Урок развития речи в 8 классе. "Обучающее изложение по тексту Д. С. Лихачёва «Молодость – вся жизнь» (Сжатое изложе
план-конспект урока по литературе на тему
Урок развития речи в 8 классе. "Обучающее изложение по тексту Д. С. Лихачёва «Молодость – вся жизнь» (Сжатое изложение)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molodost-_vsya_zhizn._izlozhenie.8_kl.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Богородицкая средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Урок развития речи
8 класс
Обучающее изложение по тексту
Д. С. Лихачёва «Молодость – вся жизнь»
(Сжатое изложение)
Ипатова Р.М., учитель русского языка
и литературы МБОУ Богородицкая СШ
2014 – 2015 учебный год
Тема урока: «Обучающее изложение по тексту Д. С. Лихачёв «Молодость – вся жизнь» (Сжатое изложение)
Класс: 8 класс
Тип урока: урок развития речи
Цели урока:
Обучающие:
- Вспомнить ранее изученные сведения по данной теме.
- Закрепить основные способы сжатия текста.
- Сформировать умение сжимать материал, строить собственный текст (изложение) в соответствии с требованиями логичности, последовательности, связности.
- Формировать орфографическую компетентность обучающихся.
Развивающие:
- Развитие речи
- Обогащение речи обучающихся на примере текста Д. С. Лихачёва.
- Понимание выразительных средств, использованных в тексте.
- Развитие мышления
- Развитие практического умения работать с текстом, самостоятельности мышления школьников
- Развитие творческих способностей, образного мышления
- Развитие умения давать самооценку своей деятельности.
Воспитательные
- Воспитание внимательного и бережного отношения к собственной судьбе.
- Воспитание нравственных качеств.
Оборудование: текст Д. С. Лихачёва; раздаточный материал (план-смена для заполнения во время урока)
Методические приёмы: чтение текста, обсуждение плана, самостоятельная работа.
Ход урока.
I этап урока.
Формулирование обучающимися темы урока и его задач.
Учитель: Главная цель наших уроков – подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку. Один из этапов - научиться писать сжатое изложение.
Вы уже писали такие изложения.
- Как вы понимаете, что значит сжатое изложение?
- Какие способы сжатия текста существуют или вы знаете?
- Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
- Какие задачи мы ставим перед собой?
IІ. Слово учителя
Автор предлагаемого текста Д. С.Лихачёв – крупный учёный, филолог, академик. Он специалист по древнерусской литературе, по русской литературе более поздних времён. Обладая огромным жизненным и научным опытом, он заслужил полное право обращаться к молодёжи с советами, с добрым поучительным словом. Среди книг, адресованных юношеству, выделим книгу под заглавием «Письма о добром и прекрасном» (1985 г.), в главах которой даются мудрые советы молодым людям по разным проблемам большой жизни.
Одно из этих писем «Молодость – наша жизнь» станет исходным текстом нашего изложения.
IІІ. Чтение текста изложения (тексты распечатаны и лежат на партах)
Задание: определите тему текста, основную мысль, стиль и тип речи.
Молодость – вся наша жизнь.
Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось всё иначе.
Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И всё же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые.
Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость – это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. Ведь в радости тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно.
Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде - тоже. Привык к работе – работа вечно будет доставлять радость. А это очень важно для человеческого счастья: нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий… Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят.
И ещё. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать.
ІV. Беседа по тексту
1. Какова тема письма?
2. Какую основную мысль утверждает автор?
3. Что выражено в заглавии – тема или идея?
4. Какой период является центром жизни человека?
5. В каком стиле написан исходный текст?
6. Определите тип речи текста.
Перед нами рассуждение. Рассуждение публицистического стиля речи, идея которого – в утверждении приоритета молодости в жизни человека: какова молодость, так сложится и вся последующая жизнь, всё лучшее в человеке закладывается в молодости. Идее созвучна и тема - это молодость человек, её ценность. Умение её сохранить, дорожить ею.
V. Составление плана, выделение микротем (план-схема у каждого ученика на парте)
Абзац | Микротемы | Ключевые слова и выражения. |
1. | Моя молодость осталась со мною. | Взрослая жизнь будет иной. Будут окружать совсем другие люди. Оказалось иначе. |
2. | Подлинные друзья – друзья молодости. | Мои сверстники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными. Настоящие друзья – старые. |
3. | И радость и горе легче переживать с настоящими друзьями. | Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость – время сближений. Настоящая дружба помогает и в горе и в счастье. Горе человеку, если он один. |
4. | Берегите богатства молодости: друзей, привычки, навыки в труде. | Берегите молодость до глубокой старости. Привык к работе – работа будет доставлять радость. Нет несчастнее человека ленивого. |
5. | «Берегите честь смолоду». | В памяти остаются все поступки. |
IV. Словарная работа: выписать слова с трудным написанием (составить словарный диктант из слов и выражениий текста)
VI. Самостоятельное чтение текста учениками.
VIІ. Написание сжатого изложения и его продолжения (сочинения-рассуждения)
- Высказать своё отношение к утверждениям Д. С. Лихачёва.
VІІI. Домашнее задание: закончить сочинение по тексту.
Примерное продолжение текста.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв пишет о величайшей ценности молодости. Нельзя не согласиться с ним, что молодость является важной вехой в жизни человека. Всё лучшее в человеке закладывается в именно тогда.
Человек, который не приобрёл настоящих друзей в юности, вряд ли сможет приобрести их в зрелом возрасте. У него могут быть знакомые, сослуживцы, но это не друзья. Подлинные друзья проверяются временем. И важно не только приобрести друзей в молодости, но и сохранить их. Ведь прав Д. С. Лихачёв, утверждая, что «горе человеку, если он один».
Да и привычки, навыки к труду закладываются тоже в молодости. Привык лениться, избегать труда – так и будешь всю жизнь бегать с места на место, менять работы, искать, где легче, будешь ловчить и ничего в этой жизни не добьёшься. Недаром говорится: «Терпение и труд всё перетрут». Но этому нужно научиться в молодости.
И очень важно, чтобы потом не было стыдно за свою поступки, совершённые в молодости. Не было жаль напрасно прожитой жизни.
Поэтому сегодня, когда мы молоды, нужно уметь ценить то, что нам дано. Нужно помнить: какова молодость, так сложится и вся последующая жизнь.
Молодость – вся наша жизнь.
Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось всё иначе.
Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И всё же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые.
Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость – это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. Ведь в радости тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно.
Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде - тоже. Привык к работе – работа вечно будет доставлять радость. А это очень важно для человеческого счастья: нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий… Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят.
И ещё. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать.
Д. С. Лихачёв «Молодость – вся жизнь»
из книги «Письма о добром и прекрасном».
План-схема
Абзац | Микротемы | Ключевые слова и выражения. |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. |
Словарная работа.
Университет; в какой-то; не останется ничего; сверстники; необычайно; подлинные; приобретаются в молодости; сближение; неразделённая радость; опять-таки; не растрачивайте богатств молодости; ничто из приобретённого; бесследно; сохраняются; нет несчастнее; смолоду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по развитию речи. 8 класс. Обучающее изложение с творческим заданием "Лес - источник жизни".
Тип урока: урок развития речи. (Обучающее изложение с творческим заданием). Цели урока:Обучающие: закрепить знания учащихся о публицистическом стиле, его особенностях; продолжи...
Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.
Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...
Урок развития речи. Подготовка к написанию изложения
Интегрированный урок в 9 классе - подготовка к написанию изложения с элементами сочинения по тексту рассказа В.П.Астафьева «Музыка»...
Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Текст. Тема текста"
Урок по УМК под редакцией Т.А. Ладыженской для 5 класса. Целью данной работы является формирование у обучающихся понятия о тексте на основе осознания его основных признаков....
Урок развития речи в 5 классе "Изложение"
Урок развития речи "Изложение". Изложение по тексту В.П.Катаева "Пень"....
Урок развития речи в 5 классе Изложение.К Паустовский Шкатулка
Презентация к уроку развития речи в 5 классе Изложение...
« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»
На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...