Конспект урока в 6 классе по теме "Имя существительное как часть речи (повторение изученного в 5 классе)"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Разработка урока с презентацией и "Банком заданий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_6_klasse_is.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема. Имя существительное как часть речи (повторение изученного в 5 классе).
Цели: обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи); повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
воспитывать осознанного интерес и любовь к русскому языку.
Тип урока: урок повторения и закрепления.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, дидактический материал, фломастеры, клей, бумага.
Ход урока
I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Приветственное слово учителя
- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече!
- Сегодняшний урок я хочу начать с современной притчи.
Демонстрация слайда № 1, 2, 3.
(При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.)
Притча
Представьте, что каждый день вы в банке получаете 86 400 долларов. И потратить эти деньги можно только в этот день, переносить покупки ни в коем случае нельзя. Что вы будете делать? Конечно же, тратить деньги!
У каждого из вас есть такой банк, и он называется ВРЕМЯ. Каждое утро вы получаете 86 400 секунд. Поздно ночью вы подводите итоги, несмотря ни на что!!!
Если вы хотите узнать, сколько стоит час, спросите об этом у студентов, которые готовятся к экзамену.
Если вы хотите узнать, сколько стоит минута, спросите об этом у человека, который опоздал на поезд или самолёт.
Если вы хотите узнать, сколько стоит секунда, спросите об этом у человека, который чудом спасся от аварии.
Если вы хотите узнать, сколько стоит миллисекунда, спросите об этом у спортсмена, который получил серебряную медаль на Олимпийских играх вместо золотой.
Каждый день вы получаете 86 400 секунд, и каждую ночь они исчезают. Зря было потрачено время или нет – все зависит только от вас.
И мне хочется, чтобы 2 700 секунд, которые мы проведем вместе, прошли с пользой для вас. Успехов всем!!!
II. Актуализация знаний, определение темы и цели урока.
Беседа.
- Как называется раздел науки о языке, который изучает части речи? (Морфология)
- На какие группы делятся части речи в русском языке? (Самостоятельные, служебные, междометия)
Демонстрация слайда № 4.
- Чем отличаются самостоятельные от других групп частей речи? (Они имеют общее лексическое значение, определенный набор грамматических признаков, являются членами предложения).
- Прочитаем стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»:
Демонстрация слайда № 5.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
- О чем это стихотворение? (о роли слов в языке)
- О словах какой части речи написано это стихотворение и почему вы так думаете? (Имя существительное. Имена существительные появились в связи с необходимостью назвать предметы и явления окружающего мира.)
- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? ( Имя существительное как часть речи)
Демонстрация слайда № 6.
- Запишем дату и тему в тетради.
- Сегодня у нас первый урок по теме «Имя существительное», но в 5 классе мы уже обращались к этому материалу. Как вы думаете, какой будет главная цель урока? (Повторить ранее изученные сведения об имени существительном: его общее лексическое значение, грамматические признаки, роль в предложении, вспомнить и закрепить умения и навыки по этой теме. Это станет базой для нового материала в процессе изучения темы в 6 классе).
Демонстрация слайда № 7.
III. Работа по теме урока.
- Выступление знатока слова (заранее подготовленное сообщение).
- Слово учителя.
- Вы сегодня будете работать в группах. На листы вы будете постепенно добавлять необходимую информацию (записывая на маленькие цветные листочки фломастерами) об имени существительном. У вас должна выйти схема, по которой вы подведете итоги своей работы. Ориентируясь на схему, вы сможете наблюдать, какие темы вами пройдены, а какие еще нужно изучить.
- Беседа по теме ( вопросы и лексическое значение).
- Что помогает нам определить, к какой части речи относится слово? (Вопрос)
- На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? что?)
- Что обозначают существительные? (Предмет)
- Выпишите из стихотворения имена существительные, поставив их в начальную форму (название, зверь, предмет, вещь, глаз, память, слово). Прочитайте получившийся список, дополните его по мере необходимости.
- Можно ли сказать, что все выписанные слова обозначают конкретный предмет? Докажите свою точку зрения. ( Нет, слова: название, память, слово – не обозначают конкретного предмета.)
- Каково же лексическое значение имени существительного? (Предмет в широком смысле слова)
Таким образом, говоря в определении имени существительного, что оно обозначает предмет, мы должны понимать: это слово используется в широком смысле, не только как название окружающих конкретных вещей.
Демонстрация слайда № 9.
Мы вспомнили, что имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает в начальной форме на вопросы кто? что?
Сделайте записи на листочках.
- Почему в определении имени существительного два вопроса? (Вопрос кто? задается к одушевленным, что? – к неодушевленным существительным.)
- Значит, у существительных можно определить одушевленность. (Сделайте записи на листочках.)
- Работа с текстом (одушевленность / неодушевленность).
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы.
Демонстрация слайда № 10, 11
Я попал в густой ельник. Кругом была глуш__. Я настрелял тетеревов, куропаток, глухарей. После этого ра__кинул плащ__ и устроился отдыхать в тени.
Стояла ре__кая тиш__на. Бывает в лесу такая тиш__ что и людям и ж__вотным становит__ся жутко. От любого звука охватывает ужас.
Я попал в густой ельник. Кругом была глушь. Я настрелял тетеревов, куропаток, глухарей. После этого раскинул плащ и устроился отдыхать в тени.
Стояла редкая тишина. Бывает в лесу такая тишь, что и людям, и животным становится жутко. От любого звука охватывает ужас.
- Прокомментируйте написанное, объясните правописание, постановку знаков препинания. Прошу поднять руки, кто не допустил ошибок, остальных прошу после домашней сделать работу над ошибками.
- Как мы определяем одушевленность/ неодушевленность? ( Живое – неживое, вопросом кто? или что? и по грамматической форме, если спорная ситуация.)
Демонстрация слайда № 12.
Одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:
1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;
2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.
Демонстрация слайда № 13.
Сравним:
одушевленные неодушевленные
И. п. мн. числа глухари-и кукл-а тен-и
Р. п. мн. числа (нет) глухар-ей кук-ол (нет) тен-ей
В. п. мн. числа (вижу) глухар-ей кук-ол (вижу) тен-и
- Задание. Найдите в тексте существительные. Девочки, выпишите одушевленные имена существительные, а мальчики - неодушевленные. Запись сделайте в столбик, слова выпишите в той форме, в какой они стоят в тексте.
Прокомментируйте, остальные исправляют.
Демонстрация слайда № 14, 15.
Одушевленные: тетерева, куропатки, глухари, люди, животные.
Неодушевленные: ельник, тишь, глушь, плащ, тень, тишина, звук, ужас.
- Прошу поднять руки учеников, кто успешно справился с заданием.
- Работа над понятием рода ИС.
- А теперь давайте вспомним постоянный признак имени существительного – род.
Демонстрация слайда № 16.
СТИХОТВОРЕНИЕ – ПОДСКАЗКА:
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род – оно - моё!
Это правило твоё.
- А есть имена существительные, которые не имеет рода? (Да, во мн. числе)
(Сделайте записи на листочках)
Демонстрация слайда № 17.
Физкультминутка. А теперь отдохнем, но отдохнем с пользой. Определим род имен существительных. Если слово женского рода, присаживаются девочки, если мужского – мальчики, если среднего - все: мяч, пион, лента, кактус, солнце, лень, комар, успех, сила, отличница, завхоз, вдохновение.
- Демонстрирую слайд № 18, 19.
- Работа в группах. Учащихся прошу найти в раздаточном материале задание № 4. Раскройте тайны молчащей таблицы, обговорите в группах. По какому признаку распределены слова по столбикам?
Тайна молчащей таблицы
Малина | Окно | Осень |
Марья | сердце | дочь |
весна | лето | тень |
ярмарка | пень | печь |
калинка | плащ | лень |
( Слова распределены по типу склонений)
- Расскажите, как распределяются существительные по склонениям (1- женского и мужского родов с окончаниями –а, -я; 2 – среднего рода с окончанием – о, - е и мужского с нулевым окончанием; 3 - женского рода с нулевым окончанием).
- У существительных можно определить склонение. Сделайте записи на листочках.
Демонстрация слайда № 20.
- Задание. Восстановите слова по склонениям:
1 группа – 2 склонение: _ _ _ а, _ _ _ _ а, _ _ _ я
2 группа – 3 склонение: _ _ _ т, _ _ _ _ о, _ _ _ е.
3 группа – 1 склонение: _ _ _ ь, _ _ _ _ ь, _ _ _ ь.
- Что такое склонение? ( Это изменение по числам и падежам). Следовательно, падеж и число также являются грамматическими признаками существительных. (Сделайте записи).
- Задание. «Измени слово».
Демонстрация слайда № 21.
От данных существительных образовать форму множественного числа:
1 группа Параш…т, учительство, пл…нета, ножницы.
2 группа Сп…ртсмен, студенчество, мастер, каникулы.
3 группа Скр…пач, товарищество, п…мидор, ворота.
Проверка
Учитель: Чем необычны некоторые существительные? (Одни имеют только форму множественного числа, другие – только единственного.)
- Беседа о нарицательных именах и собственных.
- Какой признак еще не назван? (нарицательность)
- Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными? Приведите примеры. (Существительные, которые называют однородные предметы, являются нарицательными, а те, которые называют единичные – собственные. Например: город, Донецк)
Распределите данные слова на два столбика ( Какая группа быстрее?)
Демонстрация слайда № 22.
Нарицательные имена существительные | Собственные имена существительные |
Дождь, луна, камыш, волк, Илья Муромец, Байкал, книга, Шарик, человек, Волк, Виктор, Новый год, шарик, Сидоров, «Бородино».
Взаимопроверка.
- Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?
- Кто был внимателен, тот заметил, что несколько слов написано дважды. Почему? (Нарицательные имена существительные иногда переходят в собственные).
Сделайте записи на листочках.
- Таким образом, имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными, у них можно определить род и склонение. Большинство существительных изменяется по числам и падежам.
- Итак, мы повторили, что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает, какими грамматическими признаками обладает. О чем мы еще не говорили? (о синтаксической роли в предложении).
- Обратимся к маршрутному листу урока.
Демонстрация слайда № 23.
- Задание. Прочитайте предложения и определите, какими членами в них являются существительные. Подчеркивания выполняем в раздаточном материале.
1 группа Донецк – столица Донбасса.
2 группа Он отправился на Кавказ.
3 группа Родители купили лодку с мотором.
Прокомментируйте написанное.
Таким образом, в предложении имя существительное может быть любым членом, но чаще всего бывает подлежащим, дополнением и обстоятельством.
Сделайте записи на листочках.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия (выполнение итоговой работы)
Демонстрация слайда № 24.
- Итак, сформулируйте определение имени существительного, пользуясь ключевыми словами на ваших схемах.
1) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает в начальной форме на вопросы кто? что?
2) Имена существительные являются собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными. Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду. Большинство существительных изменяется по числам и падежам.
3) В предложении имя существительное может быть любым членом, но чаще всего бывает подлежащим, дополнением и обстоятельством.
По одному учащемуся от каждой группы.
- Подведем итоги. Какую цель мы ставили вначале? (Повторить ранее изученные сведения об имени существительном: его общее лексическое значение, грамматические признаки, роль в предложении, вспомнить и закрепить умения и навыки по этой теме.)
- Выполнили мы поставленную задачу? (да)
- Оценки за работу на уроке.
V. Домашнее задание.
Демонстрация слайда № 25, 26.
Открываем дневники и записываем домашнее задание.
Теоретический материал параграфа 44, стр. 131 (определение существительного), упражнение 249 (списать слова и словосочетания, вставить пропущенные буквы, обозначив орфограммы, у существительных определить все морфологические признаки, как в классной работе).
РЕЗЕРВ
Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.
Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.
1. Моя начальная форма: ____________________.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);
б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Сегодня я играю роль_____________________
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН №18 ГОРОДА ДОНЕЦКА» |
83086, г. Донецк, ул. Трамвайная, 36а, тел. (062) 337-13-65, e-mail: shkola.don18@yandex.ru Конспект урока русского языка в 6 класса «Имя существительное как часть речи (повторение изученного в 5 классе)» учителя русского языка и литературы Козловской Л. М. г. Донецк 2018 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие по теме "Части речи" (повторение изученного) 4 класс (Vвида)
В настоящее время увеличилось количество учащихся, не справляющихся со школьной программой. Причины трудностей разнообразны. И порой на уровне школьного логопункта преодолеть их бывает невозможн...
"Части речи. Повторение изученного в начальной школе» ( для учащихся 5 класса)
Цели урока:Обобщить известную информацию об изученных частях речи.Выработать умение различать части речи по вопросам и значению.Задачи: 1. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать обще...
Урок русского языка в 6 классе." Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе."
Урок русского языка в 6 классе по теме " Глагол. Повторение изученного в 5 классе." Это первый урок по теме "Глагол"....
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существи...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе"...
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"
Урок предназначен для обучающихся с ОВЗ в 8 классе. Урок обобщения изученного по теме "Имя существительное" с применением мультимедийной презентации и специально разработанных тетрадей...
Урок русского языка в 6 классе. Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.
Цель урока повторить основные морфологические признаки глагола; уметь отличать глагол от других частей речи; научить правильно произносить глаголы,...