Урок развития речи в 8 классе. "Обучающее изложение по тексту Д. С. Лихачёва «Молодость – вся жизнь» (Сжатое изложе
план-конспект урока по литературе на тему

Ипатова Раиса Михайловна

Урок развития речи в 8 классе. "Обучающее изложение по тексту Д. С. Лихачёва «Молодость – вся  жизнь»  (Сжатое изложение)"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon molodost-_vsya_zhizn._izlozhenie.8_kl.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Богородицкая средняя школа

Смоленского района Смоленской области

Урок развития речи

8 класс

Обучающее изложение по тексту

Д. С. Лихачёва «Молодость – вся  жизнь»

(Сжатое изложение)

       

                                        Ипатова Р.М., учитель русского  языка

и литературы МБОУ Богородицкая СШ

                                                           

2014 – 2015 учебный  год

Тема урока:   «Обучающее изложение по тексту Д. С. Лихачёв  «Молодость – вся  жизнь»  (Сжатое изложение)

Класс: 8 класс

Тип урока: урок развития речи

Цели урока:      

Обучающие: 

  1. Вспомнить  ранее изученные сведения   по данной теме.
  2. Закрепить основные способы сжатия текста.
  3. Сформировать умение сжимать материал, строить собственный текст (изложение) в соответствии с требованиями логичности, последовательности, связности.
  4.  Формировать орфографическую  компетентность обучающихся.

Развивающие:

  1. Развитие речи

- Обогащение  речи обучающихся  на примере текста Д. С. Лихачёва.

- Понимание выразительных средств, использованных в тексте.

  1.  Развитие мышления

- Развитие  практического умения работать с текстом, самостоятельности  мышления школьников

  1. Развитие творческих способностей, образного мышления
  2. Развитие умения давать самооценку своей деятельности.

Воспитательные

  1. Воспитание внимательного и бережного отношения к собственной судьбе.
  2. Воспитание нравственных качеств.

Оборудование: текст Д. С. Лихачёва; раздаточный материал (план-смена для заполнения во время урока)

Методические приёмы:    чтение текста, обсуждение плана, самостоятельная работа.

                                             

Ход урока.

I этап урока.

Формулирование обучающимися темы урока и его задач.

Учитель:  Главная цель наших уроков – подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку. Один из этапов - научиться писать сжатое изложение.

 Вы уже писали такие изложения.

- Как вы понимаете, что значит сжатое изложение?

- Какие  способы сжатия текста существуют или вы знаете?

- Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.

- Какие задачи мы ставим перед собой?

   IІ. Слово учителя

         Автор предлагаемого текста Д. С.Лихачёв – крупный учёный, филолог, академик. Он специалист по древнерусской литературе, по русской литературе более поздних времён. Обладая огромным жизненным и научным опытом, он заслужил полное право обращаться к молодёжи с советами, с добрым поучительным словом. Среди книг, адресованных юношеству, выделим книгу под заглавием «Письма о добром и прекрасном» (1985 г.), в главах которой даются мудрые советы молодым людям по разным проблемам большой жизни.

       Одно из этих писем «Молодость – наша жизнь» станет исходным текстом нашего изложения.

IІІ. Чтение текста изложения (тексты распечатаны и лежат на партах)

Задание: определите тему текста, основную мысль, стиль и  тип речи.

                               Молодость – вся наша жизнь.

       Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось всё иначе.

       Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И всё же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые.

        Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость – это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. Ведь в радости тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

         Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно.

Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде - тоже. Привык к работе – работа вечно будет доставлять радость. А это очень важно для человеческого счастья: нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий… Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят.

      И ещё. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать.

ІV. Беседа по тексту

1. Какова тема письма?

2. Какую основную мысль утверждает автор?

3. Что выражено в заглавии – тема или идея?

4. Какой период является центром жизни человека?

5. В каком стиле написан исходный текст?

6. Определите тип речи текста.

          Перед нами рассуждение. Рассуждение публицистического стиля речи, идея которого – в утверждении приоритета молодости в жизни человека: какова молодость, так сложится и вся последующая жизнь, всё лучшее в человеке закладывается в молодости. Идее созвучна и тема -  это молодость человек, её ценность. Умение её сохранить, дорожить ею.

V. Составление плана, выделение микротем (план-схема у каждого ученика на парте)

Абзац

    Микротемы

Ключевые слова и выражения.

 1.

Моя молодость осталась со мною.

Взрослая жизнь будет иной. Будут окружать совсем другие люди. Оказалось иначе.

 2.

Подлинные друзья – друзья молодости.

Мои сверстники  остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными. Настоящие друзья – старые.

 3.

И радость и горе легче переживать с настоящими друзьями.

Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость – время сближений. Настоящая дружба помогает и в горе и в счастье. Горе человеку, если он один.

 4.

Берегите богатства молодости: друзей, привычки, навыки в труде.

Берегите молодость до глубокой старости. Привык к работе – работа будет доставлять радость.  Нет несчастнее человека ленивого.

 5.

«Берегите честь смолоду».

В памяти остаются все поступки.

IV. Словарная работа: выписать слова с трудным написанием (составить словарный диктант из слов и выражениий текста)

VI. Самостоятельное чтение текста учениками.

VIІ. Написание сжатого изложения и его продолжения (сочинения-рассуждения)

 - Высказать своё отношение к утверждениям Д. С. Лихачёва.

  VІІI. Домашнее задание: закончить сочинение по тексту.

                         

Примерное продолжение текста.

        Дмитрий Сергеевич Лихачёв пишет о величайшей ценности молодости.  Нельзя не согласиться с ним, что молодость является важной вехой в жизни человека.  Всё лучшее в человеке закладывается в именно тогда.

       Человек, который не приобрёл настоящих друзей в юности, вряд ли сможет приобрести их в зрелом возрасте. У него могут быть знакомые, сослуживцы, но это не друзья. Подлинные  друзья проверяются временем. И важно не только приобрести друзей в молодости, но и сохранить их. Ведь прав Д. С. Лихачёв, утверждая, что «горе человеку, если он один».

       Да и привычки, навыки к труду закладываются тоже в молодости. Привык лениться, избегать труда – так и будешь всю жизнь бегать с места на место, менять работы, искать, где легче, будешь ловчить и ничего в этой жизни не добьёшься. Недаром говорится: «Терпение и труд всё перетрут». Но этому нужно научиться в молодости.

        И очень важно, чтобы потом не было стыдно за свою поступки, совершённые в молодости. Не было жаль напрасно прожитой жизни.

      Поэтому сегодня, когда мы молоды, нужно уметь ценить то, что нам дано. Нужно помнить: какова молодость, так сложится и вся последующая жизнь.

         

                               

Молодость – вся наша жизнь.

       Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось всё иначе.

       Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И всё же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые.

        Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость – это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. Ведь в радости тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

         Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно.

Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде - тоже. Привык к работе – работа вечно будет доставлять радость. А это очень важно для человеческого счастья: нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий… Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят.

      И ещё. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать.

                                          Д. С. Лихачёв «Молодость – вся жизнь»

                                из книги «Письма о добром и прекрасном».

План-схема

Абзац

    Микротемы

Ключевые слова и выражения.

 1.

 2.

 3.

 4.

 5.

                                    Словарная работа.

       Университет;  в какой-то;  не останется ничего;  сверстники;  необычайно;  подлинные; приобретаются в молодости; сближение;  неразделённая радость; опять-таки;  не растрачивайте богатств молодости; ничто из приобретённого; бесследно; сохраняются; нет несчастнее; смолоду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию речи. 8 класс. Обучающее изложение с творческим заданием "Лес - источник жизни".

Тип урока: урок развития речи.  (Обучающее изложение с творческим заданием).  Цели урока:Обучающие: закрепить знания учащихся о публицистическом стиле, его особенностях; продолжи...

Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.

Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...

Урок развития речи. Подготовка к написанию изложения

Интегрированный урок в 9 классе -  подготовка к  написанию изложения с элементами сочинения   по тексту рассказа  В.П.Астафьева «Музыка»...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Текст. Тема текста"

Урок по УМК под редакцией Т.А. Ладыженской для 5 класса. Целью данной работы является формирование у обучающихся понятия о тексте на основе осознания его основных признаков....

Урок развития речи в 5 классе "Изложение"

Урок развития речи "Изложение".  Изложение по тексту В.П.Катаева "Пень"....

Урок развития речи в 5 классе Изложение.К Паустовский Шкатулка

Презентация к уроку развития речи в 5 классе Изложение...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...