Конспект урока в 6 классе по теме "Имя существительное как часть речи (повторение изученного в 5 классе)"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Козловская Лилия Михайловна

Разработка урока с презентацией и "Банком заданий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_6_klasse_is.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема. Имя существительное как часть речи (повторение изученного в 5 классе).

Цели: обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи); повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;

способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;

воспитывать осознанного интерес и любовь к русскому языку.

Тип урока: урок повторения и закрепления.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, дидактический материал, фломастеры, клей, бумага.

Ход  урока

I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово учителя

- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече!

- Сегодняшний урок я хочу начать с современной притчи.

Демонстрация слайда № 1, 2, 3.

(При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.)

Притча

Представьте, что каждый день вы в банке получаете 86 400 долларов. И потратить эти деньги можно только в этот день, переносить покупки ни в коем случае нельзя. Что вы будете делать? Конечно же, тратить деньги!

У каждого из вас есть такой банк, и он называется ВРЕМЯ. Каждое утро вы получаете 86 400 секунд. Поздно ночью вы подводите итоги, несмотря ни на что!!!

Если вы хотите узнать, сколько стоит час, спросите об этом у студентов, которые готовятся к экзамену.

Если вы хотите узнать, сколько стоит минута, спросите об этом у человека, который опоздал на поезд или самолёт.

Если вы хотите узнать, сколько стоит секунда, спросите об этом у человека,  который чудом спасся от аварии.

Если вы хотите узнать, сколько стоит миллисекунда, спросите об этом у спортсмена, который получил  серебряную медаль на Олимпийских играх вместо золотой.

Каждый день вы получаете 86 400 секунд, и каждую ночь они исчезают. Зря было потрачено время  или нет – все зависит только от вас.

И мне хочется, чтобы 2 700 секунд, которые мы проведем вместе, прошли  с пользой для вас. Успехов всем!!!

II. Актуализация знаний, определение темы и цели урока.

Беседа.

- Как называется раздел науки о языке, который изучает части речи? (Морфология)

- На какие группы делятся части речи в русском языке? (Самостоятельные, служебные, междометия)

Демонстрация слайда № 4.  

- Чем отличаются самостоятельные от других групп частей речи? (Они имеют общее лексическое значение, определенный набор грамматических признаков, являются членами предложения).

- Прочитаем стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»: 

Демонстрация слайда № 5.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.


            - О чем это стихотворение? (о роли слов в языке)

- О словах какой части речи написано это стихотворение и почему вы так думаете? (Имя существительное.  Имена существительные появились в связи с необходимостью назвать предметы и явления окружающего мира.)

- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? ( Имя существительное как часть речи)

Демонстрация слайда № 6.

- Запишем дату и тему в тетради.

- Сегодня у нас первый урок по теме «Имя существительное», но в 5 классе мы уже обращались к этому материалу. Как вы думаете, какой будет главная цель урока? (Повторить ранее изученные сведения об имени существительном: его общее лексическое значение, грамматические признаки, роль в предложении,  вспомнить и закрепить умения и навыки по этой теме. Это станет базой для нового материала в процессе изучения темы в 6 классе).

Демонстрация слайда № 7.

III. Работа по теме урока.

  1. Выступление знатока слова (заранее подготовленное сообщение).
  2. Слово учителя.

- Вы сегодня будете работать в группах. На листы вы будете постепенно добавлять необходимую информацию (записывая на маленькие цветные листочки фломастерами) об имени существительном. У вас должна выйти схема, по которой вы подведете итоги своей работы. Ориентируясь на схему, вы сможете наблюдать, какие темы вами пройдены, а какие еще нужно изучить.

  1.  Беседа по теме ( вопросы и лексическое значение).

- Что помогает нам определить, к какой части речи относится слово? (Вопрос)

- На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? что?)

- Что обозначают существительные? (Предмет)

- Выпишите из стихотворения имена существительные, поставив их в начальную форму (название, зверь, предмет, вещь, глаз, память, слово). Прочитайте получившийся список, дополните его по мере необходимости.

- Можно ли сказать, что все выписанные слова обозначают конкретный предмет? Докажите свою точку зрения. ( Нет, слова: название, память, слово – не обозначают конкретного предмета.)

- Каково же лексическое значение имени существительного? (Предмет в широком смысле слова)

Таким образом, говоря в определении имени существительного, что оно обозначает предмет, мы должны понимать: это слово используется в широком смысле, не только как название окружающих конкретных вещей.

Демонстрация слайда № 9.

Мы вспомнили, что имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает в начальной форме на вопросы кто? что?

Сделайте записи на листочках.

- Почему в определении имени существительного два вопроса? (Вопрос кто? задается к одушевленным, что? – к неодушевленным существительным.)

- Значит,  у существительных можно определить одушевленность. (Сделайте записи на листочках.)

  1.  Работа с текстом (одушевленность / неодушевленность).

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы.

Демонстрация слайда № 10, 11

Я попал в густой ельник. Кругом была глуш__. Я настрелял тетеревов, куропаток, глухарей. После этого ра__кинул плащ__  и  устроился  отдыхать в тени.

Стояла ре__кая тиш__на. Бывает в лесу такая тиш__ что и людям и ж__вотным становит__ся  жутко. От любого звука  охватывает ужас.

Я попал в густой ельник. Кругом была глушь. Я настрелял тетеревов, куропаток, глухарей. После этого раскинул плащ и устроился отдыхать в тени.

Стояла редкая тишина. Бывает в лесу такая тишь, что и людям, и животным становится жутко. От любого звука охватывает ужас.

 

- Прокомментируйте написанное, объясните правописание, постановку знаков препинания. Прошу поднять руки, кто не допустил ошибок, остальных прошу после домашней сделать работу над ошибками.

- Как мы определяем одушевленность/ неодушевленность? ( Живое – неживое, вопросом кто? или что? и по грамматической форме, если спорная ситуация.)

Демонстрация слайда № 12.

Одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного: 
1)
одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;
2)
неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.

Демонстрация слайда № 13.


Сравним: 
                              одушевленные                                           неодушевленные
И. п. мн. числа      глухари-и                       кукл-а                           тен-и
Р. п. мн. числа    (нет) глухар-ей                 кук-ол                 (нет)  тен-ей
В. п. мн. числа    (вижу) глухар-ей             кук-ол                (вижу) тен-и

  1. Задание. Найдите в тексте существительные. Девочки, выпишите одушевленные имена существительные, а  мальчики - неодушевленные.   Запись сделайте в столбик, слова выпишите в той форме, в какой они стоят в тексте. 

Прокомментируйте, остальные исправляют.

Демонстрация слайда № 14, 15.

Одушевленные: тетерева, куропатки, глухари, люди, животные.

Неодушевленные: ельник, тишь, глушь, плащ, тень, тишина, звук, ужас.

- Прошу поднять руки учеников, кто успешно справился с заданием.

  1.  Работа над понятием рода ИС.

-  А теперь давайте вспомним постоянный признак имени существительного – род.

Демонстрация слайда № 16.

СТИХОТВОРЕНИЕ – ПОДСКАЗКА:

                                           Женский род запомню я

                                           И скажу: «Она – моя».

                                           И запомню род мужской

                                           И опять скажу: «Он – мой».

                                           Средний род – оно - моё!

                                           Это правило твоё.

-  А есть имена существительные, которые не имеет рода? (Да, во мн. числе)

 (Сделайте записи на листочках)

Демонстрация слайда № 17.

Физкультминутка. А теперь отдохнем, но отдохнем с пользой. Определим  род имен существительных. Если слово женского рода, присаживаются девочки, если мужского – мальчики, если среднего - все: мяч, пион, лента, кактус, солнце, лень, комар, успех, сила, отличница,  завхоз, вдохновение.

- Демонстрирую слайд № 18, 19.  

  1. Работа в группах. Учащихся прошу найти в раздаточном материале задание № 4. Раскройте тайны молчащей таблицы, обговорите в группах. По какому признаку распределены слова по столбикам?

Тайна молчащей таблицы

Малина

Окно

Осень

Марья

сердце

дочь

весна

лето

тень

ярмарка

пень

печь

калинка

плащ

лень

( Слова распределены по типу склонений)

- Расскажите, как распределяются существительные по склонениям (1- женского и мужского родов с окончаниями –а, -я; 2 – среднего рода с окончанием – о, - е  и мужского с нулевым окончанием; 3 - женского рода с нулевым окончанием).

 

- У существительных можно определить склонение. Сделайте записи на листочках.

Демонстрация слайда № 20.

  1. Задание. Восстановите слова по склонениям:

1 группа – 2 склонение:   _ _ _ а,  _ _ _ _ а,   _ _ _ я

2 группа – 3 склонение:   _ _ _ т,  _ _ _ _ о,   _ _ _ е.

3 группа – 1 склонение:   _ _ _ ь,   _ _ _ _ ь,   _ _ _ ь.

- Что такое склонение? ( Это изменение по числам и падежам). Следовательно, падеж и число также являются грамматическими признаками существительных. (Сделайте записи).

  1. Задание. «Измени слово».

Демонстрация слайда № 21.

От данных существительных образовать  форму  множественного  числа:

 1 группа   Параш…т, учительство,  пл…нета, ножницы.
 2 группа   Сп…ртсмен, студенчество, мастер, каникулы.
3 группа   Скр…пач, товарищество, п…мидор,  ворота.

Проверка

 Учитель:  Чем необычны некоторые существительные?  (Одни имеют только форму множественного числа, другие – только единственного.)

  1. Беседа о нарицательных именах и собственных.

-   Какой признак еще не назван? (нарицательность)

- Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными? Приведите примеры. (Существительные, которые называют однородные предметы, являются нарицательными, а те, которые называют единичные – собственные. Например: город, Донецк)

Распределите данные слова на два столбика ( Какая группа быстрее?)

Демонстрация слайда № 22.

Нарицательные  имена  существительные

Собственные  имена  существительные

Дождь, луна, камыш, волк, Илья Муромец, Байкал, книга, Шарик, человек, Волк, Виктор, Новый год, шарик, Сидоров, «Бородино».

Взаимопроверка.

- Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?

- Кто был внимателен, тот заметил, что несколько слов написано дважды. Почему? (Нарицательные имена существительные иногда переходят в собственные).

Сделайте записи на листочках.

- Таким образом, имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными, у них можно определить род и склонение. Большинство существительных изменяется по числам и падежам.

- Итак, мы повторили, что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает, какими грамматическими признаками обладает. О чем мы еще не говорили? (о синтаксической роли в предложении).

- Обратимся к маршрутному листу урока.

Демонстрация слайда № 23.

  1. Задание.  Прочитайте предложения и определите, какими членами в них являются существительные. Подчеркивания выполняем в раздаточном материале.

1   группа    Донецк – столица Донбасса.

2   группа    Он отправился на Кавказ.

3   группа    Родители купили лодку с мотором.

Прокомментируйте  написанное.

Таким образом, в предложении имя существительное может быть любым членом, но чаще всего бывает подлежащим, дополнением и обстоятельством.

Сделайте записи на листочках.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия (выполнение итоговой работы)

Демонстрация слайда № 24.

- Итак, сформулируйте определение имени существительного, пользуясь ключевыми словами на ваших схемах.

1) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает в начальной форме на вопросы кто? что?

2) Имена существительные являются собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными. Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду. Большинство существительных изменяется по числам и падежам.

3) В предложении имя существительное может быть любым членом, но чаще всего бывает подлежащим, дополнением и обстоятельством.

По одному учащемуся от каждой группы.

- Подведем итоги. Какую цель мы ставили вначале? (Повторить ранее изученные сведения об имени существительном: его общее лексическое значение, грамматические признаки, роль в предложении, вспомнить и закрепить умения и навыки по этой теме.)

- Выполнили мы поставленную задачу? (да)

- Оценки за работу на уроке.

V. Домашнее задание.

Демонстрация слайда № 25, 26.

Открываем дневники и записываем домашнее задание.

Теоретический материал параграфа 44, стр. 131 (определение существительного), упражнение 249 (списать слова и словосочетания, вставить пропущенные буквы, обозначив орфограммы, у существительных определить все морфологические признаки, как в классной работе).

РЕЗЕРВ

Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.

Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль_____________________

                             

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН №18 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

83086,  г. Донецк, ул. Трамвайная, 36а, тел. (062) 337-13-65, e-mail: shkola.don18@yandex.ru 

Конспект урока

русского  языка  в  6  класса

«Имя существительное как часть речи

(повторение изученного в 5 классе)»

учителя русского языка  

и  литературы

Козловской  Л. М.

г. Донецк  2018

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие по теме "Части речи" (повторение изученного) 4 класс (Vвида)

В настоящее время увеличилось количество учащихся, не справляющихся со школьной  программой. Причины трудностей разнообразны. И порой на уровне школьного логопункта преодолеть их бывает невозможн...

"Части речи. Повторение изученного в начальной школе» ( для учащихся 5 класса)

Цели урока:Обобщить известную информацию об изученных частях речи.Выработать умение различать части речи по вопросам и значению.Задачи: 1. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать обще...

Урок русского языка в 6 классе." Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе."

Урок русского языка в 6 классе по теме " Глагол. Повторение изученного в 5 классе." Это первый урок по теме "Глагол"....

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"...

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"

Урок предназначен для обучающихся с ОВЗ в 8 классе. Урок обобщения изученного  по теме "Имя существительное" с применением мультимедийной презентации и специально разработанных тетрадей...

Урок русского языка в 6 классе. Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.

Цель урока повторить основные морфологические признаки глагола; уметь отличать глагол от других частей речи; научить правильно произносить глаголы,...