: Работая в малых группах, установите соответствия в последовательности этапов работы над произведением:
Этапы работы над произведением | |
А.Первый этап самостоятельной работы | 1. Найти и изучить (прослушать) дополнительные источники (литература, электронные ресурсы, аудио-, видео- записи и т. д.); |
Б.Второй этап самостоятельной работы | 2. Исполнить произведенияе на инструменте двумя руками (эскизно); |
В.Третий этап самостоятельной работы | 3. Провести анализ фактуры произведения (гомофонная, гомофонно-гармоническая, полифоническая); |
Г.Четвертый этап самостоятельной работы | 4. Составить краткую устную аннотацию к произведению: композитор (годы жизни, национальная школа, значение произведения в фортепианном творчестве композитора); жанр произведения; принадлежность произведения к периоду в истории музыкальной культуры |
Д.Пятый этап самостоятельной работы | 5. Провести теоретический анализ: тональность, размер, указания темпа и характера, перевод всех терминов, встречающихся в тексте; |
Критерии оценки выполнения задания обучающимся:
Количество установленных соответствий | Оценка |
4-5 | «5» |
2-3 | «4» |
1 | «3» |
Осуществите само- и взаимоконтроль по предложенным критериям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы по МДК 03.04 «Основы дирижерской техники» ПМ.03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность» для специальности 53.02.01 Музыкальное образование
Методические материалы являются составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования. Разработаны в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2...
Рабочая программа МДК 03.03 Музыкально-инструментальный класс ПМ. 03 "Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность"
Фрагмент рабочей программы междисциплинарного курса "Музыкально-инструментальный класс" в рамках Профессионального модуля "Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность" р...
Методические материалы для организации обучающихся на практических занятиях по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
Фрагмент методических материалов, разработанных для организации обучающихся на практических занятиях во втором семестре по теме 1.3 «Культура инструментального исполнительства в профессиональной...
Методические материалы для организации самостоятельной работы обучающихся по междисциплинарному курсу "Музыкально-инструментальный класс" ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
Методический материал разработан для организации самостоятельной деятельности во втором семестре по темам № 1.3 «Культура инструментального исполнительства в профессиональной деятельности»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность для специальности 53.02.01 Музыкальное образование наименование цикла Профессиональные модули
Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ для организации обучающихся на практических занятиях ПМ.03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность» по МДК. 03.04 «Основы дирижерской техники» для специальности 53.02.01 Музыкальное образование (I курс)
Методический материал разработан для организации обучающихся на практических занятиях по разделу 1.1. Дирижерский аппарат и принципы мануальной техники...
Методические материалы для организации деятельности обучающихся на практических занятиях
Методические материалы предназначены для организации деятельности обучающихся на практических занятиях по учебной дисциплине "Естествознание". ...