Обучающее изложение. К. Г. Паустовский "Шкатулка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок развивающего контроля. Представлена технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_v_5_klasse.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока: Развитие речи. Повествование. Обучающее изложение. К.Г. Паустовский «Шкатулка» (Упр.282-283)

Класс: 5Д

Учитель: Хапилова О. А.

Дата проведения:15.12.2015г.

Предмет: русский язык

Тип урока: урок развивающего контроля

Цели урока:

Развивающая цель: создать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности: способствовать овладению регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями.

Обучающая цель: совершенствовать умение создавать на основе исходного текста собственное высказывание, используя композиционные и языковые средства исходного текста в соответствии с коммуникативной задачей и идейным замыслом автора.

Воспитательная цель: формировать ценностное отношение к произведениям искусства, к красоте окружающего мира.

Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, презентация к уроку

Технологические особенности: личностно-ориентированная, проблемно-диалогическая  технологии. Использование современных образовательных технологий:  проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (двигательная физминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся, соответствие возрастным особенностям и нормам СанПин)

Предполагаемые результаты урока по формированию универсальных учебных действий:

Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.

Планируемые результаты: 
предметные:
 Ученик  научится 

совершенствовать умение создавать на основе исходного текста собственное высказывание

использовать  композиционные и языковые средства исходного текста в соответствии с коммуникативной задачей и идейным замыслом автора.

Ученик получит возможность научиться
выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; 

участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве 
личностные: 

- ученик проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу 
- понимает причины успеха в учебной деятельности 
 

Универсальные учебные действия: 
регулятивные:  

  ученик определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя; учится работать по плану; 
познавательные

ученик делает выводы о результате совместной работы класса и учителя; составляет алгоритм под руководством учителя; 
коммуникативные ученик:
· слушает и понимает речь других; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Методы обучения:  наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Технологическая карта урока

№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Создаёт рабочий настрой, проверяет готовность к уроку

Включение в структуру  урока.

Рассуждение по определению вида деятельности

Целеполагание, мотивация

Побуждение учащихся к рассуждению о целеполагании урока

Определение целей урока, необходимых в структуре основной деятельности видов работы

Установка на слушание

Акцентуализация внимания учащихся на слушание

Определение основных видов деятельности при слушании, целеполагание

Чтение текста

Организация выразительного чтения текста

Слушание текста. Работа по выполнению предварительно заданной установки

Беседа по тексту

Выявление первичного уровня понимания текста

Определение темы, идеи, художественных особенностей текста

Анализ языковых особенностей текста

Мотивация на самостоятельную деятельность учащихся по определению выразительных средств языка

Самостоятельная деятельность учащихся по анализу языковых особенностей текста.

Физкультминутка

Организация класса на тематическую физкультминутку

Выполнение физкультминутки

Составление плана текста

Мотивация учащихся на составление плана текста. Организация повторения изученного.

Самостоятельные рассуждения, умозаключения

Предупреждение ошибок

Организация учащихся на предупреждение ошибок, мотивация к самоорганизации деятельности учащихся и умению определить цель деятельности

Работа по составлению плана текста после обсуждения

Повторное чтение текста

Организация повторного чтения текста

Самостоятельная индивидуальная работа

Рефлексия

Самоанализ урока учащимися

  1. Организационный этап:
  2. Я раздала Вам ТЕТРАДИ  для контрольных работ. ЗАЧЕМ?

- Какие ВИДВЫ ИЗЛОЖЕНИЙ  Вы знаете?

- Каков АЛГОРИТМ РАБОТЫ над изложением? Что будем делать сначала, что потом?

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

-Скажите, какой это ТИП ТЕКСТА?  ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ?

Cлово «повествование» мы  рассматриваем, как «рассказ» о каких-либо событиях во временной последовательности. 

  • Почему некоторые слова выделены жирным? Глаголы, передают последовательность событий.

- Какова же тема урока?  СЛАЙД 1

- Какова ЦЕЛЬ нашего урока?

-Кто автор текста? Слайд 2

Паустовский много путешествовал по родной стране. Особенно любил он Мещерский край. Не одно лето прожил он в мещерском селе Солотча, недалеко от Рязани. Он жил в большом старом доме, где написал многие книги. Здесь случались всякие веселые истории. Здесь нашли на чердаке музыкальную шкатулку, «завели ее, но она не играла»

Б Е С Е Д А по тексту:

- Тема текста? Игра шкатулки. Как играла шкатулка. Неожиданная мелодия

-Озаглавьте. Музыкальная шкатулка. Шкатулка заиграла. Шкатулка проснулась

- Можно ли определить стиль текста? ДОКАЖИТЕ (найти эпитеты, сравнения, олицетворения).

- Что делаем дальше? Работа над планом – пишу на доске!!!!

- Работа по предупреждению ошибок:

ЗАРАНЕЕ на доске: переливающийся, стеклянный, как-то, какая-нибудь, таинственный, неожиданно, как мы ни бились

+ с пропущенными буквами: поз..ний, мног…летний, ост..навливалась, чудес(?) ный, пол..лась.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее изложение: А.С. Голубкина. «Глина».

Методическая разработка знакомит с жизнью и творчеством известного скульптора А.С.Голубкиной, способствует закреплению умений и навыков написания изложения, большое внимание уделено языковому анализу ...

Обучающее изложение (сжатое) (по материалам ГИА – текст из демоверсии текущего года)

Обучающее изложение (сжатое) (по материалам ГИА – текст из демоверсии 2013 года).Этот материал поможет подготовить учеников 9 класса к заданию С1 на экзамене в форме ГИА-9....

Святыня живописи - икона.Урок по развитию речи в системе обучающего изложения в 9 классе

Урок по развитию речи в системе обучающего изложения в 9 классе «Святыня живописи – икона». Понятийно – направленный анализ текстаВ. Алексеевой из книги «Что такое искусство?» с сохранением авто...

обучающее изложение в 3 классе на тему: "Концерт для пингвинов"

во время урока решаются задачи:1.    Развивать представление о связи между предложениями,  умение правильно передавать развитие сюжета по коллективно составленному плану, пос...

ПОДГОТОВКА К ОБУЧАЮЩЕМУ ИЗЛОЖЕНИЮ В СВЯЗИ С ИЗУЧЕНИЕМ БЕССОЮЗНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В процессе  подготовки  к обучающему изложению на  первый план выступает  работа по обогащению ре­чи учащихся синтаксиче­скими конструкциями. Опыт пока­зывает, что на обогаще...

Урок по развитию речи. 8 класс. Обучающее изложение с творческим заданием "Лес - источник жизни".

Тип урока: урок развития речи.  (Обучающее изложение с творческим заданием).  Цели урока:Обучающие: закрепить знания учащихся о публицистическом стиле, его особенностях; продолжи...

Методика подготовки и проведения обучающих изложений.

Подготовка и проведения обучающих изложений...