Разработка урока с мультимедийной презентацией по теме "Буквы е-и в корнях с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Ильичева Елена Петровна

Конспект урока русского языка с мульдимедийной презентацией по теме "Буквы е-и в корнях с чередованием". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_e-i_v_kornyakh_s_cheredovaniem.docx26.66 КБ
Файл prezentatsiya.pptx388.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы е – и в корнях с чередованием.

 Цель урока:

  • Формирование орфографических умений по данной теме.

Задачи урока:

Предметные

1. Формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.

2. Познакомить учащихся с опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы.

3. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Метапредметные

1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия

2. Развивать   логическое   мышление   и   повышать   речевую   активность школьников.

3. Развивать умение формулировать собственно мнение, обосновывать свой ответ.

Личностные

1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.

2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.

3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом

 Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал


Ход урока

I. Организационный момент, (слайд 1)

– Здравствуйте, дети! Запишем сегодняшнее число.  

II. Актуализация знаний о глаголе. Проверка домашнего задания.

 

Какую часть речи мы изучаем?    (Глагол)

–  Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете эту тему и некоторые другие, которые мы уже прошли в разделе «Глагол».  Вы будете отвечать на мои вопросы «да», если согласны, «нет», если не согласны, записывая ответы в тетради.

Я утверждаю, что ... (Слайд 2)

1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета.

2. Слово «удивление» - это глагол.

3. В слове «не(?)годовать» не пишется отдельно.

4. Глаголы  неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

5. Слова Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях -раст-(-ращ-) /-рос-.

6. В неопределённой форме глагола после Ч пишется Ь.

7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь
8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю?  
9. В слове «предполагать» пишется корень -лаг-, т.к. после корня стоит суффикс -А-.

10. Глагол «положить» несовершенного вида.

11. Чередующиеся гласные проверять ударением нельзя.

Проверим себя (Слайд 3)

1. да

2. нет

3. нет

4. да

5. да

6. да

7. нет

8. да

9. да

10. нет.

11. да

– Теперь оцените себя, пользуясь критериями, написанными на слайде:

Самооценка (Слайд 4)       

Нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»            
3-4 ошибки- «3»  

– Внесите оценку в оценочный лист

III. Постановка учебной задачи.

–Для того чтобы определить тему урока, обратимся к материалу для наблюдений. Перед вами карточки. Данные в них слова нужно распределить в два столбика.

Подбирать, стереть, заблестеть, блистать,

разбери, запереть, напирать, растирать.

– Проверим. (Слайд 5)

– Почему вы распределили слова таким образом? (у одних слов в корне пишется Е, у других - И)

– Какие это слова? (Однокоренные)

– Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных)

– Какие гласные чередуются? (Чередование гласных Е и И)

– Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда - И. Сформулируйте тему нашего урока. (Буквы е и и в корнях с чередованием.) (Слайд 6)

– Записываем тему урока.

ІІІ. Новый материал.

– Наблюдение. На маркерной доске слова с чередующимися гласными Е – И. 

подбирать – разбери

растирать – стереть

блистать – заблестеть

напирать – запереть

 – Определите вид глаголов.

 – Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)

 – Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные

– Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е - И в корнях?

 – Попробуйте сформулировать правило. (Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е).

 – Мы работали только с четырьмя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. (Слайд 7)

корни

примеры

БИР – БЕР   

подбирать – разбери

ПИР – ПЕР

напирать – запереть

ДИР – ДЕР

задирать  –  дерёт

ТИР – ТЕР

растирать – стереть

МИР – МЕР

замирать  –  замереть

БЛИСТ – БЛЕСТ

блистать – заблестеть

СТИЛ – СТЕЛ

расстилать  – подстелить

ЖИГ – ЖЕГ

разжигать  – зажечь

ЧИТ – ЧЕТ

вычитать  – вычет Искл: сочетать, сочетание

ИМ

занимать

ИН

начинать

 

IV. Закрепление изученного.

  1. Выборочный диктант. (Слайд 8)

Задание: выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е - и.
1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.

2) Песня замирает далеко в полях.

3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.

4) С кем поведешься, от того и наберешься.

5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

6) Улицы упирались в голые скалы.

7) За селом расстилается гладкое зеркало большого озера.

8) Не задирай нос высоко – споткнешься.

9) Сердце замирает от восторга.

10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

  1. Динамическая пауза. (Слайд 9)

Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И, руки вперёд и присесть, если в слове Е, руки вверх.

         Собирать, запереть, не задирайся, обжигают, подстелить, вспоминать, затереть, замерло.

  1. Задание на развитие быстроты реакции и мышления (Слайд 10)

Соедините половинки слов, вставьте пропущенную букву, объясните правописание е – и.

1.выж..-                1. –стал

2.забл..-                2. –рать

3.пост..-                3. –ру

4.за-                      4. –реть

5.забл..-                5. –п..р

6.изб..-                  6. –лить

7.раст..-                7. –м..р

8.соб..-                  8. –гал

9.раст..-                 9. –рёшь

10.за-                    10. –стело

      Ответ; 1-8; 2-1; 3-6; 4-7; 5-10; 6-3; 7-2; 8-9; 9-4; 10-5.

     (выжигал; заблистал; постелить; замер; заблестело; изберу; растирать; соберёшь; растереть; запер)

  1. Творческий диктант.

            Задание: заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием.

Сверкать на солнце (блестеть), подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрывать дверь (запирать), разгораться ярко (зажигаться), оцепенеть от страха (замереть), убегать от погони (удирать).

  1. Распределительный диктант

– Ребята, я  буду диктовать слова. Ваша задача - правильно распределить их по колонкам в зависимости от орфограммы: безударная гласная в корне, проверяемая ударением, непроверяемая безударная гласная в корне, корни с чередующимися гласными. (Два ученика у доски) Взаимопроверка.

         Расти, замер, удивлять, предлагать, стареть, решать, сверкать, вытер, веселиться,  

         предложить, командовать, росли, вытирать. 

  1. Компетентностно - ориентированное задание: (слайд 11)

– Представьте, что ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив предложенный:

  1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

– Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
  1) Используй короткие простые предложения;
  2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.

Возможные варианты.

1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
2. Постели салфетку на колени.
3. Не задирай ноги и не болтай ими.
4. Убирай локти со стола.
5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.
6. Не втирай в скатерть пролитый суп.
7.После еды убери за собой посуду.
8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.

– Давайте проверим.

V. Рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились

- Вспомним еще раз правило написания корней с чередованием е//и.

VІ. Самостоятельная работа (слайд 12)

- Возьмите задания для самостоятельной работы. Посмотрите, они не просто разных уровней. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.

Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.

Уровень 1  Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и.

Выпишите из данных предложений  слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень 2  Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

Уровень 3  

Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VІІ. Домашнее задание:  п.113; составить связный текст на тему «Как я убираю комнату», используя слова с чередующимися гласными е // и, а // о в корне или упр. 653  (слайд 13)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе Выполнила Ильичева Елена Петровна МБОУ Старицинская СОШ

Слайд 2

Я утверждаю, что ... 1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета. 2. Слово «удивление» - это глагол. 3. В слове «не(?) годовать » не пишется отдельно. 4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. 5. Слова Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях - раст -(- ращ -) /-рос-. 6. В неопределённой форме глагола после Ч пишется Ь. 7. Брат учит(?) ся . Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь 8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю? 9. В слове «предполагать» пишется корень -лаг-, т.к. после корня стоит суффикс -А-. 10. Глагол «положить» несовершенного вида. 11. Чередующиеся гласные проверять ударением нельзя.

Слайд 3

Проверим себя 1. да 2. нет 3. нет 4. да 5. да 6. да 7. нет 8. да 9. да 10. нет. 11. да

Слайд 4

Самооценка Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3»

Слайд 5

Данные слова распределить в два столбика подбирать стереть заблестеть блистать разбери запереть напирать растирать

Слайд 6

Тема урока «Буквы Е и И в корнях с чередованием»

Слайд 7

корни примеры БИР – БЕР подб и р а ть – разб е ри ПИР – ПЕР нап и р а ть – зап е реть ДИР – ДЕР зад и р а ть - д е рёт ТИР – ТЕР раст и р а ть – ст е реть МИР – МЕР зам и р а ть - зам е реть БЛИСТ – БЛЕСТ бл и ст а ть – забл е стеть СТИЛ – СТЕЛ расст и л а ть - подст е лить ЖИГ – ЖЕГ разж и г а ть - заж е чь ЧИТ – ЧЕТ Выч и т а ть - выч е т ИМ зан и м а ть ИН нач и н а ть Искл : сочетать, сочетание

Слайд 8

Выпишите из предложений слова, в корне которых может произойти чередование гласных е – и. Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой . 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) С кем поведешься, от того и наберешься. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) За селом расстилается гладкое зеркало большого озера . 8) Не задирай нос высоко – споткнешься . 9) Сердце замирает от восторга 10 ) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

Слайд 10

Соедините половинки слов, объясняя правописание е – и 1.выж..- 1.–стал 2.забл..- 2.–рать 3.пост..- 3.– ру 4.за- 4.– реть 5.забл..- 5.–п.. р 6.изб..- 6.–лить 7.раст..- 7.–м.. р 8.соб..- 8.– гал 9.раст..- 9.– рёшь 10.за- 10.– стело

Слайд 11

Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив предложенный: Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно 2. ? 3. ? 1) Используй короткие предложения; 2) Глаголы должны быть в форме 2 л. ед. ч и передавать совет, просьбу.

Слайд 12

Самостоятельная работа Дифференцированные задания Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и. Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и. Уровень 3 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

Слайд 13

Домашнее задание 1. п. 113, таблица 2.Составить связный текст на тему «Как я убираю комнату», используя слова с чередующимися гласными е-и , а-о в корне или упр. 653

Слайд 14

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по подготовке к ГИА «Правописание корней с чередованием»

Данные конспекты разработаны для дополнительных уроков по подготовке к ГИА выпускников 9-ых классов с низким уровнем мотивации к обучению, а значит, с недостаточным уровнем знаний для выполнения тесто...

Урок русского языка по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-".

Урок изучения нового материала по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-"....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Обобщение по теме: Корни с чередованием"

Данная презентация к уроку в 6 классе "Обобщение по теме: Корни с чередованием" позволяет обучающимся систематизировать знания о корнях с чередованием. Формирует орфографическую грамотность учащихся, ...

Урок русского языка в 5 классе "Правописание гласной в корне с чередованием"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по программе ФГОС. Формирование универсальных учебных действий....

Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...

Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы О-А в корнях с чередованием -гор-гар-"

Презентация содержит конспект урока по изучению данной темы, представленный в нетрадиционной форме.....

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...